Святоотеческие цитаты о миссии, не вошедшие в основной материал
Христос хочет, чтобы мы любили друг друга как Он возлюбил каждого из нас. Он хочет, чтобы мы и другим желали спасения, как и Он желает, чтобы все спаслись и пришли в познание истины... Итак, кто хочет выразить любовь и благодарность ко Христу-Спасителю за Его любовь и милость к нам, тот пусть послужит Его великому делу призвания язычников ко спасению через миссионерскую проповедь.
Свт. Макарий (Невский). Проповеди, С. 217.
Господь Иисус Христос, ещё живя на земле, не всегда Сам ходил проповедовать... но посылал и апостолов, как послал их и после Вознесения Своего, заповедав крестить обращаемых «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа»... А потому и нам, недостойным, надлежит исполнить всякую правду, и мы должны потрудиться для обращения ныне живущих язычников ко Христу Господу, помогая кто чем может труженикам проповеди Святого Евангелия.
Св. Иоанн Восторгов. Очерки, С. 17.
Идите, научите все народы – сказано по настоящему времени никому иному на земле, как нашей Православной Церкви, преемнице Церкви Апостольской; и именно Русской Церкви, потому что Греческая бедна и не может по этой причине рассылать миссионеров... На дело проповеди в России средства найдутся – в этом и сомнений не может быть. Но как подвигнуть проповедь? Как исполнить заповедь Христову?
Св. Николай Японский. Дневник, 22 сент. 1894 г.
«При Синоде должен быть миссионерский комитет: для зарождения и воспитания миссионерской «мысли» (не говоря о «стремлении» – того нужно ещё сто лет ждать) в духовно-учебных заведениях; для зарождения и развития заграничных миссий... Сколько уже перебывало здесь миссионеров... но был ли хоть один миссионер настоящий? Ни единого. Оттого все и уехали. Почему это? Очевидно, потому, что в духовно-учебных заведениях России и мысли нет о миссионерстве».
Св. Николай Японский. Дневник, 31 мая 1896 г.
В заключение [гости из Индии] пристали с вопросом: почему же Россия в Индии не имеет Духовной Миссии? Все имеют – и американцы, и французы, и немцы, не говоря уж об англичанах, а русской нет – почему? Католики, протестанты многочисленных сект имеют в Индии свои Миссии, а Православной нет – почему? Правда, в самом деле почему? Не пора ли нам шире открыть глаза? Покуда же мы будем краснеть при подобных вопросах за наше немощство?
Св. Николай Японский. Дневник, 22 авг. 1901 г.
Мир принадлежит истине, а не лжи, истина же в Православии, но нужно, чтобы истина постепенно овладела миром: скороспелое и насильственное завоевание непрочно. Православное миссионерство должно быть делом всей Русской Церкви... Но нужно, чтобы в сознание Русской Церкви вошла обязанность миссионерства.
Св. Николай Японский. Дневник, 30 дек. 1886 г.
«Всякий может крестить человека, наставленного в вере и уверовавшего… а чтобы неверных наставить в вере, это требует великого труда, великой мудрости и даже представляет опасность… нисколько не трудно крестить уверовавшего; а здесь нужен великий труд, чтобы переменить расположение, исправить нрав, уничтожить заблуждение и насадить истину».
Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на
первое послание к Коринфянам, 3.2.
