Источник

Слово в неделю сыропустную, о древе жизни посреди рая

В сию неделю сыропустную св. отцами установлено творить воспоминание об Адамовом изгнании из рая. Сим напоминанием св. церковь желает подвигнуть нас к воздержанию, и не только к воздержанию от брашен, но и наипаче к воздержанию от всех запрещенных деяний, дабы не пострадать нам, что пострадал праотец наш Адам, невоздержания ради изгнанный из рая. О воздержании, коему поучает нас священное сказание о падении Адамовом, многое сказано св. отцами, не только в поучениях, но и в самой службе, в сей день положенной, и мы не станем повторять ими сказанное, а побеседуем только об одном из многого, в том священном повествовании лежащего, именно о древе жизни, бывшем посреди рая.

В книге Бытия (глава 1) повествуется: И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их, и благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими (и зверми), и птицами небесными, и всеми скотами, и всею землею, и всеми гадами, пресмыкающимися по земли (ст. 27 – 28). И созда Бог человека, персть взем от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни: и бысть человек в душу живу. И насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егоже созда... И древо жизни посреде рая, и древо еже ведении разуметелное добраго и лукаваго (гл. 2., ст. 7–9). И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити. И заповеда Господь Бог Адаму, глаголя: от всякаго древа, еже в рай, снедию снеси: от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него: а в оньже аще день снесте от него, смертию умрете (ст. 15–17). Из слов св. Писания: сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его, ясно показывается, что Бог сотворил его достойна вечной жизни, неповинного, благого, надо всею видимою тварью превознесенного, назначенного к обладанию видимою тварью. А словами: и бысть человек в душу живу, является различие бессмертной души его от прочих животных, его обладанию порученных. А словами: и насади Господь Бог рай во Едем на востоцех, и введе тамо человека, егоже созда, является особый Божий промысл о человеке, коему для пребывания создано особое священное жилище, – и не только на пребывание, но и на утешение. А словами: и введе его в рай сладости, делати его и хранити, является данная от Бога честь человеку и доверие, когда его попечению и надзору поручено хранение рая сладости. Но все сие, то есть еже создану быти человеку по образу Божию, и быти ему в душу живу, имети господство над тварию, быти введену в рай и имети рай в своем попечении, – все сие, как видно из божественного Писания, было еще недостаточно, чтобы сотворенный по образу Божию человек жил во оном блаженстве вовеки; для усовершенствования человека в вечную жизнь, посреде рая насаждено было древо жизни, которое идущему от него сообщало сию вечную жизнь, как о том сам Бог (по падении Адама) изрек: и ныне да не когда прострет (человек) руку свою, и возмет от древа жизни, и снесть, и жив будет во век (гл.3, ст.22). Было среди рая насаждено и другое древо – разуметельное доброго и лукавого, вкушение коего и даже прикосновение приносило смерть: от плода древа, еже посреде рая, рече Бог, да не снесте от него, ниже прикоснетеся ему, да не умрете (гл. 3, ст. 3). Оное древо жизни вкушением даяше жизнь; а сие древо – разуметельное доброго и лукавого неприкосновением к нему ограждаше человека от смерти: ибо на человека, не вкусившего от оного древа, смерть не могла иметь силу. Итак, древо познания добра и зла своим существованием не только ограждало человека от смерти, но сотворяло его тщательнейшим ко вкушению от древа жизни, дабы сим вкушением живу быти вовеки. И как смерть на Адама возымела силу чрез вкушение от запрещенного древа, еже разумети доброе и лукавое: так же и вечная жизнь человека должна была усовершенствоваться чрез вкушение от древа жизни. А чтобы человек без вкушения от древа жизни мог быть жив вовеки, для сего, как мы выше сказали, ему еще было недостаточно того, что он сотворен был по образу Божию, имел душу живу, получил обладание над всеми тварями, введен в рай, имел его в своем хранении. При всем этом Адам, вкусивший не от древа жизни, а от древа познания добра и зла, не получил вечной жизни в раю, но подпал смерти со всем своим потомством и изгнан из рая.

