Беседа 26. О кончине века
Сегодня на радио «Радонеж» мы рассмотрим, как мы планировали, заново текст из Евангелия от Матфея – 24-я глава, с 15-го по 22-й стихи, – в применении к последним временам.
То, что один и тот же текст может описывать события, близкие к моменту его произнесения, и в то же время относится к последним временам, – такая виртуализация текста обычна для всех пророческих текстов, которые никогда не теряют своей актуальности. Сказано: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12). «Живо и действенно» – то есть для каждого, читающего Писание, вне зависимости от времени прочтения текста; «острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа» – то есть не теряет своей «остроты» и актуальности ни в каком периоде существования исторического христианства.
И мы читаем 15-й стих 24-й главы Евангелия от Матфея:
Мф.24:15. «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет» .
Прежде всего надо обратить внимание на то, что пророк Даниил три раза упоминает в своей Книге «мерзость запустения» (Дан.9:27; 11, 31; 12, 11). Имеются в виду три осквернения Иерусалимского Храма: во дни Антиоха Епифана, во дни Тита Флавия и во дни «последнего» антихриста. Первое разрушение Храма здесь не обозначено, ибо известно, что пророчества Даниила обращены в будущее, но не в прошлое. Сказано: «А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение» (Дан.12:4).
С 175-го по 165 гг. до Р.Х. Палестиной управлял Антиох IV, который именовал себя «Теос Эпифан» («бог светлый»). Для своего времени Антиох Епифан был предтечей антихриста, которых, как известно, было немало (1Ин.2:18). Он сам объявил себя «богом» («Теос») и воздвиг лютое гонение против Ветхозаветной Церкви. Поставил идола в Иерусалимском Храме и потребовал от иудеев поклоняться ему (идолу).
Последний антихрист сам сядет, как «глава» всех религий, в Храме – «противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес. 2, 4). – Вот это и будет означать «мерзость запустения… стоящую на святом месте». Само греческое слово бделугма («мерзость») означает что-то нечистое и вызывающее естественную брюзгливость. Еврейский эквивалент этого слова означает языческую и сексуальную нечистоту, то есть блуд духовный. Такая атмосфера будет царить во дни сына дьявола, антихриста. Но это будет и попытка синтеза религии и политики, греха плотского (разврат) и духовного (ереси). Кстати, Новый Завет относит ереси к делам плоти. Сказано: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси» (Гал.5:19–20). То есть неистовство плоти порождает неистовство духа, особенно тогда, когда одержимый страстью не последовал библейскому совету: «Но, [во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1Кор.7:2); и еще: «Но если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1Кор.7:9).
Блаженный Иероним писал: «Апостол сказал также, что князь беззакония, враг восстанет против всего, называемого Богом, и осмелится сесть в храме, выдавая себя за Бога. Но когда дело сатаны будет завершено, пришествие Христа разрушит всех, восстающих против Него»395.
Большая часть святых Отцов считают, что антихрист воссядет не только в Иерусалимском Храме, но его власть и влияние распространится и на христианский мир, и на другие религии, особенно на веру иудеев. Сказано: «И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем» (Откр.13:7).
По отношении к тем христианам, которые не признают его и скроются в пустынные места, он применит хитрую тактику. Сказано: «И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою. Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей. И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр.12:15–17). Слова: «воду как реку, дабы увлечь ее рекою» означают не мелиорацию пустыни, а ереси, «воду как реку» – то есть среди жажды слова Божия (вода – один из символов Библии – Ин.7:38) он (антихрист) сымитирует слово Божие, «дабы увлечь… рекою» – потоком ложных истолкований и комментариев – народ Божий.
Но прежде всего антихрист возглавит конфедерацию десяти европейских государств (Евросоюз). Сказано: «А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей, и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них [праздничные] времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени» (Дан.7:24–25). – То есть его, антихриста, царство будет три с половиной года («до времени и времен и полувремени») – так будет соблюдено равновесие справедливости: три с половиной года проповедовал Сын Божий, такое же время будет и для царства антихриста. Дабы свободная воля рода человеческого совершенно определилась или в добре, или во зле.
