Источник

Беседа 16. Евангелие от Матфея, глава 6, 10. «Отче наш. 3»

Сегодня мы продолжаем наши беседы по Четвероевангелию; мы продолжаем изучение Молитвы Господней по тексту Евангелия от Матфея.

И то молитвенное прошение, которое мы сегодня рассмотрим, это слова:

Мф.6:10. «да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе».

Мы уже рассматривали значение прошения «да приидет Царствие Твое», сегодня мы лишь отчасти рассмотрим его и все внимание сосредоточим на словах: «да будет воля Твоя и на земле, как на небе».

Итак, что для нас означает Царствие Божие, об установлении которого «и на земле, как на небе» мы ежедневно испрашиваем в молитве «Отче наш».

Наше стремление к установлению Царствия Божия на земле, как на Небе, – есть желание осуществить не что иное, как переворот. То есть мы стремимся к уничтожению всех существующих форм правления (как несовершенных и, более того, зловредных) для установления безоговорочной теократии (власти Бога). При этом мы отдаем себе отчет, что подобное установление Царства Бога есть всецело дело Бога, и мы не имеем права осуществлять смещение существующих форм правления только своими человеческими усилиями, потому что суд есть дело Божие, а мы все напрочь несовершенны в постижении значимости и реалий Божиих Судов. Но все же переворот необходимо совершить, его надо совершить в своем собственном сердце…

Выдергивая сатанинские плевела, мы можем выдернуть много и Божией пшеницы. Посему Господь и сказал: «…нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою» (Мф.13:29–30). Как известно, когда пшеница и плевелы созревают, трудно отличить одно от другого. Только по плодам их и можно отличить. Со временем пшеница наливается зернами, а плевелы так и остаются без всякого плода. Сам Господь учил: «Итак по плодам их узнаете их. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7:20–21).

Но как распознать, кто исполняет волю Божию, а кто нет? И в чем заключается воля Отца нашего Небесного? Писание учит нас: «и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим.12:2). Итак, мы познаем волю Бога тогда, когда противопоставляем себя этому миру, не сообразуемся с ним, но преобразуемся в познании Бога и Его святой воли, запечатленной на страницах Священного Писания. Сказано: «Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием» (Еф.5:17–21).

Мирские люди далеко отстоят от постижения воли Бога, они не заботятся иметь Бога в разуме, они не воспевают по Псалтири Его Святые Имена, а это и означает, что они сбились с истинного пути и недалеко от окончательного падения в муку вечную, она же вечная духовная смерть. По пути ли нам с таковыми? В Писании сказано: «оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15:14). Известно, какой ужасной была кончина царя Ирода «Великого». Блаженный Феофилакт сообщает: «Горькую кончину имел Ирод: он изверг свою нечестивую душу, пораженный горячкою, болью в животе, водяною (болезнью – О.С.) в ногах, гниением тайного члена, порождением червей, одышкою, трясением тела и судорогами».

Все эти политики, мироправители, цари и князья, сильные и богатые в мире сем, – что есть они как не солома, сберегаемая к огню на День суда? И те, которые слишком близко окажутся с ними в тот День, будут также объяты пламенем судного Дня.

