Псалом 44
В конец, о изменяемых сыном Кореовым в разум, песнь о возлюбленнем. Т.е. поучительная песнь, преданная сынам Кореовым, о возлюбленном Сыне Божием, Спасителе мира и о том, что имеет измениться в последние времена. С Евр.: «Начальнику хора. На музыкальном орудии Шошан. Учение. Сынов Кореевых. Песнь любви». Различно переводят и понимают надписание сего псалма287. Некоторые из толковников считают эту песнь брачною песнию на брак Соломона с дочерью царя Египетского, но самое содержание показывает (а особенно стихи: 7, 8, 12, 18), что этой песни нельзя относить ни к какому царю земному, даже и к Соломону. Св. Апост. Павел слова 7 стиха прямо относит к Иисусу Христу. Потому все Отцы единогласно объясняют сию песнь о Христе Спасителе, Который есть Царь вечный, возлюбленный Сын Божий, Жених Церкви; – и о переменах, последовавших вследствие домостроительства Божия о спасении мира. Самые раввины относят сию песнь к Мессии (Еимхи, Абенезра, рав. Соломон и друг.). «Этот псалом, – говорит св. Злат., – написан о Христе, потому имеет и надпись: о возлюбленнем, и: о изменяемых. Ибо Христос совершил в нас великую перемену, и во всех делах – переворот и изменение».
2. Отрыгну288 сердце мое слово благо, глаголю аз дела мои Цареви: язык мой трость книжника скорописца. С Евр.: «Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе; язык мой трость скорописца». Это как бы введение и предисловие писателя, а самая песнь начинается с следующего стиха. Как отрыжка зависит от внутренней причины, не зависит от произвола человека, обнаруживает качество принятой пищи: так и словом – отрыгнул пророк «хотел показать, что благое слово он изрек не от собственного изобретения, не от человеческого усилия, а от Божественного действия или вдохновения, которое возбуждало его; что вкусил пророк: то и отрыгнул» (Злат.), а отрыгнул слово благое, т.е. прекрасную песнь; и поскольку только от благого сокровища сердца износится благое (Мф. 12:35), то и благое слово, в свою очередь, свидетельствует о благом, Божиею благодатию очищенном сердце певца (Вас. В., Злат.). Слово благо. Под словом благим св. Афанасий разумеет Сына Божия, а под отрыгновением – предвечное Его рождение от Отца. «Иные полагали, – говорит св. Василий В., – что словами отрыгну и проч. говорится от лица Отца о Слове, Которое было в начале у Отца и Которое, говорят они, Отец извел как бы из сердца, из самой утробы, и от благого сердца произошло слово благо. А мне кажется, что сии слова относятся к лицу пророческому; потому что последующие слова не оправдывают сего толкования об Отце». Глаголю аз дела моя цареви. Т.е. мою песнь, мое пророчество я посвящаю Царю, воспеваю для Царя царствующих – Бога. «Намереваясь воспевать хвалы Господу, – говорит бл. Иероним, – свою песнь, свое произведение посвящает Ему, и вместо языческих муз, призывает в начале Того Самого, Кого имеет хвалить»289. «Какое дело? – вопрошает св. Злат. И отвечает: это самое песнопение, это самое пророчество. Пророк не сказал, какому именно царю, выражая, что это – Богу всех». Язык мой трость книжника скорописца. «Как трость есть орудие письменности, когда опытная рука движет ею для начертания написуемого, так и язык праведника, когда Дух Святой им движет, погружаемый не в черниле, но в Духе Бога живого, на сердцах верующих написывает слова вечной жизни. Посему, Дух Святой есть книжник; потому что премудр и всех научает, и скорописец, потому что быстро движение мысли» (Василий В.). «Когда Дух движет умом, тогда ничто не препятствует; но, как водный поток, изливаясь, течет с великою стремительностию, так и благодать Духа несется с великою скоростию, производя все легко, все удобно» (Вас. В. и Злат.).