Антихрист выйдет из шумного, как волны морские, мира политики. Сказано: «И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные» (Откр.13:1). Слова «с семью головами» означают неприятие благодати и борьбу с правом Церкви совершать святые Таинства. Слова «и десятью рогами» означают, что он (антихрист) будет бодаться, враждовать с Синайским Декалогом (10-ю Заповедями Божьими). «Десять диадим» – это претензия на управление землями бывшей Римской империи. «Выходящего из моря» – то есть из мира политики; а «имена богохульные» – подчеркивают секулярный характер его управления, как бы индифферентный по отношению к любой религии. В действительности его религией будет нарциссизм – влюбленность в самого себя. Он будет ненавидеть Бога, и дьявола (своего отца), и свой собственный нарциссизм, и весь мир.
Церковь антихриста будет представлять из себя синкретическое смешение разных верований, ересей и религий: язычества и харизматизма, шаманизма и магизма. Сказано: «И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим. И сказал мне Ангел: что ты дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов» (Откр.17:3–7). Слова: «держала золотую чашу в руке своей» – указывают на лжетаинсва, которые будут совершаться в «церкви лукавствующей». Словосочетание: «я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее» – есть тайна того, что бывшая Церковь Невеста превратилась в свою противоположность, в церковь блудницу. Если Церковь Невесту Христос (Жених) носил на руках, то теперь, растленная зверем, она оказалась в положении «жены сей и зверя, носящего ее».
Неверная жена или невеста… Отступничество (апостасия) начнется с тех, кому будет от чего или, вернее, от Кого отступать, – то есть с христиан. Сказано: «Да не обольстит вас никто никак: [ибо день тот не] [придет], доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели» (2Сол.2:3).
В это время против Израиля восстанут народы и племена, возможно потому, что в иудеях будут видеть апостолов антихриста. Сказано: «обрати лице твое к Гогу в земле Магог (то есть, по истолкованию Иосифа Флавия, блаженного Иеронима и других, территория современной России): Скифия. – О.С.), князю Роша (то есть правителя Русского. – О.С.), Мешеха и Фувала (Малая Азия. – О.С.), и изреки на него пророчество и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я – на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала! И поверну тебя, и вложу удила в челюсти твои, и выведу тебя и все войско твое, коней и всадников, всех в полном вооружении, большое полчище, в бронях и со щитами, всех вооруженных мечами, Персов (то есть современные Иран, Ирак и Афганистан. – О.С.), Ефиоплян (то есть современный Судан. – О.С.) и Ливийцев с ними… от пределов севера, со всеми отрядами его, многие народы с тобою» (Иез.38:2–6). Военный альянс заставит Израиль искать поддержки у Евросоюза, восстановленной Римской империи. Скорее всего, Израиль как государство вольется в империю антихриста, и он обеспечит иудеям защиту от русско-арабского военного союза православных христиан и мусульман против иудеев.
Начатые повсеместно «арабские восстания», возможно, подводят нас к этим временам. Вить все чаще, именно Россию называю главным переговорщиком в Восточных конфликтах. Возможно, что восстановление Иерусалимского Храма, начнется в честь победы сил антихриста (Евросоюза) и Израиля, против Гога и Магога. Но когда антихрист «…в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Сол.2:4), иудеи придут в ужас от того, что основополагающий принцип их веры оказался под сомнением. Антихрист окажется телесным «богом» и видимым… 13 догматов веры Маймонида учат, что Бог «без образа, нет плоти никакой, и не постичь нам святости такой»396.
