Источник

Послание святого Игнатия к Поликарпу Смирнскому1028

Игнатий Богоносец Поликарпу, епископу Церкви Смирнской, лучше же – состоящему под епископством Бога Отца и Господа Иисуса Христа, желает премного радоваться.

Глава I. Похвала и увещание

Уважая твое благочестивое расположение, утвержденное как бы на неподвижном камне, я преисполнен благодарности к Богу, что удостоился видеть непорочное лицо твое1029, которым желал бы всегда наслаждаться о Боге. Умоляю тебя благодатью, которой облечен ты, ускоряй свое течение и умоляй всех, чтобы спаслись. Блюди место свое1030 со всяким тщанием – плотским и духовным. Старайся о единении, лучше которого нет ничего. Снисходи ко всем, как и к тебе – Господь. Ко всем имей терпение в любви, как ты и поступаешь. Пребывай в непрестанных молитвах. Проси большего разумения, нежели какое имеешь. Бодрствуй, стяжав неусыпный дух. Говори с каждым, как поможет Бог.1031 Носи немощи всех, как совершенный подвижник. Где больше труда, там больше и приобретения.

Глава II. Продолжение увещаний

Если любишь только добрых учеников, еще нет тебе за это благодати; лучше худых покоряй кротостью. Не всякая рана врачуется одним и тем же пластырем; острые боли утишай прохладительными примочками. Во всем будь мудр, как змея, и незлобив, как голубь.1032 Для того ты вместе и телесен и духовен, чтобы ласково принимал и то, что является тебе наружно, но молись, чтобы тебе открыто было и сокровенное1033, дабы не иметь ни в чем недостатка, напротив, с избытком обладать всяким дарованием. Как кормчим нужны ветры или обуреваемому – пристань, так настоящему времени нужен ты для того, чтобы достигнуть Бога. Будь же бдителен, как подвижник Божий. Наградой будет нетление и жизнь вечная, в которой и сам ты уверен. Во всем порукой тебе я и мои узы, которые ты возлюбил.

Глава III. Продолжение

Люди, которые кажутся достойными доверия, а между тем учат иному, не должны смущать тебя. Стой твердо, как наковальня, на которой бьют. Великому борцу свойственно принимать удары и побеждать. Особенно же для Бога мы должны все терпеть, чтобы и Сам Он потерпел нас. Будь еще усерднее, нежели каков теперь. Вникай в обстоятельства времени. Ожидай Того, Кто выше времени, – безвременного, невидимого, бесстрастного, но для нас подвергшегося страданию, все ради нас претерпёвшего.

Глава IV. Продолжение

Вдовицы не должны быть пренебрегаемы. После Господа ты будешь попечителем их. Ничего не должно быть без твоей воли; но и ты ничего не делай без воли Божией, чего, впрочем, ты и не делаешь. Стой твердо! Собрания пусть бывают чаще. Созывай всех до одного. Рабов и рабынь не презирай; но и они пусть не надмеваются, напротив, пусть во славу Божию еще более поработят себя, чтобы получить им от Бога лучшую свободу. Пусть не домогаются получить свободу на общий счет, чтобы не сделаться им рабами страсти.

Глава V. К чему епископ должен увещевать супругов безбрачных и вступающих в брак

Избегай ухищрений1034, а более беседуй о следующих предметах. Сестрам моим внушай, чтобы они любили Господа и были довольны своими сожителями по плоти и по духу. Равным образом и братьям моим заповедуй именем Иисуса Христа, чтоб они любили сожительниц своих, как Господь – Церковь.1035 Кто может в честь Господа плоти1036 пребывать в чистоте, пусть пребывает без тщеславия. Если же станет тщеславиться, то погиб; а если будет почитать себя больше епископа, то пропал совершенно. А те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти. Пусть все будет во славу Божию.

Глава VI. Обязанности христианской паствы

Внимайте епископу, дабы и Бог внимал вам. Я жертва за тех, которые повинуются епископу, пресвитерам и диаконам. И пусть часть моя в Боге будет одинаковая с ними. Вместе подвизайтесь, вместе совершайте путь свой, вместе терпите, вместе успокаивайтесь, вместе вставайте, как Божии домостроители и домочадцы и слуги. Благоугождайте Тому, для Кого воинствуете вы, от Кого и получаете содержание. Пусть никто из вас не будет перебежчиком. Крещение пусть остается с вами1037, как щит, вера – как шлем, любовь – как копье, терпение – как полное вооружение. Взносом вашим пусть будут дела ваши, чтобы после получить вам следующую вам прибыль. Итак, будьте долготерпеливы друг к другу с кротостью, как и Бог (долготерпелив) к вам. Всегда желал бы я быть с вами.

