Источник

Книга Премудрости Соломоновой

Эта книга называется Премудростью Соломоновой потому, что, как говорят, она написана Соломоном. В ней содержится учение о правде и о том, как узнавать людей злых и добрых, и пророчество о Христе; также о том, что мудрость приобретается великим трудом и усердием; еще говорится о некоторых произведениях природы, об идолах и их делателях, о надеющихся на них и служащих им. Кроме того, здесь находится песнь с исповеданием чудес, совершенных Богом для израильтян перед лицом врагов их. Таково содержание этой книги; а порядок изложения следующий. В начале – побуждение праведника к благочестию и обличение богохульного нечестивца. Не подражай, говорит Премудрый, противникам Христа, которые обречены на смерть. Нечестивые дошли до того, что распяли Господа славы, предпочитая Ему настоящий век, и апостолов гнали и предали смерти. Говорится, что одни будут пренебрегать законом Господним, а другие – повиноваться ему.

И что при всем множестве не почитающих Христа Бог не пощадит их, потому что Бог хранит одного только праведника, верующего во Христа, хотя бы он умер в юности: «Не в долговечности честная старость и не числом лет измеряется» (Прем.4:8). Хотя нечестивый и презирает смерть верующих во Христа, но они избраны Христом. Нечестивые же будут преданы бесславной погибели, и гонители рабов Христовых подвергнутся великому осуждению на суде, увидев славу Христа и их, себя же видя обреченными на мучение. Говорится, что богатство соединяется у нас с гордостью; также о том, какой гнев Божий постигнет не почитающих Христа. Далее увещание начальникам израильским, чтобы они веровали во Христа, или лучше – наставление предстоятелям Вселенской Церкви о том, как они должны управлять после Его отшествия. Говорится, что такое Премудрость – Сын Божий, и как Слово стало плотью и обитало с нами. «Я, – говорит Он, – человек смертный, подобный всем,... вскормлен в пеленах и заботах» (Прем.7:1, 4). О Христе же говорится и далее: от Премудрости Божией я получил ведение всего, «в руке Его и мы и слова наши, и всякое разумение и искусство делания» (Прем.7:16). Потом – какова эта Премудрость, и как она пришла к людям: «Она – одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет, и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков» (Прем.7:27). Эту Премудрость, говорит, я и возлюбил от юности моей и получил от нее все блага телесные и духовные. Познав величие Премудрости, я просил Господа, чтобы мне дан был Дух Святой, просвещающий меня в ней. Он и был послан, чтобы содействовать мне: «Помышления смертных нетверды, и мысли наши ошибочны» (Прем.9:14).

Далее – о делах Премудрости: как она сохранила первозданного человека, от каких зол Бог спасает верующих в Него, и какие подает им блага, например Ною, Аврааму, Лоту, Иакову, Иосифу, израильтянам, которых Он избавил через Моисея от руки египтян; как извел для них воду из камня, и как послал ос на семь народов, впрочем, являя долготерпение, чтобы дать им время для покаяния, а народ свой научить через это быть человеколюбивым.

Затем – о поклоняющихся стихиям, о жабах, осах, мышах, саранче, мошках, змеях; о почитателях идолов, сделанных из золота и серебра, или камней, или дерева; о том, что через древо (Креста) – спасение верующим; о тех, которые делают или украшают идолов; о всяком зле от идолослужения; о нечестивом богослужении и о том, сколько в нем зла; о горшечниках и глиняных идолах; о всех идолах, почитаемых язычниками; о свирепых зверях, змеях, кошках и подобных; о том, что Бог оказал благодеяние израильтянам, послав им вместо жаб коростелей; о том, как Он спас народ Свой от укушения змеями через медного змея, повешенного на кресте, а врагов их истребил змеями и мышами; как Он питал народ ангельской пищей, доставлявшей всякое наслаждение и приспособленной ко всякому вкусу; как Он послал на египтян град с огнем, для истребления идолов; как послал на египтян непроницаемую тьму со всеми ее бедствиями, тогда как святым своим явил свет в Египте и столп огненный в пустыне; как за умерщвление младенцев израильских постигли египтян смерть первенцев и потопление, а для израильтян вместо смерти первенцев даровано спасение кровью агнца; как в пустыне, когда умирали праведники, Аарон умилостивлял Бога молитвами и фимиамом, а когда гибли египтяне в Чермном море, гнев Божий был без милосердия, народ же (израильский) (перешел) необыкновенным путем; о том, что египтяне потерпели все это за ненависть к пришельцам, равно как и содомляне; и о том, что все стихии подчиняются Божественному управлению Христа, Который настраивает их, как Ему угодно, подобно тому, как гусляр настраивает струны гуслей. Таково все содержание книги Премудрости Соломоновой, называемой «сокровищницей всех добродетелей».

* * *

*

Абзацы в тексте расставлены нами – Редакция «Азбуки Веры»


Источник: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1900. Том 6, Книга 2, Обозрение книг Ветхого Завета, с. 608-691.

Комментарии для сайта Cackle