В эти дни и начнут проповедь против антихриста два пророка, сошедшие с Небес, – Енох и Илия. Сказано: «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище» (Откр.11:3). Через их проповедь мир распознает зверя-антихриста, его подлинные чувства и намерения. О реакции иудеев на проповедь пророка Илии сказано: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал.4:5–6). Слова: «он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам» – свидетельствуют о том, что иудеи отвергнут свои заблуждения и исповедают Иисуса Господом и Сыном Божиим, «и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах.12:10).
Таким образом, авангард антихриста его «апостолы» перейдут на сторону Христа и Его Церкви. Возможно, что именно тогда и произойдет примирение евреев с арабской нацией, и дом Сима обретет искомое столько лет единство всех чад Авраама – и Исаака и Измаила.
Основанием для последнего предположения служит текст из 25-й главы Книги Бытия, 9-й стих: «И погребли его (то есть Авраама. – О.С.) Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле» – то есть Измаил признал первенство Исаака, поэтому имена и даны в такой последовательности. В случае с погребением Исаака имена погребавших сыновей даются в ином порядке, по отношению к благословению и обетованию. Сказано: «и погребли его его (то есть Исаака. – О.С.) Исав и Иаков, сыновья его» (Быт.35:29) – то есть Исав останется противником Израиля.
В этом смысле, возможно, что однажды арабы (Измаил) признают первенство евреев (Исаака), и будут едины и потомки Сима, и Иафета. Сказано: «некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы» (1Пет.2:10). Не только сыны «Иафета… вселится он (то есть они. – О.С.) в шатрах Симовых…» (Быт.9:27), но и Хам возрастет в Господе, ибо сказано: «благословен народ Мой – Египтяне» (Ис.19:25).
Во время недавних событий в Каире на площади Тахрир, когда правительственный ОМОН и переодетые полицейские атаковали разгневанный народ, во время намаза христиане защищали мусульман, окружив их кольцом, а во время христианских молебнов уже мусульмане защищали христиан от ОМОНа и провокаторов в штатском. Я видел видеозапись подобных действий египетских христиан и мусульман, показанную мне туроператором «Пегас» Мухаммедом Эльвакия.
И далее мы читаем:
Мф.24:16. «тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» .
Эти слова возвращают нас в I век от Р.Х., Христос пророчески обращается к иудеям, будущим защитникам Иерусалимского Храма, смысл этих слов таков: «когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте» – то есть увидите Храм захваченным и Святое святых – оскверненное гордым Титом, и это означает – ВСЁ! Защищать нечего, Божий Храм захвачен, осквернен и сожжен, и «тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы».
В духовном смысле это означает, что если отдельные Поместные Церкви, епархии, храмы окажутся в руках еретиков, объятые пламенем адских заблуждений и ересей, то верные обязаны оставить такие Поместные Церкви, епархии и приходы и – «да бегут в горы». – Как Лот, покинув неистовый во грехах Содом, бежал в горы. Сказано: «Когда же вывели их вон (то есть Лота и его семью. – О.С.), [то один из них] (то есть из Ангелов. – О.С.) сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть» (Быт.19:17). Когда храмы обратятся в капища антихриста, когда святые алтари осквернят еретики, как нечестивый Тит осквернил Святое святых, да имеем надежду спасаться на горе, или в пещере, наступят дни катакомб. Церковь как бы вернется к истокам, чтобы во дни жесточайших гонений пережить новую Пятидесятницу. Сказано: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоил.2:28). Именно новые катакомбы и породят новую Пятидесятницу. Во дни антихриста Дух Святой, при отсутствие духовников и наставников, при невозможности найти и прочитать Библию (Ам.8:12), Сам «Утешитель… научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин.14:26), – учит Господь Иисус Христос.
И далее мы читаем:
Мф.24:17. «и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего».
