Беседа 25. Какой признак Твоего Пришествия?
Сегодня мы продолжаем изучение Евангелия от Матфея на радио «Радонеж», и мы начинаем изучение 24-й главы. Темой сегодняшней беседы будут вопросы апостолов, заданные Христу на Елеонской горе:
1) Какой признак Твоего Пришествия? (1–14);
2) Какой признак кончины века? (15–22).
Рассмотрим и мы вопрос о гибели Иерусалимского Храма, что и было предсказано Христом во 2-м стихе данной главы. С 15-го по 22-й стих – тема разрушения Храма, она перекликается с темой гибели мира.
Читаем 1-й и 2-й стихи:
Мф.24:1–2. «И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено».
Немного непонятно, почему ученики решились показать Иисусу «здания храма», ведь Господь неоднократно видел и навещал Храм? Отвечая на этот вопрос, Евфимий Зигабен пишет: «Слыша слова Спасителя… они удивлялись, что такой храм опустеет; поэтому и приступили, чтобы указать Ему на чудные здания храма»379.
Блаженный Иероним пишет, что в аллегорическом смысле: «…это значит, когда Господь вышел из храма, то все здания Закона и совокупность заповедей [его] смешались в таком беспорядке, что ничто не могло быть исполнено иудеями; с отнятием главы все члены начали вражду между собой»380. Здесь Иероним настаивает, что Христос был Главою Ветхозаветной Церкви, и с потерей Главы «все здания Закона и совокупность заповедей [его] смешались».
Те, которые когда-либо изучали Талмуд, поражаются наличию в нем огромного количества взаимно противоречивых и взаимно исключающих мнений. Действительно, «совокупность заповедей [его (божественного Закона. – О.С.)] смешались в таком беспорядке (в талмудической и постталмудической литературе. – О.С.), что ничто не могло быть исполнено иудеями», и они, иудеи, разделились на разные школы и секты и «начали вражду между собой».
Хотя и делались в истории иудаизма попытки кодифицировать (привести в порядок) Заповеди Божии, уставы и постановления, но, наложившись на разные человеческие предания (истолкования) и противоречивые комментарии, заповеди Пятикнижия в иудаизме превратились в нечто хаотичное и неудобовразумительное. Наиболее популярным кодификатором Торы считается Маймонид, автор четырнадцатитомного труда под общим названием «Мишне Тора», составленный в XII веке. Одна из неудачнейших попыток кодификации Торы – скандально известный труд под названием «Шулхан арух», составленный в XVI веке, с его откровенно расистскими и антихристианскими призывами.
Нечто подобное происходило и происходит с протестантскими сообществами. Отделившись от Церкви, они погрязли в сектантстве и расколах, им же несть числа. Лишенные руководства Христа как Главы Церкви, они не смогли достичь правильного понимания Библии и развалились на разнотолки. Один хорошо мне знакомый баптист рассказал мне такой «баптистский» анекдот: «Где соберутся два русских баптиста, будет основано три новых “Баптистских союза”». И это – реальность…
«Адвентисты седьмого дня» разделились то ли на три, то ли на четыре толка, и это только в России. Это и «адвентисты-щелоковцы», и «адвентисты реформисты германского направления» и т.д. В таком же, если не большем разделении находятся баптисты и пятидесятники, а количество так называемых «харизматических церквей» едва ли смогут назвать и сами харизматики. Даже «свидетели Иеговы», которые любят кичиться своим единством, разделены на разные секты, наиболее известные из которых – это «Епифания», «Ассоциация по изучению Библии» и другие.
Церковь без Главы, – а о Христе сказано: «потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф.5:23), – это мертвая «церковь», «праздно стоящая». Слова: «потому что муж есть глава жены, как и Христос», – в связи с уходом Христа из Храма означают разрыв Жениха (Христа) с Невестой (Ветхозаветной Церковью), не сохранившей своей чистоты и достоинства. Отныне над Иерусалимом не распростерта брачная хупа (свадебный балдахин, Шехина – свидетельствующая о присутствии Бога), и покровительство Бога отнято от него. Сказано: «И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров (хупа)» (Ис.4:5). Подобная слава ожидает Новый Иерусалим, о котором сказано: «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет» (Откр.21:23–25).
