Беседа 24. «Горе вам, книжники и фарисеи!»
Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея, 23-я глава. Рассмотрим две темы:
1) «Горе вам, книжники и фарисеи!» (13–36);
2) Судьба Иерусалима (37–39).
Самозванцы от святости363 – такими были книжники и фарисеи. Они занимались имитацией праведности и святости. Святость на языке библейского иврита означает «посвященность», «отделенность» и «отличие», но в действительности они мало чем отличались от обычных людей, скорее даже, в чем-то проигрывали им (те, по крайней мере, не лицемерили и ничего из себя не воображали). И все же Христос, обличая их, как мы увидим далее из толкования Оригена, искал для них покаяния. Из текста адресованных им «проклятий» видно – на это обращают внимание и истолкователи, – Сын Божий как бы ставит их между горою Гаризим (гора благословения), и горою Гевал (гора проклятия), возвращая их во времена вхождения в Землю Обетованную (Втор.27:11–26; 28, 1–68).
Неслучайно и Иоанн Креститель начинает проповедь в пустыне, они (Христос и Предтеча) таким образом напоминали Израилю о лучших временах их истории. Очень важно, когда человек находится на грани нравственного коллапса, предложить ему вспомнить и о более лучших временах, какие он переживал в своей жизни. Тем более что ветхозаветные тексты неоднократно настаивают, что еврей должен переживать славные события своих предков, как свои собственные, произошедшие с ним самим. И Христос, чередуя слова: «горе вам… горе вам… горе вам», возвращает слушающих в прошлое на полторы тысячи лет, как некогда между горами Гаризим и Гевал чередовалось: «проклят, кто сделает изваянный или литый кумир… Проклят злословящий отца своего или матерь свою… Проклят нарушающий межи ближнего своего… Проклят, кто слепого сбивает с пути… Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову! И весь народ скажет: аминь» (Втор.27:15–19). А с другой стороны, с горы благословения Гаризим звучало: «Благословен ты в городе и благословен на поле. Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих. Благословенны житницы твои и кладовые твои. Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем. Поразит пред тобою Господь врагов твоих… Пошлет Господь тебе благословение в житницах твоих… благословит тебя на земле» (Втор.28:3–8).
И мы читаем первое «горе» (проклятие), и где-то рядом эхом, уже с горы Голгофа звучит благословение…
Расслышат ли?.. поймут ли?.. поверят ли?..
Мф.23:13. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете».
«Горе вам» – Ориген так истолковал эти слова: «Будь то проклятие, будь то произнесение “горе”, оно относится к кому-то согрешившему не из-за произнесения произносящего, а из-за грехов самого согрешающего, который делает себя достойным получения или тех проклятий, или этих “горе”, которые Бог ради наставления произнес о тех (грешниках), чтобы обратить к благу. Ибо и отец, порицая сына, часто произносит для его исправления некоторые речи, которые кажутся проклятиями, однако не от желания, чтобы сын стал достоин тех проклятий, но желает его скорее отвратить от них»364.
То есть не Бог уходит от нас, но мы удаляемся от него. Не проклятие делает нас проклятыми, но сам грех, содеянный нами, оскверняет, губит и проклинает нас. Есть такие грехи, которыми человек сам себя отлучает от Церкви и ставит за церковной оградой. И священник, читая разрешительную молитву, произносит перед ней: «примири и соедини его святей Твоей Церкви, о Христе Иисусе Господе нашем».
Слова: «затворяете Царство Небесное человекам» блаженный Иероним истолковал следующим образом: «Горе – это вопль печали. Потому Он говорит, что они “затворяют для людей Царство Небесное”, что скрывают в Законе утешение истиной, которая во Христе. Они под видимостью своего учения теряют из виду Его приход во плоти, о котором предсказывали пророки. Сами они не становятся на путь вечности во Христе, но и не позволяют делать это другим»365.
Иудаизм в современном мире является единственной, наряду с масонством, религией, которая не проповедует сама себя. Трудно понять этот феномен, скорее всего, он связан с тем, что в средневековые времена в случае обращения в иудаизм казнили и обращенного и обратившего. Но в настоящее время подобная позиция выродилась именно в брезгливое отношение к носителям других верований и религий, и раввин в случае попыток принять иудаизм со стороны нееврея обязан в грубой форме отговорить его.
