Источник

308. Духовные аптечки

Больные ждут времени, благоприятного для лечения у целебных источников: православные ждут Великого поста, как времени самого благоприятного для исцеления своих немощей духовных. “Пост – весна душам”, – поучает св. Церковь в своих великопостных песнопениях: в посте так легко дышится, как бы весною; вся церковная обстановка, все службы Божии благоухают Божией благодатью, а в Таинствах Церкви, в Таинстве покая­ния и Божественного причащения тела и крови Спасителя нашего, душа обретает и желан­ное исцеление от болезней духовных, от тех страстей, которые воюют на душу и от коих изнемогает наш духовный человек. И сколько истинно материнской любви и заботливости проявляет святая Церковь в это воистину благодатное время! Как мудро расположила она свои службы, свои исторические воспоминания и памяти святых Божиих на эти дни! Зная свойства души человеческой, она действует не только на ум, но и на сердце грешника, не только дает пищу для благочестивых размышлений, но и питает сердце, чувство неподра­жаемою поэзией своих стихир, канонов и других песнопений. Почти за месяц начинает она готовить к посту своих чад; за три недели уже слышатся трогательные покаянные песни: “Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче”, за две недели – песнь пленников вавилонских, оплакивающих свое потерянное отечество, а в евангельских чтениях дает образцы покаяния в Закхее, в мытаре, в блудном сыне. И везде – смирение как основной фон христианской жизни, везде детская простота сердца и готовность в слезах изливать свое сердце. Настает пост, и открывается чудная панорама Ветхого и Нового Завета в великом творении святителя Андрея Критского, в Великом каноне. Умилительная молитва преподобного Ефрема Сирина слышится многократно на всех службах, и верующие повергаются пред Господом в пока­янных воздыханиях, умоляя милосердого и всемогущего Господа удалить от них дух празд­ности, уныния, любоначалия и празднословия, даровать же им дух целомудрия, смиренно­мудрия, терпения и любви, а паче всего – зреть свои согрешения и не осуждать ближнего. Настает день покаяния – канун Божественного причащения, и верующие открывают свою совесть пред милосердым Господом, исповедуя своему духовному отцу все, что тяготит их, чем они прогневляли Господа, и получают, по вере своей, отпущение согрешений, полагая обет больше не служить греху. Поистине – чудное время, поистине весна и обновление душ у источников спасения – под сенью храмов Божиих.

Всякое лечение требует врача, его указаний относительно диеты и пользования целебными водами. Так и в духовном врачевании нужен врач, нужна диета, руководство духовного отца. Всякое и доброе дело только тогда спасительно, когда оно делается добре, с рассужде­нием. Можно и поститься, и молиться, класть поклоны без счета, а пользы не иметь, если все это будет сопровождаться фарисейским настроением, будет питаться духом тщеславия, будет чуждо мытарева злата – смиренномудрия. Ведь и в телесном лечении бывает то же: иной будет пить воду, в известных случаях целебную, а в других прямо вредную. Чем опыт­нее врач, тем больше у него пациентов; так и тут, чем опытнее духовник, тем больше стре­мятся к нему все, кто истомился душою, кто страдает тою или иною духовною болезнью, обуревается страстью, томится малодушием в скорбях своих, ищет поддержки, утешения, духовного врачевания. Вот почему те обители, в коих есть более или менее опытные старцы, бывают во дни поста – да и не поста только – переполнены верующими, ищущими духовного руководства и облегчения тяготы душевной. И никогда так не раскрывается грешная, но смиряющаяся пред Богом и кающаяся душа, как при исповеди, никогда так благотворно и плодоносно не бывает сеяние заповедей на ниве сердца человеческого, как во дни поста, особенно Великого. Как велика ответственность пред Богом отцов духовных за эти раскрытые сердца, если они не воспользуются в это святое время духовного обновления и возрож­дения православных чад Божиих, чтоб помочь им в деле сего обновления!

Но как помочь, что делать духовнику, когда в один день ему приходится исповедать несколько сот человек? Ведь на каждого приходится иногда всего две-три минуты: иначе другие останутся без исповеди.

Многие добрые пастыри заранее приглашают своих прихожан исповедаться за два-три дня, если хотят повнимательнее заглянуть в свое грешное сердце. К сожалению, это не входит в обычай: исповедники как будто боятся нагрешить после исповеди до святого причащения. Иные стараются даже исповедаться в самый день причащения, забывая, что ведь если так станут делать все, то духовник будет лишен уж всякой возможности исповедо­вать желающих. Напрасно духовник предлагает потом дополнять исповедь, если кого что-нибудь смущает: делать это стесняются и предпочитают в канун причащения выстаивать по несколько часов в ожидании очереди подойти к аналогию духовника. При таких условиях и бывает часто, что от исповеди, из духовной врачебницы, отходят неисцеленными. Как же быть? Как и чем, хотя в некоей малой мере, помочь горю?

