III. Свобода вероисповедания (проповеди, религиозные собесе дования, мощи и т. д.
КАЖДЫЙ ГРАЖДАНИН МОЖЕТ ИСПОВЕДЫВАТЬ ЛЮБУЮ РЕЛИГИЮ, ИЛИ НЕ ИСПОВЕДЫВАТЬ НИКАКОЙ; ВСЯКИЕ ПРАВОЛИШЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ИСПОВЕДАНИЕМ КАКОЙ БЫ ТО НИ БЫЛО ВЕРЫ ИЛИ НЕИСПОВЕДАНИЕМ НИКАКОЙ ВЕРЫ, ОТМЕНЯЮТСЯ.
Примечание. Из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадлежность и непринадлежность граждан устраняется.
В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами.
(Конституция ст. 13).
СВОБОДА ИСПОВЕДАНИЯ.
1. Каждый гражданин и гражданка получают право исповедовать по своему убеждению любую религию, поскольку религиозные действия не сопровождаются контрреволюционными и уголовно-наказуемыми деяниями.
Верующим и их обществам декрет обеспечивает полную возможность думать, верить и учить, согласно внутреннему убеждению.
Только теперь искренно верующие получили полную возможность свободно исповедовать свои религиозные взгляды и проявлять их в храмах, молитвенных домах, не стремясь к собственническому стяжанию, не испытывая гонений и не цепляясь за подачки и за поддержку государственной власти.
(Р. и Ц. № 2, стр. 38. Цирк. НКВД 28/II – 1919 г. № 123037).
2. Воспрепятствование исполнению религиозных обрядов, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан, карается – принудительными работами на срок до шести месяцев.
(Ст. 125 Уголовн. кодекса).
3. Произнесение проповедей, поскольку таковые являются неотъемлемой составной частью богослужения данного культа, допускается при непременном однако условии, чтобы по содержанию своему проповедь имела исключительно религиозный характер.
(Постановл. ВЦИК 13/VI – 1921 г. Рев. и Пер. 1921 г.).
4. В качестве репрессивной меры по отношению к служителям культов некоторыми Совдепами применяется абсолютное запрещение в храмах какой бы то ни было проповеди на чисто-религиозные темы. Мера эта явно противозаконна и не достигает цели. Необходимо помнить, что с религиозными предрассудками и темнотой народных суеверий следует бороться не столько карами и репрессиями, сколько хорошей школой, пропагандой коммунизма И организацией хозяйства на коммунистических началах.
(Циркул. НКЮ 3/I – 1919 г. § 12).
5. Отправление культа, а также произнесение проповедей, поскольку таковые являются неотъемлемой составной частью богослужения данного культа, допускаются свободно без какой-либо предварительной цензуры при условии, чтобы по содержанию своему они фактически имели исключительно религиозный характер (постановл. ВЦИК-а от 13/VI 1921 г.). Также свободно без предварительного на каждый раз разрешения функционируют и молитвенные собрания, устраиваемые группами верующих в находящихся в их пользовании помещениях, независимо от числа участников, а также собрания, посвященные вопросам о содержании храма и управлении культовым имуществом.
(Инструкция НКЮ и НКВД 1923 г. § 5).
6. О религиозных собеседованиях на дому (с разрешения местной власти).
Отдел Высшего Судебного Контроля обратился в 5-ый Отдел с просьбой дать заключение по вопросу о допустимости частных религиозных собеседований на дому, при условии разрешения таковых местной властью.
V-ый Отдел разъяснил, что эти собрания сами по себе не представляют нарушения закона; вопрос об их преступности есть вопрос факта, в зависимости от содержания самих бесед (16/III –1922 г. № 126).
МОЩИ.
7) 14/II – 1919 г. состоялось постановление Коллегии Наркомюста о судьбе мощей и признана желательной передача их в местные музеи, в отделы церковной старины, по истечении времени, достаточного для убеждения масс в обмане.
(Р. и Ц. № 2, стр. 44).
8) Исследование мощей производится по инициативе местного трудового населения с разрешения Губисполкома или Губернского съезда советов. Никакого разрешения от центральных властей на вскрытие мощей не требуется (Р. и Ц. 1919 № 1, стр. 42).
Вскрытие мощей должно производиться в наиболее благоприятное для даной операции время, отнюдь не во время богослужения и не в дни какого-либо скопления в храме молящихся. Для участия при акте вскрытия необходимо пригласить представителей, по возможности, от всех отделов Губисполкома, представителей от Горисполкома, от губернского комитета РКП, от рабочих организаций, от волостных совдепов и пр., кроме того, при вскрытии должны непременно присутствовать врачи, которые и составят за своими подписями особый акт медицинского освидетельствования всего содержимого в раке. Сам процесс вскрытия (распоясание, снятие одежд, извлечение черепа, костей и прочьего содержимого в раке) необходимо поручить представителям духовенства, которые должны быть обязательно привлечены к осмотру мощей, лучше всего во главе с местным епископом. Под актом осмотра мощей подписи служителей культов крайне важны. Было бы также полезно пригласить на вскрытие мощей оператора с кинематографическим аппаратом и самый процесс вскрытия запечатлеть на особой ленте (Р, и Ц. 1919 № 1, стр. 42).
9. Циркуляр Наркомюста губисполкомам о ликвидации мощей.
Н. К. Ю. предлагает к исполнению следующее: а) Местные исполкомы при соответствующей агитации последовательно и! планомерно проводят полную ликвидацию мощей, опираясь на революционное сознание трудящихся масс, избегая при этом всякой нерешительности и половинчатости при проведении своих мероприятий.
б) Ликвидация названного культа мертвых тел, кукол я т. п. осуществляется путем передачи их в музеи.
в) Во всех случаях обнаружения шарлатанства, фокусничества, фальсификаций и иных уголовных деяний, направленных к эксплоатации темноты как со стороны отдельных служителей культа, так равно и организаций бывших официальных вероисповедных ведомств, Прокуратура возбуждает судебное преследование против всех виновных лиц, причем ведение следствия поручается следователям по важнейшим делам, а самое дело разбирается три условиях широкой гласности.
25/VIII – 20 г.