И далее мы читаем:
Мф.24:3. «Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?».
Данный вопрос особенно остро волнует христиан с того самого момента, когда Господь Иисус Христос вознесся на Небеса. Сказано: «И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян.1:10–11). И каждое поколение христиан, если не всматривается в небо, то внимательно вчитывается в страницы Писания, чтобы ответить на заданный выше апостолами вопрос: «когда это будет? и какой признак… пришествия и кончины века?» Ученики не спрашивают о времени конца света и Второго Пришествия, потому что ответ им известен, их интересуют признаки. Сказано: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мк.13:32).
Итак, Христос начинает говорить о признаках Своего Пришествия и конца света, не называя точной даты, которая в ведении Бога Отца, но без сомнения по Божеству известна и Сыну. Но учеников волнуют и другие вопросы.
Блаженный Иероним пишет: «Он сидит на Масличной горе, откуда происходит истинный свет познания; и подходят к Нему ученики Его наедине, так как они хотели знать тайны и откровения будущих событий, и спрашивают у Него о трех событиях: в какое время будет разрушен Иерусалим? Когда придет Христос? Когда наступит кончина мира?»381
Возможно, что в сознании апостолов Иерусалимский Храм должен был простоять до конца века, и именно поэтому в их вопросе эти темы связаны: разрушение Храма, Второе Пришествие Христа и конец света. То, что перемены в мире с Пришествием Христа должны быть более чем глобальные, сравнимые с концом одного и началом другого мира, они знали из пророков. Пророк Исаия писал: «И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис.2:4); и еще: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море. И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, – и покой его будет слава» (Ис.11:6–10).
Иудеи, не отличая Первого Пришествия Христа (Мессии) от Второго Пришествия, всегда ставили христианам на вид, что с явлением Иисуса из Назарета войны на земле не прекратились, а мир зверей по-прежнему пребывает во вражде с людьми и друг с другом.
Но в самих пророческих текстах достаточно отчетливо видна грань между Первым и Вторым пришествиями Мессии, Христа. В самой иудейской эсхатологии это раскрывается в концепции «Машиах бен Йосеф» (Мессия сын Иосифа) и «Машиах бен Давид» (Мессия сын Давида), но самым интересным для нас, христиан, может являться и то, что даже в современном иудаизме есть концепция «страдающего Мессии». И многие тексты Ветхого Завета, относящиеся к пророчествам о страданиях Сына Божия, у иудеев так же считаются мессианскими.
Если в сознание современных иудеев Машиах только человек, рожденный от обычного отца и матери, но вдохновленный, то есть помазанный Богом, то уже в древнейшей апокрифической «Книге Еноха» (Сефер Ханох) говорится о предвечном существовании Христа. Так, например, «Еврейская энциклопедия» вынуждена признать: «Впервые с идеей предвечного Мессии небесного происхождения мы встречаемся в эсхатологической части Книги Эноха (37–71), написанной в первое столетие до Р.Х. Мессия назван “Сыном Человеческим”, существом, подобным Ангелам (но не Ангел – О.С.) по внешности, человеком, сидящим на небе рядом с “Ветхим днями” (66, 1), или, как это выражено в ст. 39, 7, “под крыльями Господа духов”. Имя его было произнесено перед Господом до сотворения солнца… и задолго до того, как звезды и небеса были созданы. “Он был избран и скрыт Господом до возникновения мира и останется перед Ним до окончания веков” (ср. 62, 6),“его слава будет существовать от века до века, а мощь его из рода в род”. Мессия изображен воплощением справедливости и мудрости посредством божественных откровений (66, 3; 69, 1, 2а, 3). И по окончании времен Господь откроет его людям и поместит его на трон Своей славы, дабы он судил все сотворенное согласно цели, ради которой он (то есть мир. – О.С.) был сотворен с начала. И когда Он встанет судить, мир падет перед ним ниц, славословя его и Господа духов. К общему гимну присоединится голос избранных в саду жизни и голос Ангелов на Небесах. “Он будет судить все сокровенные существа, и никто не будет в состоянии ложно оправдаться перед ним”. Он привлечет к суду и Азазеля, и всех присных его, и всех подвластных ему духов. Проклятию будут преданы все злые земли, главным образом, нечестивые властители и сильные мира сего, но для справедливых и избранников Мессия уготовит вечное блаженство и во веки веков пребудет в их среде (65, 3, 4; 66, 4–6; 68, 4–10; 99, 4; 51, 3; 55, 4; 61, 7–62, 14)»382.
