Святоотеческая письменность

Источник

Содержание

Введение Тематическое содержание предметного модуля Тема 1. Введение в изучение предмета Тема 2. Доникейский период Тема 3. Золотой век святоотеческой письменности (IV- первая половина V вв.) Тема 4. Святые отцы V-VIII вв. (окончание эпохи Вселенских Соборов) Тема 5. Святоотеческая письменность IX-XV вв. (Средне- и поздневизантийский период) Литература по модулю Методические рекомендации по реализации учебной программы Основные виды занятий и методы обучения, используемые при обучении и их Аттестация  

 

Введение

Курс предназначен для учащихся факультета дополнительного образования ПСТГУ и разработан в соответствии с концепцией программы «Теология». Этот краткий курс в его очной форме читается по одногодичной (двухсеместровой) программе. В предлагаемой программе унифицировано содержание учебного материала очной, заочной и дистанционной форм обучения. Курс носит обзорный характер. Предметный модуль призван познакомить слушателя с наукой «Патрология». Обучение по модулю должно познакомить слушателей с жизнеописаниями (житиями) и творениями (некоторыми в первоисточниках) Отцов и учителей Церкви с I по XV вв.

Слушатели должны составить общее представление об основных тенденциях и закономерностях развития святоотеческой традиции, о догматических, аскетических, нравственных, апологетических и экзегетических взглядах древних отцов Церкви (до XV в.). Обучение должно продемонстрировать взаимосвязь содержания курса с предметными модулями «Православное вероучение» и «История христианской Церкви», а также целым рядом других дисциплин науки «Теология». Обучение должно продемонстрировать место и значение святоотеческого наследия в Православном Предании, как одной из его важнейших форм. При изучении святоотеческого наследия слушателями курса предполагается их активная работа с источниками.

Цель курса – знакомство с наследием Святых Отцов древней Церкви, как одной из важнейших форм Священного Предания.

Задачи курса

· знакомство слушателей курса с жизнеописаниями (житиями) Отцов и учителей Церкви с I по XV вв.;

· знакомство с хронологически последовательной историей развития древнецерковной письменности;

· знакомство с творениями древних Святых Отцов и учителей Церкви;

· знакомство с догматическими, аскетическими, нравственными, апологетическими взглядами древних Отцов Церкви (до XV в.);

· знакомство со святоотеческой богословской терминологией;

· знакомство со святоотеческими принципами толкования Священного Писания;

· понимание уникального значения святоотеческой письменности в жизни Церкви;

· раскрытие богатства святоотеческой мысли, ее единства и многообразия;

· знакомство с основными тенденциями и закономерностями развития святоотеческой традиции;

· усвоение специфики каждого из периодов истории древнецерковной письменности;

· знакомство с наиболее выдающимися памятниками святоотеческой письменности, их содержательный богословский анализ.

Обучение должно продемонстрировать взаимосвязь содержания курса с предметными модулями «Православное вероучение» и «История христианской Церкви», а также «Священное Писание Ветхого Завета» и «Священное Писание Нового Завета» – в области принципов и способов святоотеческой экзегезы Библейского Откровения.

Тематическое содержание предметного модуля

Тема 1. Введение в изучение предмета.

Тема 2. Доникейский период.

Тема 3. Золотой век святоотеческой письменности (IV- первая половина V вв.).

Тема 4. Святые отцы V-VIII вв. (Окончание эпохи Вселенских Соборов).

Тема 5. Святоотеческая письменность IX-XV вв. (Средне- и поздневизантийский период).

Тема 1. Введение в изучение предмета

1. Понятие патрологии. Различие между терминами «патрология» и «патристика». Задачи и цели этой дисциплины. Святоотеческое наследие как одна из форм Священного Предания. Понятия «Святые Отцы», «учители Церкви». «Согласие Отцов». Частные богословские мнения Святых Отцов. Краткая история патрологической науки (XVI-XX вв.).

Литература

Сидоров А. И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности Любое издание..

Столяров А. А. Патрология и патристика. М., 2001.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое «патрология»?

2. Чем отличаются друг от друга патрология и патристика?

3. Кого мы называем Святыми Отцами? Кого учителями Церкви? Во все ли эпохи эти понятия трактовались одинаково?

4. Почему мы называем святоотеческое наследие одной из форм Священного Предания?

5. Что такое «согласие Отцов»?

6. Чем принципиальным образом отличаются друг от друга ересь и частное богословское мнение?

7. Каковы заслуги перед патрологической наукой блаж. Иеронима? Свт. Фотия? Аббата Миня?

8. Какими исследованиями в области патрологии занимались до революции российские высшие духовные школы? Каждая из них?

9. Назовите ведущих российских патрологов 19 и 20 столетий.

Тема 2. Доникейский период

2.1. «Апостольские мужи». Общая характеристика начального периода святоотеческой письменности. Связь авторов этого периода с Апостолами. Внутрицерковная направленность и проблематика этих произведений. Особенности языка и стиля.

Литература.

Сидоров А. И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности. Любое издание.

Киприан (Керн), архим. Патрология. Любое издание.

Вопросы для самопроверки.

1. В чем особенности периода мужей апостольских? Охарактеризуйте этих писателей в целом. Почему они так именуются?

2. В чем основная проблематика и направленность творений мужей апостольских?

2.1.1.«Дидахе».

Литература.

Сидоров А. И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности. Любое издание.

Киприан (Керн), архим. Патрология. Любое издание.

«Дидахе».

Вопросы для самопроверки

1. Каковы основные темы и учение этого произведения?

2. О каких «двух путях» здесь говорится?

2.1.2. Сщмч. Климент Римский (канонические, экклесиологические, нравственные и литургические темы 1 Послания к Коринфянам).

Литература.

Сидоров А. И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности. Любое издание.

Киприан (Керн), архим. Патрология. Любое издание.

Климент Римский, свщмч. 1 Послание к Коринфянам.