Христос с неба пришел единственно ради спасения Своей непокорной твари от греха; Он всем пожертвовал ради этого спасения... А если такою дорогою ценою мы куплены, то как же нам и не дорожить всем этим делом? Вот наша цель жизненная, с которою ничто другое не может сравниться по высоте и вечности и единственности: это – спасение всех людей верою и жизнью во Христе Спасителе. Да и как же может быть иначе? Если только указ земного царя читают, то все непременно выслушивают внимательно и стараются потом как можно исправнее все это выслушанное привести в дело, ибо в противном случае окажутся преслушавшими царскую власть и противниками царя своего. А христианство вещает волю Самого царя Небесного, во власти которого все и небесное и земное. И это есть последняя и спасительная о нас воля Божия. Поэтому как же ее не вещать всем, кому возможно? А возможно, конечно, всем. Ведь это истинный свет, никогда не заходящий и не ослабевающий... Поэтому и нужно стараться, чтобы как можно меньше было людей, которые не знали бы об этом свете, чтобы хоть малая часть из них действительно жила при свете Его и входила в жизнь вечную. Для этого и было и есть все домостроительство нашего спасения от Бога, для этого Христос и сказал Свою последнюю заповедь, чтобы Его ученики шли на проповедь о Нем всему миру. К этому-то делу в последок дней сих Он и нас призвал Своею благодатью, чтобы и мы, грешные, хоть немного потрудились на Его святой ниве.
Св. Андроник (Никольский).
Год в Японии, С. 265–266.
Нужно как можно больше людей посвятить в эту тайну нашей Церкви, чтобы как можно больше было спасающихся. С этим делом по высоте может ли что сравниться?
Св. Андроник (Никольский). Год в Японии, С. 268.
Не будет ли благоугодно... [выпустить] пастырское воззвание от Святейшего Синода ко всем сословиям, составляющим российскую Церковь, которое возбуждало бы в народе... ревность к прославлению имени Господа Иисуса Христа в обращении к Нему стольких народов, еще не верующих в Него... если бы каждый год, в день сошествия Св. Духа на апостолов, было произносимо на великой вечерне в кафедральном соборе епископом, в монастырской церкви – настоятелем, а в каждой приходской – священником; то не явилось ли бы плодоносным во многих душах? не привело ли бы многих боголюбцев на службу в миссионерскую общину? Впрочем сие воззвание всегда и во всякой церкви за стеклом, в приличной раме и в таком месте висело бы, где всякий мог бы читать его.
Прп. Макарий (Глухарев). Мысли, XV
«Довольно уже нам таить Православие у нас самих, пора являть его свету, пора придти к полной оценке того сокровища, которым мы обладаем; а такие мысли волей-неволей отзываются добрым влиянием и на нас самих: мы сами через то делаемся более православными, более религиозными и лучшими людьми».
Св. Николай Японский. Письма. С. 246.
Воззвание к православным христианам о помощи благовестникам веры среди язычников и магометан.
Православные христиане, сотворите, Христа ради, святую милостыню! Быть может, кто-либо спросит: кому подать милостыню? Подайте ее Самому Христу! Сам Христос примет вашу милостыню, если вы направите ее на дело Христово. Какое же это дело? Это – то дело, ради которого Господь наш Иисус Христос приходил на землю, ради которого Он принёс Себя в жертву... Это – дело спасения погибающих в незнании истинного Бога. Это – дело призвания неверных к истинной вере. Всех, кто не знает истинного Бога, кто не верует во Христа, Он, Господь, назвал овцами, которые не Его двора. И этих овец Он обещал привести в Свою ограду. Ограда же Его – святая Церковь.
Собирать рассеянных овец, то есть, неверных приводить к вере, Господь поставил святых апостолов, а также многих благовестников.
Посылая на проповедь в весь мир Своих апостолов, Господь наш Иисус Христос благоволил дать обещание, что кто принимает их, тот принимает Его Самого. Кто помогает апостолам, тот помогает Самому Христу. Кто отказывается принимать посланных Им, тот отказывается от Него Самого. Кто не собирает со Христом рассеянных овец Его, тот как бы разгоняет их, идет против Христа (Лк.11:23).
Из этого видно, сколь тяжкий грех будет на том, кто не захотел бы собирать со Христом овец, то есть, кто заведомо отказался бы помогать в деле призвания неверующих к вере Христовой.
Что же нужно сделать, чтобы не оказаться виновными в этом грехе? Нужно помогать тем, кому поручено Господом дело собирания овец Его. Не всякий может быть проповедником веры среди неверных; не все – апостолы, не все – благовестники, но помогать этим проповедникам должен всякий верующий во Христа. Где же эти проповедники веры и где те овцы, которых они собирают?