К сожалению, составители дореволюционного издания «Еврейской энциклопедии» начала XX века не обладали кумранскими текстами о Мессии, обнаруженными в середине того же века. В этих текстах о Мессии говорится как о Сыне Божием, то есть о Боге. Современный иудаизм с подозрением относится к кумранским свиткам, так как вера иудеев I и IV века до Рождества Христова, запечатленная в кумранских свитках, сильно отличается от того, что осталось от Ветхозаветной Церкви после того, как Глава Мессия покинул ее, символически выйдя из Храма и отправившись на Елеонскую гору.
И мы читаем далее:
Мф.24:4–5. «Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: “Я Христос”, и многих прельстят».
Христос связывает вопрос о кончине века со Своим Вторым Пришествием и заявляет, что именно перед Его Пришествием появятся лжехристы, говорящие «“Я Христос”, и многих прельстят». Блаженный Иероним пишет: «Я полагаю, что все вожди еретиков – антихристы и от имени Христа учат тому, что противно Христу. Неудивительно, что некоторые введены ими в заблуждение, так как Господь сказал: “И многих прельстят”»383. Довольно радикальное решение вопроса для нашего экуменического века. Если все лидеры сект и еретических направлений суть «антихристы», то тогда непонятно, зачем мы, православные, участвуем в экуменическом движении? Будучи предтечами главного антихриста, они (современные нам «антихристы») в искаженном понимании истинного Христа жаждут увидеть его, главного антихриста, – воцарение. Блаженный Феофилакт поясняет: «Появится много таких, которые будут выдавать себя за Христа. И действительно, Досифей-самарянин говорил о себе: я – Христос, которого под именем пророка (якобы – О.С.) предсказал Моисей; а Симон-самарянин называл себя великой силой Божией»384. В понимании Феофилакта всякий, говорящий «о себе: я – Христос» или называющий «себя великой силой Божией» и пытающийся найти предсказание о себе в Библии, – суть лжехристос, лжепророк и подлинный «антихрист». Возможно, что в Древней Церкви слова «лжехристос» и «антихрист» означали один тип дьявольского искушения, что соответствует классической православной теологии.
С другой стороны, каждая секта и религиозная организация, не будучи Церковью, имеет, как им кажется, монополию на истинное знание о Христе и Его Отце, таким образом, являет нам образ «Христа», которого не было, и несут нам «благовествование», которое не имеет отношения к святому Евангелию. Сказано: «Ибо если бы кто, придя, начал проповедывать другого Иисуса, которого мы не проповедывали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, – то вы были бы очень снисходительны [к тому] (то есть беспечны, что разрешили таким учить в Церкви. – О.С.)» (2Кор.11:4); и еще: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его» (2Ин.1:10). Дом христианина, в понимании апостола Павла, – это «домашняя церковь». То есть такие движения и можно называть антихристовыми, которые пытаются проникнуть в наши дома и наши общины. Сказано: «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время» (1Ин.2:18). – Если апостол Иоанн Богослов во второй половине I века мог сказать такие слова, то можно только догадываться, сколько лжехристов и лжепророков было почти за две тысячи лет христианской истории! Они были не только в христианстве, но и в иудаизме. Некоторых из них синагога признавала на самом высоком уровне.
