свящ. Михаил Легеев

Патрология. Период Древней Церкви с хрестоматией

Источник

Учебное пособие по патрологии кандидата богословия священника Михаила Легеева охватывает период святоотеческой письменности Древней Церкви (Ι–III вв.).

Книга построена по принципу хронологического изложения материала. В основе авторского подхода лежит концептуальное видение исторического развития святоотеческой мысли как единого целого. Каждая представленная тема, посвящённая какому-либо из выдающихся отцов и учителей Церкви, отображает наиболее яркие, характерные черты их творчества.

Пособие ориентировано на изучение святоотеческих текстов и содержит обширную хрестоматию в качестве приложения. Тематический материал позволяет быстро переходить от учебного раздела к соответствующему тексту хрестоматии.

Учебное пособие адресовано преподавателям и студентам богословских учебных заведений, богословских факультетов светских вузов, а также читателям, интересующимся вопросами исторического развития церковной мысли.

Содержание

Тема 1. Предмет патрологии: отцы и учителя Церкви 1.1. Что такое патрология? Общее понятие о предмете 1.2. Отцы и учителя Церкви – начальное «звено» предметной области патрологии 1.2.1. Понятие о духовном отечестве. «Отцы», «святые отцы», «отцы Церкви» 1.2.2. Учителя Церкви 1.2.3. Подведение итогов темы 1.2.4. Понятие об отцах Церкви в православной и в «западной» (римо-католической, протестантской) церковной науке; их отличия 1.3. Важность точного понимания предмета патрологии Тема 2. Предмет патрологии: тенденции и школы 2.1. Почему патрология не ограничивается изучением персоналий? 2.2. Богословские тенденции, течения, школы – среднее «звено» предметной области патрологии 2.2.1. Богословские школы – место «встречи» личности и Предания 2.2.2. Школа как направление мысли и как институт 2.2.3. Богословская школа как возможность проявления святости или порока 2.3. Характеристика основных направлений богословской мысли 2.3.1. «Запад» и «Восток»: география 2.3.2. Основные особенности двух типов богословского мышления 2.3.3. Богословские школы Тема 3. Предмет патрологии: Предание в истории 3.1. Что есть Предание? 3.2. Предание Церкви как единое целое – высшее «звено» предметной области патрологии 3.2.1. Единство и многообразие Предания 3.2.2. Исторический рост Предания 3.2.3. Общие закономерности исторического развития богословия 3.2.4. Апофатический и катафатический элементы исторического развития богословия 3.3. Определение патрологии 3.4. Уникальность патрологии в кругу богословских наук 3.5. Краткая периодизация святоотеческой мысли Тема 4. Метод патрологии 4.1. Историко-критический метод 4.2. Историческое развитие патрологического метода 4.3. Универсальные особенности святоотеческого метода работы с текстами 4.3.1. Consensus patrum: согласие отцов 4.3.2. Акценты, разногласия, ереси 4.3.3. Язык: сочетание старого и нового 4.3.4. Предание как предмет патрологии и патрология как часть Предания 4.3.5. Целеполагание 4.3.6. Подведение итогов Тема 5. Общая характеристика периода мужей апостольских 5.1. Общие сведения о периоде и хронология 5.2. Задачи, стоящие перед Церковью в этот период 5.3. Каковы связь, преемство и отличие этого периода по сравнению с апостольским периодом? 5.4. Персоналии 5.5. Богословие мужей апостольских: общие тенденции 5.5.1. Нравственная тематика 5.5.2. Христология 5.5.3 Экклезиологии Тема 6. Дидахи 6.1. Цель написания и жанр 6.2. Почему произведение называется Дидахи? 6.3. Вопрос авторства и датировки 6.4. Церковный авторитет и значение для жизни Церкви 6.5. Особенности стиля, метода и языка 6.6. Структура произведения 6.7. Важные особенности богословия Тема 7. «Пастырь» Ерма 7.1. Сведения об авторе 7.2. Церковный авторитет и значение для жизни Церкви 7.3 Цель произведения 7.4. Жанр произведения 7.5. Структура произведения 7.6. Главные особенности богословия 7.6.1. Богословие покаяния 7.6.2. Экклезиология 7.6.3. Христология Тема 8. Священномученик Игнатий Антиохийский 8.1. Сведения о жизни 8.2. Почему святой Игнатий именуется Богоносцем? 