Источник

Беседа 38. Евангелие от Матфея, глава 11, 25–30. «Откровение Сына Божия о Своем Небесном Отце»

Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея на радио «Радонеж», и тема сегодняшней беседы называется «Откровение Сына Божия о Своем Небесном Отце». И мы будем читать 11-ю главу Евангелия от Матфея с 25-го по 30-й стих.

Эту тему мы отчасти рассматривали в наших прошедших беседах, сегодня коснемся данного вопроса более обстоятельно.

Тайна Бога мучает людей на протяжении всей их истории. Кто Он, Бог, и чего Он хочет от нас? Эти и подобные вопросы люди часто задают себе. Что можно на них ответить? Одни считают, что Бог – это жестокий владыка, деспот, который хочет всех нас обречь на вечные страдания. Его законы как бы и написаны, чтобы крикнуть нам в лицо: все вы конченые грешники, вы ничего не можете исполнить, и всех вас ждет ад!..

Представьте себе, если бы мы не знали Евангелия (Нового Завета) и жили бы только по Ветхому Завету или Корану. Жизнь являлась бы для нас ужасным приготовлением к аду, а Рай представлялся бы чем-то совершенно неприступным и недостижимым.

Какую надежду на спасение может иметь грешник, если спасение зависит только от его собственных дел? Что доброе смогли бы предложить мы Богу из того, что имеем? Ведь все хорошее, что мы имеем, – от Создателя, Он сам даровал все это нам. Сказано: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1:17).

Неужели после нашего последнего греха Он никогда уже не изменит отношения к нам? Ведь мы прочитали, что в Боге нет и «тени перемены». Вот здесь и раскрывается тайна Боговоплощения, когда Сын Божий входит в реальность нашей истории и начинает действовать в ней. Как писал Карл Барт: «Христос и есть смысл исторического процесса. Он – смысл истории в высоком понимании этой тайны».

Сотворив мир, Господь не устранился от его процессов. Сказано: «ибо мы Им живем и движемся и существуем...» (Деян17,28).

В этом смысле каждое новое поколение людей как бы процеживается через сито евангельского бытия. Как учил святитель Григорий Богослов: Бог будет оценивать нас, исходя именно из того, как бы мы повели себя, живи мы во дни земной жизни Сына Божия.

Ведь и теперь человек стоит перед теми же проблемами, и вопросами, и перед тем же призывом. Призыв Божий продолжает звучать в каждом поколении человеческой истории. Сказано: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.З,20).

Тема призыва не меняется, Бог призывает нас примириться в Сыне Своем с Самим Собою.

И мы читаем 25-й и 26-й стих 11-й главы Евангелия от Матфея:

Мф.11:25–26. «В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение».

Блаженный Иероним так истолковал эти слова: «Он воссылает благодарение и радуется в Отце, что Отец открыл апостолам таинство Его пришествия, которого не постигали книжники и фарисеи, сами себя считавшие премудрыми и разумными». Все эти иудейские священники и первосвященники слишком были заняты сами собою, чтобы им обратить внимание на Радостную Весть (Евангелие). Их занимали внутренние интриги, сплетни и пересуды; их занимала и чреда бесконечных конфликтов с Римом, им некогда было обратить свой взор на смиренного Проповедника из Назарета.

В то же самое время простой народ алкал и жаждал перемен. Простые люди устали тратить свои деньги на римлян и толпу иудейских священников, тунеядцев. Левиты, священники, настолько обленились, что перестали учить людей Закону Божиему (Торе). Они как ремесленники автоматически, бездушно выполняли свои обряды – и всё. Те же самые книжники и фарисеи, как мы ранее говорили, были ближе к простому народу, но и их ряды разъедали суеверия, так называемые «иудейские басни», коррупция и откровенное незнание Закона Божия, его подлинной сути и содержания.

Блаженный Феофилакт еще белее удивительно толкует эти слова: «″Исповедаютися″, сказано вместо – благодарю Тебя, Отче, что иудеи, признающие себя умными и сведущими в писании, не уверовали, а младенцы, то есть несведущие, познали великие тайны. Бог скрыл великие тайны от признающих себя умными не потому, как бы Он не хотел даровать им их, и был причиною их невежества, но потому, что они сделались недостойными, потому что почитали себя умными. Ибо, кто считает себя умным и полагается на собственный разум, тот уже не молится Богу. А когда, кто Богу не молится, то Он не помогает тому и не открывает ему Тайн. Притом еще. Бог многим не открывает своих Тайн наипаче по человеколюбию, дабы они не подверглись большему наказанию за пренебрежение того, что узнали».