Достаточно вспомнить восстание Бар-Кохбы, начатое в 118-м году от Р.Х. «Еврейская энциклопедия» сообщает: «Должно быть, во время войны, когда Бар-Кохба уже совершил чудеса геройства, рабби Акиба (авторитетнейший член иудейского синедриона. – О.С.) сказал о нем: “Вот царь Мессия”. Но заносчивый Бар-Кохба имел дерзость – так продолжает предание – обратиться к Богу с следующими словами: “Молим Тебя не помогать только нашим врагам; мы же не нуждаемся в Твоей помощи”… Война кончилась, и Бар-Кохба нашел смерть на стенах Бетара. Палестина подверглась неописуемым бедствиям. Страна превратилась в пустыню; евреи умерщвлялись массами. Талмуд и Мидраш оплакивают ужасы римской победы. Согласно Диону Кассию, на полях сражений погибло 580000 евреев, не считая тех, которые умерли от голода и эпидемий. Падение без явной внешней причины Соломоновой колонны в Иерусалиме должно было показаться евреям зловещим предзнаменованием»385. Таких лжехристов было за историю еврейского народа более чем достаточно: это и Менахем бен Иуда, вдохновивший массовое самоубийство в крепости Масада, это и Менахем бен Хизкия, называвший себя «утешителем»386. В Талмуде имеются вычисления в трактатах «Сангедрин», 98 и «Авода Зара», 9б, где датами пришествия Мессии лжепророки называли приблизительно 440-й или 472-й гг.
В «Еврейской энциклопедии» сообщается: «…на острове Крите явился лжемессия. Его звали Моисеем, и, подобно последнему, он мечтал повести евреев в Палестину морем. В назначенный им день все его приверженцы собрались у берега и по данному им знаку бросились в воду, где многие и погибли; сам лжемессия исчез… В конце VII в. в Персии объявил себя Мессией Исаак бен-Якуб Обадия… Объявив себя последним из пяти предтеч Мессии, он собрал вокруг себя огромную толпу верующих и поднял восстание против халифа, но был разбит и казнен… В доказательство его истинности приверженцы приводили тот факт, что, будучи безграмотным, он составил несколько книг; во всяком случае, это был основатель первой еврейской секты после разрушения храма. Его ученик Иудган по прозванию “Аль-Раи” (пастырь стада своего народа) объявил себя пророком; последователи считали его Мессией… С Авраамом Абулафией начинается новый ряд лжемессий, находившихся под непосредственным влиянием каббалы. Увлекаясь таинственной наукой, Абулафия пришел к заключению, что он пророк, что и обнародовал, выпустив книгу в Урбино; но уже в Мессине, где он нашел последователей, он провозгласил себя Мессией. Началом мессианской эры он объявил 1290 г.»387.
Если Евангелия Господа Иисуса Христа проникнуты любовью ко всему роду человеческому, то писания иудейских лжемессий – Якова Кверда, Исаака Лурье, Саббатая Цеви, Якова Франка и Хаима Луццаты – проникнуты узко племенным национализмом, граничащим с расизмом, переполнены рассказами о практической магии, народными суевериями, заклинаниями, рассказами о значимости амулетов и другой языческой чертовщиной.
Зайдите в любую синагогу, и вы найдете в ней в продаже книги Хаима Луццаты. О последнем в «Еврейской энциклопедии» сказано: «Одним из последних мечтателей о восстановлении иудейского царства тайной силой каббалы был Моисей Хаим Луццатто, уверовавший в себя как в мессию. Он очень рано познакомился с каббалой, усердно изучал Зогар и написал “Второй Зогар”. Луццатто вынужден был клятвенно обязаться ничего не писать, не печатать, никого ничему не учить. Когда же он вернулся к своим занятиям каббалой, его несколько раз отлучали (от синагоги. – О.С.)»388. Мессианское царство Луццаты не наступило, и он умер в полной нищете в городе Акре (Палестина) в сорокалетним возрасте.
Итак, мы видим и лжепророчества Талмуда о дате пришествия Мессии, и разных лжехристов, колдунов-каббалистов, которые явились виновниками гибели многих своих последователей, доверчивых иудеев. И кровавые бойни, самоубийства, которые организовывали все эти «машиахи» с их ложными пророчествами. И, как ни странно, многих из них евреи считают героями, «великими мистиками», «поэтами» и «теологами», изучают их труды и пишут о них книги. И в тоже время в Законе Божием сказано: «И если скажешь в сердце твоем: “как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?” Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, – не бойся его» (Втор.18:21–22).