Святитель IV века, латинский учитель Иларий Пиктавийский так истолковал данный и последующий стихи: «Кровля – вершина дома, достойное завершение цельного жительства. Ведь нельзя даже сказать, что дом существует, если у него нет кровли. И тот, кто утвержден на кровле своего дома – то есть в совершенстве своего тела, обновленного возрождением, возвышенного Духом и доведенного до совершенства принятием Божественного дара, не должен позволить себе внутри соблазниться телесною страстью и опуститься до греховного желания низменных вещей мира сего или упасть с вершины кровли…
Мф.24:18. «и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои» .
…Это значит, что человек, занятый исполнением заповедей, не должен возвращаться к своим прежним заботам и даже желать одежды для тела своего, дабы не оказаться вновь носящим ветхие одежды греха, в которые когда-то он был облачен»397.
То есть мы не должны оставлять того уровня в духовном развитии которого достигли с Божией помощью. Написано: «Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк.9:62).
Слова: «не благонадежен для Царствия Божия» означают, что таковой не может быть служителем Царствия Божия (диаконом, пресвитером или епископом), но не означают потерю такового для жизни в Раю. Ибо сами слова: «не благонадежен» указывают на некоторую степень доверия, уже оказанного. То есть могут быть и сомнение, и желание отбросить все приобретенное в Боге и вернуться к прежней жизни, у кого она была.
Сказано: «Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего» (Ин.21:3). Это был час искушения, сомнения и даже неверия. Призванные словами: «идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков» (Мк.1:17), – и вот старший из них, Петр, говорит: «иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою». Что, все было напрасно и теперь можно вернуться к старому ремеслу? Нет! Так не бывает! Сказано: «Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему]» (Евр.6:4–6). Почему «невозможно»? А разве для Бога есть что невозможное? Это надо понимать так, что Бог не хочет, но не не может. Ибо Бог ревнив, как сказано: «ибо Господь, Бог твой, есть огнь поядающий, Бог ревнитель» (Втор.4:24); и еще: «Доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно, будет пылать ревность Твоя, как огонь?» (Пс.78:5).
Слова: «да не обращается назад взять одежды свои», по истолкованию Златоуста, означают следующее: «Хорошо, говорит, если спасется хотя с нагим телом. Поэтому и находящимся на кровле не позволяет войти в дом, чтобы взять одежды, показывает неизбежность зол и чрезмерно великое несчастье и то, что впавший в него необходимо должен погибнуть. По той же причине прибавляет, что и находящийся в поле да не возвращается взять одежды свои. Если и находящиеся в поле бегут из него, то тем более не должно возвращаться тем, которые вне дома»398.
Главная мысль этих слов святителя Иоанна: «если спасется хотя с нагим телом» – то есть характер гонений во дни антихриста будет носить не только политический, религиозный, но и экономическо-социальный характер. И здесь, на мой взгляд, «кто на кровле» – это христианин, достигший ко дням воцарения антихриста, высокий общественно-социальный статус, а «кто на поле» – христианин с низким общественно-социальным статусом. Но и тот и другой призываются оставить все, и не сохранять или не улучшать свое социальное положение ценою компромиссов с новой администрацией антихриста. А проблемы подобного характера будут, так как сказано: «И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр.13:16–17).
Спасаясь от печатей антихриста, которые будут означать присягу на верность антихристу и всему тому, что за ним стоит, позволительно спасаться и бегством, не оборачиваясь назад. Сказано: «Вспоминайте жену Лотову» (Лк.17:32) – то есть то, что с ней произошло, когда она «оглянулась… и стала соляным столпом» (Быт.19:26).
И мы читаем далее:
Мф.24:19. «Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!».
Здесь мы должны, выяснить, о какой беременности или кормлении сосцами рожденного младенца идет речь. Ведь бывает и беременность грехами. Сказано: «Вот, [нечестивый] зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь» (Пс.7:15).
