Ответы вопрошающему о Единоверии78
Предуведомление ответов
Святой апостол Павел в первом послании к Коринфянам (зач.152) глаголет верующим: вы есте тело Христово и уди от части. На сии Апостольские слова св. Златоуст в толковании (беседа 32-я) пишет: «Что же есть еже от части? Елико в вас мощно, и елико лет от вас создатися части. Понеже бо рече тело; все же тело бе не еже в Коринфянех церквах, но еже везде по вселенней. Сего ради рече: от части, сиречь, яко церковь, яже в вас, часть есть повсюду лежащие церкви и тела всяческими состоящагося церквами. Темже не токмо с собою, но и со всею сущею по вселенней церковию мир имейте, да бысте были праведна, аще есте уди всего тела». Из приведенных слов св. апостола Павла, по толкованию св. Златоуста, явствует, что каждая поместная церковь, имущая самостоятельных епископов на свое управление, как-то Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская, и каждая самостоятельная, имущая епископов, подобно Коринфской, может называться телом Христовым: вы есте тело Христово; а по отношению ко всей вселенской церкви таковые церкви суть члены ее и уди от части. Есть еще церкви так именуемые приходские, в малых градах и в селах, управляемые местным епископом чрез посланных им пресвитеров, по свидетельству толкования на 55-е правило св. Апостол: «теми (презвитерами) церковное правление содевает епископ», и 39-го Апостольского правила: «без воли своего епископа презвитери, или диакони да не творят ничтоже». Таковы суть и монастыри, обители иноческие, которым 4-е правило 4го вселенского в Халкидоне собора повелевает быть под правлением епископа. Хотя некоторые обители имеют и некоторые особые уставы, как у нас Соловецкий монастырь, Кириллов и др., но все одинаково суть удове целого тела церкви. Таковы же суть и церкви единоверческие, как состоящие под правлением православного местного епископа, и сущие удове или члены всея вселенские церкве православные, хотя и содержат некоторые свои особые обряды. И посему о единоверческой церкви судить и делать вопросы особо от вселенской церкви не только неосновательно, но и несправедливо.
Этого общего замечания было бы достаточно в ответ на все нижеследующие вопросы о единоверии, предложенные старообрядцем; но мы рассмотрим и каждый в отдельности, исходя в решении их из этого общего положения, что каждая единоверческая церковь, управляемая местным Грекороссийской церкви епископом чрез поставленного им священника, есть часть вселенские православно-кофолические церкви.
Вопрос 1-й
Единоверческая церковь основана Христом ли Спасителем или Платоном митрополитом?
Ответ.
Господь Иисус Христос, обещая создать церковь свою, тогда же обещал и сохранить ю от врат адовых не одоленною: созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Матф. зач.67). Апостол Павел об основании святой церкви пишет: Основания иного никтоже положити может паче лежащаго, еже есть Иисус Христос (Кор. зач.128). И сам Христос Господь глаголет о Себе: Аз есмь лоза истинная, и Отец мой делатель есть... Будите во Мне, и Аз в вас; якоже розга не может плода творити о себе, аще не будет на лозе, тако и вы, аще во Мне не пребудете. Аз есмь лоза, вы же рождие; иже будет во Мне и Аз в нем, той сотворит плод мног: яко без Мене не можете творити ничесоже. Аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, якоже розга, и изсышет: и собирают ю, и во огнь влагают, и сгарает (Иоан. зач. 50). Симеон Солунский о преемстве иерархии от Христа, во главе 78, пишет: «Яко источник священства Христос и из Онаго, чрез преемников Того благодати, предочествуется. От божественных убо оных рук и уст вземше благословение, и вдуновение, и хиротонию, и благодать, чрез от Оного священным по преемству благодати священствуемии приемлем, и источник нам благодати Христос, иже убо и действует вся во всех». Дозде Симеон Солунский.
