Предания Старцев1353
1
Всякий согласится, что тридцатилетний возраст есть начало мужеского возраста, который продолжается до сорокового года; с сорокового же и пятидесятого года начинается уже преклонный возраст, в котором учил наш Господь, – как свидетельствует Евангелие1354 и1355 все старцы, собиравшиеся в Азии около Иоанна, ученика Господня, что им передал это самое Иоанн; а он был с ними до времен Траяна.1356 Некоторые же из них видели не только Иоанна, но и других апостолов, и слышали от них то же самое и свидетельствуют об этом обстоятельстве.1357
Ирин. Лион. ПЕ II, 22, 51358
2
Где1359 же был помещен первый человек? Ясно, что в раю, как написано: «И насадил Бог рай в Эдеме к востоку и поставил там созданного человека» (Быт.2:8). Но оттуда он был низвержен в этот мир за непослушание. Поэтому и говорят пресвитеры, ученики апостольские, что преложенные преложены туда (ибо рай приготовлен для людей праведных и духоносных, в котором и восхищенный [туда] апостол Павел слышал глаголы, несказанные для нас в настоящем [состоянии]1360) и что преложенные пребудут там до скончания [мирa], предначиная нетление.
Ирин. Лион. ПЕ V, 5, 11361
3
При1362 таком положении дела, и когда это число стоит во всех лучших и древних списках [Откровения], и сами лично видевшие Иоанна о том свидетельствуют, и когда разум научает нас, что число имени зверя, сообразно с греческим счислением, по буквам, в нем содержащимся, заключает шестьсот шестьдесят шесть (…), – то я не знаю, каким образом некоторые по неведению своему впали в заблуждение, исказив среднее число имени, отнимая от него пятьдесят и полагая вместо шести десятков один десяток.1363
Ирин. Лион. ПЕ V, 30, 11364
4
Так и пресвитеры, видевшие Иоанна, ученика Господня, сказывали, что они слышали от него, как Господь учил о тех временах и говорил (…)
Ирин. Лион. ПЕ V, 33, 3 (см. выше фрагмент 14)
5
И1365, как говорят пресвитеры, тогда1366 удостоенные небесного пребывания перейдут туда, другие вкусят райское наслаждение, иные будут владеть красотой города, но везде будет видим Спаситель [настолько], насколько достойны будут видящие Его. [2] Кроме того [они говорят], есть различие между обитанием тех, которые принесли плод во сто крат, и тех, которые в шестьдесят, и тех, которые в тридцать крат (ср. Мф.13:8); одни из них будут взяты на небо, другие будут жить в раю, третьи – обитать в городе; и поэтому Господь сказал: «В [жилищах] Отца Моего много обителей» (Ин.14:2). Ибо все [принадлежит] Богу, Который всем дает приличное обитание (…) Таково, по словам пресвитеров, учеников апостольских, распределение и распорядок спасаемых, и чрез такую постепенность они совершенствуются: чрез Духа они восходят к Сыну, а чрез Сына к Отцу, потому что Сын потом передаст Свое дело Отцу, как и апостолом сказано: «Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои» (1Кор.15:25).
Ирин. Лион. ПЕ V, 36, 1–21367
* * *
Перевод с латинского и греч. прот. П.Преображенского, цит. с незначительными уточнениями по изд.: Сочинения св. Иринея, епископа Лионского / Изданы в рус. пер. прот. П.Преображенским. СПб.: И.Л. Тузов, 19002 (М., 1996р).
Греческий подлинник сохранился в «Священных параллелях» Иоанна Дамаскина (SC 153 [Paris, 1969], 62–67).
SC 153, 62–67.
Греческий текст сохранился у Евс. ЦИ V, 8, 5 и в «Священных параллелях» Иоанна Дамаскина.
Т.е., 616; ср. Откр.13:18.
SC 153, 370–373.
Греч. текст отсюда и до многоточия сохранился и приложении к Вопросам св. Анастасия Синаита на Священное Писание, № 74.
Т.е., после появления нового неба и новой земли.
SC 153, 456–461.