3. Красен добротою паче сынов человеческих. «Псалом возвещает, – говорит бл. Феод., – лепоту Христову, и лепоту не телесную, но лепоту добродетели и всякой правды, лепоту не приявшую греховной нечистоты, изъятую от всякой скверны». Св. Василий В. разумеет красоту Божества. «Пророк, – говорит он, – созерцая светозарность Господа, и объятый ея сиянием, душевно уязвленный сею добротою, подвигся Божественною любовию к мысленной красоте». Но Господь Иисус Христос был и есть истинно прекрасен и по Божеству и по человечеству, да и согласнее с последующими словами разуметь последнее. «Должно знать, – гов. бл. Феод., – что пророческое слово изобразило не Божество, а человечество Владыки Христа; потому что Бога Слова не стало бы сравнивать с человеками, и не сказало бы, что от Бога приял Он благословение; так как Он Сам – бездна благ, источающая благословения верующим». В самых страданиях Спасителя, когда не было ни вида, ни доброты, Господь Иисус Христос оставался прекраснейшим из сынов человеческих; ибо только на время прикрыл славу Свою, Сам смирил и уничижил Себя для спасения людей. Да и вообще лепота человека состоит не во внешнем только благообразии, а в красоте души – т.е. в ее качествах и совершенствах, а такие совершенства всегда оставались в Господе; ибо далее говорит пророк: излияся благодать во устах Твоих, – благодать слова, учения, которая просветила мир, победила вселенную, та «благодать, которой удивлялись Иудеи (Лк. 4:22, 32) – благодать, которою Он учил и творил чудеса» (Злат.), а «словом: излияся означается множество благодати в словах нашего Господа» (Вас. В.). Сего ради благослови Тя Бог во век. «Здесь, – говорит Злат., – идет речь о плоти (человечестве) Христовой, которая имеет уста, принимает благодать, принимает благословение». Сего ради, т.е. потому Тебя и благословил Бог по человечеству, что Ты прекраснее всех сынов человеческих, и что благодать изливается из уст Твоих. «Слова: благослови Тя Бог, – говорит св. Васил. В., – значат: члены Твои и тело Твое (т.е. верующих и Церковь) исполнил Бог Своими благами, во век, т.е. до бесконечности». Благословение, дарованное человечеству Христову, по св. Злат., проявляется в слове и величании воплотившегося Бога. С Евр.: «Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; посему благословил Тебя Бог на веки».
4. Препояши мечь Твой по бедре Твоей, Сильне, красотою Твоею и добротою Твоею. «Этими чувственными выражениями, – говорит св. Злат., – пророк означает силу Христа, которою Он восстановил вселенную, которою Он окончил войну и поставил трофей, – означает войну противу бесов; ...меч Его – красота Его, доброта Его, слава, достоинство, величие, великолепие». Св. Василий В. относит к воплощению Бога – Слова. «Думаем, что это (препояши меч и проч.) в переносном смысле относится к живому Слову Божию, чтобы оно соединилось с плотию», и под добротою разумеет «Божество Христово». Проще: как мечем, препояшься красотою и добротою Твоею, славою и силою Твоею.