Но то, что пишет Иероним Стридонский, намного страшнее: он утверждает, что и книжники, и фарисеи знали время Пришествия Мессии, и догадывались, Кто Он, и сознательно отвергали Его в Его Пришествии. Чтобы приблизиться к пониманию этого феномена, перечитайте «Великого Инквизитора» Достоевского Ф.М. Может быть, это приблизит нас к пониманию того, что произошло во взаимоотношениях Христа и синагоги. А разве когда мы сознательно грешим, не происходит нечто подобное? Когда Бог мешает нам, смущает нас и оказывается даже кем-то, или даже чем-то, лишним и ненужным. Это потом мы вспоминаем о Боге, когда грех уже совершён, его сладость растаяла и тяжелым осадком на душе лежит ожидание грозного наказания. Вот тогда мы опять становимся христианами, и ищем мира с Господом. Но кто мы или что мы в момент сознательного совершения греха? Сказано: «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» (1Ин.5:18). Когда я встречаю подобные места в Писании, мне становится страшно, и встает вопрос: кто я – рожденный свыше христианин или не доделанный в оглашении религиозный выкидыш?
И мы читаем далее:
Мф.23:14. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение».
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Этими словами Спаситель начинает обличать книжников и фарисеев в том, что они пресыщались и, что еще ужаснее, наполняли чрево свое не от имущества богатых, но от стяжания вдов, и таким образом еще более увеличивали их бедность вместо того, чтобы облегчить ее. Они не просто ели, но поедали. И это корчемство еще прикрывали самым низким лукавством: “лицемерно долго молитесь”»366. Страшный вызов древним и современным книжникам и фарисеям – эти слова. Пастыри, поедающие дома… Да, об этом и пророк Иезекииль писал: «Так говорит Господь Бог: вот, Я – на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя, и исторгну овец Моих из челюстей их, и не будут они пищею их» (Иез.34:10).
Некоторые зараженные тонкой разновидностью социального монофизитства призывают нас заниматься только чисто религиозными вещами. И таковые входят в прямое противоречие с этическими и нравственными принципами Евангелия. Сказано: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: “идите с миром, грейтесь и питайтесь”, но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак.2:14–17). Итак, мы выясняем, что именно делом веры является накормить голодного, согреть замерзающего, защитить угнетенного. Кто-то под делами веры понимает только действия, относящиеся к Таинствам и обрядам. Но вспомним, что любой человек, созданный по образу Бога, есть образ (икона) Бога. Сказано: «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф.25:41–45). Посему социальная активность христиан, именно как дело веры, должна проявляться в жизни наших епархий, приходов и домов. В противном случае, следуя наставлению, а точнее предостережению Иакова, мы получим мертвые епархии, мертвые приходы и мертвые дома, ибо «вера, если не имеет дел, мертва сама по себе». Невеселая картина: епархии – кладбища, храмы – склепы, а дома христиан – могильные холмики.
И далее мы читаем:
Мф.23:15. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас».
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «то есть: хотя вам стоит чрезвычайно великих трудов и усилий обратить кого-либо, но и после всего этого вы не умеете сберечь его. Мы всего более стараемся сберегать то, что приобретено с великим трудом; а вас и это не делает более заботливыми. Здесь Христос предъявляет к книжникам и фарисеям два обвинения: во-первых, в том, что они ничего не могут сделать для спасения многих, и что им великого стоит труда привлечь к себе хотя одного человека; во вторых, в том, что они совершенно нерадят о сохранении того, кого приобрели; и не только нерадят, но еще становятся его предателями, когда порочною своею жизнью развращают его и делают еще хуже»367.
Рассмотрим эти два серьезных обвинения в адрес нерадивых миссионеров-фарисеев. Обходя моря и земли, они с трудом находят и обращают в свою веру хотя бы одного. Но обратив его, уже никаких усилий не прилагают в деле его воцерковления и нравственного воспитания, в результате чего делают «его сыном геенны, вдвое худшим» себя.