Игумен одного общежительного монастыря, имевшего около двухсот братий, был нищелюбив. Со временем человеческая слава пленила его, и он стал проявлять любовь к богатым и боярам и за это был прославляем ими. Однажды к нему в монастырь пришел Господь в образе убогого старца и попросил привратника доложить, что такой-то брат с большим трудом пришел к нему. Привратник застал игумена беседующим с богатыми; постояв немного, он сказал игумену об убогом, не зная, что это Христос. Игумен же, бранясь, возмутился, зачем привратник впустил пришельца, разве не видит, что он беседует с людьми. Привратник ушел ни с чем. Но долготерпеливый Господь ожидал, пока выйдет игумен. Через некоторое время один богач пришел в монастырь, игумен его сразу встретил во вратах обители. Увидев игумена с богатым, богатый милостью и друг смиренных – Христос стал умолять игумена, сказав, что имеет к нему слово. Но игумен даже не обернулся и с богатым ушел на обед. После обеда, провожая гостей до ворот, игумен опять пренебрег просьбой убогого и незлобивого Старца. И вечером не принял он Того Небесного Странника. Уходя, «Старец» сказал привратнику: «Так скажи игумену, что ради прежних его трудов и прежнего его жития Я приходил к нему, желая дать ему благословение, но он не захотел. Так как ищет он славы человеческой, Я пошлю к нему вельмож всей этой страны, благо же Царствия Моего он да не ищет, ибо оно отныне закрыто для него». И тогда все познали Вседержителя Христа, приходившего в образе нищего. Мы должны четко различать, что значит слава небесная по сравнение со славою земною. И чего надо искать для себя прежде всего в этой жизни.

Посему осознаем, подданными какого Царствия мы являемся, дабы нам, подобно нечестивому Исаву, не променять Божие благословение на «чечевичную похлебку» временных благ этого проходящего мира. Нам не надо устраивать переворотов и революционных потрясений во имя установления Царствия Божия «и на земле, как на небе», для того чтобы что-то изменить в жизни общества; надо измениться самому. Революционные потрясения необходимы нашей бессмертной душе. Они должны принять такой радикальный характер, чтобы могли быть сравнимы только с новым рождением (перерождением), о котором Сын Божий, беседуя с Никодимом, говорил: «…истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин.3:3). По учению Православной Церкви, запечатление сего нового рождения, Рождения свыше, происходит в Таинстве Святаго Миропомазания, в котором мы получаем «печати» Духа Святаго. Раскрытие этих печатей, стяжание их должно быть смыслом всей жизни православного христианина.

А теперь возвысим ум горе и уразумеем, что означают слова: «да будет воля Твоя и на земле, как на небе».

Православный Катехизис поясняет, что слова «да будет воля Твоя» – означают, «что через это прошение следует просить Бога, дабы все, что мы делаем и что с нами случается, происходило не так, как мы желаем, но как угодно Богу... Этого нужно просить потому, что мы часто погрешаем в наших желаниях, а Бог непогрешительно и более, чем мы сами, желает нам всякого блага и всегда готов его даровать, если тому не препятствует наше своеволие и упрямство» (409–410).

Прежде всего, вновь говоря о воле Бога, надо определиться, что Он (Господь) «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4). Имея такое разумение о воле и замысле Творца, необходимо сему (Божественному намерению) всячески содействовать.

На Небесах воля Божия всецело и безраздельно царствует и господствует. Но необходимо эту абсолютную власть Творца распространить и на земной мир. Соединить небесное и земное под одним общим управлением Бога – и есть тайна Божественного домостроительства. Сказано: «открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем (то есть в Иисусе Христе – О.С.), в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф.1:9–10). Конечно, как мы уже говорили выше, своими усилиями мы никогда не сможем осуществить подобной удивительной симфонии между небесным и земным. Подобное совершается во Христе и Христом. Своим Богочеловечеством Он приближает небесное к земному и земное к небесному. Мы становимся деятельными участниками этой тайны, только в Нем Самом осознавая, что Церковь и есть Его Тело. Как и сказано: «И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1Кор.12:27). Но при этом необходимы и наши собственные усилия. Сказано: «…Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12). Впрочем, всякий раз, когда мы говорим о каких угодно наших собственных усилиях в деле нашего собственного спасения, это можно делать только с оглядкой на известные слова Сына Божия: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5).

Теперь в мире действует воля человеческих правителей, которые узурпировали власть Бога в той мере, в какой их собственная воля противоречит воле Создателя. Но там, где их воля созвучна воле Божией, можно и нужно сказать о представителях светской власти словами апостола Павла: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим.13:1–4).

