святитель Иоанн Тобольский (Максимович)
Догматическое богословие
Нравственное богословие
Сборники
Аудиокниги
святитель Иоанн Тобольский (Максимович)
Догматическое богословие
Нравственное богословие
Сборники
Аудиокниги
Митрополит Тобольский и всея Сибири. Миссионер, богослов, переводчик, автор многочисленных поэтических сочинений. Основатель Черниговского коллегиума – первой российской семинарии.
Родился в г. Нежине в декабре 1651 г., умер 10 июня 1715 г. Окончив курс в Киевской духовной академии, он был в ней же преподавателем латинского языка, затем постригся в монахи и был сделан экономом Киево-Печерской лавры. В 1679 г. он ездил в Москву к царю Феодору Алексеевичу просить помощи против турок, подготовлявших нападение на Украину, и обратил на себя внимание своим умом и даром слова.
В 1685–1690 г.г. он был проповедником в Киево-Печерской лавре; из слов его известны в печати (в книге: «Зерцало от писания Божественного», 1705 г.) слова «О страшном суде», «На Рождество Иоанна Предтечи» «На преставление св. Иоанна Златоуста»; остальные сохраняются в Лавре в рукописи. 14 января 1697 г., по единогласному желанию духовенства и мирян, посвящен в сан епископа черниговского. В Чернигове он в 1700 г. устроил «коллегиум» — первую по времени в России семинарию.
В 1712 г. он был назначен митрополитом тобольским и сибирским; он был в то время единственным архиереем в Сибири: викарий его жил в Москве. Иоанн очень деятельно управлял своею обширною епархиею, успешно обращал инородцев в христианство, большое внимание посвящал устройству школ и преподаванию в них; в 1714 г. он содействовал открытию в Пекине духовной русской миссии. Сибирские жители чтут память его, как память святого и рассказывают о чудесах, совершающихся у его могилы.
Кроме вышесказанных его слов напечатаны еще следующие его произведения: 1) «Алфавит собранный, рифмами сложенный, от св. писаний и от древних речений»;
2) «Богородице Дево», или толкование на приветствие архангельское Божией Матери; 3) «Феатрон нравоучительный»; 4) «Богословие на пользу правоверных»; 5) «Царский путь креста Господня, вводящий в живот вечный»; 6) «Илиотропион, сообразование воли человеческой с божественной показующий»; 7) «Отче наш», или толкование на молитву Господню. 8) «Осмь блаженств евангельских» и другие (1705–1709 г.г.).
Большинство из них представляют перевод или переделку с латинского; в тех частях, где автор оригинален, он является горячим сторонником и панегиристом Петровской реформы. Среди современников его многие, в этом числе даже св. Дмитрий Ростовский и кн. А. Кантемир, относились к его произведениям отрицательно; сочинения его «Богословие» и «О блаженствах» были даже, указом 3 октября 1720 г., запрещены, как заключающие много неправославных мнений.
Источник: Русский биографический словарь. А. А. Половцов
Наставниче благочестия, / сиротствующих питателю, / скорбящих утешителю, недугующих врачу безмездный, / душею страждущих скорый помощниче, / теплый молитвенниче о всех ко Господу, / святителю отче Иоанне, // моли Христа Бога спастися душам нашим.
Явился еси во тьме неведения пребывающим просветитель, / вдов и сирот утешитель, / дивный врач немощствующих, / младенцев и отроков наставник, / родителем же пресветлое радование, / святителю отче Иоанне, / моли Христа Бога / подати стране нашей в вере утверждение, / воинству нашему на враги победу и одоление, // людем же своим велию милость.