Одна женщина рассказывала мне, что когда она познакомилась со священником, он проявил к ней неподдельный интерес, узнав, что у нее есть свой бизнес. Женщина была не крещена, и священник занялся подготовкой ее к Таинству Крещения. Ежемесячно она жертвовала на храм большую сумму денег. Была крещена, но вскоре разразился кризис, и ее бизнес пришел в упадок. Она не могла уже помогать храму, и священник тут же потерял к ней всякий интерес. Занялся обращением, какого-то не совсем разорившегося банкира. Когда женщина звонила священнику по телефону, он вешал трубку. А когда она встречала его в храме, он почему-то с обиженным видом быстро проходил мимо нее.
Если бы женщина не перешла бы в другой приход, то, возможно, ее вера пережила бы то, что апостол Павел называл «кораблекрушение в вере», как он писал: «имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере» (1Тим.1:19).
Святитель Иоанн Златоуст учил: «Действительно, когда ученик видит порочных учителей, то делается хуже их, потому что он не останавливается на степени развращения своего учителя. Когда учитель добродушен, ученик подражает ему; а когда он худ, то еще и превосходит его в том, потому что нет ничего легче, как делаться худшим. Он называет его сыном геенны, то есть точно таким, какова сама геенна. А слова: “худшим вас” – сказал для того, чтобы и порочных учеников устрашить, и книжников поразить сильнее за то, что они были учителями беззакония»368. – Как такое может быть, что учители Закона Божия превращаются, становятся учителями беззакония?
Когда человек начинает изучать заповеди по Библии, перед его взором возникает стройная система божественного порядка в сфере управления родом человеческим. Тем более что существует и некая поэтика в чередовании библейских заповедей, уставов и постановлений. В мои юные годы излюбленным чтением было чтение Книги Второзакония. Страна тогда трещала по швам, никакой стабильности не ощущалось, и стройные теологические принципы Книги Второзакония буквально пленили мое сознание.
Но входя во взрослую жизнь, я ощущал, как трещит по швам моя нравственность и мораль, страстные ветры молодости опрокидывали меня все в большие и большие пороки и преступления. И тогда в моих руках оказалась книга блаженного Августина «Исповедь». Я прочитал ее за одну ночь, и пережитого, возможно, мне хватит до конца моей жизни. Передо мной открылся образ Милосердного Бога, и хотя ранее я неоднократно читал Евангелие, за плечами была семинария и служение диаконом и иереем в разных епархиях, осознание Прощающего и Оправдывающего Бога поразило и восхитило мое сознание. В свою очередь, самому Августину Аврелию помогло Послание апостола Павла к Римлянам…
Только сталкиваясь с учением о благодати, мы преодолеваем ужас обвиняющего нас Закона Божия и обретаем духовную устойчивость. Сказано: «но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, «а не по ветхой букве» (Рим.7:6). – А теперь представьте себе человека, который знает волю Бога (Его Святой Закон), но не может исполнить его, даже часть заповедей. Как учил Авва Дорофей: каждая заповедь является источником величайшего смирения, ибо по-настоящему мы не можем исполнить и одну заповедь. Христиане верят в милосердного Бога, посему от безысходности и в любой патовой ситуации мы усиливаем веру в Милосердного. А иудей, не познавший Отца в Сыне, не распознавший во Христе характера Бога Отца, не понявший Божественных намерений, – с чем остается он, впав в грех, нарушив святую заповедь? Страх полного уничтожения (карет), крушение всех идеалов, «кораблекрушение в вере»… Сказано: «ибо если кто будет делать все эти мерзости, то души делающих это истреблены будут из народа своего» (Лев.18:29). Истреблена (карет) будет именно душа, то есть не воскреснет и даже в ад не попадет – так веровали и верят иудеи.
Отсюда и ненависть к Богу и Его Закону, отсюда и преследование обетованного Мессии, Христа. И естественно, что, взирая на депрессивных наставников, их ученики впадали в еще худшую депрессию, становились злобными и агрессивными. Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Фарисеи и книжники взирали на весь мир ради дела своего и разных прибылей, которые они извлекали из своих учеников под видом святости своего занятия»369. Не видя перспективы в Вечной жизни, они делали всё, для того чтобы устроить свою жизнь хорошо здесь, на земле. Религия превращалась в доходный бизнес, особенно для иудейских архиереев и старцев. Обучение приносило доход учителям, и они собирали вокруг себя множество учеников, что сказывалось и на самом процессе обучения. За разные уровни и этапы обучения приходилось платить по-разному. Покупались и должности, и «чреды служений» в Храме. Торговля, которая велась близ Храма, крики зазывал, блеянье продаваемых в недопустимой близости к Храму животных – все это мешало молящимся.
