Источник

Беседа вторая

Как я говорил, эти беседы – не построчное истолкование Книги Бытия, цикл, который мы будем с вами здесь проходить, будет посвящен семейным парам. Мы будем говорить про Авраама и Сарру, мы будем говорить про Исаака и Ревекку, мы будем говорить и о сложных «треугольниках»: Авраам–Сарра–Агарь, Иаков–Лия–Рахиль, мы будем говорить о взаимоотношениях патриархов с их детьми, любимыми и не очень. Поэтому этот цикл лекций, прежде всего, направлен на людей семейных. Потому что те великие уроки, которые нам оставили эти праведники, имеют огромную жизненную ценность!

Прежде всего, мы должны закрыть вопрос, который мы обсуждали на прошлой беседе: почему Господь Бог покарал еврейский народ, наслав на них египетское рабство и власть фараона?

Это было связано вот с чем: во время голода Аврам, которому Господь сказал, что позаботится о нем, весьма и весьма распространит его, благословит его, без всякого особого Божьего благословения отправляется в Египет, подвергая, таким образом, опасности свою жизнь и жизнь своей жены Сары.

Тем не менее, он чудесным образом выходит из Египта, да еще и с богатством.

Как я уже вам сказал, все, что происходило с отцами, отражалось потом на жизни их потомков. И мы знаем, что впоследствии еврейский народ, как и Аврам, из-за голода уйдет в Египет. И там будут подвергнуты опасности уже все их женщины: фараон издаст указ уничтожать мальчиков, чтобы оставшихся девочек насильно подвергнуть ассимиляции, отчасти и вынужденной.

Но евреи оттуда выйдут, и выйдут с великим богатством, когда после десятой казни египтяне сами будут их прогонять.

«И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут сюда с большим имуществом» (Быт. 15:13–14).

И ниже, 16-й стих: «в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась» (Быт. 15:16).

Что обозначают эти последние слова: «мера беззаконий аморреев еще не наполнилась»? Да, Бог отдал эту землю Аврааму и его потомству, но на этой земле живут аморреи! И Господь не может изгнать их с этих земель, потому что действует принцип «мера за меру»! И вот мера преступлений аморреев не была настолько велика, чтобы взять и прогнать их и оставить Авраама с его семейством – должно пройти какое-то время.

Но здесь мы видим другую проблему, связанную вот с чем: «И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет» (Быт. 15:13) – вот никак не получается четыреста лет!

Пребывания евреев в египетском рабстве – двести десять лет. И ниже сказано: «в четвертом роде возвратятся они сюда…» (Быт. 15:16). А что такое четвертый род?

Первый род по Аврааму – это Исаак. Потом идет Иаков, потом – Иосиф. И после смерти Иосифа, когда возник фараон, «который не знал Иосифа» (см.: Исх. 1:8), а по истолкованию – не хотел знать Иосифа, начинаются гонения. Гонения как раз в четвертом роде – это род Моисея, когда и происходит исход из Египта.

Каким образом появилось число четыреста, и почему оно уменьшилось почти вполовину? Это связано со следующим событием: Авраам пошел в Египет, не спросив Божьего благословения, не было на то прямого указания! И все те опасности, которые он там пережил, потом переживал его народ. И – как наказание – четыреста лет их будут порабощать и угнетать. Но срок сократился.

Чтобы понять, почему, – откроем Книгу Бытия, 26-я глава, 1-й и 2-й стихи, где сказано уже про Исаака, сына Авраама: «Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама (то есть был голод, который был намного хуже, чем тот, который был во дни Авраама, – О. С.); и пошел Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар. Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе» (Быт. 26:1–2).

Господь останавливает патриарха Исаака, и тот принимает решение не идти в Египет путем своего отца Авраама. Таким образом, Господь сокращает кару еврейскому народу почти на двести лет. Это классический пример, как в потомках может быть изжит грех прародителей, и цепочка зла замкнется. Именно для этого детям и приходится наследовать проблемы отцов – «за вину отцов до третьего и четвертого рода» (Исх. 20:5).

Кто-то может сказать: «А как это Бог может принять сначала одно решение, а потом другое решение?» Но давайте вспомним Книгу Ионы, когда Господь повелел этому пророку отправиться в Ниневию, город великий, и сказать жителям его, что все они грешники, что все они погибнут, когда город их будет разрушен!

Иона не захотел идти в Ниневию, и знаете, почему? Будучи пророком Божиим, он знал характер Бога, он был уверен, что вот он скажет жителям о надвигающейся на них гибели, а они тотчас начнут каяться, и Господь их обязательно простит! И, зная характер Бога, Иона садится на корабль и плывет, если смотреть по карте, в совершенно противоположном направлении от Ниневии.

Господь посылает огромную рыбу, она проглатывает Иону, и он в результате всех перипетий оказывается там где надо – в Ниневии. Ну что делать? – он идет, говорит, что город разрушится, что все они грешники… Он даже выходит за город, чтобы понаблюдать, как это будет происходить, делает себе шалаш. Там какой-то лопух рос над его головою и прикрывал от лучей солнца. Жители города начали каяться, просить прощения у Бога – более ста двадцати тысяч человек там жило! И Бог меняет Свое решение.

А Иона обиделся. Но он не может прямо обидеться на Бога, он обиделся на свою судьбу: вот он лежит под лопухом, а там какой-то червь подточил этот лопух, лопух упал, и солнце теперь печет ему голову. И Иона хочет руки на себя наложить – понятно, что не из-за этого лопуха! Сто тысяч человек слышали его слова, что они погибнут, и эти люди прощены.

И Господь говорит ему: «… ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» (Ион. 4:10–11).

Поэтому то, что Бог изменил благодаря Исааку решение по поводу четырехсотлетнего пленения и порабощения – это воля Бога.

Кстати, здесь возникает вопрос: а почему были наказаны египтяне, если приговор вынес Сам Господь Бог за проступок Аврама? Казалось бы, египтяне выполняют волю Бога, и вообще их надо наградить за это! Что они сделали плохого? Ведь Бог повелел, чтобы евреи были в порабощении и угнетении…

Один иудей, увидев священнический крест у меня на груди, вздохнул и сказал: «У нас все проблемы из-за Него». На что я заметил: «Если бы вы были правы, то проблем не было бы».

Но посмотрите, как странно порабощали египтяне евреев! Вообще-то работорговцы всегда заинтересованы в том, чтобы рабов было больше, чтобы была рождаемость среди рабов, а тут фараон повелел всех еврейских мальчиков бросать в воды Нила. Очень странное порабощение. Потом, угнетатель – это тот, кто принуждает к тяжелому труду, но до такой-то степени, чтобы рабы не умерли. А как мы видим из контекста Книги Исход, их принуждали к непосильному труду, так что они не справлялись и не успевали.

То есть, если бы фараон повелел своим людям просто поработить евреев, угнетать, чтобы строго исполнилась воля Бога, никакой бы казни он не получил. Никаких десяти казней не было бы и в помине!