5. Наляцы (натяни, т.е. лук), и успевай, и царствуй. «Наляцы лук Твой, успевай в оправданных Тобою, над которыми царствуешь, освободив их от мучителя» (Св. Афан.). «Т.е. начав попечение Свое о человеках воплощением, соделай сие попечение усильным, непрерывным и не ослабным» (Вас. В.). Истины ради и кротости и правды, т.е. веди брань, царствуй истины ради, дабы насадить ее на земле, и кротости ради, чтобы сделать кроткими людей, которые свирепее зверей, и правды ради, чтобы страждущих под игом беззакония сделать праведными, сначала по благодати, а потом и за добрыя дела их» (Злат.). «Поскольку у людей все извращено ложью: то, чтобы посеять истину, царствуй над человеками, над которыми царствует грех; ибо Ты – истина; кротости ради, – чтобы Твоим примером были все приведены к справедливости и благости. И наставит Тя дивно десница Твоя, т.е. собственная десница Твоя будет Твоим путеводством» (Василий Вел.). «Смысл сих слов, – говорит св. Злат., – следующий: существо Царя Христа сильно само собою; сила Его сама по себе достаточна как для того, чтобы видеть все нужное к исполнению, так и для того, чтобы привести все это к окончанию. Хорошо выразился и другой переводчик (Симмах): и покажет Тебе страшное десница Твоя. Ибо дела Его (Спасителя) действительно весьма страшны и ужасны: разрушена смерть, расторгнут ад и пр. По сему другой переводчик (Акила) и говорит: наставит Тебя на страшное десница Твоя, т.е. не только дела Его достойны удивления, но и то, как чудно они совершены: смертию попрана смерть, клятвою разрушена клятва и подано благословение и проч.». До зде Злат. В Русском переводе с Еврейского весь стих: «И в сем украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя научит Тебя дивным делам».
6. Стрелы Твоя изощрены, Сильне. «Изощренные или острые стрелы Сильного – это, – говорит св. Вас. В., – меткие слова, которые, достигая до сердца слушателей, поражают и уязвляют чувствительные души; или можем разуметь посланных (т.е. св. Апостолов) сеять Евангелие по целой вселенной; они-то по своей изощренности сияли делами правды, и неощутительно проникали в души поучаемых». То же почти и св. Афанасий: «Стрелами называет св. Апостолов, которые в самое сердце наносили решительные раны врагам Царя царствующих». После слов: стрелы Твоя изощрены – св. Златоуст, Василий В. и другие ставят слова: в сердцы враг царевых, и дают такой смысл: Твои острые стрелы (слова евангельской проповеди) изощренны, попадают в самые сердца врагов Царя царей. «Острыми стрелами, действуя противу врагов, будешь Ты метать их прямо и уязвлять сердца вражеские; народы же, над которыми властвовали враги, научишь покланяться Тебе, потому что стрелы Твои, Сильный, изощрены, оне в сердце врагов царевых, а по уязвлении врагов, людие падут пред Тобою, воздавая Тебе должное поклонение» (Бл. Феод.). По св. Златоусту, то же значат слова: людие под Тобою падут, т.е. уверуют, подпадут под Твое владычество. В Русск. переводе с Еврейского: «Остры стрелы Твои, (Сильный); – народы падут пред Тобою, – они в сердце врагов Царя».
7. Престол Твой Боже, в век века: жезл правости, жезл царствия Твоего. С Евр.: «Престол Твой, Боже, во век; жезл правоты – жезл царства Твоего». «Престолом здесь называется, – говорит св. Злат., – не просто престол, но царство... Как престол есть знак царства: так жезл – знак царства и судебной власти. Посему пророк и говорит: жезл правости, жезл царствия Твоего. Там (т.е. в царстве Христове) чистая справедливость, там чистая праведность, там нет ничего прикровенного» (Злат.).
8. Сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник290 Твоих. С Евр.: «Ты возлюбил правду, и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих». Симмах: «на сие помазал Тебя... паче друзей Твоих. Сего ради. «Чего же именно ради»? – вопрошает св. Афанасий и отвечает: «чтобы возрадовались соделавшиеся Твоими причастниками, как помилованные за то, что научились у Тебя любить правду и ненавидеть беззаконие». Помаза. Помазание означало сообщение даров Св. Духа помазуемому. Св. Ап. Петр говорит, что Иисус Христос помазан был (разумеется, по человечеству) Духом Святым и силою (Деян. 20:38; Ис. 61:1), т.е. Его человечеству сообщены были, по Злат., во время крещения на Иордане, особенные дары Св. Духа несравненно в большей мере, нежели в какой сообщались другим причастникам даров Божиих, как-то: царям, пророкам, первосвященникам. «Прежде Христа, – говорит св. Злат., – много было помазанников, но ни одного такого, никто не был помазан так, как Он. Когда помазан Христос? Когда сошел на Него Дух в виде голубя. Хорошо сказано: елеем радости, дабы показать, что дело это радостное», потому что один из плодов Духа есть – радость (Вас. В.).
