Изъяснение псалма 44-го.
Пс.44:1. Начальнику хора. На музыкальном орудии Шошан. Учение. Сынов Кореевых. Песнь любви.
«В конец, о изменяемых сыном Кореовым в разум, песнь о возлюбленнем». Пророческое слово, в предыдущем псалме предрекши скорбное, предвещает приятное, утешая унывающих и научая, что одержат победу и будут благоденствовать и пользоваться Божиею помощию, пока не произыдет от них по плоти Возлюбленный Сын, и не совершит новаго изменения народов. Ибо возлюбленным Пророк называет Сына Божия. Так говорит о Нем и божественный Исаия: «виноград бысть Возлюбленному в розе, на месте тучне» (Ис. 5, 1). Сие возвестил о Сыне и Сам Отец: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих» (Мф. 3:17). Он даровал народам вид новый посредством святаго крещения. О сих-то народах предвещает псалом, и убеждает их забыть отечественных богов, истинно же чтить истиннаго Бога. Слово: «изменяемые» Симмах выразил словом: «цветы», а Акила и Феодотион словом: «лилии». Цветы же и лилии суть весенния произрастения, а духовная весна есть пришествие Спасителево, в которое, по пророчеству Исаии, возвеселилась древняя пустыня и процвела «яко крин» (Ис. 35, 1). О сем-то предрекает настоящее пророчество, указуя Насадителя и Земледелателя, Который все изменил и соделал плодоносным.
Пс.44:2. Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе; язык мой – трость скорописца.
«Отрыгну сердце мое слово благо»; потому что отрыгаю сие и произношу таковыя слова, будучи воспитан словесами духовными.
«Глаголю аз дела моя цареви». Кого надписание наименовало возлюбленным, Того начало псалма называет Царем; делами же именует истинное слово пророчества, предвещающее, что будет. Посему Пророк говорит: поведу слово о Самом Царе; и научая, что слова его не человеческия, но Божественныя, присовокупил:
«Язык мой трость книжника скорописца». Ничего собственно своего не произношу я, говорит Пророк, и не своего ума порождения предлагаю; язык мой орудие другой силы, и он уподобляется трости; благодать же Духа, подобно скорописцу, пишет им, что ей благоугодно. Так Пророк указав, кто вещает в нем, начинает пророчество следующим образом.
Пс.44:3. Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; посему благословил Тебя Бог на веки.
«Красен добротою паче сынов человеческих, излияся благодать во устнах Твоих: сего ради благослови Тя Бог во век». Ты, говорит Пророк, Котораго наименовал я Царем, Ты, Котораго в надписании нарек я Возлюбленным, препобеждаешь красотою естество человеческое, а с языка изливаешь источники премудрости, – и это у Тебя не временное, но вечное. Должно же знать, что пророческое слово изобразило не Божество, но человечество Владыки Христа, потому что Бога-Слова не стало бы сравнивать с человеками, и не сказало бы, что от Бога приял Он благословение, так как Он Сам – бездна благ, источающая благословения верующим. Поэтому Пророк сими словами предвозвестил человечество Владыки Христа. И никто да не называет Пророков противоречащими друг другу, когда слышит, что взывает Исаия: «видехом Его, и не имяше вида, ни доброты: но вид Его безчестен, умален паче сынов человеческих» (Ис. 53:2–3). Ибо слова сии провозглашают крест и страдания, а сие было исполнено поругания и оскорбления. Почему Пророк и присовокупил: «человек в язве сый, и ведый терпети болезнь, яко отвратися лице Его, безчестно бысть, и не вменися» (Ис. 53:3). И следующия за сим слова указывают также на страдание. Псалом же возвещает лепоту Христову, и лепоту не телесную, но лепоту добродетели и всякой правды, лепоту, не приявшую греховной нечистоты, изъятую от всякой скверны.
Пс.44:4. Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею.
Пс.44:5. И в сем украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела.
«Препояши мечь Твой по бедре Твоей, Сильне».
«Красотою Твоею и добротою Твоею: и наляцы, и успевай, и царствуй». Описав красоту и премудрость, Пророк показывает силу и оружие, которым Христос сокрушил противников, и открывает нечто всего более для нас удивительное. Ибо самую красоту Его называет и оружием и силою. «Препояши, – говорит, – мечь Твой по бедре Твоей, Сильне. Красотою Твоею и добротою Твоею». И сказав: «и наляцы, и успевай, и царствуй», – немедленно присовокупил: «истины ради и кротости и правды», – ясно показывая тем, что истина, кротость и правда суть красота Его, и сила, и оружие, и победа. И сам Господь, как можем слышать, говорит: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим» (Мф.11:29); и еще: «Аз есмь путь и истина и живот» (Ин.14:6), и Божественному Иоанну: «остави ныне: тако бо подобает нам исполнити всяку правду» (Мф.3:15). И сим-то ниспроверг Он мучительство губителя, сокрушил смерть, и верующим даровал спасение.