Но тут есть и еще одна причина: мудрецы говорят, что Господь наградил бы фараона, если бы фараон знал про это пророчество, и порабощал, и угнетал евреев только потому, что такое пророчество было непосредственно от Бога. Но так как он это делал только ради себя, он себя считал богом и превысил меру угнетения и порабощения, поэтому-то эти десять казней на него, собственно говоря, и обрушились. А про Господа он (фараон) говорил: «я не знаю Господа» (Исх. 5:2).

Теперь мы продолжаем с вами изучение 13-й главы. До этого мы изучали главу 12-ю, где говорится о призвании Аврама, и мы с вами рассуждали, почему Бог избрал именно его. На этот вопрос ответа мы так и не нашли. С Ноем все ясно – про Ноя сказано, что это был «человек праведный и непорочный в роде своем» (Быт. 6:9), а про Аврама – совершенно ничего не сказано: семидесятипятилетний человек призывается, чтобы идти за Богом, голос его зовет, говорит ему, что он должен идти, – и всё.

И в 12-й главе, я думаю, вы обратили внимания на 11-й стих, где сказано: «Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом» (Быт. 12:11).

Ему семьдесят пять лет, он живет с Сарой лет сорок, и вдруг он говорит, причем если это дословно перевести, то говорит он буквально следующее: «Вот я узнал, что ты женщина, прекрасная видом!» А что, он до этого не знал? Столько лет прожить вместе, и вдруг он произносит такие слова!

За этими словами скрывается то, что красота бывает не только внешняя, но и внутренняя! Мы не знаем, как бы мы повели себя в экстремальной ситуации. И Аврам не знал, как поведет себя Сара в Египте, согласится ли она спрятаться в сундук, потом назваться сестрою, рискуя быть разоблаченной. Когда Аврам увидел ее готовность всецело подчиниться ему, – а Сара, кстати, называла своего мужа «господином» (Быт. 18:12), – то для него открылись новые качества этой женщины, ее духовная красота, которая проявлялась в безоговорочном послушании мужу… Поэтому он и сказал: «вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом».

В Новом Завете мы находим такую характеристику богобоязненной Саре: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха» (1Пет. 3:3–6).

Итак, в 13-й главе говорится о том, как Аврам с Лотом возвращаются из Египта, расходятся в разные стороны, Бог повторяет свои обетования Авраму, Аврам отодвигается к Хеврону и ставит там жертвенник.

И мы читаем 1-й стих:

«И поднялся Аврам из Египта, сам и жена его, и все, что у него было, и Лот с ним, на юг» (Быт. 13:1).

Как я уже вам пояснял, если в Библии кто-то уходит со Святой земли – то там сказано, что он «спустился», «сошел». А когда возвращается к Святой земле, говорится: он «поднялся», «взошел»… Так и в этом случае.

«Итак, Авраам ушел оттуда, взяв с собой жену свою Сару, то есть главную, а не рабыню. Поэтому и сказано ему: слушай жену твою Сарру. Ведь та, которая освободилась от рабства грехов, получает главенство, а не рабство. Следовательно, крепкий ум берет с собой главную добродетель, то есть неопытную в телесных чувствах, которая не подчиняется им, все унесла с собой из Египта и ничего не оставила там из своих наук. Этот ум не окрашен неумеренностью, надменностью или бесчестной разнузданностью, но покрыт ревностным воздержанием и облечен в платье стыдливости»36.

Но это не касается Лота. Лот духовно не восходит в своем развитии, он, напротив, духовно деградирует. Да, он племянник своего дяди, но он не его ученик, покрывало неведения лежит на его душе, и его сердце молчит. Давайте вспомним, что имя «Лот» и означает «покрывало».

«И поднялся Аврам из Египта, сам и жена его, и всё, что у него было, и Лот с ним, на юг». А Лот как бы поднимается вместе, но еще бродит вдоль границы, то возвращается назад, то догоняет Аврама… Ведь был приказ фараона, чтобы Аврама никто не трогал.

Как я вам рассказывал, Агарь по преданию – египетская принцесса, которая отдана была Саре в служанки как извинение со стороны фараона, потому что фараон думал, что лучше его дочь станет служанкой у жены пророка, нежели останется египетской принцессой.

Мы прочитали: «и все, что у него было, и Лот», здесь обращает на себя внимание то, что имя Лота стоит после упоминания об имуществе Аврама. Имущество дяди смущало Лота, и дальше всех этих тряпок и скота Лот ничего не видел.

«И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом» (Быт. 13:2).

По преданию, все то золото и серебро, которое фараон дал Авраму, Аврам не истратил ни на что, но отдал все это детям Хеттуры (Агари).

Когда умерла Сарра, Авраам женился во второй раз. Он женился на Хеттуре, от которой вскоре родились дети. Но так как Авраам видел своим наследником только Исаака, еще при своей жизни он отдает остальным своим детям подарки от дара фараона и отсылает их в разные стороны. В том числе он не хотел, чтобы его руки касались этого золота и серебра, которое, возможно, было посвящено ложным богам. Точно так же он поведет себя после битвы в Долине царей, когда царю Содомскому он скажет, «что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама» (Быт. 14:23). Авраам был очень принципиальный человек!

Пророки и патриархи дистанцировались от всего египетского. Например, пророк Моисей никогда не молился в египетских городах, где было много идолов. Сказано: «Моисей сказал ему: как скоро я выйду из города, простру руки мои к Господу [на небо]…» (Исх. 9:29).

«И был Аврам очень богат…» (Быт. 13:2) – в еврейском подлиннике это звучит: «очень тяжел». То есть настолько много всего было, что они не могли быстро идти, они двигались таким медленным караваном. Это были разные люди, Аврам и Лот, и уже до разделения они двигались в разном направлении. Хотя тот и другой были богаты, как по разному они относились к тому, что имели!

«Не пройдем этого чтения без внимания, но постараемся ясно усмотреть точность Божественного Писания, как оно ничего не рассказывает нам ненужного. И был Аврам, сказано, очень богат Заметь, во-первых, что Писание не просто указало, но не напрасно и не без причины именно теперь называет патриарха богатым. В самом деле, нигде в другом месте оно не упомянуло, что он был богат, но только теперь в первый раз. Отчего это и для чего? Для того, чтобы ты познал благо-изобретательность премудрости Божией и необычайную и беспредельную силу промышления, какое Он явил по отношению к праведнику. Тот, кто, по причине сильного голода не в состоянии был более жить в Ханаане и должен был отправиться в Египет, вдруг стал богат, и не просто богат, но очень, и не скотом только, но и серебром, и золотом. Видишь ли, каково промышление Божие? Он пошел искать облегчения от голода – и возвратился, не только спасшись от голода, но и стяжав великое богатство и несказанную славу, всем показав о себе, кто он таков. Теперь уже и хананейские жители лучше узнали добродетель праведника, когда увидели, какая внезапная произошла перемена и каким богатством обладает этот странник, который в Египет пошел как беглец и скиталец»37.

