Источник

Беседа 15. Евангелие от Матфея, глава 6, 9–10. «Отче наш. 2»

Сегодня мы продолжаем на радио «Радонеж» беседы по Четвероевангелию, рассматривая Книгу Евангелия от Матфея в ее разделе Нагорная проповедь.

Сегодня мы продолжим изучение молитвы «Отче наш…».

Итак, эта молитва начинается словами:

Мф.6:9–10. «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое».

Православный Катехизис святителя Филарета (Дроздова) уточняет: «Мы осмеливаемся называть Бога Отцом по вере во Иисуса Христа и по благодати возрождения» (398). Иными словами: мы усыновляемся Богу Отцу только во Христе Иисусе. Сам Сын Божий наставляет нас: «…Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Ин.16:23). Поэтому молитва «Отче наш…» не мыслима вне общения с Сыном Божиим. Только в Нем (во Христе) мы получаем такой доступ к Отцу Небесному, который позволяет нам осознавать в себе самих сыновство Богу. Собственно, смысл христианской религии и заключается в том, чтобы в каждом верующем во Иисуса Христа пробудить осознание сыновства Богу по благодати чрез возрождение свыше.

Рождаясь свыше, мы начинаем понимать, что теперь у нас новое родство. У нас новые братья и сестры, это братья и сестры по вере во Иисуса Христа. Сказано: «ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра…» (Мф.12:50).

При Кресте Господнем, в лице Иоанна Богослова, мы все усыновляемся новой Матери нашей Деве Марии. Сказано: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин.19:26–27).

Теперь мы все имеем и нового Учителя. Сказано: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Мф.23:8–9).

Теперь всякое родство наше и всякое сердечное намерение имеет своим средоточием самого Бога Отца. Сказано в Писании: «Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» (Еф.3:14–15). С другой стороны, и самое жительство свое мы имеем теперь уже не только на земле, но и на небесах. Сказано: «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» (2Кор.5:1–2). Вот какой глубокий смысл заключается в первых словах Молитвы Господней: «Отче наш».

Теперь мы рассмотрим следующие слова из Молитвы Господней: «сущий на небесах». Что означают эти слова?

Сущий – это одно из имен Господа Бога. С таким именем Бог открылся боговидцу и пророку Моисею. Сказано: «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам» (Исх.3:4). На иврите это имя произноситься как Эhйе. Это самое редкое имя Бога в Ветхом Завете, встречается всего 51 раз. Это имя Бога можно назвать собственным Его именем, впрочем как и имя Яhве, которое встречается около 7000 раз в Ветхом Завете. Ни одно живое существо не может сказать, что оно сущее, то есть самодостаточное. Все тварные существа не могут существовать самостоятельно и зависят от многих факторов. Например, существа телесные не могут существовать без воздуха, без пищи и т. д. Поэтому все тварные существа – они не сущие, но существующие, то есть существующие за счет кого-то или чего-то. Бог самодостаточен и не нуждается ни в чем. Бог может обойтись и без существования всего тварного (всего – сотворенного Им). Он действует только по Своему собственному произволению. Поэтому можно сказать, что существует (сущий) только Бог. Все остальное может существовать только поскольку Бог даст, предоставит ему эту возможность. Разрыв с Творцом означал бы для любой части Его творения полное уничтожение.