Из житий святых, из наблюдений пастырских, из постоянного опыта духовной жизни известно, что благодать Божия как бы стоит на страже человеческого сердца и всегда готова привлечь его на путь спасения, как только произволение человека склонится к сознанию своей греховности и поищет ее всесильной помощи. Известны, например, случаи могущественного воздействия благодати при чтении не только слова Божия, но и писаний свято­отеческих, житий святых и даже простых назидательных листков. Печатное слово, таким образом, является на помощь отцам духовным в их святом деле духовного водительства их чад. И духовники должны им широко пользоваться. Мне известны многие пастыри, которые предлагают говельщикам, ожидающим очереди при исповеди, назидательные листки, рас­полагающие к покаянию и помогающие кающемуся в исповедании грехов. Таковы “Троиц­кие листки”: “Пред исповедью и об исповеди” (№ 712 и 207), “Исповедь” (97), “Без испо­веди не полно покаяние” (209), “И Бог требует, и душа просит исповеди” (262), “Что нужно для спасительной исповеди” (410), “Прежде сам прости” (177), “Прежде долг уплати” (235), “Восстани, спящий” (543), “Воротись, куда идешь” (285), “Осмотрись” (218), “Пока не поздно” (307), “Пора одуматься” (237), “Почему не сегодня” (714), “Покаемся” (358), “Стыдно мне пред Тобою, Господи” (526) и под. В некоторых церквах такие листки громко прочитывались псаломщиками или грамотными из говельщиков; читались и листки о Боже­ственном причащении: “Не уклоняйся от причастия св. Христовых Таин” (156), “Не лишай себя чаши Христовой” (308), “Величие Таинства св. причащения” (210), “Хлеб небес­ный” (361), “Что нужно для достойного причащения св. Тайн” (411), “Причастникам пред св. причащением” (458).

Но этого мало. Надобно, хотя отчасти, восполнить то, что должен бы дать духовник устно, чего ждет от него духовный сын: это – совет, что ему делать, как отстать от привычного греха, как направить свою волю к добру, как переменить свою жизнь: ведь Таинство покаяния есть только благое начало этой спасительной перемены – начало новой – во бла­годати – жизни, которая должна продолжаться до конечного исхода отсюда, которая будет целожизненным подвигом борьбы с привычными страстями, свившими себе гнездо в сердце, подвигом очищения сердца от этих зловонных исчадий ада. Тут уже нужна целая “духовная аптечка”, смотря по духовной болезни пациента-исповедника. Некоторые духовники дают исповеднику на память листок, какой придется. Но это не только бесцельно, но и иногда может быть и вредно, отвлекая мысль говельщика от единого для него на потребу в сторону ненужного. Несравненно большую пользу могла бы принести в руках опытного духовника, как умелого врача, целая “аптечка-библиотечка”, которую следовало бы иметь под руками каждому духовнику. В ее состав должны входить листки по нескольким отделам и подраз­делениям. Можно иметь три главных отдела, по указанному Апостолом Иоанном Богосло­вом делению грехов: похоть плоти, похоть очес и гордость житейская. В первом отделе два главных подразделения: грехи плотские и чревоугодие в его разных видах. Смотря по виду таких грехов, духовник может дать исповеднику листки, вроде таких: “Борьба с плотью” (№ 197), “Не прелюбы сотвори” (707), “Положи, как Иов, завет очам твоим” (598), “До чего ослепляет распутство” (149), “Слово к распутному сыну” (652), “Кому подобен распутно живущий” (406) и под. Против пьянства: “Десять горьких гроздов пьянства” (8), “Благодатное врачевство против пьянства” (150), “До чего доводит пьянство” (454), “Как помочь нашему общерусскому горю” (492), “Непобежденный враг Русской земли” (563), “Слово покаявшегося пьяницы” (564), “О том, как изобретательны пьяницы” (619), “В чем корень пьянства” (696), “Грозное слово св. Василия Великого на упивающихся” (727), “Доб­рое слово жене, у которой муж пьяница” (728) и другие листки, которые имеются собран­ными и в одной книжке, под заглавием “Всем пьющим и непьющим душеполезная книжица о погибельном пьянстве”. Против чревоугодия – все листки о посте и воздержании; против “похоти очес” – о любостяжании, богатстве и бедности, как например: “Можно ли спастись богатому” (779), “Слово к богатым и убогим” (257), “Ничто не наше на земле” (487), “Не суди бедняка, а подай ему” (695), “Что лучше: богатство или бедность” (427), “Кому можно, а кому грешно жить подаянием” (603), “Бедностью не оправдаешься пред Богом” (179), “Доброе слово Христа ради нищему” (339), о картежной игре (532), о женских нарядах и уборах (295), зависть – “Первородное исчадие греха” (693), “Завистник – человеконенавистник” (248), “Не завидуй и зависть незлобием побеждай” (32); о гордости и смирении: “До чего доводит гор­дость” (547), “Я – не твой брат” (494), “Смирись, гордый человек” (582), “Смирение – матерь всех добродетелей” (645), “Смирение святых” (612), “Христов пример смирения” (663) и др. Родителям: “Мудрые советы” (14), “Родители, берегите детей своих” (352), “Страшное дело – клятва родительская” (386), “Молитесь, матери, за детей своих” (495), “Счастье роди­телей” (490), “Всегда ли должно следовать благословению родителей” (520); детям: “Дети, помните пятую заповедь” (75), “Дорожите благословением родительским” (230), “Нива, слезами орошенная” (725), “Храните, дети, завет родительский” (311), “В поучение взрос­лым детям” (442). Листки для детей есть и в одной книжке “Троицкий подарок для рус­ских детей”. О семье: “Семейные раздоры” (82), “Братья и сестры” (393), “Невестки и свекрови” (684), “Снохи в семье” (146), “Мужья и жены” (118, 753). В утешение скорбящим имеется более 50 названий листков, которые есть и в одной книжке “Всем скорбящим во утешение”. Есть листки о сквернословии (88 и 719), о “дымной привычке” (540), “земледельцу” (27), “воину” (138,143, 407), “наемному человеку” (453), “нищему” (339), “тор­говцу” (77 и 303). Много листков о храме Божием, о молитве, о праздновании святых дней (25,144), о покаянии, о смерти (15 названий), о поминовении усопших (5 названий), о Церкви православной и послушании ей (до 15 названий), о расколе и сектах (до 30 названий), о почитании Матери Божией и Ея икон (до 35 названий), Святых Божиих, Креста Господня (более 20 названий). Не стану перечислять их: общее число “Троицких листков” доходит теперь до 1350 номеров. К ним есть систематический указатель и оглавления к выпускам (каждый выпуск состоит из 40 номеров). “Аптекарский склад”, если угодно так назвать это издание, как видите, очень богатый.