Но при этом нельзя забывать о том, что и самый светлый период правления, описанный в Библии, период теократической монархии, в религиозном смысле оказался самым бесполезным, бестолковым и опасным для судеб всей ветхозаветной церкви. Сказано: «потому что не была совершена такая пасха от дней судей, которые судили Израиля, и во все дни царей Израильских и царей Иудейских» (4Цар.23:22). Получается, что все эти библейские цари были так заняты сами собою и интригами вокруг себя, что просто-напросто забыли о праздновании Пасхи. При них была потеряна и книга Закона Божия, которую нашли почти случайно во святая святых. Теократичность подобной монархии вызывает целый ряд сомнений. Сказано: «И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними» (1Цар.8:6–7). В этом смысле любая форма человеческого управления, даже попущенная Богом, есть альтернатива правам и приоритетам Самого Господа Бога, альтернатива Его Святой воле, и поэтому не может рассматриваться как что-то по-настоящему законное. Посему, призывая установления Царствия Божия на земле, всецело подчиняя свою волю Его Божественной воле, мы медленно, но уверенно, и даже наступательно, выходим из под власти узурпаторов и становимся согражданами Ангелам и святым, уже здесь, на земле принимая новое, небесное гражданство. О получении нового небесного подданства и гражданства сказано: «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф.2:19). Что может быть более вожделенным, как не возможность уже в этой земной жизни приобщиться жизни небесной и стать подданным Неба, согражданином Ангелам и святым.

Сейчас многие ратуют за монархию в России. Подобно древним иудеям, они кричат и требуют: дайте нам царя, чтобы он судил нас. Но какого царя мы можем получить в теперешних обстоятельствах нашей современной жизни? Нам могут подсунуть «царя» иудейского, «царя» масонского, но что общее он может иметь с нашим православным пониманием теократической монархии? Это будет, скорее, кровожадный и коварный предтеча антихриста, а может быть, и он сам. Воспитать плод зрелой теократической монархии можно только на добром древе православного домостроительства. Как я часто напоминаю вам: когда евреи вышли из египетского плена, для того чтобы дорасти до вершин теократической монархии, им потребовалось пройти через период управления судий (управление священников и пророков). Но и пройдя чрез сей период духовного воспитания и окормления, они только отчасти достигли успеха в теократическом домостроительстве, светлый отблеск которого осиял их во дни царя Давида и царя Соломона. Впрочем, и здесь все было не так благоприятно и не так благостно, как этого хотелось бы. Последующие эксперименты с теократической монархией, уже в новозаветные времена, едва ли можно назвать удачными. Власть христианских кесарей Первого Рима растворилась в латинском папизме; власть императоров Второго Рима, едва не увязнув в болоте флорентийской унии, тут же рухнула в небытие под натиском ислама; Третий Рим сорвался в пропасть атеистического мракобесия. Что осталось? Несбывшиеся мечты и благочестивые грезы. И уже повеяло грядущим царством антихриста, как снежной порошей, повеяло дьявольским холодом не только на Россию, но и на весь мир. Что-то будет далее? В чем наше спасение? Пророк Даниил предрекает: «…и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге» (Дан.12:1). Время грядет суровое, теперь пора запасаться не благочестивыми фантазиями о подводном граде Китеже, но познанием о Боге и познанием Бога. Познание о Боге реально поможет нам оказаться вписанными в Книгу Жизни. Сказано: «Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте» (2Кор.2:14). Времена духовного голода приближаются, и теперь мы должны дорожить каждой крупицей истин о Боге, любое духовное познание приобретает ценность в глазах верующего человека. Сказано в Книге пророка Амоса: «Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» (Ам.8:11–12). Поэтому стоит ли бежать из Москвы, продавая свои квартиры «чужим», стоит ли оставлять град святого апостола Петра, продавая свои коммуналки «черным». Теперь во всей России самые религиозные города – это Петербург и Москва…

Но вернемся к нашему сегодняшнему повествованию.

