Источник

На вопрос: необходимо ли перевенчивать обратившихся из раскола супругов?80

(Письмо к одному из Преосвященных)

Преосвященнейший Владыко!

Вам желательно знать мое мнение по вопросу о лицах, вступивших в брак, находясь в расколе, потом присоединившихся ко св. церкви и не получивших венчания по присоединении, а получивших только от церкви согласие и благословение на продолжение брачного сожития. Вопросом этим, как вы изволите писать, смущается и смущает других одна ревнительница единоверия. Для успокоения таковых следует указать прежде всего на слова Апостола: аще который брат жену имать неверну, и та благоволит жити с ним, да не оставляет ея; и жена, аще имать мужа неверна, и той благоволит жити с нею, да не оставляет его. Святится бо муж неверен о жене верне, и святится жена неверна о мужи верне: иначе бо чада ваша нечиста были бы, ныне же свята суть (Кор. зач.137). И привести на оные слова Апостола толкование св. Златоуста, который говорит: «жену имея неверну зван был еси, пребывай имея, веры ради не изгоняй жену» (Бес.19, стр. 746). Если, утверждаясь на словах Апостола, св. Златоуст требует, чтобы муж верный, т.е. христианин, не изгонял жену неверную, т.е. язычницу, значит он благословлял верному продолжать брачное сожительство с неверною, не требуя для сего совершения над ними церковного венчания: ибо не всякая неверная жена согласилась бы на такое венчание (как и ныне не всякая старообрядка, а разве только редкая, согласится на венчание в православной церкви); верному мужу на сожитие с неверною женою могло быть дано разве только церковное чрез священника согласие и благословение (как это бывает и ныне с обращающимися из раскола). Заслуживают особого внимания и следующие разъяснительные слова св. Златоуста в той же 19-й беседе: «благоявленно есть, яко идолослужителю прилепившаяся едино тело есть, но не бывает нечиста; но побеждает чистота женска нечистоту мужню, и побеждает чистота верного мужа нечистоту неверныя жены» (стр. 743). Впоследствии шестой вселенский собор также признал силу и действительность, как правильного (законного) брачного сожития, заключенного вне церкви, постановив в правиле 72: «Аще неции, невернии суще, законным браком совокупишася, и потом муж убо неверный приступит к вере, жена же еще лестию одержима есть, и аще волит верный мужъ жити с неверною женою, или верная жена с мужем неверным, да не разлучаются, по божественному Апостолу: «святит бо ся, рече, муж неверен женою верною, и жена неверна мужем верным"». Я думаю, что для единоверцев достаточно вышеприведенных удостоверений, чтобы убедиться, что обратившиеся из раскола муж или жена могут жить с остающимся в расколе мужем или женою, а также и оба обратившиеся из раскола супруги могут законно продолжать свое сожительство и без венчания, только по благословению церкви, как и дети их, прежде рожденные, по церковному и гражданскому закону признаются законными.

Из определений Святейшего Синода о сем предмете Вашему Преосвященству ничего сказать не могу, а из того, что сам видел на опыте, приведу несколько примеров.

При, блаженной памяти, присновоспоминаемом митрополите Филарете, в единоверческой церкви порученного ныне моему управлению монастыря, которая тогда была только приходскою церковью, в последних годах жизни императора Николая I, много было присоединено к св. церкви по обряду единоверия из секты беспоповцев, так что составился целый приход, и брачившихся в расколе прежде присоединения ко св. церкви было присоединено множество; но никто из них не был венчан церковным венчанием, и не понуждался к тому, но только вписаны в метрические книги: такая-то такого-то мужа жена. И еще достойный внимания пример присоединения ко св. церкви из Австрийской лже-иерархии, Антония Шутова протодиакона Кирилла Загадаева. Понеже оной Австрийской лже-иерархии православная церковь кроме крещения никакого иного таинства не принимает, то Загадаев, по распоряжению владыки Филарета, преосвященным Леонидом викарием Московским (впоследствии архиепископ Ярославский) был присоединен ко св. церкви чрез таинство св. миропомазания, а потом поставлен во диакона к нашей церкви. И венчание над ним повторяемо не было; да и не могло быть повторено, потому что супруга его тогда еще не была присоединена к церкви, даже была ревнительницею раскола. Впоследствии Загадаев перешел в Петербург и, по присоединении его супруги ко св. церкви, высокопреосвященным Исидором митрополитом Петербургским поставлен во священника. Он и по сие время служит на единоверческом Волковском кладбище. Еще укажу подобный этому случай в Области войска Донского. Старообрядцы Нижнечирской станицы, принадлежащие к Австрийской лже-иерархии, пожелали присоединиться ко св. церкви по обряду единоверия, и просили высокопреосвященного Платона архиепископа Новочеркасского, теперь митрополита Киевского, чтобы их Австрийской лже-иерархии попа Иоанна Киселева присоединить ко св. церкви и поставить во священника, что и было исполнено в Новочеркасске: миропомазание над ним было повторено, а о венчании не было и слова. Так же города Новочеркасска Австрийской лже-иерархии поп Иоанн Севастьянов, присоединившись к св. церкви чрез таинство св. миропомазания, высокопреосвященным Платоном поставлен к единоверческой церкви архистратига Михаила во священника: венчание и над ним не было повторено. Еще были рукоположены во священники высокопреосвященным Платоном, в станице Кобылянской, в хутор Киберевской о. Леонтий Колышкин и в хутор Белоусов о. Афанасий Гуреев: и над ними не повторялось венчание. В епархии Полоцкой Динабургского уезда, с. Якобини, о. Симеон Михайлов из беспоповцев преосвященным Саввою Полоцким (теперь архиеп. Тверской) поставлен во священника: и над ним не повторялось венчание. И я сколько знаю таковых случаев; но никто о том не поднимал вопроса, чтобы сомневаться в священстве оных священников.