Святитель Иларий Пиктавийский так и истолковал 19-й стих из 24-й главы Евангелия от Матфея: «…этим Он показывал отягощенность душ, наполненных грехами, отягощенность, которая мешает им избежать бури гнева, уготованной для них, будь они на кровле или поле. Страдания по самой природе сопровождают беременность, и никто в этом мире не появлялся на свет без того, чтобы все тело не содрогалось. Так и души, если окажутся в таком положении (то есть обремененные грехами. – О.С.), будут и далее пребывать и в тягости, и в страдании»399. Словами «Он показывал отягощенность душ, наполненных грехами» Иларий как бы призывает: покайтесь и разрешитесь от греха, пока время благоприятствует, ибо кто не успеет, то в те дни антихриста «души, если окажутся в таком положении, будут и далее пребывать и в тягости, и в страдании».
Кто-то спросит: а какое время наиболее благоприятное для покаяния? Сказано: «во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2Кор.6:2). День спасения – он теперь и сейчас. Завтра может и не наступить. Да и сам смысл нашего земного существования – успеть до момента физической смерти примириться с Богом.
В Книге Иисуса сына Сирахова сказано: «Легко для Господа – в день смерти воздать человеку по делам его. Минутное страдание производит забвение утех, и при кончине человека открываются дела его» (Сир.12:26–27). В этой же Книге мы читаем: «Испытывай себя прежде суда, и во время посещения найдешь милость. Прежде, нежели почувствуешь слабость, смиряйся, и во время грехов покажи обращение. Ничто да не препятствует тебе исполнить обет благовременно, и не откладывай оправдания до смерти» (Сир.19:20–22).
Преподобный Иустин (Попович) писал: «Религиозно-нравственное состояние души не меняется коренным образом в загробной жизни. Если бы Бог изменил его коренным образом, то совершил бы насилие над неприкосновенной свободой человеческой души и уничтожил бы то, что личность делает личностью. Однако и сама душа в загробной жизни, хотя бы всем существом своим хотела и желала полностью изменить себя и начать новую жизнь, которая бы совершенно отличалась от ее жизни на земле, не могла бы этого сделать. Не могла бы потому, что в загробном мире ей будет недоставать тела, являющегося необходимой составляющей человеческой личности для ее совершенного самоопределения и деятельности, и потому, что ей недостает земных условий и средств спасения (то есть приступать к спасительным Таинствам. – О.С.)»400.
Истолковывая слова «горе… питающим сосцами в те дни», святитель Иларий пишет: «Это предупреждение должно показать непрочность душ, которые учились познавать Бога, словно их питали сосцами. В действительности они лишь слабо предвкушали познание Бога и лишены той силы, которая исходит от совершенной пищи. Итак, сказанное Господом “Горе!” относится к душам, которые слишком отягощены (грехами. – О.С.), так что не могут уйти от антихриста, или слишком слабы (в познании Бога. – О.С.), так что не могут лицом предстать перед Ним»401. Здесь Иларий обеспокоен состоянием некоторых христиан в преддверии пришествия антихриста – одни обременены грехами и не могут избавиться от сего бремени, другие наподобие младенцев в познании Бога, «всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» (2Тим.3:7); и еще: «Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр.5:13–14).
Не надо забывать, что познание о Боге обладает спасительной силой. Сказано: «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих» (Ос.4:6).
Забвение божественных истин не просто нерадение, но нерадение о спасении, и наказание не замедлит. Таковой как бы сам разоружил себя, и ему нечем противостоять в борьбе с дьяволом и его сыном антихристом. Сказано: «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять» (Еф.6:13).
И мы читаем далее:
Мф.24:20. «Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу».
Святитель Кирилл Александрийский так истолковал этот стих: «Возможно, это слово содержит загадку, чтобы мы молились о том, дабы нам не выйти из тела, пребывая в покое от доброго дела, что означает “суббота”, ни в бесплодности, на что указывает“зима”. Ибо следует отметить, что Бог не творил зимы пороков, а мы пребываем в зиме всякий раз, как в нас владычествуют плотские страсти»402.
