Источник

XI. П. К. Доброцветов. Издания русских святоотеческих творений в России

Тема этого сообщения – история издания русской святоотеческой литературы в России с момента зарождения здесь книгопечатания в XVI веке и по настоящее время – начало XXI века.

Вначале нужно сделать ряд методологических замечаний. Во-первых, я остановлюсь только на печатных изданиях. Русские церковные сочинения (в том числе святоотеческие творения), распространявшиеся на Руси до XVI века включительно в рукописной форме, я рассматривать не буду, в частности и потому, что этот вопрос достаточно скрупулезно исследован в рамках отечественного литературоведения. Во-вторых, я не стану специально рассматривать литературу так называемых церковных писателей, то есть не причисленных на данный момент к лику святых, однако не потому что они того не заслуживают, а потому что задача минимум на данный момент для дисциплины «Русская патрология» – выявление из общего числа русских церковных писателей именно канонизированных Церковью. В-третьих, главный объект моего анализа – великорусская святоотеческая литература, то есть литература, появившаяся и изданная на территории, которая приблизительно совпадает с нынешней территорией России (за исключением некоторых отступлений). В-четвертых, даже простое перечисление названий сочинений всех святых отцов Русской Церкви с самого ее основания продлится не один час, поэтому я попытаюсь в своем сообщении сделать лишь краткий хронологический обзор эпох русского патристического книгоиздания с указанием, по возможности, основных имен и главных творений русских святых отцов и проследить основные тенденции книгоиздания.

Теперь несколько слов об источниках, которые дают нам большую часть сведений по данной тематике. Это, прежде всего, справочные издания по биографиям и библиографиям русских церковных писателей. Среди дореволюционных можно указать «Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви» митрополита Евгения (Болховитинова)291 (1767–1837), вышедший в 1818 году (издание дополненное и улучшенное – в 1827 году). Автор, рассматривая период с 862 по 1825 год, упоминает сто шестьдесят духовных писателей (большинство из которых на нынешний момент не причислены к лику святых). Не менее важен «Обзор русской духовной литературы» (1862–1863) митрополита Филарета Гумилевского, изданный в Санкт-Петербурге в 1884 году в двух частях.

Среди послереволюционных изданий XX века можно отметить: «Словарь книжников и книжности Древней Руси» (Л.: Наука, 1989–1998), дающий некоторый библиографический материал по святым отцам до XVIII века; «Литература Древней Руси» под редакцией О. В. Творогова (М.: Просвещение, 1996); справочник «Украіньски письменники. Біо – Бібліографичний словник в 5 томах» (Киев, 1960); книгу «Русские писатели-богословы» (М.: Новоспасский монастырь, 2001). Небесполезной для нашей цели будет знаменитая книга прот. Георгия Флоровского «Пути русского богословия», может быть, и не содержащая специальных и точных библиографических сведений, зато отличающаяся концептуальным осмыслением материала, в том числе наследия русских отцов Церкви. Особо хотелось бы отметить аннотированную библиографию по исихазму, вышедшую под общей и научной редакцией С. С. Хоружего292. Данное справочное издание, выполненное по всем канонам подобного жанра и содержащее в себе главу про русский исихазм, оказывается весьма ценным пособием для библиографической реконструкции русской патрологии.

Необходимо отметить также и труды наших современников по составлению библиографии творений и исследованию отдельных отцов Русской Церкви. Так, библиографии святых Димитрия Ростовского и Игнатия (Брянчанинова) были изучены и изданы Александром Николаевичем Стрижевым; изучением и составлением библиографии творений свт. Филарета (Дроздова) занимается профессор МГУ и ПСТГУ Александр Иванович Яковлев.

В целом историю книгоиздания творений русских святых отцов можно разделить хронологически на пять этапов. Вот их краткий обзор.

Книгоиздание творений
русских святых отцов в XVI- XVII веках

Первые печатные творения русских святых отцов появились в сборниках. Одним из самых первых русских патристических авторов, чьи творения были изданы печатным способом, был несправедливо осужденный и проведший много лет в заточении в России преп. Максим Грек (1470–1556). В Вильно в типографии Мамоничей около 1595 года вышла сборная книга, которая содержала его «Слово о крестном знамении» (предположительно одна из глав его другого сочинения). После 1588 года выходит в Остроге сборная книга «О вере единой». В этой книге отмечается, что она выполнена по творениям святых отцов, и в особенности по «Максиму Афонскому» (то есть Греку). Далее в 1620 году в книге «Вертоград душевный» был напечатан Канон Св. Духу Параклиту с молитвой; в Почаеве в 1625 году293 в «Книге о вере», а спустя некоторое время – в 1643 году в Москве в «Кирилловой книге» были напечатаны три его сочинения против римокатоликов: «Слово похвальное свв. апостолам Петру и Павлу», «Слово на латинян», «Слово против хулы немца Николая о Святом Духе»; в 1656 году в книге «Скрижаль» появилось «Сказание, како подобает блюсти Православные веры и о том, что не должно изменять Символа веры».