Те души, которые будут «вечно» находиться в аду, они тоже будут поддерживать свое существование благодаря Богу. Иначе их бытие моментально прекратится. Этот принцип существования всех существ неизменен. Сказано: «ибо мы Им живем и движемся и существуем…» (Деян.17:28). Причем все формы жизни поддерживаются только божественною Любовью, которую Творец изливает по отношению ко всему Своему творению. Святой преподобный Исаак Сирин писал о существовании лиц, находящихся в аду: «И также скажу, что даже бичуемые в аду испытывают бичевание любви. Мучение, исходящие от любви, то есть, мучение тех, кто осознал, что согрешил против любви, тяжелее и горше страданий, причиняемых огнем. Боль, терзающая сердце согрешившего против любви, острее всякой сущей в мире пытки. Неверно воображать, будто грешники в аду лишены Божьей любви… (Но) сила любви проявляется двояко: она причиняет муки тем, кто согрешил против нее, так точно, как это бывает между любящими здесь, на земле; тем же, кто исполнил ее веления, она дарит усладу»11. Действительно, преступление, совершенное против любимого, всегда горше любого другого преступления. Когда осознание этого наступит в аду, это и будут бесконечные муки невостребованной любви. В Библии о глубоком разочаровании грешников в вечной жизни сказано: «Нам уготованы жилища здоровья и покоя, а мы жили худо; уготована слава Всевышнего, чтобы покрыть тех, которые жили кротко, а мы ходили по путям злым. Показан будет рай, плод которого пребывает нетленным и в котором покой и врачевство; но мы не войдем в него, потому что обращались в местах неплодных. Светлее звезд воссияют лица тех, которые имели воздержание, а наши лица – чернее тьмы» (3Езд.7,51–55).

Итак, если мы не осознаем в этой жизни Бога как единого Сущего, то наше собственное существование будет лишено всякого положительного смысла.

В Молитве Господней о Боге сказано, что Он есть «сущий на небесах». Как понять эти слова «…на небесах»? Православный Катехизис поясняет: «В призывании следует говорить Иже еси на Небесех для того, чтобы, начиная Молитву, оставить все земное и тленное и вознести ум и сердце к Небесному, Вечному и Божественному» (401). Толкование блаженного Феофилакта несколько иное: «Словом: ″Отче″, показывает тебе, каких ты удостоился благ, соделавшись сыном Божиим. Словом же: «на небесах», указал тебе на твое отечество и на отеческий дом, поэтому, если желаешь иметь Бога отцом, смотри на небо». О том, что каждый христианин имеет дом на небесах, смотрите, что об этом сказал Сам Господь: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин.14:2–3). Итак, Сын Божий и вознесся на Небо, чтобы приготовить для нас место, и вернется для того, чтобы забрать нас к Себе. А пока, произнося слова Молитвы Господней, мы будем иметь в виду, что у нас есть и Отец на Небесах, и небесное неувядаемое наследие.

Заключительная часть 9-го стиха 6-й главы Евангелия от Матфея: «да святится имя Твое». О том, что означают эти слова, мы поговорим сегодня подробнее.

Первая часть Молитвы Господней, рассмотренная нами, называется: Призывание. Теперь мы переходим к тем частям Молитвы Господней, которые называются: Прошения. Прошения есть то, что связано с насущными нашими проблемами – как духовными, так и материальными. С одной стороны, слова «да святится имя Твое» можно и нужно отнести к словам, прославляющим Бога; с другой стороны, в этих словах заложено глубокое желание каждого верующего человека прославлять Бога не только словом, но и святить Его Святое Имя жизнью своею. Христиане как бы вкладывают в это прошение следующий смысл: «да святится имя Твое» в каждом поступке всей нашей жизни. Блаженный Феофилакт восклицает: «…соделай нас святыми, чтобы прославлялось имя Твое. Ибо как моими худыми делами Бог хулится, так моими добрыми делами – святится, то есть прославляется, как Святой». Читая это истолкование, не надо думать, что человек способен своими добрыми или злыми делами что-то прибавить Богу или что-то убавить от Него. Бог совершенно не зависит от нас и наших поступков. Одна из основополагающих христианских догматических доктрин – это вера в неизменяемость Бога. Сказано о Боге: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1:17). У Бога ничего не прибывает и ничего не убывает!

Православный Катехизис поясняет: «Имя Божие свято и, без сомнения, свято само в себе… Оно может еще святится в людях, то есть вечная святость Его в них может явиться. Происходит это следующим образом. Во-первых, когда мы, имея в мыслях и сердце имя Божие, так живем, как требует Его святость» (402, 403, 404). Блаженный Иероним поясняет: «Да святится имя Твое, – не в Тебе, а в нас, ибо если из-за грешников имя Божие подвергается злословию у язычников, то, наоборот, ради праведных оно святится».