Третье прошение молитвы «Отче наш», которое мы сегодня исследуем, есть призыв к ангельскому порядку, ангельской дисциплине и ангельскому усердию в деле осуществления воли Создателя. Итак, здесь мы находим слова: «и на земле, как на небе». А как на Небе? Православный Катехизис отвечает на этот вопрос следующим образом: «Мы просим исполнения воли Божией на земли именно так, яко на Небеси, потому что на Небеси святые ангелы и люди блаженные, все без исключения, всегда и во всем исполняют волю Божию» (411).

Итак, всем нам нужна ангельская дисциплина в деле осуществления и исполнения воли Господа Бога. Ангелы и святые всецело и преданно служат Богу на Небесах. И в этом мы должны им подражать.

Само по себе знание воли Бога не может усовершенствовать нас, если мы никак не стремимся исполнить Его Святую волю. Писание категорично по данному вопросу. Сказано: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много» (Лк.12:47). То есть, мы должны не просто знать волю нашего Небесного Владыки, но и должны быть всегда готовыми исполнить ее. То упрямство, которое мы проявляем в нашем нежелании исполнять Заповеди Бога, оно только увеличивает силу будущего адского пламени. Познание о Боге, не соединенное со стремлением исполнить Его Святой Закон, только усугубляет наше положение в глазах праведного гнева Божия, справедливо на ны движимого.

Подобное состояние обусловлено тем, что мы не всегда понимаем разницу между такими выражениями:

1. Я верю в Бога (то есть в Его существование) и

2. Я верю Богу (то есть всецело доверяю Ему).

Вера в существование Бога наполняет сердца многих и многих людей. Даже о бесах сказано: «…и бесы веруют, и трепещут» (Иак.2:19). В существование Бога веруют и иудеи, и мусульмане, и даже сатанисты. Но такая вера сама по себе ничего положительно не может принести человеку. Сказано: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь… Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак.2:19–20). Живой верою можно считать только ту, которая является абсолютным и полным проявлением упования на волю Создателя, полную и безоговорочную подчиненность ему. Такой верою обладал святой апостол Павел. Во время страшной бури на море апостол Павел проявил эту веру, сказав отчаявшимся людям: «Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано» (Деян.27:25). Верить Богу и верить в Его существование, как мы видим, разные вещи. Здесь и проходит грань между «мертвою» и «живою» верою. Вооружимся этими рассуждениями, для того, что бы нам лучше исполнить волю Бога в своей жизни.

Блаженный Иероним Стридонский так истолковывает рассматриваемый нами стих: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе. – Чтобы как Ангелы непорочно служат Тебе на небе, так и люди служили на земле. Пусть покроются стыдом от этой мысли те, которые сочиняют, будто на небе ежедневно происходят разрушения. В самом деле, к чему послужит нам подобие небес, если на небе есть грех». Итак, Небо свободно от греха и непослушания Богу. Господь Бог всецело очистил духовное Небо от греха и скверны непослушания Его Святой воле. Именно поэтому Небеса и могут быть для нас примером, именно поэтому мы и молимся: «да будет воля Твоя и на земле, как на небе».

Надо различать духовное Небо от пространственного неба (космоса). Мир материальный и мир духовный, хотя и существуют рядом, но все же не соприкасаются. В жизни человека его духовное начало непрестанно находится в борьбе с плотским началом. Сказано: «ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал.5:17). Когда-то подобная дисгармония наполняла и духовное Небо, когда люцифер восстал против власти Бога и увлек за собою треть ангелов. Но Архистратиг Михаил, встав во главе верного Богу ангельского воинства, низверг сатану и его приспешников (бесов) на землю. С тех пор земля и есть поле битвы. Линия фронта проходит по человеческим сердцам. Но однажды и Земля, вся наша планета, освободится от власти дьявола, точно так же, как свободны от его власти Небеса и Небеса Небес.