В нашей русской стране доселе ещё находится много некрещёных разных племён. В числе их и наши соседи... Вот это и есть рассеянные овцы, блуждающие как бы вне ограды, вне Церкви Христовой. Призыванием их к вере во Христа и привидением в ограду Церкви занимаются особые веропроповедники, называемые миссионерами...
Успех миссионерского дела будет зависеть от умножения деятелей, то есть, миссионеров и помощников их, а также от денежных и других материальных средств, какими будет пользоваться миссия. Средства же только тогда будут умножаться, когда в православном народе возгорится усердие к святому делу Евангельской проповеди...
Православные христиане! Окажите Вашу любовь ко Христу: помогите нашим миссиям в их нуждах вашими посильными приношениями на дело Христово... Пусть каждый делает приношение от своих праведных трудов. Пусть каждый жертвует по своим силам, не от скорби, а охотно, ибо добровольно дающего любит Бог. Дающий пусть также помнит изречение Писания: кто сеет скупо, скупо и пожнёт, а кто сеет щедро, щедро и пожнёт (2Кор.9:8)».
Свт. Макарий (Невский). Проповеди, С. 198–200.
До боли сердечной прискорбно знать, что русские православные чиновники мешают миссионерскому делу так же, как неверующие иудеи мешали святому апостолу Павлу. Что за аномалия!
Св. Николай Японский. Письма. С. 65
(Говоря про свт. Николая Японского, святой Иоанн пишет:) Горько, больно и обидно знать, что его делу мешали, главным образом, не язычники-туземцы, а те свои, родные, представители православной России в языческой Японии, от которых в служебном отношении зависел отец Николай и от которых он мог и должен был ожидать только сочувствия и поддержки. Как ни горько, а нужно сознаться, что православные миссионеры и в Китае и в Америке – везде встречали со стороны наших дипломатических представителей только препоны.
Св. Иоанн (Восторгов). ПСС. Т. 4. С. 214–215.
Многие благоговейные иноки в пустынных общежитиях, многие благочестивые люди, в мире живущие, хотели бы послужить Господу Богу в спасении стольких народов, остающихся доселе вне Церкви Его; но их удерживают мысли: «Я недостоин учить людей; и потому сама склонность к миссионерской службе, движущаяся в сердце моем, должно быть, нечто подозрительное, внушение тайной гордости». – Всякому из таких [следует]… говорить для разгнания сомнений, противных званию Божию: «отдай в рост склонность твою, как талант людям торгующим»… Ты и в самом деле не достоин учить других, а только разве когда будет повелено, тогда будешь пересказывать другим человекам глаголы Божии, которые услышишь сам. Если же те, коим ты отдашь себя на рассмотрение, не найдут в тебе способности для сего послушания, то найдут для тебя много других, сообразных с твоими дарованиями. Ты не можешь быть проповедником? Будь до времени хлебником, водовозом для проповедников, будь чтецом, писцом, дровосеком, швецом, сапожником; учи азбуке детей, ходи за огородом, составляй лекарства, служи больным. Ты не умеешь уловлять души человеческие в невод Христов? Лови рыбу с Петром и Андреем, починивай сети с Иаковом и Иоанном. Может быть, время настанет, когда и тебе будет сказано от Спасителя: иди за Мною, и Я сделаю тебя ловцом человеков. Петр и Андрей, Иаков и Иоанн не были еще апостолами, когда призваны были; но Спаситель сделал их тем впоследствии: так и тебя сделает плодоносным по мере, предназначенной для тебя.
Прп. Макарий (Глухарев). Мысли, IХ
Жизнь миссионера стройная, серьёзная, упорядоченная, всегда – в труде, в сфере мысли и религиозного чувства.
Св. Николай Японский. Дневник, 18 мар. 1871 г.