Итак, из вышеприведенных свидетельств несомненно явствует, что Иисус Христос есть создатель, и основание и корень святыя Своея церкве, и благодать Св. Духа на священнодействие, по преемству, во святой церкви от Оного святых рук и уст истекает. Благодать сию по преемству имеют начальные пастыри, то есть епископы церкви восточной Грекороссийской, и от них преподается оная низшим степеням священства. От сих епископов, имущих Апостольское преемство, получают таинство хиротонии и единоверческие священники; по их повелению единоверческие священники, согласно 39 правилу св. Апостол, вся священная действуют, и посему единоверческие церкви, как и все приходские, суть члены, или частные церкви, оные вселенския церкве, а не составляют в своей совокупности какую-либо особую отдельную церковь. Итак, единоверческой церкви священники, по преемству, чрез епископов и Апостолов, от самого Христа получают благодать на священнодействие и своему священству имут основание Христа, а посему и самая церковь единоверческая, в коей они священнодействуют, как часть церкви вселенской, имеет своим основанием Христа Спасителя. А Платон митрополит не был и не может быть называем основанием или корнем единоверческой церкви: как получивший по преемству от самого Христа благодать хиротонии, он только поставил первых священников для московской единоверческой церкви. Называть митрополита Платона основателем и первоначинателем единоверческой церкви тем более несправедливо, что единоверческие церкви, и даже монастыри, получили свое начало ранее митрополита Платона, в 1784 г., когда с разрешения Святейшего Синода одним из православных епископов были поставлены для присоединяющихся к церкви старообрядцев священники, ныне именуемые единоверческими, т.е. получившие разрешение служить по старопечатным книгам (см. о сем в Очерке Единоверия, изд. Тим. Верховского). И даже при патриархе Никоне, ранее собора 1667 г., можно усматривать следы того, что принято ныне называть единоверием: ибо патр. Никон разрешал, даже в Успенском соборе, употреблять старые обряды (см. Материалы для ист. раск. т.1, стр. 157, 162–163). Митрополит Платон получил особую известность в истории единоверия только потому, что им были рассмотрены условия, или пункты, с соблюдением которых изъявили готовность присоединиться к церкви многие московские старообрядцы; но и сии условия или пункты были потом рассмотрены и утверждены Святейшим Синодом и предержащею властью, и только тогда уже сделались общим руководством для епархиальных епископов при открытии в их епархиях единоверческих церквей, или приходов. Посему и с 1800 года существующие единоверческие церкви получили свое начало не от митрополита Платона, а от Святейшего Синода, т.е. от высшего священноначалия православной российской церкви, а чрез него от самих Апостолов и от Христа. Итак, единоверческую церковь несправедливо именовать Платоновскою.
Напротив, старообрядческую церковь, управляемую Австрийскою иерархией, которая не имеет от Христа преемственного последования, а имеет свое преемство только от Амвросия, справедливо называть церковью Амвросиевскою. Ибо тому, кто сказал бы, что и Австрийская иерархия имеет преемство от Христа чрез Константинопольского патриарха, мы ответим: Амвросий не по воле Константинопольского патриарха поступил в Белую-Криницу, но бежал от своего патриарха и прервал общение с ним, а вместе и с церковью вселенскою, поругавшись притом и самому таинству миропомазания, в ней полученному. Прервав же общение с своим патриархом и со всею православною церковью, он не сохранил преемства иерархии, не пребыл во Христе, к которому восходит сие преемство, и подлежит прещению слов Христовых: аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, якоже розга, и изсышет: и собирают ю, и во огнь влагают и сгарает (зач. 50). О сем и Василий Великий в 1-м правиле пишет: «Кафары суть из числа раскольников; однако угодно было древним, как-то Киприану и нашему Фирмилиану, единому определению подчинити всех: кафаров, енкратитов, идропаростатов и апотактитов. Ибо хотя начало отступления произошло чрез раскол, но отступившие от церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа, ибо оскудело преподание благодати, потому что пресекалось законное преемство» (См. Ник. Черн. слово 63 и Книгу правил). Вот как согласно Евангельскому выше приведенному изречению рассуждали древние: «ибо оскудело преподание благодати», потому что пресеклось законное преемство. По сему Евангельскому словеси и святых отец учению, Амвросий, как пресекший законное преемство, оскудел преподанием благодати. И по тому же 1-му правилу Василия Великого о раскольниках, Амвросий и от него идущие мнимосвященные лица, как «отторгшиеся (от законного преемства), не имеют власти ни крестить, ни рукополагать, и не могут преподать другим благодать Св. Духа, от которой сами отпали». Единоверческая же церковь никаких сему подобных недостатков в себе не имеет.