Амвросий же Медиоланский пишет об Аврааме следующее:

«И был он очень богат, ибо не испытывал недостатка ни в каком достоянии, не домогался чужого, потому что не нуждался ни в чем, что хотел бы назвать своим. Ведь быть богатым означает иметь то, что удовлетворяет желание. Умеренность имеет меру, а богатство – нет, поскольку его меру определяет тот, кто стремится к нему. Был же он богат скотом, и серебром, и золотом – что это значит? Мне не кажется, что в праведном человеке восхваляются мирские богатства. Поэтому под скотом я понимаю телесные чувства, ибо они неразумны, под серебром – слово, а под золотом – ум. Авраам по справедливости был богат, потому что властвовал над неразумными чувствами: он действительно усмирил их и сделал кроткими, так что они стали разумны. Он имел слово, блистающее цветом веры, очищенное благодатью духовного учения, и разум, наполненный мудростью И потому благой ум сравнивается с золотом, потому что, подобно золоту, превосходящему прочие металлы, благой ум в человеке господствует над прочими частями человеческой сущности. Итак, богатство мудреца заключается в трех вещах: в чувстве, слове и уме. И по порядку возникла некая градация, как мы читаем у апостола: А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (1Кор.13:13). Следовательно, ум больше, потому что именно он размалывает духовный хлеб, чтобы произвести очищение чувств и слов. Всюду сохраняется лицо мудрого мужа. …Итак, через простые события жизни Авраама объясняются примеры великих установлений. По справедливости богат тот, кто обогащает рассуждения философов, кто своим поведением формирует их учения. Поэтому Писание изобразило его богатства»38.

«И продолжал он переходы свои от юга до Вефиля, до места, где прежде был шатер его между Вефилем и между Гаем» (Быт. 13:3).

Вот здесь Библия подсказывает нам, что если мы путешествуем куда-то, то лучше возвращаться тем же путем. Нас уже знают на постоялых дворах, мы могли оставить там какие-то вещи на сохранение, о нас известно, что мы не мошенники и расплатимся за воду, за пищу, и так далее.

То есть это некий совет нам, что если ты где-то путешествовал, а потом оказываешься там же – не надо рисковать и искать какие-то новые для себя приключения по новым маршрутам, а лучше останавливаться в одних и тех же местах.

«И продолжал он переходы свои от юга до Вефиля, до места, где прежде был шатер его между Вефилем и между Гаем, до места жертвенника, который он сделал там вначале; и там призвал Аврам имя Господа» (Быт. 13:3–4).

Как я уже говорил вам ранее, Аврам намаливал землю Ханаана, он ставил жертвенники строго в тех местах, где потом в истории еврейского народа происходили какие-то важные события.

Первый жертвенник, который он построил в Сихеме – это место, где была изнасилована девятилетняя Дина. Потом он поставит жертвенник близ места, где между Иерусалимом и Вифлеемом умрет Рахиль. Он поставит два жертвенника, один напротив другого, в огромной долине, через которую еврейский народ будет возвращаться в Землю обетованную. Он буквально намаливал места, чтобы потом его потомкам легче было бы здесь находиться. И я говорил вам в прошлый раз, что на Руси было принято так: когда разрушали языческое капище, то на этом месте ставили или часовню, или храм, или хотя бы крест, чтобы освятить это место и придать ему новый духовный статус.

Итак, Аврам возвращается к тем жертвенникам, которые он сделал, и возносит там молитвы перед Богом. Иными словами, он верит в вездесущего Бога и понимает, что каждое освященное место остается таковым всегда и к нему надо соответствующим образом относиться.

И далее мы читаем:

«И у Лота (Лот – это племянник Авраама, – О. С.), который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот и шатры» (Быт. 13:5).

Вообще-то жить рядом с праведными людьми – это очень хорошо, это приносит благословение, обильное благословение. Но вот это выражение: «И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот и шатры», – его можно понять и духовно: «который ходил с Аврамом» – может означать, что Лот относился к своим богатствам иначе, чем Аврам, и ходил по земле, хотя и рядом с праведником, но с другой целью…

«Я думаю, что ни в коем случае теперь не следует опускать то, что, похоже, вызвало затруднение даже у более ученых мужей, а именно, почему написано: И у Лота, который ходил с Аврамом. Согласно этим словам, будто бы имелся другой Лот, который с ним не ходил, так что многие думают, что этот вопрос еще не решен. Поэтому, чтобы удовлетворить их и не отступить от правила Писания, мы говорим, что было одно лицо, но два занятия, потому что под одним и тем же мужем подразумеваются две вещи. По числу он один, по имени – два. Ведь Лот в переводе на латинский именуется отклонением: некто отклоняется от благого и дурного. Поэтому, когда Лот отклонялся от дурного, то есть от заблуждения, бесчестья и преступления, он присоединялся к дяде. А когда отклонялся от благого, то есть от праведного, невинного, святого, благочестивого, он сочетался с бесчестьем. Поэтому хорошо сказано: И Лот, который ходил с Аврамом, потому что он еще не избрал Содом, не жил с виновниками пороков, ибо в Содоме он стал жить позднее. Поэтому, будто бы удаленный от самого себя, он воспринимался как некто другой, отпадая не только от праведного мужа, но и от самого себя»39.

Была так называемая Александрийская богословская школа, которая аллегорически истолковывала Священное Писание, и Амвросий Медиоланский придерживался ее системы истолкования. Когда речь в Библии заходила о мелком скоте, они говорили: это речь идет о незначительных грехах! А крупный скот – это уже что-то посерьезнее! А если ими (скотом) хорошо управляют – это значит, что всё под контролем, все чувства – и самые ужасные, и самые легкомысленные, которые только могут вспыхнуть в сознании человека.

У Лота мелкое стоит перед крупным: «у Лота… мелкий и крупный скот», и в его случае это означает, что его мелкие привязанности и интересы заслоняли от него наиболее существенное в жизни. Скот приносили в жертву – и это одна из основных причин, зачем его разводили. Вышеобозначенный стих подсказывает, что Лот не был способен на значимую жертву.

Но и не только это можно сказать о Лоте! Также он понимает, что он может стать наследником Аврама. У Аврама и Сары не было детей, и Лот чувствует себя наследником: Аврам уже пожилой человек, ему уже за семьдесят пять, и если Аврам умрет – он, Лот, заберет все себе!

Давайте исследуем один вопрос – я хочу сказать для тех, кто этого не слышал, я говорил уже об этом как-то, – почему святые люди рождались от пожилых родителей? Исаак родился от столетнего Авраама, когда родилась Пресвятая Дева Мария от Иоакима и Анны, они были очень преклонного возраста, в летах заматеревшие. Родители Иоанна Крестителя тоже были в летах заматеревшие, достигшие глубокой старости!

Это связано с тем, что эти дети не являлись плодом юной страсти супругов, а вымаливались в течение десятилетий и десятилетий. И как рожденные от пожилых людей, они несли на себе отпечаток бесстрастия. Ибо пожилые люди стяжают естественное бесстрастие. Но самое главное, эти дети – плод молитв многих и многих лет. Тогда считалось, что не иметь ребенка – значит быть под проклятием.

И, скорее всего, Аврам берет с собой Лота именно в качестве наследника. Потому что ведь надо же это все добро кому-то оставить! Такие были правила в Месопотамии.