Их (иудеев) неприятие Истинного Христа обусловлено другими причинами, чем те, которые они выдвигают; все это скорее применимо к их собственным лжехристам и лжепророкам с их ложными талмудическими датами, чудесами и предсказаниями.
Христос неприятен им именно потому, что Он проповедовал, говоря: «Царство Мое не от мира сего» (Ин.18:36); и еще: «Блаженны нищие духом… Блаженны плачущие… Блаженны кроткие… Блаженны алчущие и жаждущие правды… Блаженны милостивые…» (Мф.5:3–7); и еще: «ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лк.18:25). – Все это не укладывалось в их представление о гедонистическом (полном чувственных наслаждений) хилиазме (тысячелетнем мессианском царстве), когда они, иудеи, будут священниками и царями над гоями, и все богатства мира будут принадлежать только им. Христос называл подобное гедонистическое мировоззрение «закваской», а, как известно, «малая закваска заквашивает все тесто» (Гал.5:9). Опасаясь, что старая закваска проникнет в сердца апостолов и Новозаветная Церковь уподобится Ветхозаветной, Он предупреждал учеников: «смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой» (Мк.8:15). В те времена закваска фарисейская являлась синонимом религиозного ханжества и безудержного стремления к обогащению; закваска Иродова означала политические интриги, коррупцию и полную беспринципность в отношении нравственных принципов.
Блаженный Августин писал об отступниках (еретиках): «Кто не член Христов, тот не может спастись. Можно иметь почесть, можно иметь Таинство, можно петь “аллилуиа”, можно отвечать “аминь”, можно держать Евангелие, можно иметь веру во имя Отца и Сына и Святого Духа и проповедовать ее, но нигде кроме Православной Кафолической Церкви нельзя найти спасения»389.
Но вернемся к Евангелию от Матфея. Сын Божий продолжает собеседование со Своими учениками на Елеонской горе:
Мф.24:6–8. «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это – начало болезней» .
Данное предсказание имеет некую двойственность. Слова эти относятся как к приближающимся Иудейским войнам, 1-й и 2-й, но также свидетельствует о неких мировых войнах, в которых будут участвовать многие и многие народы – «народ на народ, и царство на царство», хотя слово «восстанет» может относиться только к еврейскому народу и его конфликтам с язычниками в конце I века – начале II.
Но сила слова Божия и заключается в его актуальности для любого момента человеческой истории. То, что глобальные (мировые) войны порождают «глады, моры», может свидетельствовать о применении сверхоружия наподобие ядерных и водородных бомб, от которых возникают лучевые болезни, гибнет урожай. И сдвиги тектонических пластов в результате «точечного» ядерного удара, порождающие ужасные «землетрясения по местам»; «всё же это – начало болезней», то есть эпидемий в результате применения биологического оружия.
И далее мы читаем:
Мф.24:9. «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое».
Возможно, что антихрист, который выступит как «миротворец», обвинит христианскую цивилизацию в неспособности установить всеобщий мир и объявит их врагами человечества, стоящими на пути всеобщего объединения во имя построения «нового мира» и «нового порядка», о которых любили говорить такие «голуби мира», как Горбачев, Киссинджер и Бжезинский. И объявит верующих во Христа вне закона…
И далее сказано:
Мф.24:10. «и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга».
Инерция, набранная гонениями на христиан, превратится «в охоту на ведьм», когда в каждом могут подозревать тайного христианина, и буквально исполнятся слова из Евангелия: «Предаст же брат брата на смерть, и отец – детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их» (Мк.13:12). Мы, русские, переживали подобное в 20-х, 30-х и 70-х годах XX века. Но о последних временах сказано: «и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени» (Дан.12:1).
И далее мы читаем:
Мф.24:11. «и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих».
В реальности XIX и XX веков было много лжехристов и лжепророков.