Скажут, что единоверческую церковь можно называть Платоновскою за некоторые обряды, содержимые единоверием? Но если единоверческую церковь можно называть Платоновскою за содержание некоторых обрядов, которые притом не митрополитом Платоном и изобретены: то по сему можно было бы называть и вселенскую церковь Иоанно-Дамаскинскою за составленные Дамаскиным каноны и стихиры, принятые церковью, особенно же за составление литургий можно было бы называть Васильевскою или Златоустовскою. Но как сие было бы несправедливо, так же несправедливо и единоверческую церковь называть Платоновскою за содержание некоторых особых обрядов, им дозволенных, – и даже не им, а всем священноначалием Грекороссийской церкви.
Вопрос 2-й
Единоверческая церковь начало своего бытия от Христа ли Спасителя имеет или с 1800 г., то есть существовала ли она до 1800 г.?
Ответ.
Вопрос этот имеет сходство с предыдущим, посему отвеченное на предыдущий, первый, вопрос служит ответом и на сей, второй. Единоверческая церковь находится под пасением православных пастырей восточной Грекороссийской церкви, имущей преемственное священство от Апостолов, и имеет от нее посылаемых священников; посему не есть отдельная от нее церковь. И так как архипастыри ее имеют преемство чрез Апостолов от самого Христа, то и церковь единоверческая имеет начало бытия своего от Христа Спасителя, а не с 1800-го года. И если, как мы сказали в первом ответе, несправедливо было бы вселенскую церковь за некоторые каноны, сотворенные св. Дамаскиным, называть Дамаскинскою, или за литургии Василия Великого и св. Златоуста называть Василиевскою, Златоустовскою, то столь же несправедливо было бы вести начало вселенской церкви от лет Василия Великого, или Иоанна Златоуста, или Дамаскина. Подобно сему несправедливо и начало единоверческой церкви, за содержание ею некоторых особых обрядов, относить к 1880 году, или к 1784-му, когда явились первые единоверческие церкви.
Но об Австрийской иерархии справедливо сказать, что начало своего бытия она имеет с 1846-го года: ибо она свое преемственное бытие начала с оного 1846 года, от Амвросия, а не преемственно ведет свое начало от Христа Спасителя.
Вопрос 3-й
На святом ли Евангелии она основана или на условиях 16-ти пунктов, по контракту с Платоном митрополитом?
Ответ.
Присоединяющиеся из именуемых старообрядцев ко святой восточной Грекороссийской церкви на правилах единоверия предварительно должны рассмотреть и увериться: первое, что Грекороссийская церковь ни в чем не погрешила против Евангельского и Апостольского учения, и против определений вселенских соборов о догматах веры; второе, что она имеет, согласно обетованию Господню, другопреемственную, непресекаемую, трехчинную иерархию, и посему на ней сбывается обетование Христа Спасителя, содержащееся в Евангелии: созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей. Итак, находящиеся в соединении с церковью на правилах единоверия имеют своим основанием Евангельское и Апостольское учение и семи вселенских соборов определения. А 16-ть пунктов, называемые правилами единоверия, ни в чем не нарушают Евангельского и Апостольского учения, и нимало оного не касаются. Писатель вопросов, за сделанное единоверцам снисхождение в обрядах, называет их присоединившимися по контракту с митр. Платоном; но в таком случае и присоединявшихся ко св. церкви духоборцев, коим свв. Василий Великий и Григорий Богослов сделали уступку – не требовать от них произношения о Святом Духе слова: Бог (Василия Великого послание 110, к тарским презвитерам; Большой соборник: Григория Богослова на св. Пятидесятницу ст. 9 и 10), он также не назовет ли присоединявшимися по контракту с свв. Василием Великим и Григорием Богословом?