8.3. Творения 8.4. Богословие 8.4.1. Христология 8.4.2. Жизнь со Христом 8.4.3. Экклезиология 8.4.4. Учение о Евхаристии Тема 9. Общая характеристика периода апологетов 9.1. Общие сведения о периоде и хронология 9.2. Главные задачи, стоящие перед Церковью в этот период 9.3. Что защищали и что не защищали апологеты? 9.4. Персоналии 9.5. Краткая история периода 9.6. Виды церковной письменности эпохи апологетов 9.7. Методы апологетов 9.7.1. Использование языка, понятий и образов античного мира 9.7.2. Богословская икономия и акривия – два акцента в диалоге апологетов с языческим миром 9.8. Богословие апологетов: общие тенденции Тема 10. Святой Иустин Мученик 10.1. Сведения о жизни 10.2. Творения 10.3. Важные особенности богословия 10.3.1. Учение о Логосе 10.3.2. Слово и дело 10.3.3. Тематика подражания 10.3.4. Тематика «введения в догматическое богословие» 10.3.5. «Катехизическая» тематика Тема 11. Священноисповедник Феофил Антиохийский 11.1. Сведения о жизни 11.2. Творения 11.3. Важные особенности богословия 11.3.1. Учение о богопознании 11.3.2. Учение о Предании 11.3.3. Троица 11.3.4. «Богословская акривия» как акцент мысли апологета в его синергийной и экклезиологической оценке внешнего мира Тема 12. Марк Минуций Феликс 12.1. Сведения о жизни 12.2. Характеристика апологии «Октавий» 12.2.1. Первый приём автора: сила и убедительность языческой аргументации 12.2.2. Второй приём автора: обвинения язычников есть обвинения самих себя 12.3. Богословие «Октавия» 12.3.1. Апофатика произведения Тема 13. Святитель Мелитон Сардийский 13.1. Сведения о жизни 13.2. Творения 13.3. Особенности апологетического богословия 13.4. Особенности богословия (на примере гомилии «О Пасхе») 13.5. Христос, «Который есть всё» 13.5.1 Тема образа и реальности 13.5.2. Тема смерти падшего человека Тема 14. Священномученик Ириней Лионский 14.1. Сведения о жизни 14.2. Творения 14.2.1. Гностицизм и борьба с ним святого Иринея 14.3. Важнейшие особенности богословия 14.3.1. Сотериология 14.3.2. Учение о Предании 14.3.3. Предзарождение троической проблематики III века 14.3.4. Между Западом и Востоком Тема 15. Общая характеристика периода III века – эпохи становления систематического богословия 15.1. Что изменилось к началу III века? 15.2. Главные задачи, стоящие перед Церковью в этот период 15.2.1. Активная миссия 15.2.2. Осмысление значения внутритроического бытия для человека 15.3. Персоналии 15.4. Краткая история периода 15.5. Богословие периода: общие тенденции 15.5.1 Триадология 15.5.2. Протология, сотериология, эсхатология 15.5.3. Зарождение тематики аскетического богословия Тема 16. Тертуллиан 16.1. Сведения о жизни 16.2. Значение для Церкви творчества Тертуллиана 16.3 Творения 16.4. Важные особенности богословия 16.4.1. Триадология: субординационизм Тертуллиана 16.4.2. Учение о Предании и экклезиологии 16.4.3. Учение о богопознании 16.4.4. Монтанизм Тертуллиана Тема 17. Священномученик Киприан Карфагенский 17.1. Сведения о жизни 17.2. Творения 17.3. Особенности богословия (на примере сочинений «О падших» и «О единстве Церкви») 17.3.1. Грани экклезиологии святого Киприана: святое наследие и ошибка 17.3.2. Достояние Церкви: жизнь во Христе 17.3.3. Учение о единстве Церкви 17.3.4. Радикальные стороны экклезиологии свщмч. Киприана Тема 18. Появление систематической экзегезы в первой половине III века 18.1. Несистематический характер экзегезы в I – начале III веков 18.2. Коренное изменение ситуации в 20–40-е годы III века 18.3. «Гекзаплы» и значение этого труда для богословской науки ранней Церкви Тема 19. Священномученик Ипполит Римский 19.1. Сведения о жизни 19.2. Творения 19.3. Особенности богословия (на примере сочинения «О Христе и антихристе») Тема 20. Климент Александрийский 20.1. Сведения о