Я позволил себе остановиться на “Троицких листках” потому, что многие из них мною и составлены, и все – редактированы, а потому их содержание мне хорошо известно. Но ведь есть, кроме Троицких, и другие листки: Афонские, Киевские, Почаевские, Синодальные. Есть из чего составить духовную аптечку.

Эту мысль мне подал один почтенный отец игумен, в обители у которого такие аптечки уже имеются и приносят большую пользу богомольцам. Он, между прочим, пишет: “Необ­ходимо, чтобы в аптечке были листки и для раздачи не только во время исповеди, но и при совершении треб, особенно при крещении, браке, погребении. Известно, что при таких случаях сердце бывает более восприимчиво. Для образца можно выписать хотя по одному листку (впрочем, не менее сотни, хотя бы и разных, ибо пересылка почтой в противном слу­чае обходится дорого, а сотня с пересылкой стоит 60 к.; налож. платежом – 80 к.), затем, по усмотрению духовника можно уже требовать больше, указывая номера листков. Из нашей монастырской библиотечки-аптечки всего более требуется листков в утешении скорбящим: особенно теперь, да и всегда, скорбящих немало, они-то больше и обращаются к Богу, но скорби бывают разные: об умерших, по случаю болезни, бедности, обиды, дурной жизни мужа, детей или других несчастий. Часто просят листков о примирении враждующих, про­тив пьянства, ругани и пр. Батюшки и прихожане оценят духовное врачевство, получая пользу от его своевременного употребления. А два-три рубля на выписку батюшка найдет у себя же, из тех лепт, какие кладут ему за исповедь в кружечку”.

Кто желал бы получить такую “духовную аптечку”, тот может в своем требовании обозначать просто: такого-то № листка, столько-то экземпляров. Получив, распределить их или пакетами, по содержанию, или бандеролями, чтобы не рыться при самой исповеди. У о. игу­мена, о коем я упомянул, сделан даже особый шкаф, с клеточками для каждой темы – духовного врачевства. А на створах шкафа – список имеющихся тут листков.


Источник: Мои дневники / архиеп. Никон. - Сергиев Посад : Тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1914-. / Вып. 7. 1916 г. - 1916. - 188 с. - (Из "Троицкого Слова" : № 301-350).

Комментарии для сайта Cackle