[Учреждаемое миссионерское общество должно быть] составляемо из всякого звания, обоих полов и всяких возрастов чад Церкви… Все члены миссионерского общества принимали бы на себя обязанность всякими праведными образами и средствами, при всяком случае… в духе любви к Христу и усердия к истинной вере и к истинной Церкви Божией на земле… ревностно содействовать распространению христианства между евреями, магометанами и язычниками, доброму устроению миссионерских образовательных заведений, благосостоянию и успехам церковных миссий в России. Впрочем, и обращение раскольников к союзу и общению с Православною Церковью… вошло бы в круг попечений миссионерского Общества.
Прп. Макарий (Глухарев). Мысли, V
Неужели мало найдется таких членов для сего Общества, которые почитали бы высокою честью для себя радеть о пользах и успехах дела Божия, как о собственных, быть сотрудниками, Иисусу Христу в возрождении племен и народов земных, быть сообщниками св. Апостолов… в избавлении от заблуждений, в просвещении и спасении человеков, и которые в сем служении находили бы верный путь угождения Богу, способ обогащаться любовью ко Христу, ко святой Церкви Его и ко всему человечеству?
Неужели в Российском народе мало и богатеющих не для себя, а в Бога? Неужели мы, которых за пределами государства не устрашают ряды огнедышащих жерл неприятельских, убоимся издержек, беспокойств, неудач, ведущих к решительному успеху в деле, составляющем внутреннюю, неувядающую, истинную, и вечную славу народа? Нет, не убоимся, если только возжелаем сей славы... если решимся... стремиться к цели, к награде вышнего звания Божия во Христе Иисусе.
Прп. Макарий (Глухарев). Мысли, VI
Начальникам общежитий монашеских должно быть строго повелено не препятствовать добрым братьям входить… в сословия Миссионеров; им должно объяснить, что правило сбережения в сем случае может быть весьма погрешительным; и что напротив, обитель чем более плода принесет Господу Иисусу посредством братий своих в спасении душ человеческих, тем изобильнейшее благословение Божие привлечет на себя, чем более благонадежных для службы миссионерской иноков из нее выйдет, тем более подвижники и истинные молитвенники будут в ней умножаться.
Прп. Макарий (Глухарев). Мысли, IХ
[О жене миссионера]: Прежде вступления в брачный союз миссионеры объявляли бы избираемым ими девицам, чего они должны надеяться, чего бояться, и какие примут обязанности, когда будут женами их. Общая обязанность жены миссионера быть помощницею мужа не только в домоводстве и воспитании детей, но и в священных делах церковной службы... Общее правило миссионеров и жен их: быть искренними и прилежными учениками Иисуса Христа и приводить человеков к Иисусу Христу. Жена миссионера не должна в этом препятствовать, а должна еще помогать мужу во всем, чем только могут они угодить Господу Богу и быть полезными для человеков...
Спаситель говорил о Своих учениках: они не суть от мира, как и Я не от мира (Ин.17:14). Посему как миссионер, так и жена его, должны быть не от мира, т.е. жить не по духу мира; а дух мира есть: похоть плоти, похоть очес и гордость житейская (1Ин.2:16). Миссионер и жена его должны от всего этого отрекаться, и в мыслях, и в совещаниях друг с другом... Если будут они постоянно упражняться в сем отречении, то союз их с Господом в духе будет со дня на день более укрепляться... Если миссионер и жена его будут последовать истинному учению Иисуса Христа, а не мнениям безумных, в мире господствующим, то не будут бояться жить не по моде, а по законам здравого разума, руководствуемого Евангелием; будут иметь меньше нужд, меньше издержек, больше довольства в душе, больше спокойствия и мира Божия в совести, больше радости Духа Святаго в сердце: не это ли счастье? [...] Если оба они будут служить Богу... и Церкви с чистой совестью, то и в земной жизни будут благословляемы Богом... и в Царствии Небесном получат венец бессмертия славы от Царя Царей Иисуса Христа.
