321–322. Во славу нового чудотворца святителя Иоанна Тобольского
I
Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас!
В скорбях многих, обретших нашу Русь православную зело, Господь не оставляет нас по грехам нашим, но еще посещает Своею милостью. 13 лет тому назад, пред великими испытаниями Японской войны и внутренней смуты, Господу было благоугодно прославить дивными знамениями и чудесами великого подвижника Саровского, смиренного старца Серафима; и подвиглась тогда вся Русь православная от края до края, и Сам Царь православный с Супругою Своею и чадами с глубокою верою приклонил во смирении Свою царственную, венчанную главу пред гробом нового молитвенника и чудотворца Русской земли: и услышана была молитва Его и венчанной Супруги Его, и даровал Им Господь утешение велие, – не Им только, но и всей Руси православной – в рождении Государя Наследника Цесаревича. Последние десять-тринадцать лет скорби Русской земли все умножались, верующее сердце побуждало русских людей все чаще и чаще обращать скорбные взоры к небу и там искать благодатной помощи в несении тяжкого креста, там искать себе поддержки – преимущественно у тех, кто и по крови был родной русским людям. И угодники Божии откликались на скорбь народную, и Господь, по молитвам их, в подкрепление веры православной, отовсюду колеблемой, творил чудеса и знамения от мощей новых чудотворцев, и в течение немногих лет их мощи были прославлены Русскою Церковью: так, в древнем Кашине восстановлено почитание св. мощей великой княгини, многострадальной труженицы Анны; в Белгороде прославлены мощи нетленно почивающего там святителя и чудотворца Иоасафа; в Москве прославлены мощи великого священномученика за Русскую землю святейшего Ермогена, Патриарха Всероссийского; в Тамбове открыты мощи святителя Питирима; в городе Варнавине изнесены из недр земных мощи преподобного Варнавы, скончавшегося там 470 лет назад. Ныне, Божиим изволением, прославляется новый чудотворец Сибирский, святитель Иоанн Тобольский. Слава и благодарение Господу, дивному во святых Своих, прославляющему тех, кто прославлял Его жизнью своею, и утешающего смиренных чад Церкви православной небесным свидетельством истины нашего святого православия.
10 июня сего 1916 г. совершается прославление мощей св. Иоанна Тобольского.
Святитель Иоанн родом был из Малороссии, сын небогатого дворянина: образование получил в Киевской духовной академии, где потом был сам учителем. 24-х лет был уже иеромонахом Киево-Печерской Лавры и проходил послушание проповедника и эконома. В 1678 году Малороссия отправила послов к царю Феодору Алексеевичу просить защиты от турок, в числе послов был и молодой тогда иеромонах Иоанн. Он очень понравился царю, который пожелал иметь его наместником Свенского монастыря. Но в 1695 году святитель Феодосий Черниговский избрал его себе в сотрудники по управлению епархией, а потом и в свои преемники. Он посвятил его в сан архимандрита Елецкого, в г. Чернигове, монастыря. После блаженной кончины святителя Феодосия, Иоанн в январе 1697 года был хиротонисан в архиепископа Черниговского. Угодник Божий Феодосий и из-за гроба явил своему преемнику знамение любви своей. Когда Иоанн тяжко заболел, Феодосий явился ему во сне и сказал: “Не скорби, брат, Господь услышал молитвы твои, и ты будешь здрав: вставай с одра и готовься служить Божественную литургию: это тебе знамение”. – И действительно, это было великое знамение милосердия Божия: немощной дотоле святитель Иоанн сразу исцелился, встал с одра болезни и совершил литургию. Вчера еще недвижимо лежавший в постели, сегодня удивил всех богомольцев своею бодростью и здоровьем.
Много трудов положил он в Чернигове: устраивал школы, благоукрашал монастыри и храмы, писал духовно-нравственные сочинения, переводил их с других языков. Но особенно любила его паства за его смирение и молитву. “Как отец чадам, как пастырь овцам” был святитель Иоанн для черниговцев. Он был истинным сыном и родной земли: печалился ее горестями, радовался ее радостями. Когда шведский король Карл XII перешел из Польши в пределы Малороссии, то святитель Иоанн, встречая Императора Петра I в Городне, приветствовал его словами пророка Моисея: “Благословен ты, егда входиши, и благословен, егда исходиши; предаст ти Господь Бог враги твоя, сопротивляющиеся тебе, сокрушены пред лицем твоим; путем единым приидут к тебе и седмию путий побегут от лица твоего” (Втор. 28:5, 7). Сии слова угодника Божия, действительно, исполнились под Полтавою, когда Карл бежал от нашего Государя Петра Великого в Турцию.