Глава VII. Отправьте посла к антиохийским христианам по случаю восстановления мира

Так как мне стало известно, что Церковь Антиохийская в Сирии по молитвам вашим наслаждается миром, то и я в Божией беспечальности стал благодушнее, только бы прийти мне к Богу чрез страдание, дабы в воскресении явиться мне вашим учеником. Тебе, богоблаженнейший Поликарп, надобно созвать боголепнейший совет и избрать кого-нибудь особенно вам любезного и усердного человека, который мог бы назваться Божиим послом; ему поручить, чтобы, отправившись в Сирию, он прославил там неослабную любовь вашу к славе Божией. Христианин не имеет над собой власти, он принадлежит Богу.1038 А это дело Божие и ваше, когда вы исполните его. Ибо я уверен в благодати Божией, что мы готовы на всякое доброе дело Божие. Посему-то, зная ваше согласие с истиной, я и предложил вам наставление в кратком послании.

Глава VIII. Пусть и другие Церкви отправят в Антиохию послов или письма. Приветствия

Так как я по причине внезапного по воле начальства отплытия из Троады в Неаполь не мог написать ко всем Церквам, то к ближайшим Церквам напишешь ты, как знающий волю Божию, чтобы и они сделали то же самое. Кто может, послали бы нарочных, а другие отправили бы письма чрез посланных тобой, чтобы прославиться вам бессмертным делом, как ты и достоин того. Приветствую всех поименно и жену Епитропа со всем ее домом и детьми. Приветствую возлюбленного моего Аттала. Приветствую того, кто удостоится быть отправленным в Сирию. Да будет всегда благодать с ним и с посылающим его Поликарпом! Желаю вам всегда укрепляться о Боге нашем Иисусе Христе. Пребывайте чрез Него в единении с Богом и епископом.1039 Приветствую Алку, вожделенное мне имя. Укрепляйтесь о Господе.

* * *

1028

Перед отбытием из Троады в Неаполь (в Македонии) святой Игнатий написал послание к епископу Смирнскому Поликарпу; оно от начала до конца есть пастырское наставление, особенно посвященное обязанностям епископа и паствы. Сирийский перевод его сохранился в двух кодексах; он содержит в себе только шесть глав по греческому тексту и только две мысли из остальных.

1029

Т.е., в бытность Игнатия в Смирне на пути в Рим.

1030

Т.е., епископский сан.

1031

По чтению Дресселя: κατὰ βοήθειαν.

1033

Т.е., в людях, их тайные наклонности и пороки.

1034

Гефеле относит это к ложным учениям, ересям. Ульхорн разумеет здесь хитрости словесного искусства, коих Игнатий советует Поликарпу избегать, внушая говорить просто о предметах нижеперечисленных.

1036

Т.е., Того, Коему принадлежат наши тела, как члены. Иные предлагают чтение: в честь плоти Господней.

1037

Игнатий так выражается, намекая на дезертиров, которые бросали оружие.

1038

Игнатий здесь намекает на обычай римских воинов отдавать свою добычу на хранение при знаменах (depositum), после чего они получали при дележе ее известную часть (accepta) (Вохер).

1039

Вместо ἐπισκοπρῇ [это чтение оставлено в современных изданиях SC и LHH] Дроссель и Гефеле на основании некоторых кодексов пространного текста и армянского перевода предпочитают чтение ἐπίσκοπον.


Источник: Писания мужей апостольских : [сборник] / [предисл., пер. с древнегреч., латин. и примеч. протоиер. Петра Преображенского ; сост., общ. ред., введ., пер. с древнегреч. и латин., предисл., коммент., библиогр. и указ. А. Г. Дунаева и др.]. - [Изд. 2-е, перераб. и доп. Воспр. изд. 1895 г. с доп.]. - Москва : Издательский совет Русской православной церкви, 2008. – 670 с. (Творения святых отцов и учителей церкви). ISBN 5-94625-059-0

Комментарии для сайта Cackle