жизни 20.2. Творения 20.3. Богословский историзм как важнейшая особенность богословия Климента 20.3.1. Путь отдельного человека к Богу 20.3.2. Интеллектуализм духовного пути – ошибка Климента 20.3.3. Исторический путь собирания человечества 20.3.4. Отношение Климента к богопротивлению софистики и ересей Тема 21. Ориген 21.1. Сведения о жизни Оригена 21.2. Двойственное значение Оригена для истории Церкви 21.2.1. Аскетизм Оригена и его связь с богословием 21.3. Творения 21.3.1. Причина возникновения систематического богословия у Оригена 21.4. Главные аспекты богословской проблематики Оригена 21.4.1. Триадология: субординационизм Оригена 21.4.2. Протология, сотериология и эсхатология Тема 22. Святые ученики Оригена 22.1. Две группы учеников Оригена 22.2. Святитель Дионисий Александрийский (Великий) 22.2.1. Сведения о жизни 22.3. Святитель Григорий Неокесарийский (Великий, Чудотворец) 22.3.1. Сведения о жизни 22.4. Значение богословия и труды святых Дионисия и Григория 22.5. Первые триадологические ереси 22.5.1. Модализм (савеллианство) 22.5.2. Динамизм (ересь Павла Самосатского) Тема 23. Священномученик Мефодий Патарский 23.1. Сведения о жизни 23.2. Творения 23.3. Важнейшие особенности богословия 23.3.1. Аскетическая тематика 23.3.2. Богословский историзм св. Мефодия 23.3.3. «Маленькая священная история» отдельного человека 23.3.4. Богословие свободы 23.4. Общее заключение Приложения Приложение 1. Основная богословская тематика мужей апостольских Приложение 2. Основная богословская тематика апологетов Приложение 3. Основная богословская тематика периода становления систематического богословия (III век) Хрестоматия Дидахи. Учение Господа, (переданное) народам через 12 апостолов Глава 1. Два пути Глава 2. Жизнь по Евангелию Глава 3. Чего избегать Глава 4 Путь жизнь Глава 5. Путь смерти Глава 6. Бодрствуй над собой Глава 7. Крещение водой Глава 8. Молитва и пост Глава 9 Причащение Глава 10. Благодарение Глава 11. Берегитесь лжеучителей Глава 12. Странствующие проповедники Глава 13. О пророках Глава 14. Воскресный день Глава 15. Служители Господни Глава 16. Ожидание грядущего Господа «Пастырь» Ерма Книга 1. Видения Видение первое. Обличение Ерма за его собственные слабости и за небрежность в исправлении детей его Видение второе. Призвание Ерма к проповеди о покаянии детям его и всем верующим Видение третье. Строение башни, изображающей Церковь Видение четвёртое. О будущем гонении на христиан Книга 2. Заповеди Пролог Заповедь первая. О вере в единого Бога Заповедь вторая. О том, что до́лжно избегать злословия и творить милостыню в простоте Заповедь третья. О том, что до́лжно избегать лжи Заповедь четвёртая. О целомудрии и разводе Заповедь пятая. О печали и терпении Заповедь шестая. О двух духах при всяком человеке и внушениях каждого из них Заповедь седьмая. О том, что до́лжно бояться Бога, а дьявола бояться не до́лжно Заповедь восьмая. О воздержании от зла и о совершении добра Заповедь девятая. До́лжно просить у Бога постоянно и без сомнения Заповедь десятая. О духе уныния, помрачающем душу и препятствующем успеху молитвы Заповедь одиннадцатая. О том, что истинные и ложные пророки познаются на деле Заповедь двенадцатая. Об удалении от худых пожелании и о том, что заповеди Божий возможно исполнить верующим Заповедь-эпилог Книга 3. Подобия Подобие первое. Мы, не имея в этом мире постоянного города, должны искать будущего Подобие второе. Как виноградное дерево поддерживается вязом, так богатому помогает молитва бедного Подобие третье. Как зимой нельзя отличить деревьев полных жизни от засохших, так и в настоящем веке нельзя отделить праведных от нечестивых Подобие четвёртое. Как летом свежие деревья отличаются от засохших плодами и зелёными листьями, так и в будущем веке праведные от нечестивых различаются блаженством Подобие пятое. Об истинном посте и о чистоте тела Подобие шестое. О двояком роде людей сластолюбивых и