Прп. Макарий (Глухарев). Мысли, XXVIII
[Женщины, подвизающиеся в миссии] принимали бы новокрещенных сирот женского пола на воспитание и обучали бы их грамоте и рукоделиям… посещают больных, служат им, внушают им истины Евангельские, возбуждают их на покаяние, ободряют надеждою на милосердие Божие. Одр болезни есть высшей степени школа Христова; и здесь-то благовестница имеет случай посеять на земле сердца, приготовленного страданием, многие семена Слова Божия, которые могут принести плод или в сей еще жизни, или в вечности.
Прп. Макарий (Глухарев). Мысли, XXХI
«Нужно иметь в виду христиан, отлучающихся в места, где нет церкви; нужно не терять сношений с ними и поддерживать в них христианский дух; все они дети Церкви, и мы ответим за них, если дадим им заглохнуть среди язычества».
Св. Николай Японский. Дневник, 15 июня 1881 г.
Старайся узнавать обстоятельно веру, обряды, обычаи, наклонности, характер и весь быт твоих прихожан, особенно для того, чтобы тем вернее и удобнее действовать на них.
Св. Иннокентий (Вениаминов). Наставления, 46
[Необходимо] призвать к миссионерству и само духовенство, учредив для него особые пастырско-миссионерские курсы, окружные и епархиальные.
Св. Иоанн (Восторгов). ПСС. Т. 4. С. 628.
Христианство есть потребность, удовлетворение и утешение преимущественно сердца, а не одного ума; и потому в преподавании учения веры надобно стараться действовать более на сердце, нежели на ум. Любопытство ума ненасытимо, но кто сердцем восчувствует потребность веры и утешения ее, тот примет ее скоро и удобно, и она в нем будет не бесплодна. Но чтобы действовать на сердце, надобно говорить от сердца: от избытка сердца говорят уста. И потому только тот, кто исполнен и избыточествует верой и любовью, может иметь уста и премудрость, ей же не смогут противиться сердца слушающих, и которая верно указует, как, где и что говорить. Итак, примечай и лови минуту сердечного расположения слушающих тебя. Сие время всегда благоприятно для сеяния слова Божия.
Св. Иннокентий (Вениаминов). Наставления, 10
Слушатели были очень внимательны, видно, что именно за такой, то есть чисто религиозной проповедью они приходят, а им часто дают не её, то есть, проповедник уклоняется в сторону, говорит Бог весть о чём, только не о Боге – Творце и Искупителе; приходят за хлебом, а им дают камень... Особенно молодые катехизаторы страдают этим недостатком: уклонением в сторону от единого на потребу – в область физики, истории, этики и тому подобного; ну и бесплодны оттого: слушатель, пришедши раз, в другой не придёт.
Св. Николай Японский. Дневник, 28 апр. 1903 г.
В преподавании учения, и вообще в беседах с инородцами, будь краток, ласков, прост, отнюдь не показывай величавого учительского вида, чем весьма много можно повредить успехам своего дела.
Св. Иннокентий (Вениаминов). Наставления, 36
«Чтобы сделать высокую проповедь о смирении Христовом и послушании до смерти удобоприемлемою, проповеднику нужно спуститься в глубь смирения, с высоты мужа высокообразованного снизойти до уровня младенчествующих слушателей, быть простым и в слове и в жизни».
Свт. Макарий (Невский). Проповеди, С. 169.
[При беседе с язычником] дал ему христианские книги, советовал вдуматься в них и молиться Отцу Небесному, чтобы Он открыл Себя ему; дай Бог, чтоб послужило ему в пользу, чтоб поборолись его гордость и индифферентизм!
Св. Николай Японский. Дневник, 27 нояб. 1903 г.
[Православный японский преподаватель] Исикама говорит, что прежде они, по почину епископа, в городе начинали проповедь, но она скоро прекратилась, так как мало было слушателей. Я сказал, что, вероятно, проповеди были не изложением христианского учения, а какими-нибудь учеными трактатами о трудных и никому не интересных предметах, потому и слушатели сократились, а вы, вместо того чтобы сделать интересною свою проповедь, бросили все. Он согласился.