Я уже ранее говорил, Иосиф Флавий и Талмуд описывают, как городские священники собирались в отряды и под видом миссионерской деятельности делали набеги на крестьян и силою отбирали якобы неуплаченные десятины.
И мы читаем далее:
Мф.23:16–17. «Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?».
Латинский учитель Церкви святитель Иларий Пиктавийский пишет: «Украшение алтаря и храма вовсе не были первичным объектом поклонения, они только указывали образ будущего истинного почитания. Золото, серебро, бронза, медь, жемчуг, хрусталь – каждый из этих материалов имеет собственное значение в соответствии со своей природой. Потому Иисус упрекает их в том, что они поклоняются золоту храма и дарам жертвенника, в то время как больший почет надлежит храму и жертвеннику, ибо и золото храма, и жертвенные дары служат образом будущего. С приходом Христа бессмысленным становиться Закон, потому что не в Законе Христос, а во Христе освящается Закон, на котором Он воздвиг Свое седалище и трон… Поэтому безумны и слепы люди, почитающие освященное и пропускающие мимо себя саму святость (то есть Христа. – О.С.)»370. Иными словами, весь блеск и красота наших храмов лишь тускло отражают красоту, славу и величие Царства Христова, в Его Небесном чертоге. Но многих привлекают блестящие предметы, восторгают изделия из драгоценных материалов, и от таких ускользает сама подлинная Божественная красота – красота распятого Христа – как высшее проявление любви Бога к падшему и нуждающемуся в истинной Жертве человечеству.
Древние христиане, собираясь на молитву в катакомбах, не могли не презирать великолепие и внешнюю красоту языческих храмов и императорских дворцов. Подлинным Сокровищем для них была сама вера святого Евангелия, ради которой можно отказаться от всего, и даже от самой жизни. Как сказано в притче: «Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то» (Мф.13:44).
С другой стороны, украшая походную скинию (прообраз будущего Иерусалимского Храма), Моисей делал все так, как ему было показано на Синае («как показано тебе на горе, так пусть сделают» – Исх.27:8). Он видел Небесную Скинию, где Бог обитает в окружении Ангелов; и, создавая земной прообраз (икону) увиденного, он в тусклых красках падшего мира рассказывал народу Божию о величии Царства Небесного. Православный храм имеет то же назначение и предназначение – показать верующим, раскрыть перед ними Небо на земле.
Слова святителя Илария: «С приходом Христа бессмысленным становиться Закон, потому что не в Законе Христос, а во Христе освящается Закон, на котором Он воздвиг Свое седалище и трон» – наполнены глубочайшим смыслом: как трон подчеркивает величие восседающего на нем, так же и исполнение Закона Божия увеличивает славу Божественного величия в сердце исполнившего заповедь. Ибо Сам Бог не нуждается в славе и прославлении, так как Он самодостаточен. Посему и заповедь, и храм с престолом и жертвенником – это все средства помочь человеку если не понять Бога, то хотя бы приблизиться к ощущению Его присутствия. Поэтому храм – это дом Бога, дом не в том смысле, что вмещает Бога, но в том смысле, что Вездесущий и здесь, и это место посвящено Ему.
Царь Давид восклицал, радуясь о святилище в Силоме: «А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» (Пс.5:8); пророк Даниил, находясь в Вавилоне, во время молитвы открывал окна в сторону Иерусалима и развалин Первого Храма на горе Мориа. Сказано: «Даниил же, узнав, что подписан такой указ (повелевавший молится только истукану. – О.С.), пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его, как это делал он и прежде того» (Дан.6:10). Господь Иисус Христос говорил о Втором Храме так: «Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк.2:49). Но Он же, Христос, вынесет и «смертный приговор» Второму Храму словами: «И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Мф.24:1–2); А пророк Малахия засвидетельствует, что служение Иерусалимского Храма распространится (надо разуметь, в христианском формате) по всей Эйкумене (вселенной): «Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф» (Мал.1:11).
И мы читаем далее:
Мф.23:18–20. «Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем».