Пс.44:6. Остры стрелы Твои, [Сильный], – народы падут пред Тобою, – они – в сердце врагов Царя.
«Стрелы Твоя изощрены, Сильне: людие под Тобою падут в сердцы враг Царевых». Острыми стрелами действуя против врагов, будешь ты метать их прямо и уязвлять сердца вражеския, народы же, над которыми властвовали враги, научишь поклоняться Тебе; потому что стрелы Твои, Сильный, изощрены, они в сердце врагов царевых, а по уязвлении врагов «людие падут под Тобою», воздавая Тебе должное поклонение. Сим пророческое слово, возвестив совершенное Господом по вочеловечению, открывает потом естество самаго вочеловечившагося Бога-Слова.
Пс.44:7. Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты – жезл царства Твоего.
«Престол Твой, Боже, в век века: жезл правости жезл царствия Твоего». Поскольку сказанное выше: «красен добротою паче сынов человеческих: сего ради благослови Тя Бог во век», – было ниже Божественнаго достоинства: то кстати Пророк в настоящих словах открывает, что Христос есть Бог и вечный Царь, что Он и начала не приял, и конца не приимет, что означает вечность. Почему и Симмах наименовал Его вечным: «престол Твой, Боже, Вечный». Показывает же Пророк и правоту царства. Ибо говорит: «жезл правости жезл царствия Твоего». Потом опять нисходит к Христову человечеству.
Пс.44:8. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.
«Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих». Или, по переводу Симмаха: «паче друзей Твоих». Причастники же Христовы, и друзья и братья по человечеству, суть уверовавшие. Так говорит и божественный Апостол: «причастницы бо быхом Христу, аще точию начаток состава даже до конца известен удержим» (Евр.3:4); и еще: «яко быти ему первородну во многих братиях» (Рим. 8, 29). Так и всесвятым Духом помазан Христос не как Бог, но как человек, потому что как Бог единосущным имеет Духа, а как человек приемлет дарования Духа как некое помазание. Так и правду возлюбил и возненавидел беззаконие. Ибо это есть дело сердечнаго произволения, но не естественной силы. А как Бог, жезлом царствия имеет жезл правости.
Пс.44:9. Все одежды Твои, как смирна и алой и касия; из чертогов слоновой кости увеселяют Тебя.
Пс.44:10. Дочери царей между почетными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте.
«Смирна и стакти и касиа от риз Твоих, от тяжестей слоновых, из нихже возвеселиша Тя».
«Дщери царей в чести Твоей». Вместо: «от тяжестей слоновых», Акила и Симмах сказали: «от храмов слоновых». Ризою же называет Пророк тело Христово, как и божественный Апостол в послании к Евреям именует оное завесою. Ибо говорит: «имуще дерзновение, братие, входити во святая кровию Иисус Христовою, путем новым и живым, егоже обновил есть нам завесою, сиречь плотию Своею» (Евр. 10, 19–20). А смирною называет Пророк страдание, потому что смирна преимущественно приносится мертвым; стакти же и касиею – благоухание страдания Христова, а тяжестями слоновыми, или, по переводу Симмаха и Акилы, храмами слоновыми – благолепныя и светлыя церкви, какия князьями и царями воздвигнуты повсюду на суше и на море. Посему Пророк предсказывает, что страдание, хотя будет телесное, но целую вселенную наполнит благоуханием, – так что народы, пребывшие древле в заблуждении, воздвигнут Христу храмы, благолепно построенные и блистающие царскими украшениями. Сделав же предречение о церквах – сих как бы брачных чертогах, Пророк кстати описывает убранство и род невесты, и приличное ей предлагает увещание.
«Предста царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена». Сим показав многоценность убранства невесты, а тем, что назвал ее царицею и поставил одесную столь великаго Царя, дав видеть высокое ея достоинство, Пророк предлагает полезное наставление и увещание.
Пс.44:11. Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего.
«Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди Твоя и дом Отца Твоего». Сие ни мало не относится к Иудеям, величающимся благочестием предков своих, ради которых так долго пользовались они Божиим о них попечением, потому что Иудеям повелевает Пророк следовать благочестию отцев и заповедует не забывать отцев. Церковь же из язычников имела отцев и предков, служивших идолам. Посему Пророк ей-то советует не оставлять в памяти отеческих обычаев. И Дух Святый именует ее дщерию, как приявшую духовное возрождение, а за сохранение заповедей обещает ей любовь Царя:
Пс.44:12. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему.