В XIX веке – это и основатели адвентизма Уильям Миллер и Елена Уайт; конец XIX – века в 1870 году возникает движение «Общество Сторожевая башня», с 1931 года – «свидетели Иеговы», основатель лжепророк Чарльз Рассел, в начале XX века его сменил не менее предприимчивый мошенник и лжепророк Рутерфорд.
В Росси это и хлысты: Воронков, Колосков, Чуриков (20–30 годы) и Тороп (Виссарион) – конец XX – начало XXI века; оккультисты: Блаватская, Рерих и Гурджиев; лжехристы, кореец Мун («Церковь Объединения») и основатель секты «Аум» Асахара; основатели психокультов Хаббард, Грабовой и др. Ни один век не породил столько оккультных «мессий», психически неуравновешенных лжепророков и «целителей».
Век XXI только берет разбег, и главный обольститель антихрист, может быть, уже пестуется своими сатанинскими опекунами и постигает, почитывая «Сатанинскую Библию», характер своего отца (дьявола). Были в XX веке проповедники религии человекобожия (сторонники евгеники – науки об улучшении «человеческой породы»): Ленин, Гитлер, Мао Цзэдун и Рейган. Миром по-прежнему управляет клан «кукловодов»: Рокфеллеры, Морганы, Ротшильды и Гольдманы. Их цель – создать «золотой миллиард» счастливых людей, вполне преданных их культу «золотого тельца», для обеспечения своей команды для сына дьявола антихриста. На планете почти не осталось национальных правительств, политические марионетки, называющие себя «президентами» и «премьер-министрами», представляют интересы транснациональных корпораций, таких как «Дженерал Моторс», «Шелл», «Фиат», «Нестле», «Кока-Кола», «Самсунг Электроникс», «Нокиа», «Эбей» и др. Какой-нибудь «Макдональдс» может устроить переворот в любой стране при молчаливом согласии или участии других транснациональных корпорации.
И далее мы читаем:
Мф.24:12. «и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь».
Любовь в библейском понимании – это «совокупность совершенства». Сказано: «Более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол.3:14). То есть любовь не есть некий эмоциональный фон, сопровождающий сексуально озабоченных людей. Это, прежде всего, совокупность человеческих стремлений, пожеланий и дерзновения в деле служения Богу, если хотите, жажда приблизиться к Создателю и всецело (совокупно: дух, душа и тело) отдаться делу исполнения Его святого Закона.
Без сомнения, семейная жизнь, основанная на подобном понимании любви, принесет возлюбленным совершенные отношения в гармоничной совокупности составляющих человеческую личность. То есть возрадуется и дух, и душа, и тело. Но подлинная любовь объемлет собою или стремится объять все аспекты воли Творца, каждую из Его заповедей. Сказано: «а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем» (1Ин.2:5). – Прибавление «из сего узнаем, что мы в Нем», – представляется излишним. Проблема разрешается словами: «…Бог есть любовь» (1Ин.4:8). Следовательно, если кто пребывает в любви (к Богу и ближнему), а любовь есть одно из сущностных свойств Бога, то это и означает, что любящий принадлежит Богу (ибо любовь есть обоюдный процесс). Сказано: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:35).
Слова «во многих охладеет любовь» относятся только к христианам, ибо охладеть может только то, что пламенело. Сказано: «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою» (Откр.2:4). Мир не познал Бога, а это значит «истинно любовь Божия» в них не «совершилась».
И далее мы читаем:
Мф.24:13. «претерпевший же до конца спасется».
«Претерпевший» – это тот, к кому применимы слова: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, [обреченных] на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим.8:35–37).
И далее мы читаем:
Мф.24:14. «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец».
Последний призыв! Он является последним предсказанием (признаком) конца света. Это значит, что перед воцарением антихриста проповедь Евангелия не будет знать ограничений. Последний призыв обхватит всю вселенную, и там, где раньше была запрещена проповедь Евангелия, она станет открытой и доступной для всякого желающего.