Учитель Церкви Ориген предлагает аллегорическое прочтение данного текста: «Если же следует словно на полях Евангелия обнаружить скрытый смысл и не всем понятный отчасти (понятный) смысл Писания, надо искать: всякая клятва есть подкрепление и подтверждение слова, в котором клянутся. Итак, под “клятвой” следует понимать всякое свидетельство Писаний, которое произносится для подтверждения и скрепления нашего слова, которое мы произносим. Поэтому “храм” славы Божией – это “всякое Писание богодухновенное” (2Тим.3:16), а все “золото” – заложенный смысл. Итак, для доказательства всяких слов, которые мы приводим в учении, мы должны приводить смысл Писания, словно бы подтверждающий тот смысл, который мы предлагаем. Ибо как все “золото”, которое было вне храма, не освящено, так всякий смысл, который был вне божественного Писания, не свят, потому что в нем не содержится смысла Писания… Поэтому мы не должны для подтверждения нашего учения клясться нашими собственными понятиями и принимать в качестве свидетельств их, если только не докажем, что они святы, потому что содержатся в божественных Писаниях»371. Итак, Ориген предлагает нам под Храмом разуметь слово Божие (Библию), а под золотом Храма – правильное понимание Писания; клятва – это цитата из Писания, без которой любое утверждение считается лживым. Прекрасное истолкование! На подобном настаивает и апостол Петр: «Говорит ли кто, [говори] как слова Божии» (1Пет.4:11); и еще: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте» (2Пет.1:19). Таким образом, мнение, не основанное на Священном Писании, мы не воспринимаем как что-то истинное, и, более того, если кто-то на нем настаивает, то мы игнорируем его.
И далее мы читаем:
Мф.23:21–22. «и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем».
Логика клянущихся золотом Храма, даром на жертвеннике понятна. Золото можно похитить, а дар украсть. Такая клятва действенна, пока дар на жертвеннике, а золото – в казнохранилище Храма. Возможно, что, поняв это, они начали клясться самим Храмом и даже небом. Храм никто не унесет, и небо никто не похитит. Но они, действуя так, шутили с огнем. Сказано: «ибо Господь, Бог твой, есть огнь поядающий, Бог ревнитель» (Втор.4:24) – и в конце концов Храм был разрушен, а золото Храма досталось римлянам-язычникам. Ведь и Храм, и золото Храма являлось собственностью Бога, а клясться чужою собственностью – подобно воровству.
И мы читаем далее:
Мф.23:23. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять».
Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Итак, и в этом месте Он (Христос. – О.С.) обличает фарисеев и законников в скупости, потому что они заботливо требовали десятины даже незначительных овощей и оставляли без внимания правый суд при разборе дел, милосердие к бедным, сиротам и вдовам и веру в Бога, что имеет весьма великое значение»372. Другими словами, то, как они относились к доходу, и то, как исполняли прямые свои обязанности о суде и милости, – это сильно разнилось. Собирая десятины, они обращали внимание даже на незначительные вещи, как бы у нас сказали: считали каждую копейку. Но при этом им не было дела до нужд нищих и бедственного положения вдов и сирот. Сказано: «так говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему» (Зах.7:9); и еще: «Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову» (Втор.27:19); и еще: «научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис.1:17).
И далее мы читаем:
Мф.23:24. «Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!».
Блаженный Иероним, истолковывая эти слова, косвенно обвиняет в грехах древних фарисеев современное ему духовенство. Он пишет: «Я думаю, что верблюд соответственно смыслу настоящего места есть и правый суд, и милосердие, и вера, а комар – это десятины из мяты, аниса и тмина и остальных более дешевых овощей. Вопреки заповеди Господа мы поглощаем и оставляем в небрежении то, что велико, а в незначительном, – в том, что дает нам прибыль, – мы обнаруживаем тщательность и придаем ему значение благочестивого деяния (religionis)»373. – Он пишет «мы поглощаем», «мы обнаруживаем тщательность и придаем ему значение благочестивого деяния». Таким образом он (Иероним) научает и нас воспринимать библейские обличения не как обращенные к древним нерадивым иудеям, но воспринимать все эти обличения как относящиеся к нашему нерадению. Древний текст не теряет своей актуальности и в наше время. Ибо и у нас есть свои архиереи, старцы, фарисеи и книжники, духовно «слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие». Сказано: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12). То есть каждая черта, каждая йота, из Библии, как учил Господь, не потеряет своей актуальности и действенности, до скончания века «пока не исполнится все» (Мф.5:18).