В 1642 году в «Сборнике» в Москве публикуется беседа ученика преп. Максима Грека преп. Зиновия Отенского († 1568) о поклонении иконам, а в 1656 году в «Скрижали» – его же беседа о Символе веры.

В 1647 году были напечатаны в Москве, как сообщает архиепископ Филарет (Гумилевский)294, жития преп. Сергия Радонежского и Стефана Пермского, написанные учеником преп. Сергия преп. Епифанием Премудрым.

Книгоиздание творений русских святых отцов в XVIII веке

Данный период характеризуется скудостью как изданий, так и персоналий. В этот век просвещения и секуляризации сочинения русских церковных писателей были, за редким исключением, не в моде. Причем, как правило, издавались современники, а не древние авторы.

Свт. Димитрий Ростовский (1651–1709), которого отчасти можно отнести к предшествующему периоду – XVII веку, первое свое творение «Руно орошенное» издал в Чернигове в издательстве (друкарне) Свято-Троицкого Ильинского монастыря в 1680 году. С 1689 года в Малороссии (в Киево-Печерской Лавре, в Могилеве) начинают выходить его известные жития святых – «Книга житий святых» (переиздано в России в 1762 году и в Киеве в 1764 году). При жизни свт. Димитрия вышли еще «Апология в утоление печали...» (1700) и «Рассуждение об образе Божии и подобии» (1707). Все остальные его сочинения выходили уже после кончины святителя (церковное прославление которого состоялось в 1764 году); это еще пять наименований. В 1786 году вышло в Москве в шести частях «Собрание разных поучительных слов и произведений», а в 1817–1818 годах также в Москве было издано собрание сочинений свт. Димитрия в четырех частях и позже, в 1857 году, в пяти томах.

Сочинения свт. Тихона Задонского (1724–1783), изданные в пятнадцати томах в Санкт-Петербурге в 1825 году, представляют разные жанры: письма, проповеди и поучения, среди которых наиболее выдающимися являются: «Сокровище духовное, от мира собираемое», «Об истинном христианстве», «Плоть и дух», «Наставление христианское». По словам архиепископа Филарета (Гумилевского), «высокое достоинство нравственных его произведений видно и из того, что Св. Синод составил из них наставление “о собственных для каждого христианина должностях” и это “наставление” разослал в 1789 году для чтения по всем храмам»295.

Книгоиздание творений русских святых отцов в XIX – начале XX веках

Книгоиздание творений русских святых отцов в этот период переживает время своего расцвета. Оно характеризуется, во-первых, двунаправленностью (внимание и к русскому святоотеческому наследию далекой старины, и к настоящему или недавнему прошлому отечественной патристической литературы), а во-вторых, масштабами книгоиздания, во многом объясняющимися возросшими возможностями полиграфии.

Что касается первого, то в XIX веке появляется особый интерес к древнерусской духовной литературе. Начинают издаваться сочинения авторов X-XVII веков.

Так, в 1813 году публикуются творения преп. Нила Сорского (1433–1508): «Предание ученикам», «Монастырский устав» и Завещание.

В 1821 году в «Памятниках российской словесности XII в.» ученым А. Калайдовичем впервые издаются творения свт. Кирилла Туровского (1130–1182).

С 40-х годов XIX века активно развивается русское патристическое книгоиздание. С 1843 года начинается выпуск серии «Творения св. отцов в русском переводе» (ТСОРП), в которой издаются творения классического периода, в основном греческих отцов, и «Прибавлений»296 к этому изданию; параллельно публикуются творения русских отцов и церковных писателей (многие из которых впоследствии были канонизированы).

В Прибавлениях к ТСОРП в 1843 году вышло четыре Слова свт. Серапиона Владимирского († 1275); в 1844 году издается и переиздается «Слово о Законе и Благодати» и некоторые другие сочинения св. Илариона Киевского (XI век); с 1847 по 1860 год издаются отдельные небольшие творения, в основном пастырско-поучительного характера, таких отцов XIV века, как свт. Петр, митрополит Московский, свт. Алексий Московский.