9. Смирна, и стакти, и касиа, от риз Твоих, от тяжестей слоновых291, из нихже возвеселиша Тя. С Еврейск.: «Все одежды Твои, как смирна и алой и касия; из чертогов слоновой кости увеселяют Тебя». Бл. Иероним переводит с Евр.: «Смирна и стакти и касия на одеждах Твоих от домов Твоих слоновых, в которых радуют Тебя». Смирна (или мирра) есть благовонное смолистое вещество, вытекает само собою или подрезами из ствола и больших ветвей дерева, растущего в Палестине, имеет способность противостоять гниению и предохранять от него другие тела, потому смирною помазывали тела умерших (Ин. 19:32). «А стакти292, – говорит св. Вас. В., – есть тончайший вид смирны. При выжимании сего благовонного вещества, что бывает в нем жидкого, отделяется в стакти, а что остается густого, называется смирною. Касия же есть тонкая благовонная кора, облекающая собою древесный ствол». Касия есть собственно дерево из рода лавровых, а здесь, вероятно, разумеется эссенция или масло, добытое из коры касии. Из нихже возвеселиша Тя. Нелегко связать сии слова с предыдущими. Может быть, нужно так разуметь буквальный смысл сего стиха: лучшие ароматы несутся от Твоих одежд, взятых из слоновых хранилищ, тех одежд, коими утешали Тебя друзья, принесшие их в дар Тебе. Если соединить с следующими словами (ст. 10): дщери царей в чести Твоей; то можно понимать так: Твои одежды благоухают смирною, стакти и касиею, Ты находишься в слоновых чертогах, где царские дщери утешают Тебя в чести Твоей. Отцы и учители Церкви сказанное о благовонных веществах относят к погребению и помазанию Господа Иисуса Христа, к Его духовному благоуханию или к Его славе после смерти (Вас. В., Афан. В., Злат.). «Смирною, – говорит бл. Феод., – пророк называет страдание Христово, потому что смирна преимущественно приносится мертвым; стакти и касиею – благоухание страдания Христова, а тяжестями слоновыми или, по переводу Акилы и Симмаха, храмами слоновыми – благолепные и светлые церкви; ризою же называет тело Христово (Евр. 10:19–20)». – «Видим смирну, – говорит св. Вас. В., – по причине погребения; стакти293 по причине сошествия во ад (ибо каждая капля ея стремится вниз), и касию по причине домостроительства, совершенного плотию на кресте». Св. Афанасий относит к славе и велелепию Спасителя, кои как бы благоухают на всю вселенную; под царями разумеет св. Апостолов, под дщерями – души христианские. Св. Златоуст относит (нерешительно) и к погребению и к помазанию Христа, и к славе, последовавшей за делами Христовыми, – что Ему будут покланяться в драгоценных храмах.
10. Дщери царей в чести Твоей: предста царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена. С Евр.: «Дочери царей между почетными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте». Прежде велась речь о Женихе, теперь речь о невесте. Т.е. царские дочери находятся в почете у Тебя, но царица, как госпожа, предстоит на главном месте – по правую сторону, предстоит она в самых драгоценных одеждах, вся преукрашена, вся в лучшем Офирском золоте294. Возвеселиша Тя дщери царей в чести Твоей. «Какие же это дщери царей, – вопрошает св. Вас. В., – как не благородные, великие и царственные души, (т.е. христианские)? Познав Христа, по нисхождению Его к человечеству, оне возвеселиша Его в чести Его – в истинной вере и совершенной любви, прославляя Божество». «Царица есть Церковь, – говорит св. Афанасий, – уневещенная великому Царю, а стояние одесную означает часть, какой сподобится в будущем веке, а разноцветные ризы ее – вера, надежда и любовь. Но у ней есть и другая светлейшая риза – Сам Христос (Гал. 3:27)»; или: «Царица, – говорит св. Василий В., – есть душа, сочетанная с Женихом – Словом, необладаемая грехом, но соделавшаяся причастницею царства Христова, предстоит одесную Спасителя в ризах позлащенных, т.е. великолепно и священнолепно украшающая себя учениями духовными, сотканными и преиспещренными. Поскольку догматы – не одного рода, но различны и многообразны, объемлют собою учения естественные, нравственные и таинственные, то псалом и говорит, что ризы невесты преиспещрены» (Вас. В.).