Вопросы для самопроверки.

1. Охарактеризуйте содержание и основные темы этого произведения?

2. Какие отрывки из этого Послания более всего напоминают вам содержание Посланий апостола Павла?

2.1.3. Сщмч. Игнатий Антиохийский (христология, борьба с докетизмом, экклесиология, учение о мученичестве, учение о Таинствах).

Литература.

Сидоров А. И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности. Любое издание.

Киприан (Керн), архим. Патрология. Любое издание.

Сщмч. Игнатий. Послание к Римлянам. Любое издание.

Вопросы для самопроверки.

1. Кратко охарактеризуйте содержание и основные темы посланий сщмч. Игнатия.

2. Что такое докетизм? Каковы доводы сщмч. Игнатия против докетов?

3. Что пишет о смысле мученичества сщмч. Игнатий?

2.1.4. «Пастырь» Ерма (характер, символическое и богословское содержание памятника; жанр апокалипсиса).

Литература.

Сидоров А. И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности. Любое издание..

Киприан (Керн), архим. Патрология. Любое издание.

«Пастырь» Ерма.

Вопросы для самопроверки.

1. На какие части делится это произведение? Охарактеризуйте смысл и содержание каждой из них.

2. В каких символических образах на страницах «Пастыря» является Церковь?

3. Почему это произведение принято относить к жанру апокалипсисов?

2.2. Греческие апологеты. Причины появления апологий. Адресаты апологий. Важнейшие темы апологий. Отношение апологетов к языческой культуре и философии. Особенности богословия: субординатизм, учение о рождении Сына в связи с творением мира, хилиазм.

Литература.

Сидоров А. И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности. Любое издание.

Киприан (Керн), архим. Патрология. Любое издание.

Вопросы для самопроверки.

1. С какими противниками приходилось полемизировать раннехристианским апологетам? Охарактеризуйте этих противников христианства.

2. Что такое жанр апологии?

3. Что такое субординатизм? Хилиазм?

2.2.1.Св. Иустин Мученик (учение о Троице, о Логосе, ангелология, отношение к языческой культуре, полемика с иудаизмом, свидетельства о раннехристианском богослужении).

Литература.

Сидоров А. И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности. Любое издание.

Киприан (Керн), архим. Патрология. Любое издание.

Св. Иустин Мученик. Первая апология.

Вопросы для самопроверки.

1. Охарактеризуйте отношение св. Иустина к языческой философии и культуре в целом.

2. Каково было учение св. Иустина о Троице? Каковы свойственные большинству раннехристианских апологетов неточности в этом учении?

3. Охарактеризуйте учение св. Иустина о Логосе?

2.2.2.Татиан (учение о Троице, о Логосе, отношение к языческой культуре).

Литература.

Сидоров А. И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности. Любое издание.

Киприан (Керн), архим. Патрология. Любое издание.

Татиан. Речь против эллинов.

Вопросы для самопроверки.

1. Охарактеризуйте отношение Татиана к языческой философии и культуре в целом, сопоставьте его с учением по этому вопросу св. Иустина.

2. Каково было учение Татиана о Троице? О Логосе?

2.3. Западные христианские писатели П-Ш вв.

2.3.1.Св. Ириней Лионский. Полемика с гностицизмом. Священное Писание и Священное Предание. Богослужение.

Литература.

Мейендорф И, прот. Введение в святоотеческое богословие. Любое издание.

Попов И. В. Патрология. Краткий курс. М., 2003.

Сщмч. Ириней Лионский. Доказательство апостольской проповеди.

Вопросы для самопроверки.

1. Что такое гностицизм? Чем гностическое еретическое сознание было в первую очередь враждебно христианству?

2. Охарактеризуйте учение сщмч. Иринея о Предании и Писании. Как соотносятся в его богословской системе эти два явления? Какое из них первично по времени своего происхождения?

3. Охарактеризуйте учение сщмч. Иринея о Евхаристии.

2.3.2. Тертуллиан. Апологетические произведения Тертуллиана. Триадология. Специфика понимания взаимоотношений Церкви и языческой культуры. Особенности экклезиологии. Этические воззрения.

Литература.

Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Любое издание.

Киприан (Керн), архим. Патрология. Любое издание.

Фокин А.Р. Латинская патрология. М., 2005.

Тертуллиан. О плоти Христа.

Вопросы для самопроверки.

1. Как закончил дни своей земной жизни Тертуллиан?

2. Охарактеризуйте триадологическое учение Тертуллиана.

3. Охарактеризуйте его экклезиологию.

4. Охарактеризуйте его этику.

5. Какие «крылатые» богословские высказывания Тертуллиана вы помните?

6. Что общего в учении Тертуллиана и в философии стоиков?

2.3.3. Св. Киприан Карфагенский. Экклезиология сщмч. Киприана в связи с проблемой расколов.

Литература.

Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Любое издание.

Фокин А.Р.. Латинская патрология. М., 2005.

Сщмч. Киприан Карфагенский. О единстве Церкви.

Вопросы для самопроверки.

1. Охарактеризуйте экклезиологическое учение свщмч. Киприана.

2.4. Александрийская школа во П-Ш вв. Александрийская школа и ее основатели. Методы александрийской экзегезы.

Литература.

Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Любое издание.

Вопросы для самопроверки.

1. Каковы были характерные особенности подхода к догматическому учению в области христологии и к толкованию Священного Писания в Александрийской школе?

2. Опишите основные существующие методы православной экзегезы.

2.4.1. Ориген. Положительные и отрицательные аспекты богословия Оригена. Опыт построения систематического богословия. Экзегетические труды Оригена; аллегоризм. Триадология, космология, антропология, христология, эсхатология (апокатастасис), учение о молитве и мученичестве. Оригенизм и влияние Оригена в последующие века. Осуждение Оригена соборными определениями.

Литература.

Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Любое издание.