В 1847 году издаются некоторые из посланий преп. Иосифа Волоцкого (1439–1515), а в 1857 году в «Православном собеседнике» при КазДА вышел полностью его «Просветитель» – сочинение полемического характера, написанное против ереси жидовствующих.

Поучения преп. Феодосия Печерского (| 1074) издавались в печатном виде митр. Макарием в 1856 году (в том числе «О казнях Божиих», о латинской вере и против пьянства).

В 1859 году при КазДА выходят творения уже упоминавшегося нами преп. Максима Грека. Вначале на славянском языке – без перевода, затем некоторые из них издаются в 1860 году в «Православном собеседнике» (журнале при той же Академии), а с 1864 по 1897 год там же, в Казани, выходят три тома Творений преп. Максима Грека2971 на русском языке.

В разных изданиях в 60-х годах XIX века публикуются творения, в том числе полемического антиеретического характера, таких отцов Русской Церкви XIV-XV веков, как сет. Фотий, митрополит Киевский, преп. Зиновий Отенский, свт. Киприан, митрополит Московский

Во второй половине XIX века начинают издаваться сочинения сщмч. Гермогена, патриарха Московского (1530–1612), в основном агиографического характера, в том числе повествования о свт. Гурии, архиепископе Казанском, о явлении Казанской иконы Божией Матери.

Более поздний автор XVIII века, аскетический писатель преп. Паисий Величковский (1722–17194), возродитель русского исихазма, переводил на славянский язык с греческого творения святых отцов. Он стал издаваться только в XIX веке, с 1847 года (Житие и писания. Оптина пустынь, 1847). В конце XIX – начале XX века вышли его собственные творения: «Об умной или внутренней молитве» (М., 1892; до революции было четыре издания); «Крины сельные» (два издания: Одесса, 1905; 1910).

Однако главный массив издаваемых русских святоотеческих творений XIX века приходится на авторов, живших в ту эпоху, таких как свт. Филарет Московский, свт. Игнатий Брянчанинов, свт. Феофан, Затворник Вышенский, св. прав. Иоанн Кронштадтский.

Свт. Филарет Московский (1782–1867) – фигура весьма значимая для русского патристического книгоиздания (именно в церковное правление свт. Филарета и происходит его взлет). Свои первые труды свт. Филарет опубликовал в печати в 1814 году, будучи архимандритом и ректором СПбДА, среди них – молебный чин по поводу «избавления Церкви и Державы Российской от нашествия галлов и с ними дванадесяти язык», а также «Обозрение богословских наук». Увидели свет два самых полных и не повторенных ни до революции, ни после нее издания трудов митрополита Филарета: «Собрание мнений и отзывов Филарета, митр. Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам» в пяти томах (пятый том в двух частях) вышли с 1885 по 1888 год в Санкт-Петербурге (СПб., Синодальная типография)298 с двумя частями указателей; «Сочинения Филарета митр. Московского и Коломенского: Слова и речи» в пяти томах вышли в Москве в типографии Мамонтова (М., 1873–1885).

Первые сочинения свт. Игнатия Брянчанинова (1807–1867) – очерки о Валаамском и Бородинском монастырях – увидели свет в 1847 году. Выпуск первых отдельных аскетических сочинений приходится на 1862–1863 года, то есть на то время, когда епископ Игнатий ушел на покой и с 1861 года проживал в Николо-Бабаевском монастыре; среди них «Слово о смерти», «Чаша Христова» и др. Свт. Игнатий входит в тройку самых издаваемых, плодовитых русских святых отцов (вместе со свт. Тихоном Задонским и Феофаном Затворником). Четырехтомное собрание сочинений свт. Игнатия вышло еще при его жизни299 (последний том совпал с последним годом жизни). В 1886 году в Петербурге вышло собрание сочинений в пяти томах. Оно переиздавалось еще в целом восемь раз (до революции – один раз в 1905 году, остальные семь раз – после революции). Отдельно изданные произведения свт. Игнатия, принесшие ему славу аскетического писателя, также неоднократно переиздавались до революции: «Правила наружного поведения для новоначальных иноков» (семь раз), «Слово о кончине мира» (пять раз), «О терпении скорбей» (четыре раза), «Отечник» (четыре раза). Перед самой революцией, в 1913–1917 годах, было издано собрание писем свт. Игнатия (208 писем).