В 1711 году святитель Иоанн, уже шестидесятилетний старец, должен был отправиться на служение в далекий Тобольск, в сане митрополита всей Сибири. В то время по всей Сибири царило еще идолопоклонство, так же находили себе приют бежавшие из России раскольники. Можно понять, как тяжело было жить и действовать в таких местах, какое нужно было самоотвержение, чтобы бороться с язычеством и изуверством раскольников, бороться подчас одному, потому что трудно было отыскать надежных сотрудников. Но святителя Божия ничто не устрашало, и он отдал свои последние силы святому делу служения Христовой Церкви. К великим трудам пастырства он прилагал и подвиги молитвы, любви и сострадания к ближним. Подобно святителям Христовым Николаю Чудотворцу и Тихону Задонскому, часто святитель Иоанн, переодевшись в простое платье, обходил, никем не узнанный, богадельни и дома несчастных бедняков, особенно сирот, покинутых без приюта и призрения. Один, никем не замеченный, в темную ночь подходил он к оконцу бедняка, стучался и, оставив деньги, со словами: “Примите во имя Иисуса Христа”, быстро скрывался в ночной темноте. А иногда избирал близких доверенных лиц и им поручал благотворить, без обозначения своего имени. Особенно искал он бедноты из среды духовенства: вдовы и сироты имели его постоянным своим благодетелем. Любвеобильное его сердце не забывало и заключенных, которых немало было в Тобольске, как месте ссылки. Он посещал тюрьмы и нес заключенным свою щедрую милостыню вместе со словом утешения и назидания.
Воистину, честна пред Господом была блаженная кончина святителя Иоанна. 10 июня 1715 года он торжественно отслужил литургию, после того угощал тобольское духовенство и нищих, которым сам прислуживал во время обеда; затем прощался с священниками и отпустил их с благословением, удержав двоих из них, более любимых им. Что говорил с ними святитель – Единому Богу известно; только отпустив их, он заперся в своих внутренних комнатах. Вечером жители Тобольска, вероятно, приведенные в недоумение еще рассказами священников о необычном прощании с ними митрополита Иоанна, сильно были обеспокоены тем, что благовест к вечерне был позднее и дольше обыкновенного. Оказалось, что те, на ком лежала обязанность испрашивать благословение к звону, уже несколько раз подходили к дверям кельи святителя, стучались и окликали его, но никакого ответа не было. Доложили об этом губернатору, князю Матвею П. Гагарину, и он прибыл в архиерейский дом. После новых и так же тщетных попыток разбудить митрополита, князь, принимая ответственность на себя, велел выломать двери. Когда вошли в келью, глазам присутствующих представилась трогательная картина: святитель в молитвенном положении, коленопреклоненный, стоял пред образом Богоматери, им же привезенным из Чернигова: смерть запечатлела молящиеся уста его, и его дух уже отошел к Богу. Его молитва, начатая на земле, продолжается и ныне у престола Всевышнего за родную ему Русь, за всех нас, грешных. Нужно ли говорить, что как только в кафедральном соборе раздался протяжный печальный звон колокола, возвещавший кончину архипастыря, тысячи народа устремились в архиерейский дом. Весть о блаженной кончине любимого владыки вызвала общее горе паствы, и слезы и рыдания были сердечной данью отцу и архипастырю.
В это время его предшественник по кафедре Тобольской, апостол Сибири, митрополит-схимник Филофей, проповедовавший веру Христову инородцам в отдаленном Кондийском крае, по откровению свыше, узнал кончину святителя Иоанна: “Брат наш Иоанн успе, прейдем отсюда”, – сказал он своим сотрудникам и тотчас же, не получив еще известий о кончине Иоанна, отправился в Тобольск.