«И возжелает Царь доброты Твоея». А потом Пророк открывает и ея природу и достоинство Царя. «Зане Той есть Господь твой, и поклонишися Ему».
Пс.44:13. И дочь Тира с дарами, и богатейшие из народа будут умолять лице Твое.
«И дщи Тирова с дары». Другие три переводчика повелевали самой царице сотворить поклонение. Акила и Феодотион перевели: «и да поклонишися Ему», а Симмах: «ибо Он есть Господь твой, и поклонися Ему». Но семьдесят научают царицу, что жених есть не ея только Господь, но и тех, которые осмеливаются еще прекословить, так что и дщери тирския принесут дары и изъявят готовность служить. А в сих дщерях Пророк дает видеть всеобщее нечестие. Ибо Писанию обычно целое означать частию. Так в другом месте падением Ливана предвещается совершенное прекращение суеверия. Ибо сказано: «Ливан же с высокими падется» (Ис.10:34). В последующих же словах Пророк упоминает не о тирской только дщери, но о многих.
«Лицу Твоему помолятся богатии людстии». Лице Церкви в собственном смысле есть Сам Владыка, потому что Он глава телу. Сказано: «и Того даде главу выше всех Церкви» (Еф.1:22). Можно видеть, что пророчество сие получило уже исполнение, потому что изобилующие богатством и знаменитые высотою сана чествуют именуемое здесь лице Церкви. А поскольку Пророк сказал, что царица «в ризах позлащенных одеяна», подвижников же добродетели украшает малоценность одежд, почему и проводят они жизнь в таких одеждах, то объясняет, в чем именно состоит сия многоценность убранства.
Пс.44:14. Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом.
«Вся слава дщере царевы внутрь: рясны златыми одеяна и преиспещрена». Внутри себя, говорит Пророк, имеет она благолепие добродетели, и сияет многоразличными дарованиями Святаго Духа, потому что действия Божия Духа различны. Ибо «разделения дарований суть, а тойжде Дух. Овому Духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о томже Дусе: другому же вера темже Духом, иному же пророчество, иному же роди языков» (1Кор.12:4–10). А Церковь состоит из многих духовных человеков, приявших различныя дарования Духа. Посему Пророк разделение дарований справедливо уподобил златым ряснам, потому что рясны отдельны одна от другой, но вместе и соединены, как привешенныя к одной и той же ризе.
Пс.44:15. В испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее.
Пс.44:16. Приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя.
«Приведутся Царю девы вслед ея, искренния ея приведутся Тебе».
«Приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев». Поскольку не все достигают высоты совершенства, то Пророк называет одних невестою, как совершенных в добродетели, а других – девами, как в чистоте сохранивших принятую ими веру. Впрочем говорит, что и девы последуют за царицею и с нею войдут в храм Царев. Сие различие показал нам Господь в священном Евангелии, сказав: «обители многи» у Отца Моего (Ин. 14, 2). Согласно с сим и блаженный Павел сказал: «понеже человеком смерть, и человеком воскресение мертвых; якоже бо о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут: кийждо же во своем чину» (1Кор. 15, 21–23).
Пс.44:17. Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле.
«Вместо отец Твоих Быша сынове Твои: поставиши я князи по всей земли». Пусть скажут Иудеи: каких имели они сынов, которые бы стали князьями «по всей земли»? Конечно, не укажут они таковых князей, потому что и не начальствовали, и не начальствуют, но пребывают в крайнем рабстве. Божественные же Апостолы, имев отцами патриархов, и по смерти начальствуют на суше и на море, как некие областеначальники и воеводы, поставленные Всецарем Христом. И последовавшие за Апостолами, которых, никто не погрешит, назвав сынами Церкви, разумею победоносных мучеников, поставлены также начальствовать, и все ныне покорствуют им, одни решившись покорствовать из любви, а другие быв принуждены к тому страхом.
Пс.44:18. Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки.
«Помяну имя Твое во всяком роде и роде: сего ради людие исповедятся Тебе в век, и во век века». Предсказав сие псалмопевец дает обет во всяком роде устами благочестивых того времени песнословить Божие имя. Ибо так перевели и три переводчика12: «воспою имя Твое во всяком роде, потому что народы будут песнословить Тебя во веки непрестанно». Все народы во вселенной, говорит Пророк, пользуясь написанным мною песнословием и дознав из онаго дарованное им и издревле предреченное спасение, не престанут песнословить Тебя – Благодетеля и Подателя благ.
* * *
Вероятно бл. Феодорит разумеет здесь упоминаемых им часто Акилу, Симмаха и Феодотиона.