Первое сочинение (в 58 страниц) сет. Феофана, Затворника Вышенского (1815–1894), вышло в 1852 году – «Предостережение от увлечения духом настоящего времени». Свт. Феофан заслужил себе славу не только переводчика аскетических творений с греческого языка (о чем нет нужды распространяться подробно, так как деятельность по переводу греческих святоотеческих творений в России достаточно известна), но и самобытного аскетического писателя и экзегета Священного Писания. Пик прижизненных изданий экзегетических сочинений свт. Феофана, и в первую очередь особо прославивших его Толкований на Апостольские Послания, приходится на 1880–1883 года. Они продолжают переиздаваться и после его смерти. Многократно переиздавались нравственно-аскетические сочинения. Наиболее знамениты: «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?» (М., 1878; выдержала до революции 1917 года шесть изданий); «Путь ко спасению: краткий очерк аскетики» (Вып. 1–3. СПб., 1868–1869; до революции – десять переизданий). Собрание писем свт. Феофана публиковалось частично при жизни в 1882 году300; перед революцией вышло один раз посмертно в восьми томах (1898–1901) в издательстве Афонского Русского Пантелеймонова монастыря в Москве.

О св. Иоанне Кронштадтском (1829–1908) известный русский философ и публицист В. В. Розанов писал так: «Личность отца Иоанна Кронштадтского... вместе со свт. Филаретом, митр. Московским, является высшей точкой нашего церковно-религиозного развития!... И оба они стоят около третьего великого старца, Серафима Саровского»301. О популярности у православного читателя сочинений о. Иоанна свидетельствует тот факт, что одна только его книга «Моя жизнь во Христе» (СПб., 1893–1894) до революции выдержала около десяти изданий.

Значимой страницей в истории русской святости является деятельность преп. Оптинских старцев, и в том числе литературная – как издательская, так и духовно-писательская. Так, трудами преп. Макария Оптинского (1788–1860) было начато издание святоотеческих аскетических творений, не только переводных – греческих, но и отечественных302. С 1847 года среди прочих святоотеческих книг вышли, например, «Житие и писания молдавского старца Паисия (Величковского)» (М., 1847), «Преп. Нила Сорского предание своим ученикам о жительстве скитском» (М., 1849)303. Издавались и собственные сочинения Оптинских старцев, составившие драгоценный вклад в сокровищницу аскетического наследия Русской Православной Церкви. Так, письма преп. Макария Оптинского были изданы в издательстве Оптиной пустыни в 1862 году в двух томах (Т. 1 – Собрание писем к монашествующим – 343 с., и Т. 2 – Собрание писем к мирским особам – 700 с.).

В 1895 году в Москве появляется первая публикация преп. Амвросия Оптинского (1812–1891) под названием: «Письма к настоятельницам N общины» (за 1876–1890 годы). В 1908–1909 годах в Сергиевом Посаде издаются два тома его писем к монашествующим и один том писем «к мирским особам».

В 1910 году в издательстве Оптиной пустыни выходит собрание писем оптинского старца преп. Анатолия (Зерцалова) (1824–1894) к мирским особам (Козельск, Св.-Вв. Оптина пустынь, 1998. Репринт. Изд. 1909, 312 с.).

Нельзя не вспомнить такое великое имя, как преп. Серафим Саровский (1759–1833; канонизирован в 1903 году). В 1903 году С. А. Нилус издает в «Московских ведомостях» знаменитую «Беседу о цели христианской жизни» преп. Серафима с помещиком Н. А. Мотовиловым.

Стоит отметить еще одно значимое и весьма популярное как до, так и после революции анонимное аскетическое сочинение об Иисусовой молитве под названием «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу» (впервые издано в 1881 году). Оно выдержало около десяти изданий, переводилось на разные языки: английский, немецкий, французский, итальянский. Известны мнения о том, что авторство этой книги принадлежит свт. Феофану Затворнику (исправившему текст следующего издания в 1884 году).

Стоит назвать некоторые издательства, отличившиеся до революции на ниве публикаций творений русских отцов. Это, прежде всего, издательства известных монастырей: уже упоминавшейся Оптиной пустыни, Афонского Пантелеймонова монастыря (выпустило немало сочинений свт. Феофана Затворника как при его жизни, так и по смерти), Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Среди прочих издательств, чьи названия наиболее часто встречались на книгах русских святых отцов, можно назвать издательства Сойкина, Сопикова.