И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот. Так Божественные благодеяния, данные Авраму, изливались на его племянника.

И вот далее говорится нечто странное:

«И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе» (Быт. 13:6).

Этот библейский стих трудно понять, живя в России. Но если кто-то из вас был на Святой земле, то видел: там, действительно, все очень маленькое, там пространство не такое огромное, как у нас. И два богатых шейха, Аврам и Лот, со своими огромными стадами, конечно, создавали своими передвижениями друг другу какие-то проблемы.

Святитель Иоанн Златоуст по поводу слов «и непоместительна была земля» пишет: «Смотри, как избыток богатства тотчас становится причиной разделения, производит разрыв, нарушает согласие, расторгает узы родства».

Это очень справедливое и правильное замечание! Многие пожилые люди жалуются мне, что когда они жили бедно, они чаще общались со своими сестрами, братьями, племянниками. Но когда кто-то из них, как сейчас говорят, «выбивался в люди», начинал делать деньги – эти связи начинали рваться. Богатство – это зона раздора.

Я однажды освящал дом одного очень богатого человека и ходил там по разным комнатам. Их было очень-очень много, и в них сидели какие-то совершенно недовольные люди, которые явно не хотели общаться ни со мной, ни друг с другом. А я приглашал их всех ходить за мною, петь… Но безрезультатно.

Потом я спросил у хозяина: «Что это за люди? Что случилось, почему они не хотят вместе быть?» И он мне ответил: «Это – мои родственники, они все в обиде друг на друга». Я спрашиваю: «А почему?» – «Ну, этот считает, что я ему дал меньше, чем тому, а этот считает, что я его племянника обидел, и так далее, и так далее…»

Богатство – это, действительно, зона раздора, и Златоуст об этом правильно пишет! И то, что земля оказалась невместительна для имущества и Аврама, и Лота – это стало проблемой.

«Поскольку он уже начал намеренно уклоняться от дяди, земля их уже не сдерживала, ведь никакого пространства не может быть достаточно для несогласных. Для спокойных и мирных даже в тесноте просторно, а для различающихся нравами и обширное узко. И поскольку я сказал сначала, что здесь формируется человеческий ум, который сначала был несовершенен, но постепенно совершенствуется через некоторые возрастания и градации, потому сказано: И непоместительна была земля для них, то есть одна душа не вмещала естественно различные противодействующие ей стремления»40.

«И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле» (Быт. 13:7).

Есть два разных объяснения, о чем они спорили. Первое объяснение: пастухи стада Лота говорили пастухам стада Аврамова: «Вы должны подчиняться нам! Ваш хозяин скоро умрет, и мы будем наследниками! И мы будем хозяйничать над вами!»

Но, похоже, такое объяснение не совсем точное, потому что здесь есть прибавление: «… и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле».

Есть одно очень интересное объяснение: когда Аврам проводил свои стада через чужие земли, где сочные травы, свое хозяйство, огороженные участки, обозначенные места, он, Аврам, привязывал мешки на морды верблюдов, делал им такие намордники. Не для того, чтобы они не кусались, а для того, чтобы они не ели чужое. И своим овцам велел заматывать рты – это очень древнее предание, – он считал, что даже стадо его не должно кормиться чужим!

«Итак, давайте рассмотрим, кто же такие пастухи, каких они пасли животных и какая ссора возникла между пастухами Авраама и пастухами Лота. Пастухи – вожатые стад, и они могут быть либо усердными и благоразумными, теми, кто не позволяет скоту попирать полевые насаждения копытами ног, либо нерадивыми и ленивыми, которые не сдерживают свой скот, чтобы тот пасся на лугах, а не на полях, но позволяют ему беспрепятственно блуждать по различным полевым плодам. Поэтому необходимо внимательно наблюдать за этими пастухами, чтобы случайно не записать на счет усердных то, что произошло по беспечности нерадивых. Однако, поскольку речь идет не о видимом, давайте рассмотрим прежде, какой скот пасли эти пастухи. Мы можем дать определение этим пастухам. Сказано, что они были пастухами вьючных животных. А вьючные животные, как мы узнали, означают неразумные телесные чувства. Итак, кто же эти пастухи чувств, как не предводители этих чувств – правители, вожди или наставники некоей речи или мысли нашего ума? Если они сведущи и упорны в пастырской науке, то не позволяют блуждать стаду чувств и приставать к негодному и вредному корму, но заботливым водительством удерживают их, налагая узды разума и преграждая им путь, когда те сопротивляются. А дурные предводители или их бесполезные споры позволяют чувствам носиться по собственному влечению, низвергать себя в пропасть и в погибель, топтать посевы и пожирать плоды, так что, если до тех пор и имелись какие-то плоды добродетели в этой душе, они даже и их уничтожают»41.

Вы знаете, что когда еврейский народ входил в Землю обетованную, и велись переговоры с амаликитянами, евреи говорили: «Позволь пройти мне землею твоею; я пойду дорогою, не сойду ни направо, ни налево; пищу продавай мне за серебро, и я буду есть, и воду для питья давай мне за серебро, и я буду пить» (Втор. 2:27–28). То есть они не хотели быть никому должниками!

В Священном Писании сказано: «Не оставайтесь должными никому ничем» (Рим. 13:8). Никому нельзя быть должным ничем, кроме взаимной христианской любви! Потому что когда мы впадаем в какие-то обязательства, в зависимость от некоторых людей, эти обязательства, особенно социальные, могут духовно нам повредить!

Был период, когда нашу страну буквально заваливали гуманитарной помощью! Причем, запад поручал распространять эту гуманитарную помощь именно разным сектантским организациям. И люди приходили к баптистам, пятидесятникам, адвентистам – им предлагали там помощь, попутно их обучая и перекрещивая в свою веру…

И были вложены огромные деньги со стороны Запада в эту программу!

Сейчас эту программу прикрыли: сектантский Запад признал Россию бесперспективной. Потому что когда посчитали, сколько раз крестили москвичей, то получилось, что всех москвичей перекрестили раза три-четыре. И где-то так же по всей стране. И всем стало очевидно, что это какой-то коррупционный скандал, что это абсолютно бесперспективно. Так что сейчас эти проекты работают на Китай. Китай был признан развивающейся страной, многообещающей, а здесь, в России, возможность поглощать чужие средства, уводить налево что-то сыграла очень даже неплохую роль!

Иногда так бывает в истории народа Божьего, что даже страсть какая-то может спасти целый народ. Помните, например, как князь Владимир выбирал веру? Он спрашивает у мусульман: «Сколько можно жен иметь?» Они отвечают: «Сколько хочешь!» Ему это очень понравилось, он был женолюбив. Однако он снова спрашивает: «А чего нельзя?» Ему говорят: «Нельзя бражного и свинину!» То есть нельзя выпивать! И князь Владимир замахал на них руками: «Уходите – откуда пришли! На Руси есть веселие пити, не может без него быти!»

Это, может быть, единственный случай в истории христианства, когда любовь к винопитию спасла целый народ от принятия агарянской веры. Но вернемся к Авраму и Лоту.