Попов И.В. Патрология. Краткий курс. М., 2003.

Ориген. Увещание к мученичеству Любое издание.

Вопросы для самопроверки.

1. Охарактеризуйте основные положительные аспекты учения Оригена.

2. В каком произведении Оригена сделана первая в истории древнецерковной письменности попытка построения систематического богословия? Охарактеризуйте это произведение.

3. За какие свои суждения и мнения Ориген был осужден Церковью как еретик?

4. Когда и при каких обстоятельствах произошло общецерковное осуждение Оригена?

5. Какое влияние оказало богословие Оригена на последующих Святых Отцов и церковных писателей?

Тема 3. Золотой век святоотеческой письменности (IV- первая половина V вв.)

3.1. Восточые отцы IVVee. «Золотой век»; эпоха триадологических и начала христологических споров.

Литература.

Флоровский Г., прот. Восточные Отцы IV столетия. Любое издание.

Вопросы для самопроверки.

1. Кратко охарактеризуйте особенности и наиболее значимые черты в богословии и в святоотеческом наследии этого периода.

3.1.1. Свт. Афанасий Александрийский. Антиарианская полемика: триадология, учение о творении, учение о грехопадении, христология, сотериология. Агиографический труд свт. Афанасия.

Литература.

Флоровский Г., прот. Восточные Отцы IV столетия. Любое издание.

Афанасий Великий (Александрийский) // Православная энциклопедия.

Попов И.В. Патрология. Краткий курс. М., 2003.

Свт. Афанасий Великий. Слово о Воплощении Бога Слова.

Вопросы для самопроверки.

1. Что такое арианство? Охарактеризуйте это учение.

2. Что означает в триадологии свт. Афанасия термин «единосущие»?

3. Какие творения свт. Афанасия вы знаете?

4. Что означает в богословии свт. Афанасия выражение: «вхождение Слова во вселеную»?

5. Охарактеризуйте учение свт. Афанасия об обожении. Учение какого другого, более древнего, чем свт. Афанасий, Святого Отца оно вам напоминает? Почему?

6. Каков главный агиографический труд свт. Афанасия? Каково его содержание?

3.1.2. Свт. Василий Великий. Учение о богопознании. Учение о Св. Троице и особенности учения о Св. Духе; полемика с арианством. Богословская терминология. Космология святителя Василия. Толкование Священного Писания. Св. Василий о Св. Предании и литургической жизни Церкви. Свт. Василий как автор уставов и канонов. Суждения свт. Василия об искусстве и языческой образованности.

Литература.

Флоровский Г., прот. Восточные Отцы IV столетия. Любое издание.

Василий Великий // Православная энциклопедия.

Попов И.В. Патрология. Краткий курс. М., 2003.

Свт. Василий Великий. На слова «внемли себе».

Вопросы для самопроверки.

1. Охарактеризуйте учение свт. Василия о сотворении мира. Какой из методов толкования Священного Писания он в основном использует в своем «Шестодневе»?

2. Какие произведения свт. Василия вы знаете? Кратко охарактеризуйте их.

3. Что говорит свт. Василий о сотворении Богом ангелов?

4. В чем особенность апологетического подхода свт. Василия к защите учения о Божестве Св. Духа?

5. Каковы основные доводы свт. Василия в его полемике с арианством?

6. Каково значение и содержание основных богословских терминов свт. Василия?

7. Какие канонические определения и мнения свт. Василия, принятые полнотой Православной Церкви, вы знаете?

3.1.3. Свт. Григорий Богослов. Учение о Св. Троице; полемика с арианством. Богопознание. Раскрытие православной христологии и сотериологии в полемике с Аполлинарием.

Литература.

Флоровский Г., прот. Восточные Отцы IV столетия. Любое издание.

Григорий Богослов // Православная энциклопедия.

Попов И.В. Патрология. Краткий курс. М., 2003.

Свт. Григорий Богослов. Слово на Пасху.

Вопросы для самопроверки.

1. Какие ипостасные свойства Лиц Пресвятой Троицы называет свт. Григорий? Чем его формулировки отличаются здесь от формулировок свт. Василия?

2. Охарактеризуйте значение богословских терминов «природа», «сущность», «лицо», «ипостась» в учении свт. Григория Богослова.

3. Каково учение свт. Григория о богопозании?

4. Приведите основные аргументы свт. Григория в его христологической полемике против Аполлинария.

5. Какова была роль свт. Григория в работе II Вселенского собора?

3.1.4. Св. Григорий Нисский. Триадология, полемика с арианством. Космология, христология, сотериология. Восхождение на гору богопознания и образ Моисея: мистическое богословие. Аллегорическое толкование «Песни Песней». Учение об именах. Антропология по труду «Об устроении человека». «Большое огласительное слово». Особенности эсхатологии.

Литература.

Флоровский Г., прот. Восточные Отцы IV столетия. Любое издание.

Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Любое издание.

Григорий Нисский // Православная энциклопедия.

Попов И.В. Патрология. Краткий курс. М., 2003.

Свт. Григорий Нисский. О жизни Моисея Законодателя.

Вопросы для самопроверки.

1. Какие ипостасные свойства Лиц Пресвятой Троицы называет свт. Григорий Нисский? Чем его формулировки отличаются здесь от формулировок свт. Василия и свт. Григория Богослова?

2. Как свт. Григорий обосновывает единство Лиц Пресвятой Троицы?

3. Охарактеризуйте мистическое богословие свт. Григория. В каких творениях свт. Григория это учение выражено ярче всего?

4. Каково значение разделения Богом человеческого рода на полы с точки зрения свт. Григория?

5. Каково учение свт. Григория об апокатастасисе?

6. Охарактеризуйте творение свт. Григория «Большое огласительное слово».

3.1.5. Свт. Иоанн Златоуст. Пастырская деятельность. Учение о богопознании, о Церкви, о Таинствах. Методы толкования Св. Писания.

Литература.