11. Слыши дщи и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя, и дом отца твоего. С Евр.: «Слыши, дщерь, и смотри и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего». – Говорит Господь Церкви из язычников, а не из Иудеев, потому что последние имели благочестивых отцов, Евреям заповедовалось не забывать их, а следовать их благочестию. Церковь же из язычников имела отцов и предков, служивших идолам; их и заповедывается здесь забыть, т.е. их дела и учение; называется эта Церковь дщерию, как приявшая уже духовное возрождение (Бл. Феод.). Слыши дщи и виждь. Св. Златоуст: «Послушай, говорит Господь, слов Моих, посмотри на чудеса и дела Мои и внимай увещаниям. Какую же заповедь Он дает ей прежде всего? Забуди люди твоя и дом отца твоего. Так как Господь избрал Церковь из язычников, то прежде всего заповедует отвергнуть это родство, забыть о нем, исторгнуть его из души, не только бежать от него, но и не воспоминать о нем. Словами: люди и дом пророк выражает все, там у них (т.е. у язычников) происходящее, и жизнь и учение» (Св. Злат.). В таком смысле объясняют и другие Отцы – св. Василий В., Афанасий В.
12. И возжелает царь доброты твоея. С Евр.: «И возжелает царь красоты твоей; ибо Господь Он Твой, и ты поклонись Ему». Т.е. духовной красоты, которая состоит в послушании, говорит св. Златоуст. «Если забвением (всего языческого, нечистого) сгладишь с себя пятна лукавых учений: то возвратишь себе собственную свою красоту, окажешься вожделенною для Жениха и Царя. Зане Той есть Господь твой. Т.е. потому-то ты и должна забыть, оставить все языческое, нечистое, и обратиться к Царю-Жениху, что Он Господь твой, – не к чужому кому-нибудь идешь, а к Тому, Кто создал тебя, Кто всех ближе к тебе, Кто печется и заботится о тебе, Он – Господь и Отец твой, Он все даровал тебе» (Св. Злат.). «Словами: Той есть Господь твой пророк показывает необходимость повиновения, – говорит св. Вас. В. – Потому ты и поклонишися295 Ему, своему Жениху – Царю, что Он Господь и Бог твой; или, по другому чтению: потому и должна забыть все языческое, что Тот, Кто имеет возлюбить доброту твою, есть Бог, и все народы поклонятся Ему. «Приди, говорит (т.е. пророк или чрез него Дух Божий), приди ко Господу, потому что велика сила Его, и все будут повиноваться Ему» (Св. Злат.).
13. И дщи Тирова296 с дары: лицу Твоему помолятся богатии людстии. С Евр.: «И дочь Тира (предстанет) с дарами, и богатейшие из народа будут умолять лице Твое». Бл. Иероним переводит с Евр.: «О, дочь сильнейшего! Богатые из народа помолятся лицу Твоему». – Симмах: «дочь же державная дары принесет». У Злат. Дщи Тирова. «Призванием одного народа Тирян, – говорит св. Афанасий, – означает призвание всех язычников. Тирян же наименовал потому, что они наипаче были врагами благочестивого жития». Св. Златоуст под Тиром разумеет как самый Хананейский город, cлавившийся своим нечестием и богатством, бывший, по его выражению, «твердынею диавола», так и всех, живущих нечестиво и развратно. Т.е. «повинуйся Мне (говорит Господь Церкви), потому что и этих Я преодолею и покорю Себе, и покорю так, что они поклонятся, и не просто поклонятся, но и принесут дары и начатки, что, составляя высший вид служения, есть знак совершенной покорности; и эти богатые мира помолятся лицу Твоему, т.е. почтут Твою славу, красоту Твою, великолепие Твое» (Злат.). Св. Афанасий, Василий В., бл. Феодорит под лицом разумеют Самого Господа. «Не сказал, – говорит св. Вас. В., – Тебе поклонятся с дары; но – лицу Твоему. Ибо не Церковь приемлет поклонение, но глава Церкви Христос, Которого Писание называет лицом». «Лице Церкви в собственном смысле есть Сам Владыка, потому что Он глава телу» (Бл. Феод.).