То, что называется освящением, совершенно неизвестно протестантскому богословию (протестанты делают акцент на искуплении и оправдании). Однако в самом Священном Писании сказано: «Ибо воля Божия есть освящение ваше…» (1Сол.4:3). Итак, по мнению блаженного Феофилакта, данное прошение (прошение «да святится имя Твое») есть призыв к святости. Сказано в Законе Божием: «…Итак будьте святы, потому что Я свят» (Лев.11:45).

В православном понимании спасение человека есть дело всей его жизни и, более того, выходит за пределы этой земной жизни, ибо наше тело спасается от власти тления и смерти только в день второго воскресения (напоминаю, что первое воскресение, по учению православному, происходит в этой земной жизни, когда неверующий становится верующим, когда язычник становится христианином, а еретик православным). Спасение в православном понимании делится как бы на три этапа: искупление, освящение и обожение.

Искуплению – соответствует библейская добродетель – вера. Сказано: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11:6); и еще: «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим.10:9).

Освящению – соответствует библейская добродетель – надежда. Сказано: «Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца» (Евр.6:11); и еще: «Ибо мы спасены в надежде…» ( Рим.8:24).

Обожению – соответствует библейская добродетель – любовь. Сказано: «а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим.5:5).

А. С. Хомяков (1804–1860) писал: «Спасающийся же спасается в Церкви как член ее и в единстве со всеми другими ее членами. Верует ли кто, он в общении Веры; любит ли, он в общении Любви; молится ли, он в общении Молитвы (в Надежде – О.С.)»>12. Ко спасению призывается не только человеческая душа, но и дух и тело. Сказано: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Сол.5:23). Тело, как мы уже определили, спасется только в день всеобщего Воскресения. Как и сказано: «День же суда будет концом времени сего и началом времени будущего бессмертия, когда пройдет тление» (3Езд.7,43). Следовательно, Спасение человека есть не только спасение его души от власти греха, но и преображение его духа, и изменение его тела. Сказано: «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою» (1Кор.15:53–54). Итак, победа нашего Спасения возможна при условии полного воссоздания падшего человека. Только в тот момент, когда облеченные в бессмертные тела праведники услышат радостный призыв: «…приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34), можно будет сказать о завершении нашего спасения. А пока это не произошло, актуальными остаются слова: «Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения» (2Пет.3,17).

Искупление – есть начало пути в деле спасения, Освящение – середина, а Обожение – радостное завершение.

Оправдание и Освящение – есть соединение тайны Искупления с тайною Воцерковления. Человек, приходящий к Богу, приносит покаяние в Церкви, крестится и причащается в Общине Иисуса Христа. Апостол Павел так и пишет: «…но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор.6:11). Спасение – это не просто юридическое прощение, которое никак не затрагивает нашей поврежденной грехом природы. Напротив, Спасение – это и есть полное изменение нашей природы во всей ее целокупности. Святой Ириней Лионский писал: «по неизмеримой благости Своей (Сын Божий – О.С.), сделался Тем, что и мы, чтобы нас соделать тем, что есть Он»>13. Об этом же, только более решительно, говорит и святитель Афанасий: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом»14. Известный православный богослов синодального периода Евгений Успенский писал в конце 19-го века о значимости Искупления, Освящения и Обожения: «Но там, где высказывается христианское учение о благодатном оправдании людей во Христе, там в Священном Писании слово «оправдать» употребляется не в значении «формально объявить правым» (de jure), а в значении «соделать правым» (de facto)… следовательно, и оправдание людей во Христе состоит не в одном только прикрытии грехов человека, и не во внешнем вменении ему праведности Христовой, а в фактически-действительной перемене духовной его природы, в ея всецелом обновлении»15. Иначе можно прямо сказать, что та перемена всей нашей жизни, которая происходит в результате воцерковления, она полностью изменит природу и нашей души, и нашего тела. Если об изменении физического мира сказано: «И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы» (Ис.30:26), то о преображенном человечестве, а правильнее сказать, преосуществлении человека сказано: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин.3:2). Но давайте зададим себе вопрос: а кто-нибудь видел Его, как Он есть? Да! Видели, на Фаворе. Сказано: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф.17:1–2). Вот что значит: «будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть». Вот что значит Освящение и Обожение в православном понимании этих слов. Искупление – это дверь в мир великих божественных перемен в жизни каждого верующего в значении Крови Сына Божия. Но начало пути не означает удачное его завершение, поэтому вместе с преподобным Антонием Великим мы можем сказать: «Жди искушения до последнего твоего вздоха»16.

