Источник

Беседа 39. Евангелие от Матфея, глава 12, 1–9. «Спор о субботе или Вера и обряд»

Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея. Тему, которую мы рассмотрим сегодня, можно назвать «Спор о субботе», или «Вера и обряд».

В ветхозаветные времена подобные споры об обрядовых культах и правильности их соблюдения вытесняли порой даже теологические споры. Подобные культовые споры велись в Храме – в зале из неотесанных камней. После разрушения Храма подобные же споры происходили в Тиберии, в г. Явнее, в виноградном саду.

Несколько дней подряд сионские мудрецы решали вопрос: может ли бедный человек для ритуального светильника использовать любое другое масло, если на оливковое у него нет денег? Те из старцев Сиона, которые поддерживали патрициев-богачей, требовали использовать дорогостоящее масло. Сторонники плебса (нищих) защищали интересы своего рынка.

Священники Храма и первосвященники не блистали ученой мудростью и побаивались фарисеев и книжников, более эрудированных, начитанных и грамотных. Хотя некоторые фарисеи вели свой род с самых низов, как, например, рабби Акива, который стал изучать Тору и алфавит вместе со своим пятым сыном только благодаря удачному браку, вырвавшему его из нищеты. Сторонников бедняков становилось все больше и больше. Иудейская война и началась с того, что бедное духовенство, книжники и фарисеи восстали против своих богатых собратьев – храмовых священников (саддукеев). Но это произойдет еще только во 2-й половине I века...

Фарисеи ничего не получали по наследству, в отличие от храмовых священников, и всего добивались сами. Народ любил их, и они старались любить народ. Но никогда не прощали, никому и ничего. Иисуса из Назарета, как мы ранее говорили, они воспринимали как своего, хотя могли с подозрением относиться к Его происхождению из царского дома, дома Давидова. Впрочем, «принц-плотник» не пугал, а скорее забавлял их. Их настоящими врагами были священники Храма: этих они и презирали, и боялись. Необычное поведение Иисуса они могли связывать с назорейством (такая неверная молва ходила о Нем, хотя назореем Он не был). Он был родом из Назарета, а это совсем другое (об этом более подробно писал блаженный Феофилакт Болгарский).

Рассмотрим 12-ю главу Евангелия от Матфея, с 1-го по 9-й стихи.

Мф.12:1. «В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть».

Есть в субботу не запрещалось законом, но запрещалось приготовлять пищу. А для того, чтобы есть пшеницу, надо было растирать колосья руками, сдувать все, кроме зерен пшеницы, и потом уже есть. Блаженный Иероним усматривает в таком поведении апостолов не нарушение закона, а строгость их жизни. Он писал: «Что они собственными руками растирали хлебные колосья, чтобы утишить голод, это указывает на строгость их образа жизни; они ищут не искусственно приготовленного брашна, а только простых хлебных зерен». Подобным своим поведением апостолы, действительно, заслуживали одобрения, потому что они не заботились о хлебе насущном. Но фарисеи усмотрели в этом повод для осуждения.

Блаженный Феофилакт настаивает на том, что Христос специально спровоцировал подобную ситуацию, чтобы раз и навсегда показать людям, какое место в их жизни должен занимать обряд. Феофилакт пишет: «Намереваясь объяснить законные постановления, Господь ведет учеников засеянным полем, дабы они ядением своим нарушили закон о субботе».

Голод относится к естественной и повседневной нужде человека, и фарисеи должны были бы проявить снисхождение к апостолам, но похоже, что перед ними уже была поставлена задача скомпрометировать Иисуса из Назарета. Не надо думать, что так плохо они относились только к Иисусу. Разделенные на разные группировки, они порою доходили до прямых столкновений и даже драк во время своих занятий в зале из неотесанных камней.

И в наше время мы можем найти верующих людей, которые ради тонкости соблюдения обряда или закона готовы мучить и себя самих, и своих подчиненных. Господь и ранее обличал подобный образ такой «религиозности». Сказано: «Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них. Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши» (Лк.11:46–47). Интересно замечание о гробах пророкам, которые строили эти лицемеры. Никто из пророков не был заражен их формализмом: они обличали их в лицемерии, за что и пострадали сами. Гробницы же строили с целью организовать своего рода доходный бизнес. Вы не задумывались, для чего сегодня многие святые мощи тревожат и выставляют напоказ? Это, по большей части, бизнес на святых костях, и не более того! Огромная очередь может стоять на поклонение мощам, даже не догадываясь, что в соседнем храме, куда нет никакой очереди, находится частица мощей того же святого! Может быть, скажут, что все зависит от размера этой частицы? Но тогда это уже язычество! Святые существуют в нашей жизни для того, чтобы мы подражали их вере, а не занимались бесконечной эксгумацией их нетленных останков! Сказано: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13:7). Чтобы получить чудо исцеления от святых мощей, надо с благоговением подойти к ним. Но какое может быть благоговение, если тебя сзади подталкивают, а спереди не пускают?! Впрочем, толпа не помешала кровоточивой женщине через прикосновение к одежде Спасителя получить чудо исцеления. Но нет места чуду там, где царят суеверие и магазинная толкотня. Чудо – это не эффект толпы, а движение верующего сердца навстречу Господу и Его святым. Но там, где царит целый ряд условностей (сюда можно, а сюда нельзя; здесь целуй, а тут не тронь), трудно пережить чудо.