Флоровский Г., прот. Восточные Отцы IV столетия. Любое издание.

Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Любое издание.

Свт. Иоанн Златоуст. Слова о священстве 1 – 3.

Вопросы для самопроверки.

1. Какие Евангелия истолковал свт. Иоанн Златоуст? Какими методами он пользовался в своей экзегезе?

2. Охарактеризуйте учение свт. Иоанна о богопознании, о Церкви и о Таинствах..

3.1.6. Свт. Кирилл Александрийский. Полемика с Несторием. Специфика христологии Кирилла. Учение о Таинствах. Учение об обожении. Экзегетические труды.

Литература.

Протоиерей Георгий Флоровский. Византийские Отцы V-VIII столетий. Любое издание.

Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Любое издание.

Свт. Кирилл Александрийский. 12 глав против Нестория. Изъяснение 12 глав.

Вопросы для самопроверки.

1. Какие произведения были написаны свт. Кириллом в его полемике с Несторием и его единомышленниками? Охарактеризуйте эти произведения.

2. Дайте характеристику христологии свт. Кирилла.

3. Что такое «взаимообщение свойств»?

4. Что говорит свт. Кирилл о значении Евхаристии?

5. Охарактеризуйте основные подходы и принципы истолкования свт. Кириллом ветхозаветных книг и Евангелия от Иоанна.

6. Каково было учение свт. Кирилла об обожении? В чем его своеобразие?

3.1.7. Блаж. Феодорит Кирский. Полемика со свт. Кириллом. Христология; богословская позиция во время несторианских споров и во время борьбы с монофизитством. Толкование Священного Писания. Блаж. Феодорит как церковный историк.

Литература.

Протоиерей Георгий Флоровский. Византийские Отцы V-VIII столетий Любое издание..

Блаж. Феодорит. Слово о любви // История боголюбцев.

Вопросы для самопроверки.

1. Как относился бл. Феодорит к личности Нестория? Свт. Кирилла Александрийского? Почему?

2. Охарактеризуйте христологическую позицию бл. Феодорита? Связано ли его противостояние учению свт. Кирилла лишь с недопониманием значения богословских терминов у Кирилла или с его собственными принципиальными заблуждениями в христологическом учении?

3. Как проявил себя блаж. Феодорит в годы противостояния Православия и монофизитства? Какова его роль в работе IV Вселенского собора?

4. Охарактеризуйте сочинение блаж. Феодорита «История боголюбцев».

3.2. Отцы-подвижники IVV вв.

3.2.1. Зарождение монашества, его формы.

Литература.

Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М.: Паломник, 1998.

У истоков культуры святости: памятники древнецерковной аскетической и монашеской письменности / Вступительная статья, переводы и комментарии профессора, доктора церковной истории А. И. Сидорова. М., 2002.

Вопросы для самопроверки.

1. Какие вы знаете формы монашеской жизни, подвига? Кто являлся основателями различных путей монашеского делания?

3.2.2. Преп. Антоний и Пахомий – основоположники египетского монашества. Вопрос о подлинности творений св. Антония.

Литература.

Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М.: Паломник, 1998.

У истоков культуры святости: памятники древнецерковной аскетической и монашеской письменности / Вступительная статья, переводы и комментарии профессора, доктора церковной истории А. И. Сидорова. М., 2002.

Вопросы для самопроверки.

1. Какова роль препп. Антония и Пахомия в сложении традиции монашеского жития, подвига?

3.2.3. Преп. Макарий Египетский. Проблематика «Макарьевского корпуса» и новые находки. Преп. Макарий и мессалианство. Духовная брань по мысли преп. Макария. Сотериология. Учение об обожении.

Литература.

Макарий Египетский, преп. Творения. Серия: «Библиотека Отцов и учителей Церкви», т. 10. М., 2002. [Вступительная статья А. И. Сидорова].

Попов И.В. Патрология. Краткий курс. М., 2003.

Прп. Макарий Египетский. Великое послание.

Вопросы для самопроверки.

1. Каковы аргументы сторонников и противников мнения о подлинности сочинений преподобного Макария?

2. Что такое мессалианство? В чем принципиальные отличия от этого учения богословия и аскетики преподобного Макария?

3. Охарактеризуйте учение преп. Макария о вселении Святого Духа в человека.

4. Каково учение преподобного Макария о сердце?

5. Каково учение преподобного Макария о подвижничестве?

3.3. Западные отцы IV-первой половины V в.

3.3.1. Блаж. Августин. Его место в православном богословии. Триадология. Учение о творении. Полемика с манихеями и пелагианами. Антропология и учение о грехопадении. Специфика учения о свободной воле, предопределении и первородном грехе. Эсхатологическое учение.

Литература.

Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Любое издание.

Августин // Православная энциклопедия.

Бл. Августин. Энхиридион Лаврентию.

Вопросы для самопроверки.

1. Каково значение наследия блаж. Августина в святоотеческом Предании?

2. Каков был жизненный путь блаж. Августина к обращению ко Христу?

3. Охарактеризуйте триадологическое учение блаж. Августина? Как он трактовал образ ипостасного исхождения Св. Духа?

4. Охарактеризуйте космологическое и антропологическое учение блаж. Августина.

5. Какую позицию занимал блаж. Августин в антипелагианских спорах? Каково различие в учении блаж. Августина о свободе воле в его ранний и поздний периоды творчества?

6. Охарактеризуйте учение блаж. Августина о «двух градах».

Тема 4. Святые отцы V-VIII вв. (окончание эпохи Вселенских Соборов)

4. Эпоха окончания христологических споров.

Литература.

Флоровский Г., прот. Византийские Отцы V – VIII столетий. Любое издание.

Вопросы для самопроверки.

1. Охарактеризуйте основные христологические ереси этого периода.

2. Каковы причины возникновения монофилитства?

3. Почему иконоборчество принято называть христологической ересью?