Св. Андроник (Никольский). Год в Японии, С. 217.
[Не должно устраивать так, чтобы миссионеру самому приходилось зарабатывать]. Внимание миссионера в разные стороны развлечется; будет теряться много времени потребного для занятий, составляющих миссионерскую службу, или служащих приготовлением к ней; сами Апостолы Христовы отказались от попечения о столах: надлежит опасаться, чтобы миссионерская служба не сделалась побочной… Итак, чтобы миссионер лучше помнил свое звание миссионерское, для того, думаю, должно ему получать содержание от Миссии, не имея другой должности, кроме миссионерской; и не должно рассеивать силу и крепость благодарного чувства его... Неужели мы в самом деле так бедны, что не можем Миссии дать хлеба, дабы она могла пропитывать миссионера?
Прп. Макарий (Глухарев). Мысли, ХХVI
[Следует устроить так, чтобы] при помощи переводчика, начальствующий Миссионер на языке народа, которому служила бы Миссия, переводил бы избранные места из Библии, вопросы при исповеди, молитвы; писал бы на сем языке краткое изложение веры и должностей христианина, увещания к некрещеным и поучительные слова к новокрещенным. Он должен все это передавать братиям и сестрам своим о Господе, для употребления в разных действиях службы. Впрочем, в этом, как и во всем другом, братия помогают ему, упражняясь и сами в изучении наречия тех инородцев, которым служить поставлены.
Прп. Макарий (Глухарев). Мысли, ХХХI
12 членов Синода должны быть разделены на четыре части: 1. Три человека для ведения текущих дел Русской Церкви. 2. Три – для ведения миссионерства внутреннего, – среди раскольников, инославных, буддистов и магометан в пределах России. 3. Три для управления миссионерства заграничного – среди католиков, старо-католиков и протестантов в Европе и Америке, и язычников в Азии и проч. 4. Три для ведения просветительной части среди православных.
Св. Николай Японский. Дневник, 10 дек. 1898 г.
По примеру Алтайской миссии... Японская миссия также обзавелась сотрудниками в Петербурге и Москве. И какое это благодетельное учреждение! Без них Миссии просто трудно было бы существовать.
Св. Николай Японский. Письма. С. 64.
Так как наши христиане живут очень далеко один от другого, то я говорил им, чтобы они старались при случае, вместо обычных пустых разговоров, заводить с язычниками речь о вере и потом приводить на слушание учения к проповеднику; а кроме того и Богу молиться, чтобы Он помог нам в деле распространения веры Своей, чтобы постепенно вся Япония уверовала в Него и чтобы таким образом составилась одна общая единодушная семья... если ты желаешь себе спасения, то желай его и другому человеку, а если он об этом спасении не знает, то скажи ему.
Св. Андроник (Никольский). Год в Японии, С. 236
Советовал постепенно в разговорах с язычниками заводить речь и о христианстве, вместо обычных пересудов; а для этого не соблазнять, а привлекать их к христианству и своею жизнью; и друг друга побуждать к делу Церкви.
Св. Андроник (Никольский). Год в Японии, С. 270.
Видишь, как является наше Православие на Западе! Храмы наши прячутся подальше от глаз, служба в храмах краткая, поют люди неправославные. Мне такое положение Православия на Западе кажется довольно прискорбным. Эта тенденция к скрытости проявляется еще и в том, что наше заграничное духовенство ряску надевает только при богослужении, а во все прочее время ходит в светском костюме... Обычая этого нашему духовенству на Западе переоблачаться в светскую одежду я крайне не одобряю... Мне думается, наоборот, нужно было так себя на Западе поставить, чтобы нас замечали. Не о пустой демонстрации я помышляю. Нет, но наше религиозное доказательство на Западе могло бы иметь и миссионерское значение. Удивительно, как плохо и как мало знает Запад о Православии...
Св. Иларион (Троицкий). Письма о Западе, 5