Книгоиздание творений русских святых отцов
в XX веке с 1917 по 1990-е годы

Революционные события 1917 года и последовавший за ними период гонений на Православие, когда была практически уничтожена церковная наука, а духовное книгоиздание приравнивалось к контрреволюционной деятельности, фактически поставили жирную точку на книгоиздании творений святых отцов в СССР на семьдесят лет.

Но сказать, что творения русских святых отцов в советский период не издавались вовсе, нельзя. Можно упомянуть отдельные публикации исторических и литературных памятников древнерусского периода XIV-XVII веков, которые не преследовали каких-либо духовно-церковных целей. Среди таких текстов встречаются и небольшие святоотеческие сочинения.

Но церковные авторы XIX-XX веков, писавшие на исключительно духовные темы (например, святые Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, Иоанн Кронштадтский, Оптинские старцы), были под запретом и не переиздавались в СССР.

Приведем несколько примеров. Казакова Н. А., Лурье Я. С. в книге «Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – начала XVI в.» (М.; Л., 1955) опубликовали ряд сочинений древнерусских святых отцов и церковных писателей, среди которых можно видеть послания свт. Геннадия Новгородского.

В 1959 году в Ленинграде в Институте Русской литературы (Пушкинский Дом) издаются послания преп. Иосифа Волоцкого.

В 1960–1980-х годах в разных научных изданиях печатаются: сочинения (в том числе и вновь открытые) преп. Зиновия Отенского, «Повесть о Петре и Февронии», написанная сщмч. Гермогеном, патриархом Московским (Л., 1979), принадлежащее преп. Досифею, архимандриту Соловецкому, «Слово о сотворении жития Зосимы и Савватия Соловецких» (в: Русская и армянская средневековые литературы. Л., 1982. С. 123–136).

Нельзя обойти вниманием и издательскую деятельность в русской эмиграции, бережно хранившей традиции Православия и, соответственно, память о русских святых отцах.

В 1920–1930-х годах пишет свои работы о преп. Паисии Величковском прот. Сергий Четвериков, живший в Югославии и Чехословакии; он также публикует некоторые переводы творений этого преподобного отца304.

В 1948 году, а затем и в 1952 году в Париже иером. Софроний (Сахаров) издает «Писания старца Силуана» (преп. Силуана Афонского, 1866–1938; канонизирован в 1987 году Греческой Церковью, в 1992 – Русской); они переиздаются с 1990 по 2001 года не менее четырнадцати раз: в Англии (в Эссексе), Белоруссии (в Минске), России (в Москве, Коломне, Троице-Сергиевой Лавре).

Продолжают переиздаваться репринтом творения русских отцов Церкви, вышедшие до революции.

Так, в Джорданвилле в 1957–1984305 и в 1985–1991 годах306 печатается собрание творений свт. Игнатия (Брянчанинова). Также в Джорданвилле в 1960 году выходит его книга «О чудесах и знамениях», в 1980 году в Монреале в братстве преп. Иова – «О терпении скорбей», и даже в Брюсселе в католическом экуменическом издательстве «Жизнь с Богом» издается «Отечник» со вступительной статьей известного католического ученого-иезуита (ныне кардинала) Фомы Шпидлика. Отдельные сочинения свт. Игнатия появлялись и в периодических изданиях, например в журнале «Orthodox Life» («Православная жизнь») с 1950 по 1981 год.

В 1953 году в Париже переиздается беседа с Мотовиловым преп. Серафима Саровского.

Трудами таких видных деятелей русской эмиграции, как русский мыслитель Б. П. Вышеславцев, а затем церковный ученый архим. Киприан (Керн), пять раз в Париже с 1930 по 1989 год издаются «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу».

Нельзя не сказать и о деятельности по изучению святоотеческих творений в стенах Духовных школ в СССР; например, профессор МДА игум. Марк (Лозинский) подготовил собрание писем свт. Игнатия Брянчанинова (555 писем), которое было издано уже в 90-х годах XX века в России. Издавались отдельные святоотеческие произведения поучительного жанра и в церковных периодических изданиях в СССР в 1960–1980-е годы: в «Журнале Московской Патриархии» (1968) и в «Богословских трудах» (1971). С 1982 года начинается систематическое издание небольших сочинений свт. Игнатия в «Журнале Московской Патриархии» (по 1990 год – двенадцать наименований), затем в «Богословских трудах», «Троицком слове», журнале «Символ», «Журнале СПб. епархии».