Могли ли мы представить, что 20 или 30 лет назад проповедь Евангелия будет звучать на волнах «Радио России»? Сказано: «И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу» (Откр.14:6).
Но это и означает начало конца…
Какой признак кончины века?
В 15–22 стихах 24-й главы Евангелия от Матфея предсказывается о разрушении Иерусалимского Храма. Пророчества о гибели Иерусалимского Храма, произнесенные в 33-м году от Р.Х. (Храм был разрушен 29-го августа 70 года), имеют двойственное значение, и также рассказывают о днях гибели рода человеческого во дни антихриста и событиях перед Вторым Пришествием Сына Божия.
И далее мы читаем:
Мф.24:15–22. «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни».
Иосиф Флавий, очевидец событий разрушения Храма, так пишет о страшных днях осады: «Тогда голод стал распространяться и пожирал людей целыми семьями и домами; верхние комнаты были переполнены женщинами и детьми, умиравшими от голода; улицы города были полны мертвых тел стариков; дети и молодые люди бродили как тени по рыночным площадям, опухшие от голода, и падали замертво там, где их настигало несчастье. Что касается погребения, то остававшиеся в живых были неспособны сделать это; а тех, что были здоровы и еще в силе, отпугивало огромное количество мертвых тел и неуверенность в том, когда смерть настигнет их самих, потому что многие умирали, когда они погребали других, а многие ложились в свои гробы, прежде чем наступил их роковой час. Среди этого бедствия никто никого не оплакивал, никто не жаловался; голод поразил все естественные обычаи, потому что те, которые умирали сейчас, смотрели на ушедших на вечный покой вперед их с сухими глазами и открытыми ртами. Глубокая тишина, а также нечто вроде мертвой ночи охватили город... И все они умирали, устремив взор на Храм»390.
Иосиф Флавий рассказывает ужасную историю некогда богатой женщины, которая, умирая от голода в осажденном Иерусалиме, убила, изжарила и съела своего грудного ребенка391.
За полторы тысяч лет Моисей предсказал это горестное событие: «За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца (слово «евангелие» происходит от греческого ευ'αγγέλιον – добрая, или радостная, весть. – О.С.)… [Женщина] жившая у тебя в неге и роскоши, которая никогда ноги своей не ставила на землю по причине роскоши и изнеженности… она, при недостатке во всем, тайно будет есть их (своих детей. – О.С.), в осаде и стеснении, в котором стеснит тебя враг твой в жилищах твоих» (Втор.28:47, 56–57).
Иосиф Флавий рассказывает, что увидели римляне во взятом ими Иерусалиме: «Когда римляне подошли к домам, чтобы разграбить их, они нашли в них целые семьи мертвых, а верхние комнаты полными мертвых тел... Тогда они останавливались в ужасе при виде этого, и выходили, ни к чему не прикоснувшись»392. Иосиф Флавий сообщает, что 97 000 человек было взято в плен и обращено в рабство, а умерло 1 100 000 человек.