о наказаниях их Подобие седьмое. О том, что кающиеся должны приносить плоды, достойные покаяния Подобие восьмое. Много есть родов избранных и кающихся во грехах, но по мере покаяния все будут иметь награду в добрых делах своих Подобие девятое. Строение Церкви Божией, воинствующей и торжествующей Подобие десятое. О покаянии и милостыне Священномученик Игнатий Антиохийский Послание к ефесянам Глава I. Похвала ефесянам за их посольство и похвала Онисиму Глава II. Похвала прочим лицам посольства Глава III. Игнатий не гордостью, но любовью возбуждается увещевать к единению с епископом Глава IV. Подражайте единению пресвитеров с епископом Глава V. Важность единения церковного Глава VI. Смотрите на епископа как на Самого Христа Глава VII. Бегите от еретиков. Един есть врач Иисус Христос – Богочеловек Глава VIII. Вы велики и духовны Глава IX. Вы не внимали ложным учителям Глава X. Молитесь за других, будьте кротки и смиренномудры Глава XI. Последние времена; будем бояться Господа Глава XII. Похвала ефесянам Глава XIII Чаще собирайтесь для богослужения Глава XIV. Храните веру и любовь и на деле показывайте себя христианами Глава XV. Не словами только, но и молчанием будем исповедовать Господа Глава XVI. Растлевающие веру ложным учением пойдут в огонь вечный Глава XVII. Остерегайтесь ложных учений еретиков Глава XVIII Слава креста. Рождение и крещение Христа Глава XIX. Три таинства Глава XX. Я ещё буду писать вам Глава XXI. Молитесь за меня и церковь Сирскую Послание к магнезийцам Глава I. Повод к посланию Глава II. Радость о посланных из Магнезии Глава III. Почитайте вашего юного епископа Глава IV. Нехорошо некоторые действуют без епископа Глава V. Такие люди не имеют признака христиан – любви, и не умерщвляют своих страстей Глава VI. Храните согласие Глава VII. Ничего не делайте без епископа и пресвитеров, будьте единый храм Божий Глава VIII. Удаляйтесь от ложных учений иудействующих Глава IX. Будем жить со Христом Глава X. Не иудействуйте Глава XI. Ради предостережения пишу это вам Глава XII. Вы лучше меня Глава XIII. Утверждайтесь в вере и единении Глава XIV. Молитесь за меня и Церковь Сирскую Глава XV. Приветствуют вас христиане ефесской и прочих Церквей Послание к траллийцам Глава I. Мне стали известны достоинства ваши чрез епископа Поливия Глава II. Повинуйтесь епископу, пресвитерам и дьяконам Глава III. Почитайте дьяконов, епископа и пресвитеров Глава IV. Я имею нужду в смирении Глава V. Я не преподам вам возвышенных учений Глава VI. Удаляйтесь от яда еретиков Глава VII. Берегитесь от еретиков Глава VIII. Против казней дьявола укрепляйтесь кротостью, верой и любовью Глава IX. Не слушайте отвергающих Христа, истинно родившегося, умершего и воскресшего Глава X. Если Христос страдал не истинно, то я напрасно ношу узы Глава XI. Бегайте смертоносных произрастений еретиков Глава XII. Пребывайте в единении и любви Глава XIII. Молитесь за Церковь Сирскую Послание к римлянам Глава I. Надеюсь видеться с вами Глава II. Не устраняйте от меня мученичества Глава III. Молитесь Богу о даровании мне сил для мученического подвига Глава IV. Пусть измелют меня зубы зверей Глава V. Желаю умереть Глава VI. Через смерть я достигну истинной жизни Глава VII. Желаю умереть, ибо любовь моя распялась Глава VIII. Окажите мне помощь свою Глава IX. Молитесь за Церковь Сирскую Глава X. Заключение Послание к филадельфийцам Глава I. Похвала епископу Глава II. Храните единение с епископом и удаляйтесь ложных учений Глава III. Удаляйтесь отделяющихся от единства Церкви Глава IV. Имейте одну Евхаристию Глава V. Я прибегаю к Евангелию и апостолам; будем почитать и пророков ветхозаветных Глава VI. Не допускайте иудейства Глава VII. По внушению Святого Духа увещал я вас к единению Глава VIII. Старайтесь о единении Глава IX. Новый завет превосходит Ветхий Глава X. Сорадуйтесь антиохийским христианам об окончании гонения Глава XI. Благодарю вас, что вы