XXII. Икона Благовещения с космической символикой (к стр. 353).
Рассуждая о космическом аспекте Божией Матери, мы не можем обойти молчанием довольно загадочной иконы Благовещения, «найденной» мною в церкви села Новинского, Нерехтского уезда, Костромской губернии. Говорю «найденной», ибо икона эта находилась в забросе и валялась где-то на подоконнике, покрытая таким слоем пыли и грязни, что изображения не было видно вовсе. Бросившись в глаза во время моей исповеди, она, по какой-то непонятной для меня причине, привлекла внимание и, при первой возможности, я вновь посетил это село и занялся чисткой и промывкой иконы. После около двухчасовой работы выступило на углубленном золотом поле иконы изображение, оказавшееся очень тонкой работы, со множеством мельчайших подробностей и фигур, весьма тщательно выписанных; полагаю, что фигур должно быть более 150. Судя по композиции, эта икона относится либо к концу XVII-го, либо к началу XVIII-го века. Размеры ее, думается, 5 х 3 ½, вершк., но даю их, равно как и все дальнейшее описание, главным образом по памяти, через три года после того, как рассматривал ее. Правда, я пытался сфотографировать ее, но неудобные условия съемки и неподходящий аппарат воспрепятствовали этому намерению. Поэтому, и прилагаемое здесь схематическое изображение иконы в значительной мере сделано на память, по прошествии трех лет.
Композиция иконы слагается из трех – догматической, церковно-исторической и космологической. Последняя не только наиболее интересна для нас, но и в иконе занимает центральное место; это, очевидно, – «сама» икона, тогда как все остальное – пояснения и углубления. Что же видим мы тут, в этом ядре иконы? На чем прежде всего останавливается глаз? – Это – киноварного цвета кольцо, испещренное золотыми звездами. В это кольцо вписана квадрато-образная фигура, состоящая из круговых дуг. В середине ее помещен равнобедренный треугольник со Всевидящим Оком, окруженный сиянием. По сторонам квадрато-образной фигуры расположены четыре символа времен года, с соответствующими написями, а именно: оголенная ветка, покрытая снегом и «зима»; цветы и «весна»; сноп колосьев и «лето»; плоды (?) и «осень». Наконец, в промежутках между квадрато-образной фигурой и кольцом, против указанных выше символов времен года, изображено двенадцать небольших кругов с символами знаков зодиака; круги эти распределены на группы, по три, соответственно временам года. Фон каждой группы соответствует времени года, к которому она относится. Так, зимние знаки зодиака изображены на фоне ветвей, покрытых снегом; летние – на фоне созревшей нивы; весенние и осенние – на фоне зеленого пейзажа.
Ближайшею к этой, центральной, части композиции должно признать изображение Благовещения, расположенное по сторонам описанного выше круга. Слева, – для зрителя, – от круга находится вожженный седмисвещник, а над ним – Архангел в облаках. Справа же от круга и симметрично со свещником помещено весьма неясное изображение, смысл которого мне не удалось определить, а над ним – Приснодева. Выше Нее, справа, находится сияние и в нем – как будто лицо ( – солнце? – ), а слева – кружок с изображением Духа-Голубя, летящего вверх.
Накoнeц, в вeрхнeй чаcти икoны, cрeди oблакoв и coнмoв ангeлoв и правeдникoв, изoбражeн Бoг Oтeц (?) и, прeд ним, кoлeнoпрeклoнeнная, ангeлo-oбразная фигура. Иcтoчающeecя oт Нeгo cияниe чаcтью как бы заканчиваeтcя трeмя кoнцeнтричecкими ликами, cocтавлeнными из мeльчайших ангeльcких гoлoв c раcпрocтeртыми крыльями, чаcтью жe – прoхoдит далee, cквoзь них. – Эти ангeльcкиe лики напиcаны, cooтвeтcтвeннo, на фoнe трeхцвeтных кoлeц: внутрeннee кoльцo зeлeнoватoe, cрeднee – рoзoвoe, наружнoe – гoлубoe.
Что же означает вся эта своеобразная композиция? Не берясь обяснять ее, – ибо для этого требуется еще внимательное изучение, – выскажу лишь догадку, что она живописует речения акафиста: Пресвятая Богородица – «всех стихий земных и небесных освящение» 885, «всех времен года благословение» 886, ибо в моменте Благовещения, когда тварь, в лице Божией Матери, прияла в себя Божество, содержится вся Вечность, а в Вечности – вся полнота времен. Праздник Благовещения, космически, – праздник весеннего равноденствия: хотя в настоящее время празднование Благовещения отстало от равноденствия на 13 дней 887, но во II-м веке равноденствие считалось 24-го марта, т. е. праздником весны. И, как в моменте весеннего равноденствия заключена, как бы в зерне, вся полнота космического года, так же в празднике Благовещения Пресвятой Деве содержится, как в бутоне, вся полнота церковного года. А далее, и космический год и церковный год – это образы года онтологического, – годаили полноты времен и сроков всей мировой истории. Вся мировая история содержится в Деве Марии; а Дева Мария вся выражается в моменте Благовещения.
Этот-то бесконечно- полный миг, этот момент полноты бытия и являет нам, в наглядных образах, описанная тут икона.
* * *
Акаф. Покрову, ик. 12. – Приводя речение акаф., мы хотели лишь пояснить тему иконы, но, конечно, не имели в виду прямой связи, ибо этот акаф. составлен гораздо позднее иконы.
id.
Болот., Т. 2, стр. 354.