Иосиф Флавий так описывает гибель самого Иерусалимского Храма: «Тогда Тит отправился на Антонию, приняв решение на следующий день утром двинуться всей своей армией и оцепить храм. Но храм давно уже был обречен Богом огню. И вот наступил уже предопределенный роковой день – десятый день месяца Лооса, тот самый день, в который и предыдущий храм был сожжен царем вавилонян… Сами иудеи были виновниками вторжения в него пламени. Дело происходило так. Когда Тит отступил, мятежники после краткого отдыха снова напали на римлян; таким образом завязался бой между гарнизоном храма и отрядом, поставленным для тушения огня в здании наружного притвора. Последний отбил иудеев и оттеснил их до самого храмового здания. В это время один из солдат, не ожидая приказа, или не подумав о тяжких последствиях своего поступка, точно по внушению свыше, схватил пылающую головню и, приподнятый товарищем вверх, бросил ее чрез золотое окно, которое с севера вело в окружавшие храм помещения. Когда пламя вспыхнуло, иудеи подняли вопль, достойный такого рокового момента, и ринулась на помощь храму, не щадя сил и не обращая больше внимания на жизненную опасность, ибо гибель угрожала тому, что они до сих пор прежде всего оберегали. Гонец доложил о случившемся Титу. Он вскочил с ложа в своем шатре, где он только что расположился отдохнуть после боя, и в том виде, в каком находился, бросился к храму, чтобы прекратить пожар… Ни слова увещевания, ни угрозы не могли остановить бурный натиск легионов – одно только общее ожесточение правило сражением… Подойдя ближе к храму, они (римские солдаты. – О.С.) делали вид, что не слышат приказаний Тита, и кричали передним воинам, чтоб те бросили огонь в самый храм. Мятежники потеряли уже надежду на прекращение пожара: их повсюду избивали или обращали в бегство… Вокруг жертвенника громоздились кучи убитых, а по ступеням его лились потоки крови и катились тела убитых наверху. Когда Тит увидел, что он не в силах укротить ярость рассвирепевших солдат, а огонь между тем все сильнее распространялся, он в сопровождении начальников вступил в Святая Святых и обозрел ее содержимое. И он нашел все гораздо более возвышенным, чем та слава, которой оно пользовалось у чужестранцев, и нисколько не уступающим восхвалениям и высоким отзывам туземцев. Так как пламя еще ни с какой стороны не проникло во внутреннее помещение храма, а пока только опустошало окружавшие его пристройки, то он предполагал – и вполне основательно, – что собственно храмовое здание может быть еще спасено… Цезарь выскочил, чтобы усмирить солдат, уже один из них проник вовнутрь и в темноте подложил огонь под дверными крюками, а когда огонь вдруг показался внутри, военачальники вместе с Титом удалились, и никто уже не препятствовал стоявшим снаружи солдатам поджигать. Таким образом, храм, против воли цезаря, был предан огню. Как ни печальна и прискорбна гибель творения, удивительнейшего из всех ведомых миру и по объему, и по великолепию, и по роскошной отделке отдельных частей, славившегося к тому еще своей святостью, – однако утешением должна служить мысль о неизбежности судьбы для всего живущего, для всех творений рук человеческих и для всех мест земли. Замечательна в этом случае точность времени, с которой действовала судьба. Она предопределила для разрушения, как уже было сказано, даже тот же месяц и день, в который некогда храм был сожжен вавилонянами»393. Удивительное совпадение! Второй Храм был сожжен 10-го числа 5-го месяца – в тот самый день, когда несколько столетий назад Навузардан сжег Первый Храм (см. Иер.52:12).
Второй Иерусалимский Храм был уничтожен вопреки воле иудеев, вопреки воле осаждавшего Иерусалим Тита394, исключительно по воле Бога, действовавшего, как и во время распятия Сына Божия, через разъяренных римских солдат.
Так буквально исполнились слова Сына Божия: «Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено».
Спаси вас Христос!
P.S. В следующей беседе мы с Божией помощью рассмотрим текст – Мф.24:15–22 в применении к последним временам и гибели мира. Если будем живы, и Господь позволит…
* * *
Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. Т. 10. – СПб.: Изд. Брокгауз-Ефрон, (?). С. 907.
Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. Т. 3. – СПб.: Изд. Брокгауз-Ефрон, (?). С. 852.
Талмуд. Трактат «Сангедрин», 98б.
Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. Т. 10. – СПб.: Изд. Брокгауз-Ефрон, (?). С. 911–912.
Там же. С. 915–916.
Миссионерский путеводитель по Библии. – Минск: Белорусская Православная Церковь, 2011. С. 245.
Иосиф Флавий. Иудейская война. 5. 12. 3.
Там же. 6. 3. 4.
Там же. 6. 8. 5.
Там же. 6. 4. 5–8.
Titus Flavius Salcinus Vespasianus, стал императором в 79 году, после смерти своего отца Веспасиана. По словам легенды, Тит вступил в Святая святых, проколол мечом священную завесу и совершил другие бесчинства. Смерть его последовала в 81-м г. от насекомого, проникшего в его мозг, «как он сам незаконно проник во Святая святых» (Талмуд. Трактат «Гиттин», 5б).