II
Прошло двести лет со дня кончины святителя. С течением времени почитание его памяти в народе все возрастало. С верою в его молитвенную помощь притекали к его могиле не только жители Тобольска, но и всей Сибири, даже и из Европейской России. И святитель являл благодатную помощь болящим. Много записано чудесных знамений, совершившихся по его молитвам, но еще больше хранится в благодарных сердцах православных людей, получивших исцеления. Русские люди, по своей скромности, получив милость Божию, больше следуют завету Спасителя никому же поведати бывшаго (Лк. 5:14), нежели Его повелению, сказанному при других обстоятельствах: иди в дом твой ко твоим и возвести им, елика ти Господь сотвори и помилова тя (Мк. 5:19). Сокрывая в своем благодарном сердце полученную милость от угодника Божия, они боятся приражения тщеславия к своему сердцу и разве только близким людям поведают бывшее. Из многих знамений упомяну о некоторых, более поразительных. Так, еще в 1798 году из Барнаульского округа приехали в Тобольск две крестьянки, мать и дочь, девушка больная, изнеможенная. Они просили в соборе показать место, где погребен святитель Иоанн, и служить близ его могилы, в приделе св. Иоанна Златоуста, сряду шесть недель литургии и панихиды по нем. На вопрос о причине дальней их поездки и особенного усердия к сему святителю мать рассказала: “Моя дочь была пять лет в сумасшествии; в первые четыре года бегала по лесам, билась, кричала, дралась, неистовствовала; приходилось сажать ее на цепь. Когда стала понемногу приходить в себя, в одну из добрых минут вдруг просит меня ехать молиться в Тобольск. Спрашиваю ее: для чего это? Говорит, мне явился какой-то архиерей и сказал, что я до тех пор не выздоровею, покуда не помолюсь в Тобольске у его гроба. И она рассказала, какой он и какая на нем одежда – почти точь-в-точь, как в нашей приходской церкви написан Спаситель над царскими дверями. Я подумала, что это новый бред, тем более что не только дочь, но и мы, старики, в своей стороне никогда не видывали архиереев, да так я и оставила. Бедная дочь опять впала в сумасшествие и неистовство. Только вот опять как-то, очувствовавшись, говорит, что явившийся прежде архиерей явился ей в другой раз и уже не советовал, а приказывал ехать в Тобольск на богомолье над его гробом. Я рассказала об этом старику-мужу; но как и прежде, мы приняли слова дочери за бред, хотя нарочно ездили в свою приходскую церковь и видели, что одежда архиереев, как описывала ее дочь, почти точь-в-точь, как на иконе Спасителя над царскими дверями. С дочерью и опять случилось то же: ужасны были ее мучения. Чрез несколько времени она и в третий раз стала просить нас ехать в Тобольск, потому что, говорила она, архиерей теперь уже грозил мне наказанием, если не исполню его приказания. Доколе мы мешкали, больная опять впала в неистовство. Наконец, собрались в дорогу; дочь посадили в повозку и связали; первые станции едва вдвоем с работником могли мы держать ее; но чем далее мы ехали, тем она делалась тише. Теперь она в разуме; только, как видите, в чем душа держится”. – Между слушавшими рассказ старушки в соборе находился и протоиерей кладбищенской церкви Вас. Ос. Кузнецов, тогда лишь кончивший курс семинарии и еще исправлявший в то время должность соборного псаломщика. Литургии в приделе Иоанна Златоустого в течении шести недель были петы, те две женщины ходили и молились, наконец и уехали. Происшествие это забылось и, может быть, навсегда оставалось бы в забвении, если бы не следующий случай: старший брат В. О. Кузнецова Иван (который, как и В. О-ч, сам лично тогда видел двух описанных выше женщин, так как по должности певчего стоял на клиросе) произведен был во священника и сделан присутствующим духовного правления в Барнауле. В 1806 году В. О. поехал к нему в гости. Когда собрался он в обратный путь, брат изъявил желание проводить его верст 70 и, своротив с большой дороги в сторону версты с две, завез его к своему прихожанину, усердному и зажиточному крестьянину. Что же оказалось? В семействе крестьянина находилась та больная, которую в 1798 году привозили в Тобольск; теперь она была в полном уме и наслаждалась цветущим здоровьем, была замужем, имела детей и вместе с родными благословляла Бога, прославляя и святителя Иоанна.