Напротив, именуемая старообрядческая церковь, не имея другопреемственного от Христа епископского чина, а следственно и совершения таинства священства, по сему самому не на святом Евангелии и не на Евангельском обетовании основана. Притом же, в противность Божественному откровению и определениям семи вселенских соборов, коими заповедается к догматам веры ничего не прибавлять и ничего от них не убавлять, старообрядцы некоторые обряды почли за догматы веры и из-за них, как из-за догматов веры, отделились от вселенской церкви: сие служит новым свидетельством, что их общество утверждается не на Евангельском, Апостольском и святоотеческом основании.
Вопрос 4-й
Единоверческая церковь должна существовать до скончания ли века или до времени коего?
Ответ.
Единоверческая церковь имеет священство от Грекороссийской церкви, и есть часть, или член сей церкви, или что тоже, восточной вселенской церкви. А сия церковь имеет другопреемственную, непресецаемую иерархию от Христа Спасителя, и по неложному его словеси: созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей, просуществовав неодоленною уже две почти тысячи лет, имеет полную веру и надежду, что будет существовать до второго Христова пришествия. Посему и единоверческая церковь, как часть вселенской, исповедует веру в церковь, долженствующую существовать до скончания века.
Напротив, именуемая старообрядческая церковь, как не имеющая другопреемственной от Христа иерархии, но возникшая с 1846-го года от Амвросия, значит не насажденная Христом Спасителем, не может иметь надежды на вечное существование, ибо сам Христос свидетельствует: всяк сад, егоже не насади Отец Мой небесный, искоренится (от Матф. зач.61).
А содержание св. церковью тех или других обрядов, и допускаемое в них изменение не продолжают и не сокращают существования св. церкви. История церкви показывает, что обряды изменялись и упразднялись правилами и временем забывались (См. о сем Лаодикийского собора правила 11 и 19; шестого вселенского собора правила 12, 16, 29 и 101), а церковь продолжала существовать неизменно: ясно, что прекращение и изменение некоторых обрядов на существование церкви в ее неизменном устройстве никакого влияния не имело и не имеет. Также и дополнение или умножение обрядовых действий, чинов и песнопений, каковое было в церкви при св. Иоанне Дамаскине и прочих св. песнописцах, составивших целые книги – Триоди и Октаи, уже после семи вселенских соборов (См. книгу о вере гл.16 л.136), не составляло существенной необходимости для дальнейшего существования св. церкви: ибо она и до этих обрядовых пополнений была существующею во всей полноте Богом данного ей устройства, а сии обрядовые пополнения служили только к ее украшению.
Вопрос 5-й
Если до скончания века, то как следует понимать о словах заключительных зиждителя церкви единоверия, Платона митр., сказанных о единоверцах, что они со временем Богом просветятся и в неразнственное приидут согласие с господствующею церковью?
Ответ.
Выше, в ответах первом и втором, мы уже показали, что несправедливо основателем единоверия называть митрополита Платона, ибо митр. Платон не был основателем иерархии, но только святителем по преемству от Христа получившим благодать хиротонии.
Старообрядец спрашивает: как понимать слова митр. Платона, что присоединяющиеся на правилах единоверия «приидут в неразнственное согласие со св.церковью»? Слова сии имеют тот смысл, что бывшие старообрядцы, соединившись с церковью на правилах единоверия, оставят прежние неправильные понятия о обрядах и будут мудрствовать согласно с св. церковью, – мудрствовать, что обряды не составляют догматов веры, но подлежат распоряжению церковному, а потому будут иметь с церковью твердую связь и единство, защищая ее православие и ее власть в распоряжении обрядов.