4.1. «Ареопагитский корпус». Вопрос происхождения памятника. Катафатическое и апофатическое богословие. Мистическое богословие, учение об обожении. Небесная и церковная иерархия. Учение о Церкви и о Таинствах. Проблема происхождения зла. Христология. Дионисий и неоплатонизм. Схолии.

Литература.

Флоровский Г., прот. Византийские Отцы V – VIII столетий. Любое издание.

Ареопагитики // Православная энциклопедия.

Псевдо-Дионисий. О Церковной иерархии; гл. 1 – 3.

Вопросы для самопроверки.

1. Охарактеризуйте проблему происхождения памятника? Каковы основные аргументы против его принадлежности историческому Дионисию Ареопагиту, жившему в I веке?

2. Каков состав корпуса? Охарактеризуйте входящие в него произведения?

3. Можем ли мы называть этот памятник святоотеческим и авторитетным для церковного Предания?

4. Как соотносятся содержание Ареопагитского корпуса и учение неоплатоников?

5. Что такое апофатическое и катафатическое богословие? Как это сторона церковного учения отражена в Ареопагитиках?

6. Охарактеризуйте учение Ареопагитик о происхождении зла.

7. Охарактеризуйте учение Ареопагитик о Небесной и Церковной иерархии. Кто стоит во главе этих иерархий?

8. Охарактеризуйте христологическое учение Ареопагитик.

4.2. Леонтий Византийский и Леонтий Иерусалимский. Вклад в христологию.

Литература.

Флоровский Г., прот. Византийские Отцы V – VIII столетий. Любое издание.

Алоиз Грильмайер. Христос в христианском Предании (главы о Леонтии Византийском и Леонтии Иерсусалимском) // Леонтий Византийский. Сборник исследований. М., 2006.

Вопросы для самопроверки.

1. Каковы отличия понимания термина «воипостасное» в христологии этих двух богословов?

4.3. Св. Император Юстиниан. Полемика с монофизитами и несторианами. Пятый Вселенский Собор и осуждение Оригена.

Литература.

Мейендорф И., прот. Иисус Христос в восточном Православном Богословии. М., 2000. Глава «Бог пострадал во плоти».

Асмус В., прот. История Церкви (курс лекций). Любое издание.

Вопросы для самопроверки.

1. Каков вклад св. Юстиниана в православную христологию?

2. Каков вклад св. Юстиниана в дело осуждения оригенизма?

4.4. Прп. Иоанн Лествичник. Его место в аскетической традиции.

Литература.

Флоровский Г., прот. Византийские Отцы V – VIII столетий. Любое издание.

Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. Слова 1, 7, 27, 30.

Вопросы для самопроверки.

1. Почему книга преп. Иоанна называется «Лествица».

2. Каковы основные темы этой книги?

4.5. Авва Дорофей. Его место в аскетической традиции.

Литература.

Дорофей, авва // Православная энциклопедия

Авва Дорофей. Поучение 4. О страхе Божием.

Вопросы для самопроверки.

1. Охарактеризуйте основные темы аскетического учения аввы Дорофея.

2. Какие вы знаете виды страха Божия по учению аввы Дорофея?

4.6. Прп. Максим Исповедник. «Богословский синтез». Космология, учение о «логосе» и «тропосе», антропология. Христология. Полемика с монофелитами. Сотериология. Эсхатология. Толкования Св. Писания и Литургии.

Литература.

Флоровский Г., прот. Византийские Отцы V – VIII столетий. Любое издание.

Епифанович, С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996.

Прп. Максим Исповедник. Главы о любви.

Вопросы для самопроверки.

1. Охарактеризуйте жизненный путь преподобного Максима.

2. Какие творения преподобного Максима вы знаете? Охарактеризуйте их содержание.

3. Каково антропологическое учение преподобного Максима? К чему призван Творцом человек?

4. Охарактеризуйте учение преподобного Максима о «пяти делениях».

5. Что такое «логос» и «тропос» по учению преподобного Максима?

6. Каковы основные доводы преп. Максима в его полемике с монофизитами?

7. Что такое «природная воля» и «гномическая воля»?

8. Охарактеризуйте эсхатологическое учение преп. Макисма.

4.7. Прп. Исаак Сирин. Особенности аскетического богословия.

Литература.

Флоровский Г., прот. Византийские Отцы V – VIII столетий. Любое издание.

Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слова 16 («О чистой молитве»), 18 («О видении естества бесплотных»), 21 («О разных предметах»).

Вопросы для самопроверки.

1. Какие проблемы связаны с атрибуцией авторства произведений преп. Исаака?

2. Кратко охарактеризуйте основные богословские и аскетические идеи в наследии преп. Исаака.

3. Что означает утверждение преп. Исаака, что грешники бывают мучимы Божественной любовью?

4.8. Прп. Иоанн Дамаскин. Опыт систематического изложения богословия. Космология, антропология. Иконология преп. Иоанна. Учение о Таинствах. Св. Иоанн как полемист и песнописец.

Литература.

Флоровский Г., прот. Византийские Отцы V – VIII столетий. Любое издание.

Преподобный Иоанн Дамаскин. Слово на Преображение.

Вопросы для самопроверки.

1. Какие догматические и философские творения преподобного Иоанна вы знаете? Охарактеризуйте их?

2. Автором каких гимнографических творений был преп. Иоанн Дамаскин?

3. Охарактеризуйте космологическое и антропологическое учение преп. Иоанна?

4. Каковы основные аргументы преп. Иоанна в защиту иконопочитания?

5. Охарактеризуйте основные богословские и экзегетические идеи Слова на Преображение преп. Иоанна Дамаскина.

4.9. Преп. Феодор Студит. Иконология.

Литература.

Шенборн Кристоф. Икона Христа.М.: Христианская Россия., 1999.

Преп. Феодор Студит. Третье опровержение иконоборцев.

Вопросы для самопроверки.