То есть в контексте нашей современной православной жизни есть опасность, что конец света наступит нt тогда, когда мы в посте и молитве, но когда религиозный праздник пришел и мы разговляемся. Сказано: «Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их» (Ис.1:13–14). Богу не угодно, когда религиозное торжество праздника приводит к пышному застолью, пьянству и пустословию. Поэтому слова «молитесь, чтобы не случилось бегство ваше… в субботу» могут иметь не только аллегорический, но и прямой смысл. Среди первых христиан из числа евреев было несколько «тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона» (Деян.21:20), включая апостолов, которые всё строго соблюдали, включая правила кашрута (Деян.10:14) и субботний покой (Лк.23:56). Предваряя события, связанные с осадой Иерусалима, Сын Божий мог учитывать и особенности субботнего расслабления в неге праздничного покоя.
Таким образом аллегорическое истолкование позволяет использовать стих в применении к трудным или последним временам; его прямое прочтение говорит об известных события прошлого. Златоуст, как представитель «исторической» антиохийской школы истолкования текста, рассматривает именно прямой смысл (Толкование на Матфея – 76.1), а Кирилл Александрийский сохраняет верность александрийского аллегорического способа прочтения библейского текста. В этом и есть богатство традиций.
Далее мы читаем:
Мф.24:21. «ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет».
Сравнивая данный стих (Мф.24:21) со стихом из Книги Даниила (12, 1): «и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге», мы относим текст Мф.24:21 более к последним временам.
Святитель Иоанн Златоуст, верный традициям антиохийской экзегезы, дает следующие истолкование: «Да не подумает кто-либо, что это сказано преувеличенно; пусть прочитают Иосифа (Флавия) и узнают истину этих слов. Иосиф, как верующий, увеличил изображение этих бедствий для того, чтобы подтвердить сказанное; он был иудей весьма строгий, ревнитель и из числа тех, которые жили по пришествии Христовом. Что же он говорит? То, что эти бедствия превзошли всякое описание бедствий и подобной войны никогда не случалось с каким-либо народом»403. Ссылка, сделанная Златоустом на историческое сочинение Иосифа Флавия «Иудейская война», подчеркивает историческую направленность антиохийской экзегезы. Но не снимает всей проблемы в отношении данного текста и к последним временам.
Блаженный Иероним Стридонский сводит два экзегетических подхода: александрийский и антиохийский вместе – он пишет: «Если мы захотим понимать это в отношении ко времени взятия Иерусалима, то есть когда он был обложен Титом и Веспасианом, то они должны молиться, чтобы их бегство не случилось зимой или в день субботний, потому что в первом случае бегству в пустыню и на необитаемые горы препятствует суровость холода, а во втором случае, если бы они захотели бежать, препятствует нарушение Закона, а если бы они захотели остаться, то угрожает смерть. Если же это понимать в отношении к кончине мира, то этими словами Он научает тому, чтобы не охладела наша вера и любовь ко Христу, и чтобы мы в субботу добрых дел (virtutum) не оцепенели как праздные в деле Божием»404.
И далее мы читаем:
Мф.24:22. «И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни».
Блаженный Иероним Стридонский предлагает нам следующее истолкование: «Сокращение дней мы должны понимать не в смысле сумасбродного понятия об этом тех, которые полагают, что изменится продолжительность (momenta) времени [их], – они забывают, что написано: “По установлению Твоему продолжается день” (см. Пс.118:90–91), – а должны понимать по качеству их, то есть что сократится их число, а не продолжительность [каждого дня] (или размер – mensura); так что, как в благословении говорится: “Долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое” (Пс.90:16), так и теперь должно понимать сокращение дней, чтобы через их многочисленность (mora), не была потрясена вера верующих»405. – То есть изменяется не продолжительность дня, а его качество, когда род людской будет бесцельно кочевать с места на места в поисках чего-то. Европейская цивилизация, отказавшись от стержня, ее создавшего, – от христианства, превратится в мир людей, потерявших свою душу. Если тело умирает без души, то Европа без христианства, без этой «высшей души» медленно, но верно придет к своему закату. И закат Европы – это именно возрождение ее римско-языческого прошлого, самосекуляризация от Христа во имя триумфа антихриста.