Этим они действительно отличаются от раскольников, не могущих уразуметь различия между догматами веры и обрядами, почитающих обряды за неизменяемые догматы веры, из-за них разделяющихся от «св. церкви и впадающих в грех раскола.
Вопрос 6-й
В настоящее время единоверцы просветились ли по словам митр. Платона или чем еще не дошли полного просвещения?
Ответ.
Апостол Павел в послании к Ефесянам, в зачале 224-м, сказует: и той (Христос) дал есть овы убо Апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители, к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова, дóндеже достигнем вси в соединение веры и познание Сына Божия, в мужа совершена, в меру возраста исполнения Христова. Из сих слов Апостола видно, что Христом даны святой Его церкви чины иерархии, пастыри и учители, в созидание тела Христова, в достижение соединения веры, – чтобы неверные пришли в познание Сына Божия, верные достигли в совершение меры возраста исполнения Христова, а времени тому достижению Апостол не полагает: посему для достижения сей цели верующие всегда должны находиться в повиновении учрежденной от Христа и по преемству от Него существующей иерархии. А именуемый старообрядец, в противность учению Апостола, требует ограничить временем оное достижение верных в соединение веры и в мужа совершена, в меру возраста исполнения Христова, – спрашивает: достигли ли единоверцы полного просвещения? Значит он проповедует прекращение повиновения уставленной от Христа и преемственно от Него существующей иерархии. Не есть ли это противление слову Божию и восстание против Христа, давшего чины иерархии: Апостолы и их преемники пастыри и учители?
А если старообрядец разумеет здесь собственно те слова м. Платона о единоверцах, что они «просветятся и приидут в неразнственное согласие со святою церковью», которые привел в предыдущем вопросе, то мы уже объяснили смысл сих слов, касающийся обрядов, и на каждом истинном единоверце они без сомнения исполняются.
Вопрос 7-й
В первые века христианства было ли когда единоверие подобное, т.е. присоединялись ли когда-либо к св. церкви еретики, язычники и идолопоклонники по контракту на условиях, подобно единоверцам?
Ответ.
В первые века не было и слуху, чтобы разделяться из-за обрядов от единства церкви, как то делают ныне именуемые старообрядцы. Только один Виктор папа римский, во втором столетии, не за догматы веры, но из-за средних вещей, делал разделение с прочими церквами, за что и укоряем был мужами апостольскими, как, например, святым Иринеем (Феатрон, век 2-й). И еще поступили так же неокесарийцы, которых за сие укоряет св. Василий Великий (Василия Вел. послание к неокесарийским духовнослужителям 204). Напротив, различие обрядов в первые века христианства не делало разделения между верующими. Так сначала веры иудеям уступлено было обрезание и хранение закона (Деян. зач.45 и 46). И присоединение иудеев к церкви Христовой, с уступкой для них соблюдения некоторых обрядовых установлений Моисеева закона, не было присоединением по контракту, точно так же, как не по контракту присоединяются к православной церкви единоверцы: ибо в учении или догматах веры они себе никакой уступки не выговаривают, но во всем мудрствуют и исповедуют согласно с церковью; различие же в некоторых обрядах, как мы выше показали, и в древности не нарушало единства церкви Христовой.
Вопрос 8-й
Договаривались ли присоединяющиеся ко св. церкви так, как договаривались единоверцы 5-м пунктом с Платоном митр., чтобы им не сообщаться в молитве, к ним не ходить и к себе не допущать, по силе каковых правил или событий? – покажите нам от св. писания (и) истории.
Ответ.