В 1841 году приехали в Тобольск жена и дочь, девица лет 15 или 16, бывшего тогда ишимского исправника г. Попова. Пригласив к себе на квартиру соборного ключаря протоиерея Иакова Ивановича Ласточкина, они просили чрез него соборян служить в приделе Иоанна Златоуста сряду 12 обеден и после каждой панихиду по митрополиту Иоанну, присовокупляя, что девица во все это время будет говеть и наконец приобщится святых Таин. На вопрос ключаря о побуждении к сему, мать указала на дочь, и та рассказала следующее: “Три года я была больна, меня лечили, много истратили денег, но лечение не только не помогало, а как будто усиливало болезнь. Положение мое со дня на день делалось опаснее; началась горячка, и я не могла уже вставать с постели. Вот в это-то время, в самом легком сне я увидела трех монахов: одного в белом клобуке и с посохом, а двух прочих по сторонам его в мантиях, в обыкновенной монашеской одежде. Тот, что в белом клобуке, тронул меня посохом и сказал: “Полно тебе искать помощи у одних земных врачей: пора обратиться и к небесному; служи панихиды по Иоанне митрополите”. С этим все трое стали невидимы, и я проснулась; думаю о сне и чувствую, что мне гораздо легче, я могу действовать руками, нет боли в голове: кличу маменьку и рассказываю ей о видении. Скоро я и совсем оправилась. Сначала у нас было положено ехать в Тобольск тотчас при первой возможности; но день за день, папенька занят должностью, маменька хлопотами по дому, проходит неделя, две, три и четыре; я снова заболела и отчаянно. Но однажды утром, когда из моей комнаты все вышли, – не знаю, спала ли я тогда, или нет, только я очень ясно видела, – являются прежние три монаха, один также в белом клобуке и с посохом, а прочие в простом монашеском платье. Главный из них сказал: “Зачем ты не исполняешь моего совета? Непременно поезжай в Тобольск, проси отслужить в приделе Иоанна Златоуста 12 литургий и 12 панихид по Иоанне митрополите, там поговей, исповедайся и приобщись; в противном случае ты умрешь”. С этим по-прежнему все стали невидимы. Я, за минуту бывшая не в состоянии даже пошевелиться, почувствовала себя так хорошо, что сама встаю с постели, иду к маменьке и рассказываю ей о новом видении. Как видите, я теперь совсем здорова”. Так и действительно было: только она была еще чрезвычайно бледна. “Вот тут уж мы, – присовокупила мать, – нимало немедля поехали сюда и вас просим исполнить наш обет”. – Просьба Поповых была исполнена, они обе ходили и молились, дочь говела и в последнюю обедню причастилась св. Таин.
Таковы чудеса, бывшие у гроба святителя Иоанна лет семьдесят и сто назад. Они записаны были еще при жизни некоторых свидетелей-очевидцев. Сведения о них взяты из духовного журнала “Странник” за 1864 год.
А вот некоторые чудеса из последнего времени: ко времени деяния С. Синода о прославлении святителя Иоанна их уже было записано и обследовано до 57.
В 1915 году сын проживающего в Тобольске капитана Семена Васильевича Чаркашенина Михаил заболел корью. Болезнь протекала в тяжелой форме и осложнилась дизентерией. Ребенок был уже приговорен к смерти. Бабка Агриппина Ивановна Гейер утром 29 мая решилась обратиться к молитвам святителя Иоанна. Уходя в собор, г-жа Гейер опасалась, что внук в ее отсутствие умрет, так как с ним началась уже агония, оконечности посинели, ребенок подавал слабые признаки жизни. Агриппина Ивановна заказала панихиду по святителе с присоединением ектений о здравии умиравшего внука. Возвратившись домой, она воочию убедилась в предстательстве пред Господом святителя Иоанна: увидя бабушку, Михаил поднялся с постели и попросил дать ему принесенной из собора просфоры. Назавтра Михаила, совершенно здорового, мать и бабушка возили в собор приложить к раке святителя Иоанна, благодаря со слезами угодника Божия за исцеление мальчика. Рассказывая о сем, они не могут удержаться от слез.