Далее мы читаем следующее прошение:

Мф.6:10. «да приидет Царствие Твое…».

Здесь уместно напомнить, что главная тема, доминирующая во всех проповедях Иисуса Христа, – это тема о Царствии Божием. Достаточно вспомнить притчи Христа, которые за редким исключением посвящены грядущему Царствию Божию. Без сомнения, проповедь о Царствии Божием является прямым вызовом всем царствам земным, всем политическим, экономическим и социальным системам, господствующим на нашей планете. По мере приближения Царства Бога земные правительства будут объединяться в едином глобализационном проекте единой мировой державы под управлением единого планетарного мирового правительства. Сказано: «Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их» (Пс.2:1–3). Священная Псалтирь призывает нас свергнуть с себя оковы мирового правительства, создаваемого «против Господа и против Помазанника Его». Богохульное мировое правительство объединит народы и племена, царей и князей в едином заговоре против грядущего Царствия Христова. Каждый христианин должен проявить бдительность перед наступлением страшного дня, в который силы добра и зла столкнутся в последней решающей битве. Сказано: «Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного. И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это – бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя. Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его. И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон» (Откр.16:12–16). Итак, мы видим, что последняя битва начнется при водах Евфрата (в Ираке). Там началась и первая битва зла с добром, когда дьявол соблазнил наших прародителей в Раю. О местонахождении Рая сказано: «Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки… Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат» (Быт.2:10,14). Итак, Рай Едемский находился между Тигром и Евфратом (Месопотамия) – теперешние земли Ирака и Ирана. Здесь змей дьявол впервые выпустил свое жало, здесь он окончательно и будет сокрушен. Теперь опять сей змей вполз в земли Междуречья; чем это кончится, к чему приведет? В тяжелые времена живем…

Когда мы произносим слова Молитвы Господней: «да приидет Царствие Твое», мы отрекаемся от всех земных форм правления, которые находятся под непосредственным дьявольским управлением, и ратуем о полном прекращении власти дьявола и его приспешников на этой планете. Посмотрите вокруг себя: среди нас уже сейчас много апостолов сатаны, эмиссаров антихриста. Они рядятся в одежды политиков и бизнесменов, в одежды религиозных деятелей и в одежды миротворцев. Но их почерк очевиден – они ненавидят детей Божиих, клевещут на них, преследуют и убивают их.

Один из московских викариев рассказывал мне, что он выявил для себя странную закономерность: против священнослужителей (как архиереев, так и иереев) патриотической и строго православной направленности постоянно плетутся разные интриги. Это делают и лжебратия (иуды в рясах – лица, как правило, определенной национальности), это делают представители спецслужб, журналисты и политики. Подобной подрывной деятельностью занимаются и всякие специалисты по религиозным вопросам. Одним словом, лица, ненавидящие истинное Православие, Православие без купюр. Мы, христиане, должны быть готовы и к тому, что за имя «православный» могут начать и убивать. Какими бы тяжкими не были гонения прошлого, самые страшные гонения впереди. Сказано: «…и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге» (Дан.12:1). В эти тяжелые времена люди особенно остро ощутят духовный голод. Сказано: «Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» (Ам.8:11–12). Пока эти ужасные времена не наступили, мы все должны сплотиться вокруг преданных Христу архипастырей и пастырей, которые проповедуют нам Святое Евангелие. Надо защищать их от апостолов (посланников) антихриста. Особенно надо защищать истинных в Православии архиереев, ибо, как учил святой Игнатий Богоносец: «Без епископа, нет Церкви». Именно по епископату и наносится самый тяжелый удар! Мы должны вымаливать у Господа защиту для русского епископата. Они – сосуды благодати в Церкви и истинные преемники апостолов. Без их служения христианство теряет всякое апостольское, а значит, и евангельское основание.