благосклонно приняли моих спутников Послание к смирнянам Глава I. Прославляю Бога за веру вашу Глава II. Христос истинно пострадал во плоти III. Христос и по воскресении был во плоти Глава IV. Берегитесь еретиков. Если бы Христос не пострадал истинно, то и я не страдал бы Глава V. Опасность заблуждения докетов Глава VI. Неверующий в кровь Христову будет судим, хотя бы то был ангел. У еретиков нет и добродетелей христианских Глава VII. Еретики удаляются от Евхаристии Глава VIII. Ничего не делайте без епископа Глава IX. Почитайте епископа. Вы утешили меня во всём Глава X. Вы благосклонно приняли моих спутников: вам будет за это награда Глава XI. Отправьте посла к антиохийским христианам по случаю восстановления мира Глава XII. Приветствия Глава XIII. Приветствия Послание к Поликарпу I. Похвала и увещевание Глава II. Продолжение увещеваний Глава III. Продолжение Глава IV. Продолжение Глава V. К чему епископ должен увещевать супругов, безбрачных и вступающих в брак Глава VI. Обязанности христианской паствы Глава VII. Отправьте посла к антиохийским христианам по случаю восстановления мира Глава VIII. Пусть и другие Церкви отправят в Антиохию послов или письма. Приветствия Святой Иустин Мученик Апология первая Апология вторая, представленная в пользу христиан римскому сенату Священноисповедник Феофил Антиохийский. Послание к Автолику (в сокращении) Книга I Книга II Книга III Марк Минуций Феликс. Октавий (в сокращении) Святитель Мелитон Сардийский. О Пасхе Священномученик Ириней Лионский. Против ересей (в сокращении) Книга третья Предисловие Глава I. Апостолы начали проповедовать и излагать в письмена Евангелие не прежде, как были облечены силами Св. Духа. Они возвещали Единого Бога, Творца неба и земли Глава II. Еретики не следуют ни Писанию, ни Преданию Глава III. Опровержение еретиков на основании предания апостолов, хранящегося в Церкви Глава IV. Истина находится только в кафолической Церкви, хранительнице апостольского предания. Ереси недавни и не могут вести своего начала от апостолов Глава V. Христос и Его апостолы предлагали своё учение не ложно и не приспособляясь к мнениям слушателей и проповедовали Единого Бога Отца и Творца всего Глава XIX. Христос был не просто человек, родившийся от Иосифа, но истинный Бог, рождённый от Отца, и истинный Человек, родившийся от Девы Глава XXII. Христос принял действительную плоть, родившись от Девы Глава XXIV. Общий взгляд на учения еретиков; их противоположность с согласным и постоянным учением Церкви Книга четвёртая Предисловие Глава XVIII. О жертвах и приношениях и о тех, кто истинно их приносит Глава XX. Единый Бог всё в мире сотворил Словом и Святым Духом, и хотя Он в сей жизни невидим и непостижим, однако не неведом Глава XXI. Вера Авраама была такая же, как наша, и эта вера была предизображена словами и действиями древних патриархов Глава XXII. Христос пришёл для людей не одного времени, но для всех, которые, живя благочестиво, веровали в Него и которые будут веровать Глава XXIII. Патриархи и пророки, предсказывая пришествие Христа, прилагали потомкам путь к вере во Христа, и потому труды апостолов были меньше, так как они собирали плоды чужих трудов Глава XXIV. Обращение язычников было труднее обращения иудеев, и труды апостолов, занимавшихся первым, были больше, чем труды, обращавших иудеев Глава XXV. Оба завета были предзнаменованы в Аврааме и рождении Фамари, и Один Бог того и другого Завета Глава XXVI. Сокровище, скрытое в Писании, есть Христос, и одна Церковь правильно разумеет Писание Глава XXXI. Мы не должны опрометчиво ставить в вину древним те действия, которых Писание не осудило, но, скорее, видеть в них образы будущих вещей: пример – кровосмешение Лота Глава XXXII. Один Бог виновник обоих Заветов, что подтверждается свидетельством пресвитера, ученика апостолов Глава XXXIII. Признающий Единого Бога виновником обоих Заветов и тщательно читающий Писания у