1. Что по учению преп. Феодора изображается на иконе: 1) Человеческая природа Христа; 2) Его Божественная природа; 3) обе Его природы; 4) Его Ипостась? Обоснуйте свой ответ на основании творений преп. Феодора.

2. Каковы основные аргументы преп. Феодора Студита в защиту иконопочитания?

Тема 5. Святоотеческая письменность IX-XV вв. (Средне- и поздневизантийский период)

5.1. Свт. Фотий Константинопольский. Полемика с латинянами об исхождении Св. Духа. Патриарх Фотий как ученый-энциклопедист, экзегет и проповедник.

Литература.

Свт. Фотий Константинопольский. Окружное послание Любое издание..

Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Любое издание.

Вопросы для самопроверки.

1. Каковы основные аргументы свт. Фотия против западного учения о «филиокве»?

5.2. Преп. Симеон Новый Богослов. «Богословие духовного опыта»: синтез тайнозрения, аскетики и этики.

Литература.

Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Любое издание.

Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов. Любое издание.

Прп. Симеон Новый Богослов. Деятельные и богословские главы.

Вопросы для самопроверки.

1. При каких обстоятельствах преп. Симеон обратился ко Христу? Кто повлиял на его решение принять монашество?

2. Охарактеризуйте основные особенности мистического богословия преп. Симеона.

3. Каково учение преп. Симеона о Духе Святом?

4. Каково учение преп. Симеона о молитве?

5.3. Свт. Григорий Палама. Его роль в исихастских спорах. Понятие «исихазм» в связи с учением свт. Григория. Учение о Божественной сущности и Божественных энергиях. Учение о Святом Духе. Космология, антропология, учение об обожении.

Литература.

Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Любое издание.

Давыденков О., свящ. Догматическое богословие. Любое издание.

Свт. Григорий Палама. Гомилии 34 и 35 на Преображение.

Вопросы для самопроверки.

1. Какие творения свт. Григория Паламы вы знаете? Охарактеризуйте их.

2. Охарактеризуйте учение Варлаама Калабрийского.

3. Что такое «фаворский свет» по учению свт. Григория Паламы?

4. Охарактеризуйте учение свт. Григорий о Божественной сущности и Божественных энергиях? Не вносит ли это учение идею сложности в бытие Божие? Почему?

5. Чему мы можем быть причастны в Боге? Обоснуйте свой ответ на основании учения свт. Григория?

6. Охарактеризуйте космологическое и антропологическое учение свт. Григория Паламы.

5.4. Св. Николай Кавасила как представитель «лаического исихазма». Богословие таинств. Христоцентризм.

Литература.

Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Любое издание.

Св. Николай Кавасила. Семь слов о жизни во Христе. Слова 1, 4 Любое издание..

Вопросы для самопроверки.

1. Что означает утверждение: св. Николай Кавасила был представителем лаического богословия?

2. Назовите и охарактеризуйте основные творения св. Николая Кавасилы.

3. Почему мы именуем богословие св. Николая христоцентричным?

4. Что такое Таинство по учению св. Николая Кавасилы?

5.5. Свт. Марк Ефесский. Борьба за православие против Флорентийской унии. Богословские доводы против различных сторон католического учения. Свт. Марк как богослов исихастской традиции.

Литература.

Амвросий (Погодин), архим. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. М., 1994.

Вопросы для самопроверки.

1. Охарактеризуйте жизненный путь св. Марка.

2. Охарактеризуйте основные возражения и аргументы св. Марка против католического вероучения.

Литература по модулю

Список литературы

Основная

1. Сидоров А. И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности (любое издание).

2. Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие (любое издание).

3. Флоровский Г., прот. Восточные Отцы IV века (любое издание)..

4. Флоровский Г., прот. Восточные (византийские) Отцы V – VIII веков (любое издание).

Древнехристианские тексты для изучения на семинарах

1. «Дидахе».

2. Сщмч. Климент Римский. 1 Послание к Коринфянам.

3. Сщмч. Игнатий. Послание к Римлянам.

4. «Пастырь» Ерма.

5. Св. Иустин Мученик. Первая апология.

6. Татиан. Речь против эллинов.

7. Сщмч. Ириней Лионский. Доказательство апостольской проповеди.

8. Тертуллиан. О плоти Христа.

9. Сщмч. Киприан Карфагенский. О единстве Церкви.

10. Ориген. Увещание к мученичеству.

11. Свт. Афанасий Великий. Слово о Воплощении Бога Слова.

12. Свт. Василий Великий. На слова «внемли себе».

13. Свт. Григорий Богослов. Слово на Пасху.

14. Свт. Григорий Нисский. О жизни Моисея Законодателя.

15. Свт. Иоанн Златоуст. Слова о священстве 1 – 3.

16. Свт. Кирилл Александрийский. 12 глав против Нестория, Изъяснение 12 глав.

17. Блаж. Феодорит. Слово о любви // История боголюбцев.

18. Прп. Макарий Египетский. Великое послание.

19. Блаж. Августин. Энхиридион Лаврентию.

20. Псевдо-Дионисий. О Церковной иерархии гл. 1 – 3.

21. Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. Слова 1, 7, 27, 30.

22. Авва Дорофей. Поучение 4. О страхе Божием.

23. Прп. Максим Исповедник. Главы о любви.

24. Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слова 16 (О чистой молитве), 18 (О видении естества бесплотных), 21 (О разных предметах).

25. Прп. Иоанн Дамаскин. Слово на Преображение.

26. Прп. Феодор Студит. Третье опровержение иконоборцев.

27. Свт. Фотий Константинопольский. Окружное послание.

28. Прп. Симеон Новый Богослов. Деятельные и богословские главы.

29. Свт. Григорий Палама. Гомилии 34 и 35 на Преображение.

30. Св. Николай Кавасила. Семь слов о жизни во Христе. Слова 1, 4.

Дополнительная:

1. Столяров А. А. Патрология и патристика. М., 2001.