Приведу вам и противоположный случай, т.е. такой, где присоединенные были перевенчаны, который однако же подал повод к сомнениям. В Херсонской епархии один из беспоповщинского раскола, а именно Фома Чернов, предназначен был преосвященным Никанором, по присоединении, к поставлению во священника единоверческой церкви. Его присоединял ректор семинарии, и по присоединении повенчал. Тогда Консистория возбудила вопрос: можно ли его рукоположить во священника, потому что сожитие его в расколе до венчания было-де незаконное? Дело было доведено до Святейшего Синода, и Святейшим Синодом было разрешено произвести о.Фому во священника.

В 1880 г. московский житель Василий Федоров Можаев в Чудове монастыре присоединился к церкви со своею супругою и детьми из поповщинского раскола по Австрийской иерархии. Присоединял их преосвященный Алексий, викарий Московский, ныне архиепископ Виленский. Венчание над ними не было повторено, только преосвященный Алексий, после присоединения, прочитал над супругами, с благословением руки, в чине венчания положенную последнюю молитву: «Отец и Сын и Св. Дух...» – чем и совершилось священное благословение супругов.

Я был вызываем неоднократно в Литовскую епархию преосвященнейшим Макарием архиепископом Виленским, впоследствии бывшим митрополитом Московским, для присоединения старообрядцев, и мною беспоповцев присоединено там не малое число. От преосвященнейшего Макария я не получал наставления, чтобы над присоединяющимися беспоповскими супругами совершать церковное венчание. И кажется мне, что это можно совершать тогда только, когда присоединяются единицы; а при многочисленности присоединяемых это повело бы к затруднению. Когда супруги присоединяются единицами, повенчать их, конечно, есть возможность; но когда из супругов присоединяется которая либо половина, муж или жена, а другая не хочет о том и слышать и от повенчания в церкви тоже отвращается, как тут возможно венчание? И это при множестве присоединяющихся случается нередко. Если при таковых повторять венчание над присоединившимися обоими супругами: то, видя этих супругов повенчанными, а себя лишенными венчания, они могут с сомнением и скорбью взирать на свое сожительство с неприсоединившимися и неповенчанными женами, или мужьями. Как можно их в том утешить? Расторгнуть же брак противно заповеди Апостола, да не позволят и дети, рожденные до присоединения. А притом случается присоединять во св. посты, и так бывает даже всего чаще, по удобности молитвенного времени. Венчаний браков тогда не бывает; совершить венчание в пост было бы соблазном и для старообрядцев; отпустить же новоприсоединенных супругов в свои дома, по присоединении, на сожительство до времени удобного невенчанных, – не даст ли это повода к подозрению об их чистоте? Как избежать всех этих затруднений? По моему мнению, весьма удобно поступать так, как поступил преосвященный Алексий, т.е. с благословением руки прочитать молитву: «Отец и Сын и Св. Дух»... Это можно совершить всегда, и вписать в метрические книги, что брак подтвержден церковным благословением и священною молитвою. Преосвященный Алексий говорил мне, что таковое распоряжение о браках присоединяющихся ко св. церкви лиц есть и в постановлениях Святейшего Синода; он же церковное законоведение изучил со всею основательностью, и потому его образ действия в сем случае я принял себе в образец, рассуждая притом, что сила священного благословения может совершиться по смотрению и в краткой молитве, тем паче, что и самый чин венчания изложен в старопечатных книгах и пространнее и сокращеннее.

Простите меня, Ваше Преосвященство, что я осмеливаюсь пред Вами высказывать свое мнение, может и ошибочное, которое я принимаю однако же основываясь на указаниях и действиях наших архипастырей.

* * *

80

На такой же вопрос отвечала со своей стороны и редакция «Братского Слова» (См. Брат. Слово за 1886 г. т.II, стр.716–719).


Источник: Собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла – Издание Братство св. Петра митрополита – М: Тип. Г. Лиссера и А. Гешеля, 1888. / Часть. 3. - 519 с.

Комментарии для сайта Cackle