Блаженный Иероним пишет: «Да приидет Царствие Твое. – Он просит или вообще о царстве, чтобы дьявол перестал царствовать в мире, или просит о том, чтобы Бог царствовал в каждом человеке, и чтобы грех не царствовал в смертном теле людей. Вместе с тем нужно стремиться и к тому, чтобы просить царства Божия (вечного) и не бояться суда, – что является свойством великого дерзновения (пред Богом) и чистой совести». В этом истолковании блаженный Иероним приподнимает завесу некоей тайны. Он говорит в начале данного истолкования: «Он просит…», – имея в виду, что молитва «Отче наш» являлась собственной молитвой Иисуса Христа. В этой молитве, конечно, Он более говорил от нашего имени и за нас. Но если попытаться представить, какой могла быть молитва в Истинном Человечестве Иисуса, то невозможно представить никакой, кроме Молитвы Господней, молитвы «Отче наш».

Молитва Господня обладает и врачующей силою!

Почаевский патерик рассказывает: «Сын одной матери, молодой человек, вел жизнь рассеянную. Скорбящая мать открыла свою скорбь преподобному Макарию Овручскому и просила его помощи. Преподобный взялся врачевать больного душой сына. Он то призывал его к себе, то бывал в доме матери, уговаривая сына прийти в себя. Рассеянный сын, долго не внимавший ничему, как-то раз спросил: «Зачем принуждать долго молиться?» Преподобный отвечал: «Долгие молитвы совершают иноки по обету, и это к тебе не относится. Но вот что относится к тебе: оставаться без молитвы – то же, что осудить душу на голодную смерть. Читай одну молитву «Отче наш» и в ней найдешь все: свет богопознания, и урок жизни, и утешение, и силу для духа. Прочесть эту молитву со вниманием, думаю, нетрудно». Рассеянный сын послушался. И что же вышло? Прочтя раз молитву, он захотел прочесть ее в другой и в третий раз. Затем молитва до того полюбилась ему, что он стал читать ее часто и, читая, учился добру, стал трудиться, жить со вниманием к себе, переменился во всем и был утехой матери до гроба».

Блаженный Феофилакт видит в рассматриваемом прошении мольбу о приближении Второго Пришествия. Он пишет: «Да приидет Царствие Твое. – То есть, Второе Пришествие, ибо человек со свободною совестью смело молится о пришествии воскресения и Суда».

Но можем ли мы считать себя людьми со свободною совестью (свободной от власти греха), если, оборачиваясь назад, мы видим в своем недалеком прошлом ужасные грехи и страшные преступления. К тому же, эти наши грехи на слуху у многих, ибо грешили мы, не стыдясь, и на глазах не только знакомых нам людей, но и в присутствии малознакомых. Как вырваться из сего порочного круга, который дьявол петлею отчаяния и уныния стягивает на нашей шее. Можем ли мы избавиться от нашего греховного прошлого? Можем ли мы обрести свободу от рабства греха и дьявола? Попробуем ответить на этот вопрос.