2. Киприан (Керн), архим. Патрология (любое издание).

3. Попов И.В. Патрология. Краткий курс. М., 2003.

4. Фокин А.Р. Латинская патрология. М., 2005.

5. Киприан (Керн), архим. Антропология святителя Григория Паламы (любое издание).

6. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М.: Паломник, 1998

7. У истоков культуры святости: памятники древнецерковной аскетической и монашеской письменности / Вступительная статья, переводы и комментарии профессора, доктора церковной истории А. И. Сидорова. М., 2002.

8. Макарий Египетский, преп. Творения. Серия: «Библиотека Отцов и учителей Церкви», т. 10. М., 2002. [Вступительная статья А. И. Сидорова].

9. Грильмайер Алоиз. Христос в христианском Предании (главы о Леонтии Византийском и Леонтии Иерсусалимском) // Леонтий Византийский. Сборник исследований. М., 2006.

10. Мейендорф И., прот. Иисус Христос в восточном Православном Богословии. М., 2000.

11. Асмус В., прот. История Церкви (курс лекций). Любое издание.

12. Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996.

13. Шенборн Кристоф. Икона Христа.М.: Христианская Россия., 1999.

14. Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов (любое издание).

15. Давыденков О., свящ. Догматическое богословие (любое издание).

16. Амвросий (Погодин), архим. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. М., 1994.

17. Афанасий Великий (Александрийский) // Православная энциклопедия.

18. Василий Великий // Православная энциклопедия.

19. Григорий Богослов // Православная энциклопедия.

20. Августин // Православная энциклопедия.

21. Ареопагитики // Православная энциклопедия.

22. Дорофей, авва // Православная энциклопедия

Комментарии к списку литературы

К сожалению, на сегодняшний день нет исчерпывающего учебного пособия на русском языке по предмету «Святоотеческая письменность». В качестве основных пособий студентам предлагаются 4 книги:

Сидоров А. И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности (любое издание).

Прот. Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие (любое издание).

Прот Георгий Флоровский. Восточные Отцы IV века (любое издание).

Прот. Георгий. Флоровский. Восточные (византийские) Отцы V – VIII веков (любое издание).

Впрочем и эти книги не содержат всего необходимого материала по курсу и студентам придется неизбежно обращаться к дополнительной литературе.

Для изучения на семинарах студентам предлагается ряд святоотеческих оригинальных текстов. Большинство из них неоднократно переиздавались на русском языке и легко доступны в библиотеках. Практически все они обнаруживаются и в библиотеках православных интернет-сайтов.

Методические рекомендации по реализации учебной программы.

Методические рекомендации по изучению модуля и организации самостоятельной работы.

Для успешного освоения курса «Святоотеческая письменность» следует правильно организовать свой труд.

1. В первую очередь следует познакомиться с содержанием основных пособий по курсу, в которых содержится вся необходимая основная информация по предмету. В случае затруднений в понимании содержания пособий, следует прояснить неясные слушателю курса вопросы в диалоге с преподавателем во время учебных занятий.

2. Следует также обязательно ознакомиться с содержанием ряда святоотеческих произведений и иных книг из списка дополнительной литературы (по возможности). Важнейшие из них указаны в литературе по каждой теме.

3. Дополнительная литература должна привлекаться только после освоения основной.

4. Для адекватного восприятия содержания курса следует обязательно обобщать и проверять восприятие пройденного материала с помощью ответов на предлагаемые в данных учебно-методических материалах вопросы для самопроверки. Следует помнить, что некоторые из них имеют отчасти «провокационный» характер и могут не иметь положительного ответа.

5. Для успешного освоения курса следует постоянно обращаться к содержанию уже изученных ранее модулей программы «Теология» – «Священное Писание Ветхого Завета», «Священное Писание Нового Завета», «Православное вероучение», «История христианской Церкви».

6. При самостоятельном изучении курса (в рамках заочной формы обучения) рекомендуется следующий порядок работы:

· изучить раздел учебных пособий и рекомендуемую литературу

· проверить свои знания по вопросам для самопроверки

· написать конспект ответа на соответствующий экзаменационный вопрос.

Контрольную работу рекомендуется готовить после изучения основного материала курса.

Методические рекомендации для преподавателя.

Прежде всего, следует напомнить, что предлагаемый курс носит обзорный и краткий характер. Вместе с тем, обучение по модулю должно познакомить слушателей с важнейшими жизнеописаниями (житиями) и творениями (некоторыми в первоисточниках) Отцов и учителей Церкви с I по XV вв. Слушатели должны составить общее представление об основных тенденциях и закономерностях развития святоотеческой традиции, о догматических, аскетических, нравственных, апологетических и экзегетических взглядах древних отцов Церкви (до XV в.). Обучение должно продемонстрировать взаимосвязь содержания курса с предметными модулями «Православное вероучение» и «История христианской Церкви» а также целым рядом других дисциплин науки «Теология». Обучение должно продемонстрировать место и значение святоотеческого наследия в Православном Предании, как одной из его важнейших форм.

При подготовке к проведению лекций и семинаров следует обязательно учитывать не только содержание тематических планов и списков литературы, но и вопросов для самопроверки, предлагаемых студентам. На занятиях (в ходе изложения материала, и в неявной форме) должны быть даны ответы на все эти вопросы. Следует также прояснить все термины и основные понятия курса.

В рамках изучения курса предполагается написание проработка на семинарах содержания оригинальных святоотеческих текстов. Здесь предполагается активный совместный анализ богословского смысла этих текстов в форме диалога преподавателя и студентов. Очень важным для преподавателя здесь является не «засушить» данную беседу, но наоборот – привить слушателям курса интерес и любовь к святоотеческому наследию.

Основные виды занятий и методы обучения, используемые при обучении и их назначение

Основыми видами занятий по данному модулю являются лекции и семинары.

Древнехристианские тексты, рекомендуемые для изучения на семинарах, представлены в разделе «Список литературы».