Это будет особый мир, где перемены произойдут не только на духовно-религиозном, но и на космически- физическом уровне.

Подражать Ангелам, в нашем случае, означает постараться сделать все для того, чтобы власть сатаны прекратилась на нашей планете. Свергнуть с себя власть лукавого и его приспешников – и есть стратегическая задача воинствующей земной Церкви. И как в случае с освобождением Небес, в последней битве за освобождение нашей планеты примет участие Архистратиг Михаил. Сказано: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда» (Дан.12:1–3). Это будет поистине эпохальное событие, освобождение нашей Земли от власти дьявола и греха. Земля очистится в огне и обретет новое бытие, новое бытие обретет и наше пространственное небо. Сказано: «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2Пет.3:10–13). Действительно! Какими же надо быть нам, чтобы пройти через грядущие испытания, которые коснутся и неба и земли. Коснутся они и солнца и луны. Сказано: «И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы» (Ис.30:26).

Так как под всей падшей материей космоса мы и понимаем «землю» в ее сравнении с духовным Небом, это и означает, что, когда мы молимся «да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе», мы молимся о тех удивительных переменах от Господа, которые касаются всей материальной Вселенной.

И судьбы всей физической вселенной теперь решаются на нашей затерянной в глубинах космоса планете, ибо сказано в Священном Писании: «…ибо у Господа основания земли, и Он утвердил на них вселенную» (1Цар.2:8).

В Творениях иже во святых отца нашего Феофана Затворника мы находим и такое необычное рассуждение: «Далее, предположив бытие жителей на других мирах, ничего не мешает предположить, что они пребыли в воле Божией, сохранили себя в святости и чистоте, не нарушили заповеди Божией и не взбунтовались против Бога, как это случилось на нашей планете. Взбунтовалась одна Земля, а прочие миры остались совершенно спокойны. Но Бог, Которому дорога всякая тварь, не бросил нас, а устроил способ нашего восстановления, который приемля благоговейною верою, мы спасаемся. В притче пастырь оставляет 99 овец и идет искать одну… Но нельзя допускать и ту мысль, что когда о Земле такое попечение, то другие миры забыты, и что, после сделанного у нас, там и делать ничего для них не остается. Цель творения есть слава Божия, или явление беспредельных совершенств Божества. У нас они явлены наипаче в домостроительстве спасения, а на других мирах они являются другими способами. Если предположить там другой образ бытия разумных тварей и облаженствование их, то уж прямее предположить устояние их в своем чине, светлое состояние блаженных.

Но пусть и пали. Нет основания думать, чтобы им неизбежно нужно было воплощение, чтоб оно совершилось на каждой планете. Сила воплощения и искупительная жертва спасают нас чрез усвоение их верою. Почему не предположить, что искупительная жертва, совершенная на Земле, подействовала благотворно и на другие миры? Почему не предположить, что и тамошние разумные твари приняли ее верою, и таким образом спасаются?» (Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника, СОБРАНИЕ ПИСЕМ (Из неопубликованного), изд. «Правило Веры», г. Москва, 2001 г., стр. 456).

Как мы видим из приведенного письма святителя Феофана, в его понимании, происходящее на Земле имеет значение для всей тварной вселенной. В этом свете слова рассматриваемого прошения из Молитвы Господней приобретают особый новый и еще более непостижимый смысл.

Давайте, с учетом всего вышеизложенного, вновь вслушаемся в рассматриваемое прошение: «да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе».

Итак, исполнение воли Божией приближает пришествие Царствия Божия в жизни каждого из нас. Прежде чем Небо и земля (невидимый и видимый миры) подчинятся воле Создателя, и мы сами должны покориться покорившему Себе все и вся. И, как я сказал, сделать это мы можем, исполняя волю Создателя.

Есть ли воля Бога в том, чтобы мы веровали в Него? Конечно! Да! Сказано: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11:6).