Как мы уже определились, для того, чтобы нам прийти к Богу, нам необходимо проявить глубокую веру по отношению к Нему. Сказано: «А без веры угодить Богу невозможно…» (Евр.11:6). Причем в христианстве вера не есть только отвлеченное от жизни созерцание. Напротив! Вера в Новом Завете – есть, прежде всего, действие, направленное к Объекту веры. Сказано: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1). Итак, прежде всего вера осуществление и лишь потом – созерцательная уверенность. Следовательно, невозможно веровать в свое собственное спасение и ничего не делать для его осуществления.

Преподобный Акакий Пафлагонский так уверовал в возможность полного изменения человеческой природы во Христе, что однажды воскликнул: «Согрешаю я. – Почему? – Ибо если Он воспринял нашу природу, мы уже исправились, но не чувствуем этого… Чтобы ощутить это, мы должны стать такими, как и Он, Его детьми, Его возлюбленными, упоенными и радующимися тайнам Его человечества и Его божественности»17. Посему вера познается по ее направленности к Объекту веры. Если это вера в Бога, то она должна быть неотрывно соединена с желанием исполнить Его святую волю. Рассуждая о живой вере, апостол Павел писал: «непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа…» (1Фес.1,3). Здесь апостол Павел видит возможность подлинного духовного делания, как живой веры, как результат решительного соединения со Христом. Евангельская истина непреложна: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5).

Крикливый Запад пытается все делать своими собственными усилиями, своими талантами, своей гениальностью и упорством. Лидерство – вот их стимул! Молчащий Восток, напротив, всецело уповает на Бога, Его совершенства и Его любовь. Любовь в библейском понимании и есть совокупность всего совершенного, по-настоящему деятельного и передового. Сказано: «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол.3:14). Писание также учит: «Бог есть любовь» (1Ин.4:8). Следовательно, облечься в любовь, к чему нас призывает апостол Павел, и означает сочетаваться Христу, то есть соединиться со Христом. Но примет ли Он нас такими, какие мы есть: грешными, запутавшимися в собственных противоречиях и предрассудках, наделенными безумными комплексами и амбициями? Да! Примет! Сказано: «...приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин.6:37). Какие радостные и обнадеживающие слова!

Но где и как пережить встречу с Господом? Может быть, для встречи с Ним надо отправиться в паломническую поездку в Иерусалим или на Афон? А может быть, прямо сейчас броситься бегом к близлежащему храму? Нет! Христос учит, что разрешение всех наших проблем должно произойти внутри нас самих. Только тогда перемены будут иметь не внешнее, а глубоко личное значение. Сказано: «верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф.3:17). И не смущайтесь, что горница вашего сердца не убрана и исполнена всяческих непотребств. Сын Божий и пришел в этот мир спасать таких, как ты и как я, грешников. Именно для таковых и будет открыто Небо. Сказано: «…Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф.21:31).

И не надо откладывать дело своего спасения на завтра. Ибо завтра может и не наступить! «Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2Кор.6:2).

Прямо сегодня, после этой радиопередачи обратись с молитвой покаяния к Богу, и Он силен и услышать, и исправить, и простить тебя. Радость твоего обращения к Богу наполнит все Небо. И чем более ты грешен, тем более радости о твоем покаянии будет на Небесах. Господь Иисус Христос учил: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк.15:7).

Если ты имеешь нужду в покаянии, то ты будешь прощен Богом. Бог отвергает только тех, которые не имеют нужды в покаянии, то есть считают себя «праведными» и «благочестивыми». Особенность таковых ложных «праведников» – они всех осуждают и всеми недовольны, так им легче скрыть от самих себя и от других реальное состояние своих падших душ.

Подлинный праведник всем желает спасения и духовного благополучия:

Для старца Силуана Афонского было особенно характерно молиться за умерших, томящихся во аде… Для него было невыносимо сознавать, что люди будут томиться во «тьме кромешной». Архимандрит Софроний вспоминал: «Помним его беседу с одним монахом-пустынником, который говорил:

– Бог накажет всех безбожников: будут они гореть в вечном огне.