И далее мы читаем:
Мф.23:25–26. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их».
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «внутреннее очищение не следовало за внешним, тогда как, напротив, внешнее необходимо уже следует за внутренним. Итак, из слов Спасителя видно, что и прежде пришествия благодати очищения телесные не были в числе дел важных и достойных особенного попечения, а требовалось нечто другое»374. И действительно, как, например, иудеи могли исполнить следующие предписания из Закона и пророков: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло» (Ис.1:16); «Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны» (Втор.10:16). Какой очистительной жертвой или омыванием водой могли иудеи решить такие проблемы? Сказано: «Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал. Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне: я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце» (Пс.39:7–9). Да! Только Сын Божий в Своем Пришествии мог искупить грехи всего рода человеческого, как апостол Павел и пишет: «ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. Посему [Христос], входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне… Отменяет первое, чтобы постановить второе. По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» (Евр.10:4–5, 9–10).
И далее:
Мф.23:27–28. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония».
Блаженный Иероним пишет: «…теперь Он показывает под образом гробов, потому что, как гробы снаружи побелены известью, украшены мрамором и золотом и раскрашены цветами, а внутри наполнены костями мертвых; так и развращенные учители, которые проповедуют одно, а делают другое, показывают свою чистоту в покрое одежды и смиренной речи, а внутри наполнены всякою мерзостью и похотью. Наконец, Он еще более ясно выражает это, говоря: “Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония”»375. Так Христос решительно обличает самозванцев от святости.
Мф.23:29–32. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших».
Только сердцеведец может так определенно высказаться, как бы человек поступил в той ситуации, в которой он никогда не находился. Те же злобные качества, которые были у их отцов, теперь обнаружены в детях. Блаженный Иероним пишет: «То же самое сказал и Иоанн Креститель; действительно, как от ядовитых змей рождаются ядовитые змеи, так и от отцов человекоубийц вы родились человекоубийцами»376.
И далее Сын Божий использует лексику, которая не свойственна Его благостной речи.
Мф.23:33–36. «Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей».
Здесь перед нашим сознание раскрывается тайна, в которую стремился проникнуть блаженный Августин. Он учил, что от первого убийцы Каина род человеческий разделился на два града, заселенные двумя разными народами: град Божий и град дьявола. Про Каина сказано, что «построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох» (Быт.4:17). Слово «Енох» означает воспитанник. То есть в своих последователях, воспитанниках Каин продолжает строить город. Тем более что слово, переведенное у нас как «построил», переводится с иврита как строил (вайехи боне) – то есть это был очередной долгострой, который продолжается до сих пор в духовных последователях и воспитанниках Каина. Сказано: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс.126:1).
Судьба Иерусалима
Религиозными лидерами Иерусалима были саддукеи, фарисеи и книжники – такой город был обречен на уничтожение. И окончив обличение самозванцев от святости, Сын Божий с грусть выносит приговор городу Давида, приговор Храму и приговор целому народу:
Мф.23:37–39. «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!».
Блаженный Феофилакт пишет: «Повторяет имя Иерусалима, сожалея о нем и с состраданием призывая. Угрожая карами, Господь оправдывает пред ним Себя, как бы пред возлюбленной, которая пренебрегает любящим»377. Иерусалим будет разрушен, Храм сожжен, еврейский народ окажется в галуте рассеяния.