пресвитеров Церковных есть истинно духовный ученик и будет правильно разуметь всё, сказанное пророками о Христе и о свободе Нового Завета Книга пятая Предисловие Глава II. Христос, посетив нас Своею благодатью, пришёл не в чужое и даровал плоти нашей участие в спасении Глава IV. Заблуждаются выдумывающие сверх Творца мира другого Бога Отца, Который необходимо слаб и бесполезен или зол и завистлив, если не может или не хочет дать телам нашим вечную жизнь Глава VI. Бог дарует спасение целому человеку, состоящему из тела и души Глава IX. Объяснение слов Апостола: плоть и кровь не наследуют Царства Божия Глава X. Объяснение вышесказанного чрез сравнение с дикою маслиною Глава XI. О делах плотских и духовных людей Глава XIV. Если бы плоть не участвовала в спасении, то Слово не приняло бы плоти одинаковой сущности с нашею Глава XVIII. Всё сотворено силою и мудростью Бога Отца и Его Слова, а не произошло от несовершенства или неведения; иначе Сын Божий, получивши всю власть от Отца, не принял бы плоти Глава XX. До́лжно внимать пастырям, коим апостолы вверили Церкви, содержащим одно и то же учение о спасении, еретиков же избегать; и о таинствах веры мудрствовать благоразумно Глава XXI. Глава всего – Христос; Ему надлежало быть посланцем от Отца, Творца всего, принять человеческое естество и быть искушённым сатаною для того, чтобы исполнить обетования и одержать совершенную победу Тертуллиан. О прескрипции против еретиков (в сокращении) 1–2. Само существование ересей свидетельствует о подлинной вере 3–4. Ереси черпают силу из слабости веры: истинная вера проверяется в противостоянии им 12–14. Самым прочным основанием является Правило веры, сверх которого ничего не следует искать 15–19. Еретики не смеют опираться на Писание; оно не принадлежит им и они способны лишь искажать его. Еретикам, безусловно, отказано в самом праве рассуждать о Писании 25–29. Церковь – единственная наследница истины и апостольского авторитета 30–32. Еретики не смеют претендовать на истину потому, что они позже истины. Примеры различных ересей 35. Источник неповреждённой истины – церковный авторитет, основанный на авторитете апостольском 37. Попытки еретиков исказить Писание доказывают, что оно им не принадлежит Священномученик Киприан Карфагенский О падших О единстве Церкви Священномученик Ипполит Римский. О Христе и антихристе (в сокращении) Климент Александрийский. Строматы (в сокращении) Книга первая I. О цели написания Стромат и обстоятельствах их создания II. Замечание о пользе греческой философии Замечание о стиле Стромат V. Философия – служанка теологии VII VIII. О вреде чрезмерного увлечения софистикой XIII. О зёрнах истины, разбросанных в различных учениях XIX. Греческая философия причастна мудрости XX Книга вторая IV. Без веры невозможно ни знание, ни научение VI. Вера, раскаяние и знание XVII. Виды и способы познания Книга пятая I. Гармония веры и знания. Путь от веры к знанию III. <...> О поиске, вере и неверии (продолжение) XI. Отвлечение от материального – первый шаг на пути богопознания Негативная теология XII. <...> Доверие и вера Книга шестая VII. Происхождение и природа истинной философии Философия – это стремление к мудрости и любовь к ней Ограниченность греческой философии IX. Образ совершенного (гностика) Природа божественной любви Гностическая бесстрастность (апатия) XV. <...