Есть ли воля Бога в том, чтобы мы надеялись на Него? Конечно! Да! Сказано: «Ибо мы спасены в надежде…» (Рим.8:24).

Есть ли воля Бога в том, чтобы мы любили? Конечно! Да! И еще раз – ДА! Сказано: «Все у вас да будет с любовью» (1Кор.16:14). Но что означают эти слова «все у вас да будет с любовью», и можно ли действительно все делать с Любовью.

Обратимся к совершенствам Бога, чтобы лучше понять, как это все делать с любовью. Посмотрите на окружающий нас мир природы, разве он не свидетельствует о любви Господа к Своему творению. Преподобный Исаак Сирин восклицает: «О, какое сострадательное милосердие и богатая благость у Создателя! С какой мыслью и с какой любовью сотворил Он этот мир и привел его в бытие! На какую тайну взирает приход в бытие этого творения и к чему призвано наше общее естество! Какая любовь была источником сотворения мира! Ибо та же самая любовь, которая начала сотворение, заранее уготовала также и установление всех последующих (благ)» (38, 1). Итак, мир начинается величайшим проявлением Божественной Любви, как мы прочитали у преподобного Исаака Сирина. Сказано в Писании о благостном сотворении мира: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма…» (Быт.1:31). В понимании преподобного Исаака Сирина цель существования тварного мира – абсолютное благо и абсолютная Любовь, обретаемая тварным миром в Боге и с Богом. Он пишет: «Любовью привел он мир в бытие; любовью ведет Он его в этом его временном образе существования; любовью Он приведет его к тому чудесному изменению, и любовью мир будет поглощен… в новом веке любовь Создателя царствует над всем разумным естеством» (38, 2). Преподобный Исаак не может себе и представить, как Благостный Бог, сотворивший все исключительно по любви Своей, может покинуть какую угодно часть Своего творения. Бог не покидает нас нигде! Объятый любовью к падшему творению, Он сходит даже в глубины ада и там благовествует спасение. Он выводит души из ада, но можем ли мы сказать, что Вездесущий и Сам покидает ад. Бог именно – везде, Он – вездесущ, и Он всегда и везде – ЛЮБОВЬ. Христос не покидает и ад нашей души, призывая нас к покаянию. Земля сгорит, объятая именно заботою Творца о Своем Творении. Сын Божий однажды воскликнул: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк.12:49). Но что означает этот огнь Божий?

Как известно, «свидетели Иеговы» и им подобные ожидают, «когда же, когда же приидет Господь и устроит крематорий для всех грешников и для всех заблудших». В их понимании Бог добр только до определенного момента, после которого Он уже не проявляет любовь и сострадание по отношению к падшим. В их понимании есть Бог до Судного Дня, Бог Судного Дня и Бог после Судного Дня. Но Писание учит о неизменяемости Бога. Сказано: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1:17).

Сирин восклицает: «Но мы знаем, и всякий человек убежден, что нет изменчивости у Создателя, нет у Него каких-либо более ранних и более поздних намерений, нет ненависти или негодования в естестве Его, нет «больше» или «меньше» в любви Его, нет «прежде» или «после»» (38, 5). Как важно осознавать, что Бог никогда не изменит отношение к нам. Для тех, которые окажутся в пламени ада, именно осознание невостребованной и не услышанной любви и будет составлять из себя апогей адского мучения. Преподобный Исаак Сирин называет такое состояние «бичевание любви», об этом мы говорили в прошедших наших передачах.

Итак, огонь, о котором молит Сын Божий, «чтобы он уже возгорелся», есть призыв ко всем нам погрузиться в познание Бога через огненные буквы Его откровения, но более всего – это пламя любви, которое должно объять каждого из нас и через нас весь мир. Блаженный Феофилакт так истолковывает рассматриваемый текст: «Господь желает, чтобы сим-то огнем возгорелись сердца наши. Ибо мы должны иметь пламенную ревность по добру». В день Святой Пятидесятницы именно огненные языки наполнили сионскую горницу. Крещение Духом Святым и означало крещение в Любви. Сказано: «…любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим.5:5).