Здесь Феофилакт подтверждает мысль, что истина спасения открывается смиренным сердцам, то же самое говорит и Иероним (некоторые «богословы» думают, что у входа в райские врата каждому придется, как минимум, сдавать экзамен по сравнительному богословию), но, с другой стороны, Блаженный Феофилакт видит и опасность в чрезмерных духовных знаниях для могущих возгордиться. Поэтому в Православии богословие – плод молитвенной жизни, но никак не наоборот.

Апостол Павел писал: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1Кор.1:26–29).

Итак, если мы и достигли чего в познании тайн Бога, то только благодаря Ему Самому. Посему подлинное богословие в Православии – плод молитвенной и сокрушенной о грехах жизни; а надменная клерикальная самоуверенность – начало отступничества и ереси.

Природа человека такова, что сам по себе он не может объяснить и природу муравья. Святитель Григорий Нисский писал: «...Хвастающий, что достиг познания о существующем, пусть объяснит нам пока природу муравья, а затем уже рассуждает о природе силы, превосходящей всякий ум». Мы можем постигнуть Бога постольку, поскольку Он Сам открывает Себя нам, и делает Он сие «многократно и многообразно» (Евр.1:1).

Бог, действующий в природе:

Великая Книга, рассказывающая о Боге, это книга Природы. Бог сотворил удивительный мир! Он создал луну и звезды, Солнце и Землю, океаны и моря, реки, озера и водопады. На небе бесчисленное количество звезд и планет. Есть звезды, которые настолько удалены от нас, что свет от этих звезд и созвездий движется миллионы и миллионы лет, прежде чем достигнет нашей планеты. И тем не менее, у Господа есть намерение для каждой песчинки во вселенной. Сказано: «исчисляет количество звезд; всех их называет именами их» (Пс.146:4). Дать имя в библейском смысле означает – подчинить власти и усмотреть для нареченного новое намерение.

Недавно ученые астрономы отметили, что за несколько миллионов и миллионов световых лет от нас столкнулись и взорвались две галактики. В каждой такой галактике миллионы и миллионы таких же солнц, как и наше. Почему это произошло? Об этом знает только Бог, Он один Владыка всего мироздания, и все бесконечно огромное и бесконечно мелкое принадлежит Ему и пребывает в Его власти.

Не менее поразителен мир растительности на нашей Земле. Существует такое обилие растительного мира, что ученые до сих пор обнаруживают все новые и новые виды и поражаются их красотою. Сказано: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает...» (Мф.6:28–30).

Но и сам человек так дивно устроен, что мы до конца не можем рассмотреть и изучить особенности структуры его организма, своего собственного тела. Как работает сердце, печень, почки, мозг человека, как циркулирует кровь по венам и артериям? Эти тайны доступны только Создателю. Сказано Иовом о Творце: «...и чудным являешься во мне» (Иов.10:16). Также о Боге Творце в Книге Иова сказано: «И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие? В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти» (Иов.12:7–10).

О том, что мир природы есть одна из форм познания Бога, откровение Бога о самом Себе, апостол Павел писал: «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы...» (Рим.1:19–20)

Бог, действующий в Библии:

Сказано о Священном Писании: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет.1:19–21).

Мы, православные христиане, ни на йоту не сомневаемся в святости Священного Писания – Книг Нового и Ветхого Завета, как и сказано: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим.3:16–17).

Слово Бога вечно и неизменно, и никакая часть Писания не заменяет и не отменяет другую часть Писания. Напротив! Слово Божие возвеличивает и делает более явной всю истину Создателя, явленную нам на страницах святой Библии.

Это Талмуд или Коран постоянно спорят сами с собою. Один ребе не признает толкования другого ребе, один аят отменяет другой аят, так что становится непонятным, в одном ли духе написаны эти произведения.

И только стройность Библейского текста столь высока и величественна, что неземное происхождение Библии становится неоспоримым фактом для все большего и большего количества людей. Особенно святость Библии подчеркивают пророчества, наполняющие ее страницы. Время прозрачно для библейского откровения, и не только судьбы целых государств, но и отдельных личностей видны как на ладони.