Я слышал, что некоторые пожилые люди так и понимают, что время как бы сжимается или расширяется, имеет упругость. Один пожилой мужчина сформулировал это следующим образом:
– Детство было долгое, как другая жизнь. Молодость пролетела быстро. Теперь мне 71-й год, и мне кажется, что я всегда был старым, время как бы остановилось. Но то, что я переживаю после развала нашей страны, это не отказ от коммунизма (который развалился сам по себе, как колосс на глиняных ногах)… Вот, эти молодые люди, которые суетятся в телевизионном ящике, в ускоренном темпе, – кому бы продать на металлолом все то, что осталось от России… Вот это слишком поспешно и быстро. Мы не всегда можем понять, кто из них главный и что за ними стоит. У них свое время и свое прошлое, у нас – свое…
Похоже, что и во дни блаженного Иеронима люди так же обостренно воспринимали время, как и в наши дни. Евфимий Зигабен пишет: «Говорит здесь о днях войны и осады. Если бы по Божественному промыслу не сократились эти дни, то ни в каком случае не спаслась бы, не избежала бы смерти всякая плоть, или ни одна плоть, то есть иудейская. Все были бы истреблены и внутри, и вне (Иерусалима), – одни голодом, другие язвой, иные мечом и другими разнообразными видами смерти. Римляне были сильно раздражены против всех иудеев и нападали даже на тех, которые были рассеяны повсюду»406. – Так как события иудейской древности преобразуются в христианское будущее (1Кор.10:11), то описанное избиение иудеев римлянами есть прообраз гонения на христиан во дни антихриста. Подобно о гонениях антихриста сообщает и апостол Иоанн Богослов в Книге Откровения: «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых» (Откр.13:10). – Эти слова являются призывом к непротивлению злу с помощью зла: пленивший будет пленен; убивший –убит. И вот это добавление: «Здесь терпение и вера святых» – есть не что иное, как призыв осознать, что антихриста может убить только Христос. И если Церковь на видимом, земном уровне проиграет, и вот слова Ее Основателя: «…Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк.18:8), и сказано также об антихристе: «дано было ему вести войну со святыми и победить их» (Откр.13:7) – победа восторжествует, но только во Христе и со Христом. Умаляется не время, умаляется и исчезает вера, и вместе с ней – и смысл человеческого существования, то есть Сам Христос изглаживается в сознании людей… Он – Христос – смысл и назначение этого мира, его Альфа и Омега!
Сказано: «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол.1:15–17). Слова «все Им и для Него создано», как метко подметил Карл Барт, свидетельствуют, что Христос – смысл человеческой истории, ее причина («Им»), и ее назначение, и конечная цель («для Него»).
И в чем-то правы старики, говорящие, что время сжимается и уменьшается; и в чем-то неправ блаженный Иероним, не соглашающийся с этим. Ведь мы достигли предела пути, а он стоит ближе к истокам веры. XX век указал Христу и Христианству на дверь, а век XXI готовит Голгофу для Церкви и забвение Христу… Но, сказано: «Ибо тайна беззакония уже в действии, только [не совершится] до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2Сол.2:7–8).
Спаси вас Христос!
* * *
БКОЦ, Новый Завет. Т. Iб. С. 240.
Сидур: Маймонид. 13 догматов веры.
БКОЦ, Новый Завет. Т. Iб. С. 240–241.
Там же. С. 241–242.
Там же. С. 242.
Преподобный Иустин (Попович). Догматика Православной Церкви. Эсхатология. – М.: Издательский Совет РПЦ, 2005. С. 49.
БКОЦ, Новый Завет. Т. Iб. С. 242.
Там же. С. 244.
Там же.
Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.24:21. (?)
Евфимий Зигабен. Толкование на Мф.24:15–22. (?)