Человек может пребывать в истинной православной вере, но это нисколько не поможет ему, если при этом он будет груб, необщителен и агрессивен. Сказано: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» (1Кор.13:2);

Человек может проявить чрезмерно благотворение и даже дух самопожертвования (мученичества), но если при этом в его сердце будет дух превозношения по отношению к иждивенцам его благотворительности или дух враждебности по отношению к мучителям, то он ничего хорошего не приобретет для себя, оставаясь в таком состоянии. Сказано: «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор.13:3). Итак, ни истинность веры (православной), ни добрые дела и ни сам подвиг мученичества ничего не прибавят в глазах Бога человеку, если при всем при этом он не будет иметь любви в сердце своем. Мученик – должен иметь любовь к гонителям и мучителям; благотворитель – должен любить, а не презирать нуждающихся; православный – никогда не должен использовать свою веру как повод для превозношения над людьми, не имеющими ее. Посему разжигание межрелигиозной розни и есть прямо дело бесовское. Не должно христианину разжигать вражду, но, напротив, пламенеть любовью к заблудшим. Вот в чем разница между огнем, которым Господь Иисус Христос желал окрестить весь мир, и огнем дьявольского превозношения.

Два монаха жили в одной келье в полном согласии друг с другом. Однажды старший сказал младшему: «Смотри, брат, все вокруг нас ссорятся, а мы ни разу не поругались за столько лет. Может быть, мы в прелести? Надо нам попробовать поссориться». Младший спросил: «А как мы поругаемся?» Старший брат сказал: «Вот кирпич, я его кладу посреди кельи и будем из-за него ругаться». Старший брат добавил: «Это мой кирпич, отдай его мне». Младший ответил: «Если он тебе нужен, на, брат, бери его». Так они и не смогли поругаться.

Итак, слова (прошения) «да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» – есть призыв к устроению Царства Христовой Любви «и на земле, как на небе». Это стремление всецело подчинить свою волю Воле Того, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4). Призыв: «и на земле, как на небе» – есть призыв, чтобы мы пламенели любовью к Богу и всему его творению, как подобной любовью пламенеют Ангелы и святые на Небесах. Посему пришествие сего Царствия Божия и должно начинаться с твоего сердца, этого инструмента и орудия любви. Напрасно некоторые говорят, что сердце «есть только насос, перекачивающий кровь». Есть и более высокое предназначение у сего чувственного органа. Необходимо внутри себя найти отзыв на Божественную любовь, воспламениться Ею самому и воспламенить других. Ибо сказано: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21).

Ну а если твое сердце только насос, а твоя религиозность не напоена любовью, то это означает, что ты бездушная и никчемная погремушка. Как и сказано: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий» (1Кор.13:1).

Окончить эту беседу я хочу словами, донесшимися до нас из древней Месопотамии VII-го века. Преподобный Исаак Сирин, воспевая Божественную любовь, писал: «…изумление тайнами Его, которые (тогда) откроются, пленит для Него ум разумных (существ), которых Он сотворил для того, чтобы они наслаждались в Нем – будь то злые или добрые. С этим намерением привел Он их в бытие, хотя они сами сделали различие между злыми и добрыми – после своего прихода в бытие. Тем не менее в создании Создателя нет первого и нет последнего в любви, – из всех тех, кто был сотворен и приведен в бытие и из всего разумного естества».


Источник: Беседы на Евангелие от Матфея. / О. Стеняев. - В 4-х томах. Изд.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева». - 2013. / Т. 1. - 336 с. Серия: Библия и современное общество. ISBN:978-5-4279-0031-7

Комментарии для сайта Cackle