Многие библейские пророчества исполнились настолько точно, что скептики заявляют, будто все эти пророчества были записаны уже после исполнения. Но такие заявления неверны. Будучи Всевышним, Господь Бог, конечно же, способен предсказывать будущее. Сказано: «Я Господь, это – Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам. Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам» (Ис.42:8–9); и еще: «Вспомните это и покажите себя мужами; примите это, отступники, к сердцу; вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю» (Ис.46:8–10). Для Бога будущее так же реально, как и прошлое, ибо Он не ограничен не только пространством, но и временем.

Горькая участь ожидает тех, которые отвергнут истины слова Божия, такие представляют Бога лживым, и вечный гнев объемлет нечестивцев. Сама огненная геенна содрогнется от возмущения и негодования, когда тела нечестивых грешников будут брошены в ее пламень. Смерть в геенне обманет их, как только у них сгорит их кожа и все их внутренности, тело вновь обретет прежний вид, и круг мучений замкнется.

Святитель Климент, папа Римский, пишет: «бессмертны все души и нечестивых, для которых лучше было бы, если бы они были тленны: потому что, мучаясь бесконечными муками в огне неугасающем и не умирая, они не будут иметь конца своему бедствию». Об этом же писал и святитель Кирилл Иерусалимский: «если кто грешен, получит вечное тело, долженствующее терпеть за грехи, дабы вечно гореть в огне и не разрушаться».

Пока глас Божий еще звучит, призывая грешников к покаянию, перемены еще возможны. Вопли из ада не услышит никто, ибо даже среди близких в День Судный произойдет полное расторжение и отчуждение. Ведь уже в этой жизни близкие по вере ближе нам, чем свои по плоти.

Бог, действующий в Сыне Своем:

Это самое великое и значимое для каждого из нас свидетельство Бога о Самом Себе. Именно события Его земной жизни и станут тем ситом испытания, пройдя через которое в своем времени, мы услышим приговор вечности. Ибо святые Отцы учат нас, что Бог будет судить всех нас, исходя из того, как бы мы повели себя, живи мы во дни Его земной жизни. Для сердцеведца Господа не составит никакого труда в серых буднях нашего настоящего увидеть наши возможные действия на узких улочках Иерусалима времен земной жизни Сына Божия.

Чего мы ожидаем от Христа сегодня: чуда исцеления собственных болезней или нам нужен сытый и дармовой хлеб, бесплатная рыба, повод позубоскалить, или вместе с фарисеем хотим блеснуть своей набожностью в святом Храме; а может быть, мы собрались осудить соседку-проститутку и уже влачим ее к месту казни; а может, в патриотическом угаре мы желаем освободить борца с оккупантами-римлянами Варраву, поэтому и кричим по поводу жалкого плотника из Назарета: «Распни, распни Его!» А может, нам не до Иисуса, ведь мы служим в Храме и на хорошем виду у Первосвященника; а может, ты римский солдат, которому, все, что происходит в Иерусалиме, глубоко чуждо, и ты спешишь вернуться на родину…

Те времена ушли, но они по-прежнему имеют вечное и непреходящее значение. Ты можешь отмахнуться и сказать: да нет же, все это было в прошлом!

Но почему вчера ты не навестил Иисуса Христа в больнице; почему сегодня ты не дал Ему кружку воды и отказал в куске хлеба и при этом долго ругался, обзывая Его бомжем; почему ты не добиваешься, чтобы тебе дали встречу с Иисусом Христом в московской «Бутырке» или питерских «Крестах»? Отнеси Сыну Божию хотя бы передачку, и Он разделит ее с сокамерниками.

Сказано: «ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф.25:42–43).

Итак, Христос действительно с нами «...во все дни до скончания века...» (Мф.28:20), и хотя мудрецы века не замечают и не чувствуют этого, простые сердцем только этим и ЖИВУТ.

И мы читаем далее:

Мф.11:27. «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть».

«Все предано Мне Отцем Моим». Блаженный Иероним Стридонский так истолковал эти слова: «И Отца передающего, и Сына принимающего понимай в таинственном смысле; в противном случае, то есть если мы захотим понимать это в смысле, соответствующем нашей тленной природе, то [должны допустить, что] когда Получивший начал иметь, Давший перестал иметь [переданное] (incipit non habere – начал не иметь). А под всем переданным Ему нужно понимать не небо и землю, и составные части мира, и прочее, созданное и устроенное Им Самим; а нужно понимать тех, которые через Сына имеют доступ к Отцу и которые прежде были в возмущении против Бога, а потом начали чувствовать Его в себе».