«И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле» (Быт. 13:7). Теперь третье истолкование этого текста: очень опасно, когда верующие заводят спор друг с другом, но при этом у них есть общие враги! Общие враги всегда будут использовать момент, когда возникает какой-то спор у их оппонентов!

У нас в свое время было татаро-монгольское нашествие, иго, которое использовало раздробленность русских земель, военные конфликты между князьями – это очень опасно! Очень опасно, когда люди одной веры спорят друг с другом, а какая-то третья враждебная сторона может этим воспользоваться!

Поэтому здесь так и сказано: «И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле» (Быт. 13:7). То есть это была реальная опасность для маленького народа, общины Аврама, исходящая именно от хананеев и ферезеев.

Собственно, в Книге Бытия и не говорится о возникновении еврейского народа, в Книге Бытия говорится о возникновении дома Авраама, семейства еврейского. А вот Книга Исход рассказывает о возникновении еврейской нации. Как Гумилев писал: «На Куликово поле пришли рязанцы, коломенцы, москвичи, а ушли – русские».

Так и в Египте жили разные евреи, с разным характером, темпераментом, с разными родословными, но когда совершался исход, море разделилось на две части, и между ними единый пророк всех их повел – они, евреи, стали единым народом под водительством Божиим, как и под водительством Великого князя Московского Димитрия Донского родилась русская нация!

И это единство они, евреи, к сожалению, сейчас потеряли, потому что сейчас ни одно общество, ни один народ в мире так не раздроблен, как еврейский народ. По опросам, которые проводятся в государстве Израиль, 60–70% людей еврейской национальности называют себя атеистами, то есть – неверующими. Там проводятся гей-парады не только в Тель-Авиве, но и в Иерусалиме, святом городе! Очень тяжелая ситуация!

Подобная безнравственность царила в Израиле и в первом веке: апостол Иоанн Богослов пишет об Иерусалиме, какой разврат царил «на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят» (Откр. 11:8).

Как известно, Господа Иисуса Христа распяли в Иерусалиме, который в Апокалипсисе предстает перед нами и «духовно (то есть аллегорически, – О. С.) называется Содом и Египет». Можно предположить, что Книга Откровения рассказывает нам о последних днях Иерусалима, когда он будет хуже древнего Содома и хуже Египта.

Далее мы читаем:

«И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою…» (Быт. 13:8)

Аврам понимает, что раздор – это опасно! Особенно в пути! Помните, что в Нагорной проповеди сказано? – «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним» (Мф. 5:25). В пути может все что угодно произойти!

«И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники» (Быт. 13:8).

Здесь речь идет о родстве.

«Итак, по справедливости благочестие требовало лучшие части. Давайте также рассмотрим красоту прочих добродетелей. Святой Авраам радовался присутствию племянника, к которому он проявлял отеческое чувство. Ссора возникла между слугами племянника и дяди. Как мудрый муж, Авраам заметил, что обычно из-за раздоров слуг разрушается согласие хозяев, и прервал нить разногласия, чтобы зараза не распространилась. Ибо он посчитал, что терпимее расторжение уз, нежели вред дружбе, как следует и тебе поступать, если ты по случайности попадешь в подобную ситуацию, а именно – уничтожь источник раздора, ведь ты не сильнее Авраама. Он решил, что следует прервать ссору слуг, а не смотреть свысока на нее. Если же ты сильнее, смотри, как бы другой не оказался слабее и не стал прислушиваться к шушуканью слуг. Часто неразделенные рабы вызывают разногласие среди родственников. Лучше раздели их, чтобы сохранилась дружба, – неразделенный дом не выдерживает двоих. Не лучше ли дружелюбно переселиться, нежели совместно жить в разногласии?»42

Да, Аврам ищет мира, он человек, который является миротворцем в лучшем понимании этого слова. Он готов рискнуть преимуществами своего положения, ведь мог же он и оставить Лота при себе на роли племянника еще очень и очень надолго! Но Аврам предпочитает дать ему самостоятельность. Так, опять же, было принято на Востоке только по отношению к потенциальным наследникам. Сказано: «уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему» (1Пет. 3:11).

Если человек считался потенциальным наследником, то ему отделяли определенную часть хозяйства, и он учился его вести, жить среди овец, среди коров… И этот факт является еще одним подтверждением социальной самостоятельности Лота: он мог наследовать Авраму!

Но этого не случилось, этого не произошло: какие-то такие качества были в этом человеке, в Лоте, что именно они и помешали воспользоваться ему таким благословением. И нельзя сказать, что Аврам чем-то обидел его или оттолкнул от себя! Напротив!

«Обрати внимание на глубину смирения и высоту любомудрия: старец, человек преклонных лет, называет юношу, племянника своего, братом, ставит его наравне с собой и не присваивает себе никакого преимущества перед ним, но говорит: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими. Неприлично, говорит, быть этому, потому что мы родственники. Видишь, как он исполняет апостольскую заповедь, которая говорит: И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев. Все это исполняя на деле, патриарх говорит: да не будет раздора между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники. Что может быть миролюбивее этой души? Так не напрасно и не без причины сказал я выше, что он по любви к миру и безмятежию ставил пустыню выше обитаемой земли. Смотри, как и теперь он, узнав точно, что пастухи ссорятся между собой, тотчас же в самом начале пытается погасить готовый вспыхнуть пламень и прекращает раздор. Действительно, ему, призванному быть учителем любомудрия для всех жителей Палестины, надлежало ни в чем не подавать им соблазна или дурного примера, но, напротив, кротостью своего нрава, сильнее трубы, вразумить всех их и сделать подражателями своей добродетели. Да не будет, говорит, раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники. Много скромности в этих словах: между мною и тобою»43.

Аврам говорит:

«не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево» (Быт. 13:9).

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Желая показать величие своей добродетели и исполнить желание юноши, чтобы от разлуки их не произошло никакого повода к неудовольствию, (Аврам, – О. С.) предоставляет Лоту полную свободу и говорит: «И вся земля перед тобою – отлучись ты от меня! И какую землю хочешь, ту и возьми»». Златоуст здесь особо подчеркивает бескорыстие патриарха Аврама, который не ищет для себя никаких преимуществ!

Молодые же люди имеют свои представления о ценностях этой жизни, которые не всегда совпадают с теми представлениями, какие бывают у людей в возрасте.

И посмотрите, этот молодой человек, Лот (Иоанн Златоуст называет его юношей) начинает выбирать для себя лучшую жизнь, лучший участок! Увы, сейчас это очень часто бывает, когда молодые люди хотят как можно быстрее отделиться от родителей.

«Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская» (Быт. 13:10).

Историк I-го века Иосиф Флавий писал: «По прибытии в Ханаан Аврам поделился с Лотом страной, ввиду того что их пастухи стали ссориться из-за пастбищ. Окончательный выбор местности он вполне предоставил Лоту. Сам он взял себе отвергнутую Лотом нагорную страну и поселился в городе Хеврон, который на семь лет древнее египетского города Танида (Мемфис, – О. С.). Лот же занял низменность около реки Иордан, недалеко от города содомитян, который в то время еще был цветущий, а теперь, по решению и гневу Божьему, стерт с лица земли…»

Для Лота важно внешнее впечатление. Он не интересуется, что за люди там живут, какие там реально условия для жизни! «Ах! Вот этот вид – как сад Господень, как рай!..» Как один мой знакомый уехал в Америку, и в первых письмах, которые я от него получал, он писал: «Я живу как в раю! У меня все есть! Мы бассейн уже заказали! Дети счастливы…» Но потом восторженная тональность постепенно понижается от письма к письму.