Аттестация

Содержание аттестации.

На аттестации проверяется знание содержания курса в объеме данной учебной программы. Основное внимание уделяется:

1) Знанию слушателем жизнеописаний, основных произведений и богословских взглядов древних Святых Отцов и учителей Церкви.

2) Способности слушателя выделять и анализировать богословскую составляющую изученного наследия древних Святых Отцов, оригинальных святоотеческих текстов, корректно пользоваться богословской терминологией.

3) Способности слушателя отличать традиционные православные тексты от спорных, инославных и еретических, навыку проанализировать и оспорить такие чуждые Православному Преданию с помощью идей святоотеческого учения.

4) Пониманию слушателем основных принципов святоотеческого истолкования Священного Писания.

5) Знанию слушателем основных особенностей святоотеческого аскетического и нравственного учения.

Способ проведения аттестации.

Аттестация для вечерней формы обучения:

· промежуточная аттестация поводится по результатам обсуждения святоотеческих текстов на семинарах;

· итоговая аттестация проводится в форме экзамена. Экзаменационные вопросы должны полностью соответствовать тематическому плану курса; их формулировки не должны выходить за пределы его содержания.

Аттестация для заочной формы обучения проводится в форме экзамена. Условием допуска к экзамену является положительная оценка за контрольную работу.

Аттестация при дистанционной форме обучения осуществляется на основании текущих оценок и результатов итогового тестирования.

Критерии оценивания.

Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если уровень знаний слушателя не превышает объема минимальных требований к освоению курса.

Оценка «хорошо» ставится в том случае, если слушатель изложил материал билета с некоторыми недочетами, ответил на часть дополнительных вопросов.

Оценка «отлично» ставится, если слушатель продемонстрировал умение легко ориентироваться в материале курса; ответил на все дополнительные вопросы.

Минимальные требования к уровню освоения предметного модуля

1. Знакомство с содержанием основных учебных пособий.

2. Понимание значения основных терминов и понятий курса.

3. Знание основных фактов житий древних Святых Отцов, названий их произведений (с краткой характеристикой этих произведений),

4. Умение определить принадлежность того или иного Святого Отца к определенной богословской традиции, иногда – школе.

5. Знание основных особенностей учения каждого из изучаемых в курсе древних святых Отцов и учителей Церкви.

6. Умение отличить православные мнения от еретических и способность привести святоотеческие возражения еретическим суждениям на основании изученных в курсе святоотеческих текстов, пособий – книг и статей.

Примерные экзаменационные вопросы

1. Общая характеристика особенностей богословия доникейского периода.

2. «Дидахи». Особенности памятника; его значение.

3. Экклезиология св. Климента Римского.

4. Осмысление мученичества св. Игнатием Богоносцем.

5. Христология св. Игнатия Богоносца в полемике с гностиками.

6. Этика и экклезиология «Пастыря» Ермы.

7. Раннехристианские апологеты Афиногор и Феофил Антиохийский. Место христианина в мире по «Посланию к Диогнету».

8. Обвинения в адрес христиан и ответ на эти обвинения в ранних апологиях.

9. Св. Иустин Мученик и его отношение к эллинской философии.

10. «Речь против эллинов» Татиана – специфика отношения к языческой культуре.

11. Возникновение и особенности Александрийской богословской школы. Сравнение с Антиохийской школой.

12. Ориген. Жизнь. Принципы толкования Священного Писания.

13. Место Оригена в православном богословии.

14. Отношение к Оригену последующих церковных писателей и отцов Церкви.

15. Основные черты богословия в IV в.

16. Св. Афанасий Великий. Житие. Основные «направления» его богословской мысли.

17. Аргументы св. Афанасия против ариан.

18. Роль Каппадокийцев в формировании православного учения о Св. Троице.

19. Полемика Каппадойкийцев с арианами.

20. Свт. Василий Великий. Фитие. Космология. Учение о Предании.

21. Свт. Григорий Богослов. Житие. Учение о Богопознании.

22. Полемика свт. Григория Богослова с Аполлинарием.

23. Прп. Исаак Сирин: экзегетические и аскетические произведения.

24. Свт. Григорий Нисский. Житие. Антропология. Эсхатология.

25. Содержание «О жизни Моисея» свт. Григория Нисского. Мистическое богословие.

26. Место св. Августина в православном Предании. Особенности его богословия.

27. Свт. Иоанн Златоуст. Житие. Особенности экзегетического метода. Особенности учения.

28. Свт. Кирилл Александрийский. Житие. Полемика с Несторием. Христология.

29. Монашество в 4 и 5 вв.

30. Прп. Макарий Египетский и «корпус Макарианум».

31. Состав и происхождение «Ареопагитского корпуса».

32. Учение Ареопагитик о путях богопознания. Учение об иерархии.

33. Прп. Максим Исповедник. Житие. Учение о человеке. Понятие «обожения».

34. Прп. Максим Исповедник и монофелитский спор. Учение прп. Максима о двух волях и энергиях во Христе.

35. Прп. Иоанн Дамаскин: опыт систематического богословия.

36. Аргументы в пользу иконопочитания у прпп. Иоанна Дамаскина и Феодора Студита.

37. Богословская деятельность свт. Фотия Константинопольского.

38. Евхаристия и богообщение в жизни прп. Симеона Нового Богослова.

39. Основная проблематика исихастских споров.

40. Таинственное богословие в трудах св. Николая Кавасилы.

41. Свщмч. Ириней Лионский: полемика с гностицизмом; церковное предание.

42. «Сущность» и «энергия» в богословии свт. Григория Паламы.


Источник: Святоотеческая письменность. Агиология. Нравственное богословие / П.Ю. Малков, Г.В. Егоров. - Москва : Изд. ПСТГУ, 2020. - 61, 2 с. (Теология. Вып. 5). / П.Ю. Малков Святоотеческая письменность.

Комментарии для сайта Cackle