14. Вся слава дщере Цареви внутрь297: рясны298 златыми одеяна и преиспещрена. С Евр.: «Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом». Под дщерию Царевою Отцы разумеют св. Церковь, или душу христианскую. – «Словом внутрь, – говорит св. Афан., – означает благочестие; ибо украшение Церкви есть духовное; ряснами же именует многие виды, добродетелей; бл. Феод. – многоразличные дарования Св. Духа в Церкви Христовой.
15. Приведутся Царю девы в след ея, искренния ея приведутся Тебе. С Евр.: «В испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее». «За невестою Господнею (или Церковию) следуют некоторые души, не приявшие в себе семян чужого учения; и оне-то приведутся к Царю, сопровождая невесту» (Св. Вас. В.). Искренния ея приведутся Тебе – «т.е. близкие не по месту только, но и по образу жизни и по учению согласные с нею» (Церковию) (Св. Злат.). «Так как к девству близко воздержание, то и все те души, которые воздерживаются от лукавых дел, также будут приведены» (т.е. к Царю Небесному) (Св. Афан.). Св. Златоуст разумеет под девами по преимуществу девственников. Св. Церковь украсилась девством, как наилучшим украшением, как драгоценною одеждою. По бл. Феодориту, здесь пророк называет одних невестою, как совершенных в добродетели, а других девами, как в чистоте сохранивших принятую ими веру. «Впрочем, говорит, что и девы последуют за царицею и с нею войдут в храм Царев».
16. Приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев. С Евр.: «Приводятся с веселием и ликованием, входят в чертог Царя». «Не те, которые по принуждению соблюдали девство, не те, которые по скорби или по нужде вступили в честную жизнь, но которые в веселии и радовании услаждаются таким преспеянием (т.е. девственной, чистой жизни), те приведутся Царю, не в какое-либо обыкновенное место, но в храм Царя» (Вас. Вел.).
17. Вместо отец твоих Быша сынове твои: поставиши я князи по всей земли. «Поскольку выше повелено забыть люди и дом отца: то теперь в награду за послушание, вместо отец, получает (т.е. невеста Христова – Церковь) сыновей, и сыновей, украшенных такими достоинствами, что они поставляются князьями по всей земле. Кто же сии сыны Церкви? Это сыны Евангелия (т.е. св. Апостолы), которые возобладали всею землею» (Св. Вас. Вел.). – Св. Апостолов разумеют Св. Златоуст и бл. Феодорит; св. Афанасий – св. Апостолов и тех вождей церковных, которые были сынами Церкви, но «которых Господь Иисус поставил князьями всей земли, по сказанному: шедше научите вся языки (Мф. 28:19)». Но и все святые суть князья земли по свойству добродетели, которая по самому существу своему дает первенство, как Иакову дала власть над Исавом (Быт. 27:29. Вас. Бел.).
18. Помяну299 имя Твое во всяком роде и роде. «Эта речь предлагается, – говорит св. Вас. Вел., – от лица самой Церкви. Какое же это поминовение? – Это исповедание народов». Св. Златоуст видит в сих словах предсказание псалмопевца о продолжительности этого пророчества. Помяну и проч. Т.е. «хотя я и умру, но и по смерти буду воспевать Тебя; тело мое разрушится, а писания останутся и закон вечен». С Евр.: «Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки». Сего ради людие исповедятся Тебе в век. «Сего ради. Чего? Того, что совершил Ты столь великие дела, поставил таких властителей, обуздал зло, насадил добродетель и проч.; – сего ради вся вселенная будет возносить Тебе хвалебную песнь – во все века, воссылая благодарность за дарованные блага» (Злат.).