И, в конце концов, он просто пишет: «Это просто ад! Я не могу отсюда вырваться даже на неделю! Мне постоянно приходится за все платить! Если я вовремя не заплачу – приедет фирма и скатает в рулон газонную траву, которая постелена перед моим домом, где мои дети резвятся! И из бассейна воду всю выкачают и выльют. Это – ад!»

Как быстро рай может превратиться в ад! Или, наоборот, ад оказаться раем. Аврам ведет себя очень скромно, и, выбирая худшее, он получает лучшее. Лот же выбирает для себя лучшее внешне, но получает худшее. Лот – это типичный молодой человек нашего времени. Лот, если хотите, это герой нашего времени!

«Спросим, в чем подобие между садом Господним, землей Египетской и Содомом, чтобы такое сравнение было бы подходящим? Полагаю, что в том, что прежде, чем Содом согрешил, когда он все еще соблюдал простоту незапятнанной жизни, – он и был как сад Господень, но когда начал выцветать и темнеть от пятен грешников, то стал как земля Египетская»44.

И мы читаем:

«И избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга» (Быт. 13:11).

Вот это движение от Эдемского сада, как оно описано в Библии, если внимательно следить, трактуется так: сначала Бог изгнал людей из рая, и они просто жили напротив райских врат, «на востоке у сада Едемского» (Быт. 3:24). И еще: «И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема» (Быт. 4:16). И чтобы они туда не забежали снова, во вратах был поставлен херувим с огненным вращающимся мечом.

Потом они уходили все дальше, и дальше, и дальше – и здесь уже какой-то предел был достигнут, «и двинулся Лот к востоку». Потом уже в Библии не упоминается об удалении из святого места.

«избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку (то есть вся эта Святая земля (Рай), по преданию – Месопотамия, она остается сзади, все дальше и дальше он уходит, – О. С.). И отделились они друг от друга». Лот начинает вести самостоятельную жизнь…

Иногда мы очень радуемся за своих детей, когда они начинают вести самостоятельную жизнь. Но готовы ли они к самостоятельности, если всю жизнь, которую они прожили вместе с нами, мы всё делали за них? Мы не научили их готовить первое, второе, мы не научили их, как отремонтировать стул, как повесить книжную полку… Так готовы ли они к самостоятельной жизни?

Все вы знаете, что я занимаюсь проблемами сектантства. И часто меня спрашивают: почему молодые люди попадают в секты? Молодые люди попадают туда, потому что они боятся взрослой жизни, они напуганы нашей взрослой жизнью! Они смотрят телевизор, они смотрят, какие проблемы у взрослых, они слышат, как на кухне ругаются отец с матерью, какие проблемы у них – и они этого боятся! Они охотно идут в секту, охотно впадают там в некое, порой полное иждивенчество, когда за них всё решают: во сколько вставать, во сколько спать ложиться, что есть, как одеваться… За них все расписано!

И здесь Лот явно не готов к самостоятельной жизни, хотя он имел великий пример Аврама перед глазами, его дяди. А разве Авессалом не был сыном царя Давида, этот прекраснейший человек? Об Авессаломе сказано: «Не было во всем Израиле мужчины столь красивого, как Авессалом» (2Цар. 14:25) – у него был вид, как у ангела! Разве он не был любимым сыном у своего отца, царя Давида? Был! Но не всегда выходит так, что у праведных родителей – праведные дети. Не всегда родственник может духовно усовершенствовать своего сородича.

Итак, отделились они друг от друга, и начинается другая жизнь.

«Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома» (Быт. 13:12).

Здесь мы можем предположить, что дьявол оклеветал Аврама в глазах Лота, что тот так поспешно согласился на разъединение.

«То, что люди Содомские были злы и весьма грешны пред Господом, есть важное дело домостроительства45: чтобы ты узнал, что тяжкая горечь грехов побуждает милостивого Бога к отмщению, и даже Авраам вполне справедливо не смог Его умолить о пощаде содомитян, поскольку те были порочны сверх меры. И многие люди, чем порочнее, тем более пытаются скрыть это. Им удается избегнуть расследований со стороны людей, когда дела ведутся без участия судьи или когда праведник обвиняется по ложному свидетельству. Праведник же, напротив, пребывает перед Богом, даже когда он осуждаем людьми, поскольку Бог взирает не на решения судов или на то, что основано на выдуманных доводах подлецов, но на голую сущность дел. В человеческих разбирательствах обман ложного показания часто поглощает силу истины. Сусанна оставалась перед Богом совершенно непорочной, даже будучи осуждена за прелюбодеяние, поскольку Бог не придавал значения факту, который был основан на утверждениях лживых свидетелей, но допрашивал совесть, скрытую внутри ума»46.

Смотрите, как Лот скромно со своими стадами входит в жизнь Содома и Гоморры: он в окрестностях сады раскинул… А потом, когда Лот будет убегать из Содома, – мы видим, что он уже в городе! У него уже нет ни рабов, ни рабынь – ничего не останется! У него ни овец, ни коз – ничего же не останется! Ангелы схватят его, двух его дочек, его жену – и бегом-бегом из этого города! Он всё потеряет, он чуть жизнь свою и своего семейства не потеряет! И надо сказать, что дочерей он своих точно лишился: хотя ангелы и вытащили их из Содома, но Содом остался в их сердцах! Об этом в Библии говорится далее.

И вот дается характеристика жителям Содома:

«Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом» (Быт. 13:13).

Как можно понять эти слова: «грешны пред Господом»? Если кто-то подумает, что здесь имеется в виду их гомосексуальное преступление – это не так. Сказано: «Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала». (Иез.16:49).

Часто, в современном секуляризированном мире библейского Бога обвиняют в чреде жестокостей, в том числе, и по отношению к Содому и Гоморре. Но так ли это на самом деле? Не скрывается ли за так называемой «жестокостью Бога», нечто другое, что не заметно для поверхностного анализа произошедшего в Содоме и Гоморре?

Святой Марк Исповедник считал, что они, жители этих городов, будучи развращенными, не знали Бога и грешили друг против друга, а не против Бога47. А против Господа – какие грехи против Господа, «пред Господом»? Сказано, что они «были злы» – вот здесь как раз их разврат! А где сказано «грешны пред Господом» – значит, что они были идолопоклонники.

«Злы весьма» – потому что они были не просто извращенные люди, они насиловали мужчин, но они имели и жен, имели детей! У Лота были зятья. Скорее всего, они делали это для того, чтобы унизить мужчин.

И есть предание, что жители Содома и Гоморры имели закон: «город Содом – это наш город. Гоморра – это наш город! Мы здесь живем, и никто не должен сюда приходить. Никаких нищих не принимать, никаких странников не принимать, никаких пришельцев не принимать!»