Об этом же писал и апостол Павел: «Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: ″не прикасайся″, ″не вкушай″, ″не дотрагивайся″ [что все истлевает от употребления], по заповедям и учению человеческому? Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти» (Кол.2:20–23).

То есть человек может и тело изнурить, и голод испытать, но ничего не получить от Бога. Некоторые из религиозных предписаний иудеи переделывали так много раз, что от первоначального их смысла порой ничего не оставалось. Сказано: «И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, – так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены» (Ис.28:13); и еще: «Он же (то есть Сын Божий) сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?» (Мф.15:3)

Почитайте Талмуд и все эти пост-иудейские книги правил, и вы будете поражены, насколько один канон противоречит другому, а все заповеди «обработаны» таким образом, чтобы вместо духа Христовой любви остались лишь жестокие и безжалостные по отношению к человеку предписания. Божественный Логос не вещал во всех этих «книгах правил», как он вещал в писаниях пророков и апостолов.

И мы читаем далее:

Мф.12:2. «Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу».

Учителя из Назарета упрекают за то, что не помешал ученикам удовлетворить голод зернышками пшеницы! Как будто ими можно было насытиться.

Блаженный Иероним пишет: «Заметь, что апостолы Спасителя первые разрушают букву Закона, вопреки мнению евионитов, которые отвергают Павла как преступника Закона, хотя остальных апостолов принимают».

Евиониты были еретиками, которые обвиняли апостола Павла в уничтожении значимости Закона. В действительности же, христиане, тем более сами апостолы, всегда признавали дух Закона, отвергая только его букву. Разве когда-нибудь со стороны Христа и Его учеников было формальное или, тем более, лицемерное отношение к Закону Божию? Сам Сын Божий говорил о Себе: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф.5:17–18). И все же Христа считали нарушителем Закона, и, прежде всего, потому, что Он проповедовал: не человек для Закона, но Закон для человека. В этом и была суть Его полемики с книжниками, фарисеями и саддукеями.

Пока и мы с вами не поймем, что в центре приходской жизни находится не епископ, не настоятель или священник, а обычный прихожанин, мы так и не исполним слова Христа Спасителя, изрекшего: «и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф.23:10–12).

Книжники, переписывая свитки, зарабатывали на этом доходном ремесле; фарисеи, держа народ в страхе, наслаждались властью над простыми людьми; саддукеи (храмовые священники) смотрели на всех, как на своих крепостных, и обирали и простой народ, и книжников, и фарисеев. Им нужны были деньги и для роскошной жизни, и для взяток римлянам, которые только за деньги соглашались держать при себе таких бездарных, жадных и никчемных людей.

Далее мы слышим ответ Господа Иисуса Христа сим законникам:

Мф.12:3–5. «Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам? Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?».

Блаженный Иероним пишет: «Для опровержения хулы фарисеев Он вспоминает о древнем событии – о том, когда Давид, избегая опасности от Саула, прибыл в Нову (Nobe) и принятый первосвященником Ахимелехом, просил хлеба; а этот, не имея обыкновенного хлеба (laicos cibos – хлеба мирян), дал ему хлебы освященные, вкушать которые позволялось одним только священникам и левитам… не усомнился дать хлеба, предпочитая, как говорит пророк: ″Милости хочу, а не жертвы″, – освободить людей от опасности вследствие голода жертвоприношению Богу; ибо спасение людей есть богоугодная жертва. Посему Господь возражает и говорит как бы так: ″Если и Давид свят, если и первосвященник Ахимелех не осуждается вами, – а однако оба преступили повеление закона на основании только имеющего вероятное значение оправдания, и если поводом к этому был голод, – то почему тот же самый голод вы не признаете достаточным оправданием для апостолов, признавая его у других таковым?″»

Блаженный Феофилакт, согласно с Иеронимом, пишет: «Хотя Давид был и пророк, однако не должно было есть их ни ему, ни тем более бывшим при нем: их могли есть одни священники. Впрочем, по причине голода он заслужил прощение. Так и здесь ученики».

И мы читаем далее:

Мф.12:6–9. «Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма; если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, ибо Сын Человеческий есть господин и субботы. И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их…».

Иероним Стридонский так объясняет слова «Тот, Кто больше храма»: «место, в котором находится Владыка храма, более [самого] храма». И далее: «слова: ″не осудили бы невиновных″ нужно понимать относительно апостолов. Смысл стиха такой: Если вы одобряете милосердие Ахимелеха в том, что он подкрепил силы изнемогавшего от голода Давида и отроков его, то почему вы осуждаете учеников Моих, которые ничего такого не сделали?»


Источник: Беседы на Евангелие от Матфея. / О. Стеняев. - В 4-х томах. Изд.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева». - 2013. / Т. 1. - 336 с. Серия: Библия и современное общество. ISBN:978-5-4279-0031-7

Комментарии для сайта Cackle