Книгоиздание творений русских святых отцов в XX и XXI веках
с 1990-х годов по 2008 год

В 90-х годах XX века в связи с падением советского богоборческого режима и возрождением Православия происходит и возрождение русского патристического книгоиздания в России – начинают переиздаваться многие сочинения русских святых отцов. Эти издания поначалу носят почти исключительно репринтный характер, что объясняется нехваткой средств на издания, полиграфическое качество оставляет желать лучшего. Однако эта деятельность по изданию русских святоотеческих творений, являющихся максимально близкими по духу отечественному православному читателю, безусловно, принесла великую пользу делу возрождения Православия в 1990-е годы в России и на территориях бывших советских республик. Качество этих изданий компенсировалось их востребованностью – они утоляли тот духовный голод, который возник у народа после падения коммунистической идеологии и обращения к Церкви. Так, в 1990-х годах переиздаются почти все главные сочинения свт. Феофана Затворника, в том числе его Письма (М.: Паломник, 1994).

Издаются собрания сочинений свт. Игнатия (Брянчанинова) (трижды репринтом: в 1993 году307, в 1996–2001 годах308 и в 2001 году309), свт. Тихона Задонского, некоторые творения св. Иоанна Кронштадтского.

Со временем ситуация меняется к лучшему, и издания начинают выходить перенабором, в хорошем оформлении, а главное – с профессионально выполненными вступительными статьями научного характера, с комментариями и примечаниями, указателями, современными библиографиями и дополнениями, стремящимися учитывать современное положение дел в изучении того или иного русского отца Церкви.

Например, собрания сочинений свт. Игнатия (Брянчанинова) публикуются уже с перенабором текста с 2001 года310. С 2001 по 2007 год в издательстве «Паломник» вышло восемь томов самого полного откомментированного собрания (отдельные произведения свт. Игнатия публикуются впервые), причем в это собрание вошло и два тома писем, немалое число которых опубликовано также впервые.

В целом стоит отметить заслугу следующих православных издательств, занимающихся изданием русских святоотеческих творений: это московские издательства «Паломник», «Отчий дом», «Правило веры», издательство Свято-Троице-Сергиевой Лавры, Московской Духовной Академии, Сретенского монастыря, Псково-Печерского монастыря.

Начиная с 1990-х годов не только переиздаются вышедшие ранее сочинения святых отцов Русской Церкви, но и осуществляются новые издания, например с 1991 года публикуется духовное наследие преп. Оптинского старца Варсонофия (Плеханкова) (1845–1913). В 2006 году издательство Троице-Сергиевой Лавры опубликовало все его творения: келейные записки, беседы старца с духовными чадами, духовные стихотворения, посмертное завещание. Также следует упомянуть издание духовного наследия преп. Никона Оптинского в 1998 году: «Преп. Никон Оптинский. Жизнеописание и духовные наставления» (М., 1998. 607 с.). С 1990-х годов начинается издание сочинений и поучений св. прав. Алексия Мечева (I860– 1923): «Из проповедей» (М., 1992), «Советы девушке христианке» (М., 1996); и сщмч. Сергия Мечева, его сына (1892–1941): «Проповеди» (1993), «Письма из ссылки» (М., 1999), «Тайны богослужения» (М., 2001). Стоит отметить и издание дневников св. прав. Иоанна Кронштадтского, и в особенности найденных предсмертных его дневников 1908 года (М.: Отчий дом, 2003). С конца 1990-х издаются письма и дневники просветителя Японии св. равноапостольного Николая, митрополита Японского (Касаткина).

Благодатной нивой для нынешнего церковного книгоиздания являются труды новопрославленных в XX-XXI веках новомучеников и исповедников Российских. В связи с этим, однако, как очевидно, речь должна также идти и об осмотрительной церковной рецепции идей, содержащихся в их прижизненных сочинениях, не обязательно на сто процентов гарантирующих догматическую и иную авторитетность в качестве источников Св. Предания Церкви. Ибо, как известно, мученическая кончина не уберегает от возможных ошибок мысли и слова, оставленных в сочинениях, вышедших в предшествующий мученической кончине период жизни, но, напротив, может быть, искупает эти ошибки. И, с другой стороны, в качестве некоторой большей гарантии учительной авторитетности, как я предполагаю, гипотетически стоит рассматривать сочинения преподобномучеников и исповедников, ибо пребывание таких людей в постоянном подвиге и в непрерывном тесном общении с Богом в Духе Святом делает их более просвещенными и, следовательно, более авторитетными в вопросах веры и церковного учения о спасении. Поэтому за канонизацией личностей Церковью должна следовать и определенная «научная» канонизация, то есть оценка их сочинений (или идей) церковной богословской наукой3111. Что же касается персоналий, то здесь стоило бы назвать следующих: сщмч. Иларион Троицкий (1886–1929), сщмч. Серафим Чичагов (1856–1937), мч. Иоанн (И. В. Попов) (1867–1938).