Все богатство Лота, возможно, ушло на то, чтобы получить гражданство в Содоме, и подданство в Гоморре, у него появились даже потом там зятья. Если же все-таки проникали туда чужие люди, которые, может быть, путники были – им преподавали урок! Ведь унизить мужчину самым дерзким образом – это изнасиловать мужчину!

И когда мы читаем этот стих: «Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом», то «злы» – это значит, что они совершали жестокие развратные действия, а «грешны пред Господом», как мы уже и заметили – идолопоклонники!

Святой Марк Исповедник рассуждает, что они не имели грехов перед Господом, ибо не знали Его. Это означает, что даже согрешая против Его воли, содомитяне больше согрешали против себя! А Бог погубил их, чтобы через это, так как их грех был грех одного против другого, потом дать им хоть какую-то надежду48!

Ибо за одно дважды не наказуют! Сказано: «Что умышляете вы против Господа? Он совершит истребление, и бедствие уже не повторится» (Наум. 1:9). Учитель Церкви Ориген пишет, ссылаясь на Книгу пророка Наума:

«По закону, например, блудник или блудница карались немедленной смертью. Поэтому, когда человек понес наказание за грех свой и получил достойное воздаяние за свершенное преступление, что будет потом, какая кара будет угрожать душам их, если нет иного греха, их осуждающего, но они совершили лишь этот грех, и притом грех столь великий, хотя они уже были наказаны и понесли кару по закону? Господь не пошлет вторично скорби на одних и тех же, ибо они получили воздаяние за грех свой, и кара за преступление исполнена. Итак, оказывается, что этот вид предписаний не жесток, как утверждают еретики, обвиняя закон Бога и отрицая, что есть в Нем некое человеколюбие, но Он полон милосердия, ибо этим (то есть божественным истреблением, – О. С.) народ не осуждался (то есть навечно, – О. С.), но от грехов очищался»49.

То есть нельзя злоумышлять на Господа, что истребив грешников лютой смертью в этой жизни, Бог и далее будет мстить им! Поэтому Максим Исповедник и учил, что подвергнутые наказанию в этой жизни сподобились, чтобы, к ним сойдя во ад, Христос проповедовал Евангелие!

И в Евангелии мы встречаем такие слова: «Если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе (то есть в Капернауме, – О. С.), то он оставался бы до сего дня» (Мф. 11:23). О чем же эти слова?

Блаженный Феофилакт истолковывает их, ссылаясь на святителя Григория Богослова, следующим образом: Бог будет судить людей, особенно тех, которых были уничтожены ангелами гнева по Его прямому указанию, потому что именно Божье было указание на их уничтожение. Это воды потопа, это уничтожение Содома и Гоморры, это воины Иисуса Навина – вот этими Божьими попущениями истребленных людей Бог будет судить, исходя из того, как бы они себя повели, живи они во дни Иисуса Христа, чтобы при этом они были бы свидетелями всех Его чудес и слышали бы все Его проповеди и наставления.

Итак, это были язычники, не знающие Бога, и извращенцы, давшие название греху – грех гомосексуализма называется содомским грехом. И в Священном Писании, в Послании к Римлянам мы находим оценку этому самому греху, и, похоже, в этом тексте показано происхождение содомитства, откуда оно возникает.

Ученые до сих пор спорят, является ли гомосексуализм врожденным чувством в жизни человека или это приобретенное чувство. Однако в Послании к Римлянам святой апостол Павел ясно пишет: «называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим. 1:22–27).

Вот причина возникновения этого греха – «служили твари вместо Творца»!

Какие исторически известные режимы допускали такую ситуацию, когда отдельную личность объявляли полным политическим и духовным гегемоном? Римская империя. Почти все римские императоры были гомосексуалисты!

Грех этот был распространен и в нацистской Германии среди военных, хотя официально он подвергался преследованиям.

В тоталитарной Спарте, где был жесткий режим, культ правителя, культ человека, культ нагого тела…

Там, где поклоняются твари, – а прежде всего, это поклонение на уровне нарциссизма, любование собственным телом, телами других людей, – там человек погружается все дальше и дальше в зловоние разврата.

Можно ли выйти из этого состояния? Есть святые отцы, которые достаточно откровенно пишут о том, что они имели подобные грехи, имели подобные связи, но все это осталось в прошлом! В Новом Завете говорится о целой группе христиан, которые были гомосексуалистами, но оставили этот грех.

Смотрите: это 1-е Послание к Коринфянам, 6-я глава, с 9-го по 11-й стих: «Или не знаете, – пишет апостол Павел, – что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор. 6:9–11).

То есть Бог силен поменять самые жестокие нравы, очистить человека от самых ужасных страстей! Но иногда необходим и огонь с неба.

И далее мы читаем:

«И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него» (Быт. 13:14).

Очень интересная деталь: «И сказал Господь Авраму (здесь поясняется, почему какое-то время Господь не разговаривал с Аврамом, – О. С.), осле того как Лот отделился от него». Когда прекратились ссоры, когда Лот ушел со своей «правдой», а Аврам остался, может быть, даже потерпев некий материальный урон, тогда и только тогда Господь опять с ним заговорил!

«И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу» (Быт. 13:14).

Смотрите, братья и сестры! Когда Лот выбирает для себя землю, сказано: «Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую» – он смотрит плотскими очами! А Аврам смотрит очами веры: «Возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу (единобожие распространялось в виде христианства от Святой земли на север – это Рим, Греция, Византия, Болгария, Россия, – О. С.) и к югу (вся Северная Африка и Эфиопия приняли христианство, – О. С.), и к востоку (восточные страны принимали христианство, в Индии трудился апостол Христов Фома, – О. С.) и к западу (последние рубежи христианской проповеди – это открытие Америки, на кораблях туда отправляются миссионеры, чтобы нести свет Евангелия жителям Северной и Южной Америки, – О. С.)» (Быт. 13:14).

Лот смотрит плотскими очами, Аврам – пророк Божий, «отец высей», он видит видения, ему показано, как все будет происходить!

«Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки» (Быт. 13:15).

Здесь речь идет о том, что вся земля – Божия, и везде будут жить Божьи люди и пользоваться теми благами, которые будет посылать им Господь. Вся земля принадлежит Богу, ибо Он ее создал!

«И сделаю потомство твое, как песок земной» (Быт. 13:16).

О каком потомстве идет речь? И можно ли сказать о потомках Авраама по плоти, что их бесчисленное множество, «как песок земной», по сравнению с другими, более многочисленными народами?