Вы слышите, братия и сестры! Что Бог Отец передает Сыну Своему не Небо и землю, а души тех, «которые через Сына имеют доступ к Отцу и, которые прежде были в возмущении против Бога, а потом начали чувствовать Его в себе».

Это о нас с вами: мы прежде, через грех находились во враждебном отношении с Богом Отцом и от Него ожидали такой же неприязни, но в Сыне Его мы обрели тайну Божественного прощения, и – о чудо! – «начали чувствовать Его в себе».

Эта тайна и догматичная: если по Божеству Сын Божий единосущен Богу Отцу; то по Своему истинному Человечеству Он единосущен каждому из нас.

Апостол Павел восклицает: «и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал.2:20). Каждый православный переживает моменты такой радости осознания Сына Божия в себе. Ты спросишь: когда? А я отвечу: ПРИЧАСТИЕ. Каждый христианин переживает и состояние подлинной святости, когда после отпущения грехов причащается Святых Тайн. Но, увы, наше отличие от подлинных святых то, что мы, не успев выйти из храма, начинаем терять ощущение радости святости, и радостный призыв «святая – святым!» уходит в вечное прошлое, растворяется легким благоуханием под куполом храма.

А о том, что Отец раскрывается только в Сыне, сказано: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1:18); и еще: «Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?» (Ин.14:8–9).

Сын Божий явил нам образ Своего Небесного Отца, раскрыв перед нами Его, Бога, подлинные намерения по отношению к нам, явив Его любвеобильный и человеколюбивый характер.

И далее мы читаем:

Мф.11:28–30. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас, возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко».

Когда Сын Божий говорит о иге, которое мы можем взять от Него, то имеется в виду полное освобождение каждого из нас от тяжести наших собственных грехов, которые Он принял на себя. Иероним Стридонский пишет о сем: «И пророк Захария свидетельствует, что велика тяжесть греха, когда говорит, что беззаконие сидит на таланте свинца, и Псалмопевец с плачем восклицает: ″Беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне″».

Блаженный Феофилакт пишет: «″Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы″. Призывает всех вообще, не одних иудеев, но и язычников. Под ″труждающимися″ надобно разуметь иудеев, как проходящих тяжкое законное послушание, и трудящихся в исполнении заповедей закона, а под ″обремененными″ – язычников, которые обременены были тяжестью грехов. Всех сих Христос призывает к успокоению; ибо что за труд – уверовать, исповедать и креститься? И как не успокоиться, когда здесь бываешь беспечален о грехах, сделанных до крещения, и там получишь вечный покой?» Далее Феофилакт пишет: «Иго Христово есть смирение и кротость; посему кто смиряется перед всяким человеком, тот имеет покой, пребывая всегда без смущения, тогда как тщеславный и горделивый находятся в беспрестанном беспокойстве, опасаясь лишиться чего-нибудь и усиливаясь, как бы больше прославиться, как бы победить врагов. Это Христово иго, то есть смирение, легко; потому что нашей униженной природе удобнее смиряться, а не превозноситься. Впрочем, игом называются и все заповеди Христовы, и все они легки по причине будущего воздаяния, хотя в настоящее краткое время и кажутся тяжелыми».

Да! Чудо нашего спасения есть дар для всех, уверовавших во Иисуса Христа. Святитель Киприан пишет о радостях будущей жизни: «какая будет слава, какая радость – удостоиться того, чтобы зреть Бога и вместе со Христом, Господом Богом твоим, вкушать радость спасения и вечного света; приветствовать Авраама, и Исаака, и Иакова, и всех Патриархов и Пророков, и Апостолов, мучеников; вместе со Святыми и другими Божьими наслаждаться сладостью дарованного бессмертия, – и получить то, чего око не видело, ухо не слышало и что на сердце человеку не восходило».

Итак, Сын Божий призывает нас: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас», – Он говорит, Он восклицает: «все», – значит, сегодня Он призывает ко спасению и тебя. Именно СЕГОДНЯ, потому что завтра может и не наступить. Откликнемся на небесный призыв, внемлем небесному глаголу, и двери райские откроются для тебя еще в этой земной жизни.

А пока Сын Божий стоит и стучит у двери твоего сердца, ответь на Его призыв, скажи: «Да, я каюсь», – и тогда Небо найдет тебя на земле.


Источник: Беседы на Евангелие от Матфея. / О. Стеняев. - В 4-х томах. Изд.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева». - 2013. / Т. 1. - 336 с. Серия: Библия и современное общество. ISBN:978-5-4279-0031-7

Комментарии для сайта Cackle