Сказано: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2Кор.8:9). Очевидно, что представители светской власти и представители церковной номенклатуры, погрязшие в коррупции, обречены на уничтожение. Сказано: «Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: “не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!” Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом» (Мих.3:11–12). Так пал Первый и Второй Рим, шатается Третий…
Сказано: «Посему прореки на них все слова сии и скажи им: Господь возгремит (дословный пер.: «рычит». – О.С.) с высоты и из жилища святыни Своей (дословный пер.: «рыком рычит о Храме Своем». – О.С.)…» (Иер.25:30). Чем же недоволен Бог, что рыком рычит в Храме (Церкви) Своей? Далее пророк Иеремия указывает, на кого и за что направлен Его гнев: «Рыдайте, пастыри, и стенайте, и посыпайте себя прахом, вожди стада (то есть архиереи. – О.С.); ибо исполнились дни ваши для заклания и рассеяния вашего, и падете, как дорогой сосуд. И не будет убежища пастырям (то есть священникам. – О.С.) и спасения вождям стада (то есть архиереям и старцам. – О.С.). Слышен вопль пастырей и рыдание вождей стада, ибо опустошил Господь пажить их» (Иер.25:34–36). «Пажити их» вызвали гнев Бога, дорогие колесницы, городские дворцы и загородные виллы с бассейнами, счета в римских банках, поборы низшего священства, разврат прямо близ скинии Храма (см.: 1Цар.2:22). Смотрите, что пишет пророк Осия: «В доме Израиля Я вижу ужасное; там блудодеяние…» (Ос.6:10); а что пишет апостол Павел: «Есть верный слух, что у вас [появилось] блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто [вместо] [жены] имеет жену отца своего. И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело» (1Кор.5:1–2).
И все это мы должны сносить (ибо благодать действует и через недостойных, как мы беседовали в прошлый раз), как учит 15-е правило двукратного Собора378: пока не зазвучит ЕРЕСЬ – здесь Правило рекомендует решительно дистанцироваться от запятнавших себя еретическими мировоззрениями.
Но «теология обогащения» и «процветания», по мнению маститого профессора А.Л. Дворкина, позволяет нам не считать ее носителей даже христианами. Этой же точки зрения придерживаются многие как отечественные, так и зарубежные религиоведы и сектоведы. Следовательно, эти «самозванцы от святости» (неважно, как они себя сами называют: ксендзами, пастырями, архиереями, игуменами или настоятелями), использующие религию как некий коммерческий проект, эксплуатирующие низшее духовенство и мирян, не могут считаться даже христианами. Их можно называть гедонистами, политическими и общественными деятелями, но не христианами, ибо таковые не «обогатились Его (Христа. – О.С.) нищетою», и не познали «что Он, будучи богат, обнищал ради» нас.
Спаси вас Христос!
* * *
Выражение приписывается Анонимному комментатору Евангелия от Матфея, V век.
БКОЦ, Новый Завет. Т. Iб. С. 211.
Там же. (?)
Там же. C. 212.
Беседа 73-я на Матфея (1).
Там же.
БКОЦ, Новый Завет. Т. Iб. С. 213.
Там же. С. 214.
БКОЦ, Новый Завет. Т. Iб. С. 214–215.
Свт. Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский. Толкование на Мф.23:25–26. (?)
Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.23:27–28.
Там же. Толкование на Мф.23:29–32.
Блаженный Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкование на Мф.23:37–39.
Филологический и смысловой анализ отдельных слов из 15-го правила Двукратного Собора: 1. «Осужденныя» (ереси) – в греческом «познанныя» (κατεγνωσμένην), то есть уже известной прежде бывшим святым Соборам или отцам. Всего точнее было бы перевести современным юридическим термином «квалифицированная». Этот нюанс может иметь некоторое значение, т.к. совершенно ясно дает понять, что никакие специальные формулировки относительно осуждения ереси тут не могут иметь значения: распознание ереси подразумевает ее осуждение. 2. «Всенародно» (проповедует ересь) – можно перевести и просто «публично» (δημοσία), – чтобы у русского читателя не возникло соблазна задавать вопрос, какое количество народа нужно считать достаточным для все-народности. 3. «Открыто» (учит ереси в церкви) – в оригинале здесь греческое выражение γυμνη τη κεφαλη, букв. «голой (непокровенной) главой», имеющее смысл «открыто», или, может быть, более точно – «не стесняясь», «дерзновенно». 4. «Рассмотрения» («прежде соборного рассмотрения») – в оригинале διαγνώσεως (ср. русское «диагноз»). Здесь опять для точного перевода требуется юридический термин: «прежде квалификации (проповедуемого учения) как ереси». 5. «Осудили» («они осудили») – опять уже знакомый нам корень: κατέγνωσαν, – то есть не «осудили» в смысле осуждения, а правильно «квалифицировали» еретиков как еретиков. (Сноска прислана радиоприхожанином, данные и происхождение не известны. – О.С.)