«Разумеется, множество, обещанное Аврааму, не для Бога бесчисленно, а для людей: нет для Бога неисчислимого песка земного. И поскольку не таков по численности народ израильский, а таково мировое семя Авраама, отсюда и то обещание, что не по плоти, а по духу множество потомства точнее всего сопоставимо с множеством песчинок. Здесь можно понимать, что дано обещание двоякого рода. Потому мы сказали, что выражено неясно, поскольку и первого рода множество (по плоти от Авраама и от его внука Иакова) в таком количестве порождено, что уже почти все части мира наполнили, – и здесь можно сравнить с гиперболическим количеством песчинок. Никто не будет спорить, что предназначенная Аврааму единственная земля есть та, что именуется Ханаан, но что же такое сказано: тебе дам Я и потомству твоему навеки? Может покоробить многих, если понимать под навеки навечно; если же это место мы верно понимаем как начало грядущего века, концом настоящего ознаменованное, то их ничто не смутит. Ведь, даже будучи изгнаны из Иерусалима, израильтяне остаются при этом в других городах земли Ханаан, и до самого конца останутся – да если бы и вся земля была населена христианами, так ведь и они тоже – потомство Авраама»50.

Господь показывает Авраму новый Израиль, новый народ: «И сделаю потомство твое, как песок земной» (Быт. 13:16). И вот тут интересная деталь: в Библии, когда говорится о потомстве Авраама, очень часто чередуется: вы будете или «как песок морской», «прах земной», или «как звезды небесные» (Быт. 22, 17). Почему такое чередование, такой контраст?

Если вы будете верны Богу – вы будете, как звезды на небесах! Но если вы отступите от заповедей Творца – язычники будут попирать вас, как песок на берегу моря! Как прах земной!

«И сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет» (Быт. 13:16).

«Потом, чтобы Аврам, смотря лишь на свою природу и старость, а также на неплодство Сары, не усомнился в обетовании, но положился бы на силу Обещавшего, Бог говорит: и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет (Быт. 13:16). Поистине, обетование было превыше естества человеческого! Господь обещал не только сделать патриарха отцом, в то время как столько препятствий существовало к этому, но и дать ему семя столь многочисленное, что оно сравняется с количеством песка земного и его даже невозможно будет исчислить, – этим сравнением Он хотел показать необычайную великость обетования»51.

И далее произносятся таинственные слова, которые может понять только христианин, только человек, который верит в Иисуса Христа! Пятикнижие Моисея читают и иудеи, и мусульмане, и атеисты – самые разные люди! Но понять 13-ю главу 17-й стих сможет только христианин! Об иудеях сказано: «Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается» (2Кор. 3:15–16).

Так вот этот стих:

«встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее и потомству твоему навсегда» (Быт. 13:17).

Здесь мы видим знак креста: он должен пройти землю в долготу и в широту! Если мы будем живы, и Господь позволит, мы когда-нибудь, может быть через несколько лет, будем изучать Книгу Чисел. И тогда мы будем внимательно с вами мелом на доске рисовать, как странствовали евреи по пустыне, где шло какое колено впереди, какое – сзади, какое – справа, какое – слева, и от какого центра. И мы увидим, что они ходили по пустыне тоже в форме креста – знака нашего спасения!

И последний стих, который мы с вами сегодня рассмотрим:

«И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Господу» (Быт. 13:18).

«Услышав это (то есть обетование о его будущем потомстве, – О. С.), патриарх, который был изумлен несказанной благостью Божией, пошел, как сказано, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне. То есть, получив обетование и расставшись с Лотом, он перенес свою кущу под дуб мамрийский. Смотри на любомудрое расположение души, смотри на высоту духа: как он легко переселяется и не скорбит, переходя с места на место. Ты не увидишь, чтобы им обладала или чтобы его связывала привычка, чему нередко подвергаются даже те, которые, по-видимому, уже любомудрствуют и стали свободными от мирских смятений. Когда приходит им время переселиться и перейти в чужую землю, часто даже ради духовной нужды, ты увидишь, как они скорбят, печалятся и тяготятся перемещением, потому что их связывает привычка. Но не так поступал праведник, нет: с самого начала, с самых ранних лет он поступал мудро и, как странник и пришелец, переселялся то оттуда сюда, то отсюда туда, и везде старался показать на деле свое боголюбивое расположение. Так, едва поселившись под дубом мамрийским, он тотчас же устроил там жертвенник Господу»52.

Поселился Аврам у дубравы Мамре, что в Хевроне. Хеврон – это город, где находилась Махпела, двойная пещера, место, где хоронили святых супругов (четыре пары). Одно время это место называли «Кириаф-Арба» («Село четырех»). Современные арабы называют это место «Эль-Халиль», что означает: «Город друга Божия», то есть Авраама (араб. – Ибрагим). В Коране Авраам (Ибрагим) считается тоже одной из центральнейших фигур, мусульмане считают его особым Божиим пророком и избранником, и они называют этот город, город его упокоения, – «Эль-Халиль». О знаменитом мамврийском дубе Иосиф Флавий писал: «Аврам жил вблизи дуба Огиг…»53, комментаторы Флавия поясняют: «Нигде, кроме данного места, не упоминается имени этого знаменитого каменного дуба, который, по преданию, существует здесь с начала миросотворения.

Слово «огигос» (у Флавия: Огиг – О. С.) греческое и имеет значение «древний», «почтенный»». Название дубовой рощи, находившейся в той же местности с общим названием Хеврон – «Мамре» (מַמְרֵא). Согласно Книге Бытия (см.: Быт. 23:17, 19) эта роща находилась напротив участка Махпела («двойная пещера» הַמַּכְפֵּלָה), в последующем – места погребения патриархов, и она была древнейшим пунктом Хеврона, так что ее название было первоначальным названием всей местности. В настоящее время дуб Мамврийский и территория при нем являются собственностью Русской Православной Церкви.

Итак, мы с вами сегодня закончили вторую беседу об Аврааме, о его сложных отношениях с племянником Лотом. До этого мы говорили о его отношениях с Сарой. Далее мы будем говорить, если будем живы, и Господь позволит, о войне в долине царей, какое значение она имела в историческом и, самое главное, в духовном смысле, какие страсти борются в душе каждого человека, и почему мы иногда одерживаем победу, а иногда – поигрываем.

Мы изучим всю жизнь этого удивительного человека, Авраама, который прожил сто семьдесят пять лет, но на это уйдет еще не одна лекция. В Писании сказано, что он прожил сто лет, семьдесят лет и пять лет: в сто лет он выглядел как семидесятилетний, а в семьдесят лет по простоте сердца он был как пятилетний ребенок!

Спаси вас Христос! Помолимся.

* * *

37

Иоанн Златоуст, Гомилии на Книгу Бытия.

43

Иоанн Златоуст, Гомилии на Книгу Бытия.

44

Ориген, Гомилии на Бытие.

45

То есть, в этом содержится некоторое важное для нас назидание.

47

Творения преподобного Максима Исповедника. Т.1. Серия: Святоотеческое наследие.

48

Там же.

49

Ориген, Гомилии на Книгу Левит, 11. 2.

50

Августин Иппонский, О граде Божием.

51

Иоанн Златоуст, Гомилии на Книгу Бытия.

52

Иоанн Златоуст, Гомилии на Книгу Бытия.

53

Иудейские древности. 1.10.4.


Источник: Семейная жизнь ветхозаветных патриархов. (Авраам, Иисаак, Иаков) / Прот. Олег Стеняев. - Изд.: Сергиев Посад. - 2009. 431 с.

Комментарии для сайта Cackle