> Ограниченность учения всех школ кроме апостольского предания XVII. Теология и философия Подражание и уподобление XVIII. Заключение: эллинская философия и христианское откровение. Греческая философия как развлечение и отдых для гностика Путь от философии к богословию Божественное происхождение христианского учения Универсальность христианского откровения Заключительное замечание Книга седьмая X. Путь гностика к совершенству XIV Священномученик Мефодий Патарский Пир десяти дев, или О девстве (в сокращении) Введение. Цель сочинения. Путь к раю. Изображение и олицетворение добродетели. Агнос – символ девства. Маркелла – старшая и первая между девами Христовыми Речь I. Маркелла Глава I. Трудность и превосходство девства. – Упражнение в учении необходимо для дев. Глава IV. Один Христос научил девству, открыто предсказывая Царство Небесное. Уподобление Богу должно совершаться при свете божественных добродетелей Речь II. Феофила Глава I. Похвалою девству не уничтожаются браки Глава II. Рождение подобно образованию первой Евы из ребра и кости Адама. В обыкновенном рождении Бог есть Создатель людей Глава III. Толкование места из Писания. Незаконнорождённые бывают не только верующими, но иногда и предстоятелями Глава VII. Девство – не единственное благо, хотя лучшее и предпочтительное Речь III. Фалия Глава VI. Целостное число духовных овец. Человек – второй после ангелов лик во славу Божию. Объяснение притчи о погибшей овце Глава VII. Дела Христовы, свойственные Богу и человеку, принадлежат Ему самому, как единому Глава VIII. Кости и плоть Премудрости. Ребро, из которого образована духовная Ева, есть Дух Святый. Жена, помощница Адама, есть обручённые Христу девы Глава XIII. Объясняется учение Павла о девстве Речь V. Фаллуса Глава II. Что значит принесение Авраамом в жертву трилетней телицы, трилетней козы и трилетнего овна? Всякий возраст должен быть посвящаем Богу. Трикратная смена стражи и наш возраст Глава V. Обет девства и постановление о нём в законе. Виноградные лозы – Христос и диавол Глава VII. Церковь находится в средине между тенями закона и небесными истинами Глава VIII. Два жертвенника – вдовы и девы. Золото – символ девства Речь VI. Агафа Глава IV. Что значит елей в светильниках в притче о десяти девах? Речь VII Прокилла Глава I. Какой истинно-достойный способ хваления? Отец больше Сына по силе начала, но не по существу. Девство – лилия. Души верных и девы; единая невеста единого Христа Глава IV. Объяснение места из книги Песнь Песней, 4:7–8. Царицы – души святых, живших до потопа. Сожительницы – души пророков. Божественное семя для рождения духовных плодов в книгах пророков. Тайный брак Слова с пророческими душами Глава VI. Кто такие восемьдесят сожительниц? Преподанное пророками учение о воплощении Глава VIII. Человеческая природа Христа – единственная голубка Его Речь VIII. Фекла Глава IV. Увещание к соблюдению девства. Предлагается объяснение места из Откр.12:1–6 Глава V. Жена, рождающая при враждебном драконе, есть Церковь; её священнослужение и благодать Глава VI. Дело Церкви – рождение детей в крещении. Она как бы свет луны при крещении. Полнолуние страдания Христова Глава VII. Рождение от жены в Апокалипсисе есть рождение не Христа, а верующих – в крещении Глава VIII. Мужи суть верующие, в крещении уподобляющиеся Христу. Святые сами помазанники Глава IX. Сын Божий, Который сам всегда существует, ныне рождается в душах и чувствах верующих Глава X. Дракон – диавол. Звёзды, увлечённые с неба хвостом дракона, – еретики. Числа Троицы, т. е. исчисление лиц Её. Заблуждение касательно их Глава XI. Жена, родившая сына и живущая в пустыне, есть Церковь. Пустыня дев и святых. Совершенство чисел и тайн. Равенство и совершенство числа шести. Приложение числа шести ко Христу. Из этого же числа создание мира и вся стройность его Глава XIII. Семь диадим зверя низлагается победоносным девством. Десять рогов дракона – противоположные десяти заповедям пороки. Мысль о судьбе – величайшее зло Речь IX. Тисиана Глава I Глава II. Прообраз, образ, истина, – закон, благодать, слава. Человек создан бессмертным. Смерть введена для истребления греха Глава III. Каким образом каждый должен приготовляться к будущему воскресению? Речь XI. Арета Глава I. Девство – подвиг


Источник: Патрология. Период Древней Церкви с хрестоматией / Свящ. Михаил Легеев ; Санкт-Петербургская православная духовная акад. - Санкт-Петербург : Изд-во СПбПДА, 2015. - 588 с.

Комментарии для сайта Cackle