Жена городового г. Тобольска Екатерина Карпова более 4 лет страдала разными болезнями; леченье не помогало. В декабре 1914 года совсем слегла в постель, так что без посторонней помощи не могла и в постели переменить положения. В январе 1915 г. муж решил свезти ее в больницу, чтобы дать ей, по его словам, хоть спокойно умереть. Больная одного просила: по дороге в больницу завезти ее в собор и помолиться у раки святителя Иоанна. Ранним утром муж повез ее в больницу мимо собора. Увидя свет от горящих у раки свечей, Екатерина пожелала исповедаться и причаститься св. Таин за литургией. Ея желание было исполнено. И что же? Она оказалась в силах простоять литургию, присела лишь один раз и притом ненадолго. Причастившись, она простояла еще и панихиду. Казалось бы, после такого долгого стояния Карпова, тяжко больная, должна была совсем обессилеть, а между тем она не чувствовала никакой усталости, наоборот, заявила мужу, что ей незачем ехать в больницу, так как чувствует себя совершенно здоровою и может возвратиться домой даже пешком. Карпова и теперь совершенно здорова, почасту и со слезами благодарит святителя Иоанна за свое исцеление.
Священник села Оверинского, Туринского уезда пишет: “Со страхом Божиим за свое недостоинство, с великою радостью и надеждой на милость Божию и Его угодника Иоанна, Митрополита Тобольского, осмеливаюсь засвидетельствовать следующее сверхъестественное событие: сего 1916 года, марта 14, тяжко заболела (лишилась рассудка, движения и речи) крестьянка села Оверинского Иустиния Денисова Семухина. Меня пригласили к больной для исповеди. Увидев больную почти без признаков жизни, я удивился, что она так внезапно и тяжко заболела. Когда я уходил домой, то сказал родным ее, что святитель Иоанн, митрополит Тобольский, многих от болезней исцеляет. В первое же воскресенье после сего Иустиния Семухина приходит в церковь и подает мне клочок бумаги, на котором написано: “Иоанну Тобольскому молебен”. Я расспросил у Семухиной и ее родных о болезни и о том, почему они хотят служить святителю молебен. Они рассказали, что по моем отъезде они обратились с молитвой о помощи к святителю Иоанну и обещались отслужить ему молебен, чтобы Иустиния скорее выздоровела. И вот Иустиния, пролежавшая три дня без памяти и движения, в одни сутки выздоравливает. Тут же Семухины передали мне на нужды храма три рубля, а через несколько дней заказали написать икону за 25 рублей для храма в благодарность за исцеление от страшной болезни Иустинии по его св. молитвам”.
Есть имена, хранимые историей в книгах, имена славные, напоминающие о великих благодетелях человечества, оказавших незабвенные услуги науке, искусству, страждущему человечеству. Люди с любовью вспоминают эти имена. Но могут ли они входить в непосредственное сношение с сими благодетелями своими?
Увы, если это не были верующие во Христа Спасителя, если не принадлежали они к Церкви Христовой, то их имена – для потомства только суть звуки, на которые нет отклика из другого мира, куда ушли носители этих имен. Не таковы имена святых Божиих. Их носители – и поныне живы не только в памяти верующих, но и в живом с ними общении посредством молитвы. Как при жизни земной святые являлись великими благодетелями для всех, кто имел счастье с ними иметь общение, так и по кончине они слышат наши молитвы, видят наши немощи и нужды и, по вере нашей, всегда готовы откликнуться на наши мольбы, помолиться за нас, помочь нам. Чрез них Церковь земная, воинствующая, входит в общение с Церковью небесною, торжествующею; мы здесь, на земле, чувствуем себя не одинокими странниками: с нами, незримо, но для веры нашей ощутительно, можно сказать – осязательно присно пребывают любовью своею святые Божии, вводя нас в общение с любовью Божественною, как добрые пестуны руководя нас к царству небесному. И любовь Божия по любви к ним являет себя и в отношении к нам, так что слово Апостола: вся вам любовью да бывают простирает свою силу не только на всех верующих, живущих еще на земле, но и на всех святых Божиих, и еще в несравненно большей мере, уже ко Господу отошедших и пред Ним дерзновение имеющих.
Слава Богу, Спасителю нашему, благоволившему тако! Аминь.