В древней церкви верующие от иудей с верующими от язык не сообщались в ядении и питии, как это можно видеть из послания ап. Павла к Галатам (зач. 262), и Апостолы, особенно Иаков, а также Петр, Варнава, снисходили им в этом; но это снисхождение к веровавшим от иудей не унижало св. апостола Иакова, брата Господня, и не вредило спасению самих веровавших из иудей. Посему вотще негодует именуемый старообрядец на снисхождение, первоначально оказанное церковью единоверцам, в виду их немощи, принятием 5-го пункта, который теперь уже и не исполняется, как вообще правила единоверия во многом исправлены церковною властью и самими единоверцами в действительном их применении.
Вопрос 9-й
Единоверцы девятым пунктом договорились, чтобы их священников и самих их благословлял его преосвященство двуперстным перстосложением, а не иначе, то по каким правилам они решились поучать овцы верховного пастыря, и почему не соглашались получать именословное, что они во оном заключали, – погрешность или ересь?
Ответ.
Великие учители церковные, всецело пекшиеся о спасении душ человеческих, Василий Великий и Григорий Богослов, еще прежде предъявления каких-либо требований желающими присоединиться к православию от ереси, сами измышляли, какие можно сделать им уступки, чтобы угладить им путь к присоединению: так они присоединяющимся от духоборцев сделали даже столь великое снисхождение, что дозволили им не употреблять о Духе Святом наименования: Бог, лишь бы только они не именовали Его тварию. Если бы тогда были подобные нынешним именуемым старообрядцам ревнители, усвояющие великое значение даже тому или иному сложению перстов на благословение, то, пожалуй, сказали бы и святителям Василию Великому и Григорию Богослову, – зачем они делают столь важное снисхождение духоборцам! Но православные христиане, бывшие под пасением сих великих святителей, были рассудительны и повиновались снисходительному рассуждению своих пастырей. Старообрядец же хочет поставить в вину единоверцам и православным пастырям то, что первые, по привычке к употребляемому ими перстосложению, пожелали, чтобы православные архипастыри благословляли их двуперстно, а последние снизошли на их желание, и снизошли тем охотнее, что и двуперстное сложение, понимаемое в его истинном значении и употребляемое по благословению церкви, признают нимало не противным православию.
Вопрос 10-й
В договоре – контракте единоверцев с Платоном митр. сынам великороссийской церкви в церкви единоверческой кроме смертного случая (не дозволено приобщаться) и притом же, где нет церкви православной и священника, а единоверцам дозволено без всякого затруднения в церкви великороссийской (приобщаться): то почему же, спрашивается, сыну православной церкви в церкви единоверческой (нельзя) приобщаться ихними тайнами, – на том ли основании, что не может быть сущего тела и крови Христовой весьма в церкви единоверческой или почему иному? и единоверцу почему же можно без всякого затруднения, по какому примеру это сделано и на основании каких правил? покажите от св. Писания, а не голословно.
Ответ.
Карфагенского собора 81-е правило (а в кн. правил 91-е), повелевает епископу, от чужого предела инока поставльшему во игумена, не сообщаться с прочими епископами, но только «во своей ему церкви да служит и со своими людьми да приобщается». Теперь скажи ты, мудрый вопроситель, почему сообщение епископа, т.е. сослужение с прочими православными епископами, возбранено сему епископу, тогда как служение в своей церкви и приобщение с своими людьми дозволено? Если его служение с прочими епископами вредит самому совершению таинства, то как оно не вредит таинству, когда совершается «в своей ему церкви», и для его паствы есть спасительно? Ясно, что св. собор уставил сие, не имея в виду различия в силе и действенности таинства, а только во исправление епископа. Так точно и правило единоверия (ныне, впрочем, неисполняемое), на которое указывается в настоящем вопросе старообрядца, вовсе не указывает на различия силы таинства, совершаемого в православной и единоверческой церкви. Что св. таинства, совершаемые в единоверческой церкви, признаются тождественными и одинаково спасительными, как и таинства, совершаемые в православной церкви, это видно и из самого 11-го пункта правил единоверия, коим дозволяется православному в крайнем случае «приобщаться св. тайн» у священника единоверческого, чего ни в каком случае не было бы дозволено, если бы таинства, совершаемые сим священником, не считались действительными. Да и может ли православная церковь считать недействительными таинства, совершаемые священником, поставленным от православного епископа и находящегося в неразрывном с ним общении? Точнее и определеннее говорится о сем в постановлениях бывшего в Казани 1885 г. собрания православных епископов79.