Выводы

В заключение хотелось бы наметить ряд направлений развития русской патрологии как дисциплины в связи с книгоизданием творений русских святых отцов.

Во-первых, в перспективе становится необходимо не только издание учебника по русской патрологии, но также работы (может быть, даже предваряющей создание учебника или идущей параллельно с этим процессом) по составлению полного списка канонизированных русских церковных авторов (то есть святых отцов) за почти тысячелетний период (с X по XXI век), а затем и полной систематической научной библиографии творений русских святых отцов, подобно работе западного исследователя Герарда – Claris Partum («Ключ к отцам») (серии греческая и латинская). Полагаю, что русской патрологии и вообще богословской науке в России такой указатель – «Ключ к русским отцам» – будет необходим и весьма полезен, хотя, возможно, и потребует труда целого научного коллектива и немалых финансовых вложений. Для начала же можно будет (в отличие от издания Claris Partum, посвященного всем церковным писателям, а не только святым отцам) ограничиться канонизированными патристическими авторами – святыми отцами, а уже потом на базе этого издания постепенно включать русских (и более широко – российских, на территории бывшей Российской империи) не канонизированных еще церковных писателей.

Во-вторых, в отношении книгоиздания русских святоотеческих творений, как я полагаю, дальнейшая работа будет заключаться во внимательном разыскании некоторых неизданных сочинений (находящихся в рукописях) или изданных разрозненно, и в особенности до революции или в эмиграции и потому недоступных для широкого читателя. Так, к примеру, не переведены до конца на русский язык и поэтому не изданы некоторые сочинения преп. Паисия (Величковского)312, не изданы полностью письма свт. Филарета (Дроздова), и этот список еще можно было бы продолжить.

В-третьих, важной представляется работа по собиранию и переизданию вышедших как до революции, так и в СССР древнерусских святоотеческих сочинений (X-XVII века), как правило, не очень объемных, в каком-нибудь новом – церковном по своему духу – издании (это, конечно же, должна быть целая серия).

В-четвертых, в связи с продолжающейся деятельностью по канонизации как новомучеников и исповедников Российских, так и подвижников благочестия XX века, а вскоре, надеюсь, и XXI века, еще одним направлением в книгоиздательстве и церковно-научном изучении станет издание их творений.

В-пятых, недавнее воссоединение РПЦ и РПЦЗ открывает новые перспективы для расширения круга русских святых отцов канонизированными церковными авторами XX века, которые жили в эмиграции и были прославлены в лике святых в РПЦЗ.

Другим шагом в развитии и русской патрологии как науки и русского патристического книгоиздания будет рассмотрение сочинений авторов, относящихся к категории церковных писателей или богословов (неканонизированных). Эта работа может проводиться для открытия новых важных и интересных аспектов в русской церковной литературе, способствующих обогащению представления о русской святоотеческой мысли. Однако главными критериями подхода здесь должны стать осторожность и точное соответствие тех или иных идей как русскому святоотеческому преданию, так и Преданию Церкви в целом.

Кроме того, хотелось бы отметить одну особенность русской святоотеческой традиции, значительный содержательный пласт которой составляет нравственно-аскетическая проблематика (безусловно важная для духовной жизни). Эта особенность – распространенность жанра житийной литературы, и в особенности даже – жанра поучений или воспоминаний, записанных со слов духовных чад (главным образом это относится к святым подвижникам XIX-XX веков, которые не оставили никаких собственноручных письменных сочинений или почти не оставили). Конечно, и сами жизнеописания святых представляют огромный интерес и с точки зрения церковно-исторической, и с точки зрения духовно (как образец и воплощение церковных нравственно аскетических идеалов). Однако для курса Русской патрологии, изучающего, в отличие от агиографии, не только жития, но и творения и учение, в случае отсутствия написанных творений такие поучения и воспоминания крайне важны: они помогут рассказать об учении этих святых подвижников, зафиксированном в нередко афористичных и глубоких по своему христианскому смыслу кратких высказываниях, сохраненных в воспоминаниях их духовных чад или в житиях. В связи с этим оказывается особенно актуальным для русской патрологии жанр флорилегиев, или сборников высказываний отцов по тому или иному вопросу, а также включение этого материала в антологию русской патрологии.