* * *
Симмах: «победная песнь о цветах, сынов Кореевых». Акила: «победителю о лилиях, сынов Кореевых». Феодотион: «разума песнь к возлюбленному». Калмет переводит: carmen erudiens (inscriрtum) magistro cantorum filiorum Соrе, canendum аd hexachordum. (В Евр: Шошаним. Шошан значит – лилия, или роза. Так назывался музыкальный шестиструнный инструмент). Саnticum dilectarum (vel рuerlarum nuptialium т. е. брачных подруг невесты). Т. е. поучительная песнь начальнику певцов – сынов Корея для пения на шестиструнном орудии. Песнь подруг.
Отрыгну – εξηρευξατο (εξερευγω – извергаю, отрыгаю, изливаюсь) – отрыгнуло, излило. Симмах: «подвигнуто сердце мое к слову благому»; или: «подвигнулось сердце мое словом благим». У св. Злат.
См. 61 письмо к Принципии. Твор. бл. Иерон. т. 2. Киев.
Причастник – μετοχους – ος – участвующий, имеющий удел, участие.
От тяжестей слоновых Акила и Симмах перевели: «от храмов или домов слоновых», т. е. украшенных слоповою костию. От тяжестей LХХ: απο βαρεων; но слово βαρις, по свидетельству бл. Иеронима, «есть туземное в Палестине и означало дома, заключенные со всех сторон и построенные на подобие башен»; а потому он и другие переводят: «от домов Твоих слоновых». См. 61 письмо к Принципии. «Тяжести, говорит св. Афан., (громады) суть дорого стоющие великолепные дома или храмы; слоновыми же называет их; потому что они как бы выточены и весьма красивы».
См. 61 письмо к Суннии. «Знатоки свойств ароматов рассказывают, говорит бл. Иерон., что стакт есть цвет мирры. В Евр: галот – алое. LХХ: στακτη – капля и миртовое масло, текущее каплями.
Мы уже заметили, что стакти значит: – капля.
«Офир, говорит бл. Иерон., есть род золота, названный так или от местности в Индии, или от цвета; ибо у Евреев было семь названий золота». Пис. к Принципии. Бл. Иерон. и Феодотион перев: «в золотой диадиме».
Отцы Церкви: Св. Злат., Вас. В. и другие читают: «и поклонятся Ему». Разность эта произошла от различного чтения LХХ. В Рим. издании: προσκυνησουσιν – поклонятся. Vulg: adorаbunt; в Комплют. изд: προσκυνησεις – поклонишься.
Тирова. В Евр: цор или сор. «Еврейское слово sor, говорит бл. Иерон., которое, следуя LХХ, читается у Иезекіиля, м. б. переводимо: Тир, несчастие, сильнейший и кремень. От этого и произошла ошибка в настоящем месте. Акила, LХХ, Феодотион и V издание перевели: Тир; Симмах: κραταια – державная или сильнейшая». – См. письмо к Принципии.
Внутрь – εσωθεν. Так читают Отцы; но в Римск. издании LХХ: εσεβων, что значит, по бл. Иерон. «помышления». Но это, очевидно, ошибка, происшедшая от неверного чтения слова: εσωθεν – внутри.
Рясны εν κρωσσωτοις (от κροσσος – бахрама) – τος – окруженный бахрамами, т. е. в одежде, окруженной бахрамами; бл. Иерон. с Евр: «золотыми перевязями или повязками (fasciis)».
Помяну. Так в Комплют. изданіи LХХ: μνηδθησομαι, – а в Римск. изд. LХХ: μνησθσοντα – будут помнить, т. е. сыны твои, все верующие. См. у Злат. и бл. Феод.