Дабы исправить сие горькое лишение Адама, Сын Божий принял на себя зрак раба, облекся во Адама, бысть новый Адам, и преступление древом познания добра и зла исцелил древом крестным, а вместо вкушения от древа жизни, насажденного в рай, дал нам в пищу для получения вечного живота Святое свое тело и честную кровь, якоже Сам глаголет: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки, и хлеб егоже Аз дам, плот Моя есть, юже Аз дам за живот мира (от Иоан., зач. 23), что и церковь воспевает, глаголя: Христос есть древо животное, от негоже ядый не умираю (Блажен. 7-го гласа). И так и теперь, мы, братие, для получения вечного живота, вкушаем от древа жизни, насажденного среди рая Божия, посреде святой церкви,– вкушаем плоть и кровь Самого насадившего оное эдемское древо жизни Иисуса Христа Сына Божия, по непреложному Его словеси: ядый Мою плоть и пияй Мою кров, имать живот вечный (Иоан. зач. 23).

При сем мысль и слово обращаются к братиям нашим, именуемым старообрядцам беспоповскаго согласия, в обществе которых не приносится бескровная жертва тела и крови Христовы во оставление грехов. Они, по своему убеждению, надеются получить жизнь вечную без причащения тела и крови Господни, – оное великое таинство св. причащения думают заменить добрыми делами.

Об их учении мы будем судить самым снисходительным образом, как они сами о себе судят, и не будем говорить теперь о грехе существующего у них второкрещения. Положим, что они, будучи во младенчестве крещены во имя Св. Троицы, по вере их, приняли оставление первобытного Адамова греха. Но и самому праотцу Адаму, еще прежде его преступления, всего, чем он пользовался в раю, без вкушения от древа жизни было не достаточно для получения вечного живота, как о том выше показано, а необходимо нужно было вкушение от древа жизни; в беспоповщинском же обществе даже и самые совершители таинства крещения, Христа, древа животного, Его животворящего тела и боготочной крови, никогда не вкушали и причастниками его жизни никогда не были.

Итак, старообрядцы беспоповцы вкушения древа жизни лишены и упования от него оживотворяться удалены: посему они для надежды на получение жизни вечной не имеют никаких оснований. Они полагают надежду на получение живота вечного в том, что по крещении добродетельно жительствуют, постятся и молятся. Но если бы их труд был и настолько достаточен, что подобился бы труду праотца Адама, когда он жил прежде его преступления в раю, который заповедал ему Бог делати и хранити, если бы и они пребывали, в раю добродетелей, делая и храня его: и тогда всех их добродетелей, как для Адама, было бы недостаточно на получение вечного живота, и тогда им требовалось бы, как и Адаму, вкушение от древа жизни. Тем паче при недостатке и несовершенстве их добродетелей необходимо им для получения вечной жизни вкушение от древа животного – приобщение тела и крови Господних. И не в том только состоит недостаток их, что они не причащаются тела и крови Господних в наследие живота вечного, а и в том еще, что содержат и противное слову Божию учение, акибы мысленный рай, святая Божия церковь, каковою признают они свое, из одних простолюдинов состоящее общество, может существовать и без древа жизни, без приношения тела и крови Господни, но якобы с несомненною надеждою на спасение. Такое гибельное их учение не имеет основания ни в священном, ни в отеческих писаниях, и доколе не вкусят они от древа жизни, сущего посреди рая Божия, иже есть святая, соборная и Апостольская церковь, надежды на получение вечного живота иметь не могут, по слову Спасителя: аще не снесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе (Иоан. зач. 23).

Братие, православные христиане! Помолимся Господу Богу о сих заблуждающихся, дабы Он отверз сердца их, даровал им вполне уверовать св. Евангелию, внити внутрь рая Божия, во св. соборную и Апостольскую церковь, вне которой, якоже вне ковчега Ноева во время потопа, несть спасения, и да сподобит их вкусить от древа животного, пречистого тела и боготочной крови Его, на получение вечного живота, по неложному словеси Его: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день.


Источник: Собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла – Издание Братство св. Петра митрополита – М: Тип. Г. Лиссера и А. Гешеля, 1888. / Часть. 3. - 519 с.

Комментарии для сайта Cackle