* * *

291

Данный труд потребовал от автора почти тридцати лет (1801–1827) «неустанных и кропотливейших изысканий». У митрополита Евгения были предшественники: И. А. Дмитриевский (издавший в 1768 г. на нем. яз., а в 1771 г. на фр. яз. словарь о 42 русских писателях) и масон Н. И. Новиков (издавший в 1772 г. «Опыт исторического словаря о Российских писателях» о 317 авторах, преимущественно XVIII века). (См.: КалитинП.В. Краеугольный камень православной исторической науки: Вст. статья // Митр. Евгений (Болховитинов). Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. Переизд. – М.: Паломник, 1995. С. 3–17.)

292

Исихазм: Аннотированная библиография / Под общей и научн. ред. С. С. Хоружего. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004.

293

Такая дата стоит в Предисловии к творениям преп. Максима, изданным в Казани в 1864 г., а у митрополита Филарета (Гумилевского) стоит дата 1619 г.

294

Архиеп. Филарет (Гумилевский). Обзор русской духовной литературы (1862–1863 гг.): В 2 кн. СПб., 1884. Кн. 1. С. 98.

295

Архиеп. Филарет (Гумилевский). Обзор русской духовной литературы... Кн. 2. С. 354.

296

Сами «Прибавления» становятся местом публикации многих русских святоотеческих сочинений (небольшого объема).

297

До революции переизданы в трех томах в Свято-Троицкой Сергивой Лавре (Сергиев Посад, 1910–1911), причем уже с элементами богословско-патрологической классификации трудов: Т. 1 – Сочинения нравоучительные, Т. 2 – Сочинения догматико-полемические, Т. 3 – Сочинения разные.

1

Ерасов Б. С. Социальная культурология. М., 1996. С. 34

298

С двумя частями алфавитных указателей, вышедших в 1891 году там же.

299

В 1865–1867 годах в СПб. в типографии Глазунова. В это собрание вошли такие бессмертные произведения, как «Аскетические опыты», «Аскетическая проповедь» и «Приношение современному монашеству».

300

Письма к разным лицам и о разных предметах веры и жизни. М., 1882. – 432 с.

301

Цит. по кн.: Вениамин (Федченков), митр. Отец Иоанн Кронштадтский. М., 2000. С. 10.

302

Сообщается, что всего до революции было выпущено 125 наименований книг общим тиражом в 225 000 экземпляров.

303

Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. Джорданвилль, 1970. С. 181.

304

См.: Исихазм. Аннотированная библиография. С. 581, 584.

305

Правда, вышло лишь четыре тома пятитомного дореволюционного собрания.

306

Издание было начато в Джорданвилле, продолжено Московской Патриархией, и завершено Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой пятым томом.

307

М.: Правило веры (в семи томах). Были добавлены еще «Отечник» и Письма разным лицам, а также работа Л. Соколова о свт. Игнатии.

308

Псково-Печерский – Сретенский монастыри издали семь томов с небольшими вариациями (письма мирянам были опущены, зато седьмой том составила Симфония по творениям свт. Игнатия, выполненная игуменом Марком Лозинским).

309

В семи томах. М.: Благовест.

310

В шести книгах. М.: Лепта.

311

К примеру, стоит отметить такого новопрославленного святого XX века (канонизирован в 2000 году), как свт. Лука Войно-Ясенецкий (1877–1961). В написанной им (а может быть, и приписанной ему) книге «Дух, душа, тело» (первое издание – Брюссель, 1978. Изд. «Жизнь с Богом») можно найти ряд столь сомнительных с точки зрения христианской антропологии мест, что свое недоумение мне высказывали даже люди, не имевшие богословского образования. Как эта книга вышла в печать с кратким предисловием одного известного ныне здравствующего московского ученого пастыря (не буду называть его имя) без серьезных комментариев, мне остается лишь гадать.

1

Ерасов Б. С. Социальная культурология. М., 1996. С. 34

312

См.: Исихазм. Аннотированная библиография. № 379. С. 581 («Повесть о св. Соборе» и несколько посланий, а также автобиография преп. Паисия).


Источник: Русская патрология: Материалы академической конференции. — Сергиев Посад: Московская Православная Духовная Академия, 2009. — 576 с.

Комментарии для сайта Cackle