Очевидно, это (такие злые пожелания приятно было говорить этому монаху – О.С.) доставляло удовлетворение, что они будут наказаны вечным огнем. На это старец Силуан с видимым душевным волнением сказал:

– Ну, скажи мне, пожалуйста, если посадят тебя в Рай и ты будешь оттуда видеть, как кто-то горит в адском огне, будешь ли ты покоен?

– А что поделаешь, сами виноваты, – говорит тот.

Тогда старец со скорбным лицом отвечал:

 – Любовь не может этого понести… Нужно молиться за всех».

Однажды я спросил одного православного религиоведа: «Вы молитесь за сектантов, с которыми так отчаянно боретесь?» Религиовед ответил: «Я их проклинаю. Зачем мне еще за них и молиться». Я с ужасом отошел от этого человека, оказывается, он по утрам не читает Утреннего Правила. Иначе он знал бы, что все православные христиане молятся утром за заблудших еретиков, сектантов и отступников. В Утреннем Правиле есть такие слова: «Отступившия от православныя веры и погибельными ересьми ослепленыя, светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти».

Любовь может излучать только тот, кто сам объемлем этой Любовью. Мы должны любить всех заблудших и надеяться, что Господь приведет и их и нас на стезю спасения. Сказано: «а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим.5:5).

Молитва помогает нам примириться и с нашими личными врагами. В таком случае, надо молиться о них, чтобы Господь говорил доброе о нас в их сердца. Когда я сам стал так молиться за своих обидчиков, таким образом, то Господь чудесно скорректировал эту мою молитву. И теперь я ее читаю так: «Господи, глаголи мирное обо мне в сердца врагов моих; и глаголи мирное в сердце мое и о них».

Древний патерик рассказывает: «Брат, обиженный кем-то, пришел к старцу в келлию и говорит ему: «Отче, я скорблю». Старец спрашивает: «Отчего?» Он отвечает: «Некий брат обидел меня, и меня мучит демон, доколе я не воздам ему». Старец говорит ему: «Послушай меня, чадо, и Бог избавит тебя от этой страсти. Для примирения с братом пойди в свою келлию и молчи, усиленно молясь Богу об обижавшем тебя брате». Брат сделал, как сказал ему старец. И через семь дней Бог отъял от него гнев ради того принуждения, которое он делал и ради послушания старцу».

Итак, подлинное освящение, в котором мы все нуждаемся, это такое состояние, когда Имя Господа святится в жизни нашей, когда воля Божия святится в жизни нашей, когда Любовь Божия, излитая в сердца наши Духом Святым, делает нас святыми по благодати. Вот о чем мы и просим в известном прошении из Молитвы Господней: «да святится имя Твое». Только те из нас, которые освятились Любовью Господней, без страха о грядущем Страшном Суде Господнем могут присовокупить к выше обозначенному прошению и следующее прошение: «да приидет Царствие Твое». Но такое возможно, если сыновство Богу через веру в Иисуса Христа вспыхнуло в сердцах наших. Только тогда мы и сможем с чистою совестью произнести эти удивительные и возвышенные слова:

«Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое…»

* * *

11

Учение о спасении в разных христианских конфессиях, ББИА, г. Москва, 2004, стр. 52

12

Хомяков А.С. «Церковь одна», в: Хомяков А.С. Сочинения. В 2-х тт. Т.2: Работы по богословию. М.: Медиум – ВФ, 1994, с.19.

13

«Против ересей», 5, предисловие.

14

«О воплощении», 54.

15

«Обличительное Богословие», Евгений Успенский, репринтное издание, СПБ, 2004 г. Стр.179.

16

«Апофтегмы», записанные в алфавитном порядке. Антоний 4 (PG 65:77A).

17

Преп. Акакий Пафлагонский, Главы о созерцании. 29, 3–5.


Источник: Беседы на Евангелие от Матфея. / О. Стеняев. - В 4-х томах. Изд.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева». - 2013. / Т. 1. - 336 с. Серия: Библия и современное общество. ISBN:978-5-4279-0031-7

Комментарии для сайта Cackle