Заключение.
Итак, достопочтенный именуемый старообрядец, не зная, в чем обвинить св. православную вселенскую церковь, не имея возможности обвинить ее ни в преступлении Евангельских и Апостольских преданий, ни в нарушении определений вселенских соборов о догматах веры, решился напасть на единоверие, которое во вселенской церкви есть точию частная, по подобию приходских, церковь. Но и здесь справедливых обвинений представить не мог, как показали мы в ответах на его вопросы. Но если бы он и указал даже какие-либо, напр. обрядовые недостатки в частном обществе православных, именуемом единоверческою церковью, то имеет ли он право обвинять за сие всю вселенскую церковь и этим освобождает ли себя от греха раздора со всею вселенскою церковью?
* * *
Читателям нашим известно уже, что считающийся большим начетчиком у стародубских старообрядцев, именуемый священник Ефим Мельников, вместо того чтобы дать ответ своему духовному сыну Ф. П. Сальникову, на полученные от этого последнего вопросы о Белокриницком священстве, вручил ему свои десять вопросов о единоверии. По сему случаю Сальников справедливо заметил Мельникову, что принадлежа доселе к обществу старообрядцев, приемлющих Австрийское священство, он мог дать своему духовному отцу на решение вопросы, касающиеся именно этого священства, в законности и правильности которого он усомнился; а вопросы о единоверии не имеют к нему отношения, так как он не единоверец, да и отцу духовному странно просить у мирянина, своего духовного сына, ответов на вопросы о вере и церкви. Известно также, что вопросы Мельникова Ф. П. Сальников прислал о. архимандриту Павлу, с просьбой дать на них ответ вопросителю (См. Брат. Сл. 1887 г. т. 1, стр. 584–586). Служители православной церкви не имеют обычая и нужды уклоняться от предлагаемых им вопросов, как это делают мнимые пастыри именуемых старообрядцев; напротив, следуя наставлению Апостола, присно готови ко ответу всякому вопрошающему словесе о их уповании (1Пет.3:15), о. архимандрит Павел не замедлил написать на вопросы Мельникова о единоверии краткие, но точные и на несомненных свидетельствах основанные ответы, которые мы признали нужным напечатать для удобнейшего доведения оных до вопросителя и всех ему единомышленных. Ред. Брат. Сл.
В виду усматриваемого нередко разномыслия в воззрениях на единоверие, необходимо разъяснить духовенству, что единоверие не представляет собою какого-либо особого, отличающегося от православия, исповедания; православие и единоверие составляют одну церковь. В храмах православных и единоверческих призывается един Господь, исповедуется едина вера, совершается едино крещение, приносится едина умилостивительная бескровная жертва Христова, приемлется едино пречистое тело и кровь животворящая: словом, и там и здесь одно и тоже и одинаково все то, что живит и питает человека. Посему, с одной стороны никто не должен унижать и порицать то, что церковью благословляется, никто не должен думать, что тайны, совершаемые единоверческими священниками, имеют менее силы и святости. А с другой стороны, сами единоверцы должны помнить, – и сие потребно внушать им, – что сила единоверия заключается только в союзе с православною церковью, что без этого союза нет единоверия, а будет опять раскол, что посему, при содержании так называемого старого обряда, не должно быть никакого порицания обряда, православною церковью содержимого, и наоборот, со стороны православных порицания обрядов, содержимых единоверцами.