287. Нечто об «унынии»
Господи и Владыко живота моего, дух уныния не даждь ми.
Газеты твердят, что надо поддерживать бодрое настроение в народных массах, а одна позволила себе даже высказать осуждение посланию Святейшего Синода о посте и молитве на 26–29 августа. Это послание, по мнению газеты, вызывает будто бы чувство уныния в то время, когда «все от мала до велика бодро смотрят вперед и одухотворены одной идеей: победить врага во что бы то ни стало». Автор забывает, что даже и в обычных житейских делах, по слову Божию, аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии, аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий (Пс. 126:1): тем паче спасение государства не столько в наших руках, сколько в Божием милосердии. А это милосердие надо привлечь покаянием во грехах и делами добрыми. К сему и призывает Святейший Синод. Уныние, как я сказал в прошлой своей статье, есть порождение гордыни, а наш народ сердцем смиренен, и примет с любовью призыв власти церковной, и найдет в покаянной молитве и посте новые силы в борьбе с врагом. Автор упрекает, что Святейший Синод «не нашел в русской истории ни одного примера для своего послания, кроме нашествия Тамерлана, закончившегося разгромом тогдашней разъединенной России». Удивляюсь его невежеству в истории: не смешал ли он нашествие Тамерлана с нашествием Батыя? Тогда да будет ему стыдно! Никакого «разгрома» от Тамерлана Россия не испытала, – напротив: вот что говорит история.
Несметные, необоримые полчища страшного Тамерлана, точно мрачные тучи, покрывали окрестности города Ельца в ночь на 26 августа. Сам грозный «владыка мира» покоился в великолепной ставке своей. Бессменно, не сморгнув глазом, князья и ханы Азии окружали ставку, охраняя сон грозного повелителя. Но ему нет сна от страшных видений. Видится ему высокая гора и на ней дивные старцы с жезлами в руках, грозящие ему. Необъятный свод небесный над горой. Свет ярче солнечных лучей. И в свете том Дивная Царица, в багряных ризах, сияющая паче солнца молниезрачными лучами. А в лучезарной выси небесной – бесчисленные воинства, готовые устремиться по первому мановению Царицы. Но Царица спокойно молится, простирая руки горе. Вдруг, грозно взглянув на Тамерлана, Царица повелевает тьмочисленным воинствам обрушиться на него. Отчаянный крик раздается в царской ставке. Вбежавшие вельможи находят своего владыку в таком виде, в каком никогда не видали. Бестрепетный при виде смерти в боях, он теперь дрожал и стонал в полном изнеможении. Наутро свирепый завоеватель повелевает войскам неожиданно сниматься и быстро отступать.
Так говорят наши летописные сказания. Далее они рассказывают, что Тамерлан излил свою злобу на улусах кипчакской орды, на татарских городах, на Астрахани, на Азове, – он испепелил их. Таким образом, то, что грозило нашей Руси страшной гибелью, то принесло ей величайшую пользу: страшный враг христианства нанес смертельный удар ее вековому врагу – Золотой Орде. А благодарная Русь построила в Москве, на месте сретения иконы Богоматери Владимирской Сретенский монастырь, да не забудут людие дел Божиих, как замечает благочестивый летописец. В то же время установлен и тот праздник 26 августа в честь Владимирской иконы Владычицы, который Святейший Синод избрал началом трехдневного поста во умилостивление прогневанного Господа нашими грехами. И мы веруем, что Господь, видящий сердца наши и «целующий», по выражению святого Златоуста, даже «намерение» доброе, призрит на молитву народа верующего и пошлет победу и одоление на лютого врага, напоминающего своими жестокостями язычника Тамерлана.
Скорбно писать эти строки. Газета, издаваемая русскими людьми, дает место невежественной статье какого-то... интеллигента-невера, чтобы бросить упрек церковной власти в «насаждении уныния»20. Ну и времена мы переживаем! Хоть бы историю-то не искажали, а то ведь каждый мужичок-грамотей, читавший Минеи-Четьи, может пристыдить такого «писателя», обличив его в незнании того, что было на Руси. Но, Бог с ними, с этими писателями, обвиняющими церковную власть в том, будто она поселяет уныние в народе своим посланием, будто она «забывает свой долг перед родиной и недобросовестно исполняет свои обязанности, играя тем в руку врагам». Не о народе у них забота; не стоило бы и говорить о них, если бы в их газетных «выступлениях» не замечалось планомерного дискредитирования церковной власти в глазах многотысячных читателей газеты, если бы они тут же не высказывали своего явного желания внушить массе читателей, что «голос Синода не есть, как говорит автор упомянутой заметки, голос всей Церкви», что это – «просто слова шести иерархов, питомцев победоносцевской школы, давно уже стоящих вдали от верующего населения». Они не видят, не хотят видеть, эти писатели, того, что отмечают умные люди даже за границей, о чем говорят телеграммы даже в их же газетах. В английской газете «Observer» по поводу синодального послания говорится, что в России необходимо считаться с двумя совершенно своеобразными фактами: во-первых – религиозностью народа, и во-вторых – весьма важным постановлением Святейшего Синода, установившего особые молебствия о даровании победы. Поста и молитвы просил сам народ: об этом немало было получено заявлений из среды верующих людей, как членами Синода, так и г. обер-прокурором. Именно просили назначить пост и подвиг покаянный, и теперь уже получаем благодарные отклики на послание Синода. Слава Богу, в народе живет еще глубокое сознание своей греховности пред Богом и в этом, именно в этом, а не в сознании своей силы и мощи – залог нашей верной победы. Чем чище будет православная совесть народная, тем выше поднимается дух народа, тем ближе будет к нам небесная помощь. Послание Святейшего Синода показывает пример, как покаянный вопль русских людей при нашествии Тамерлана подвиг Царицу Небесную на молитвенное заступление пред Богом и прогнание лютого врага из пределов нашей святой Руси. Да таких примеров можно привести немало. Читайте историю смутного времени по летописям и вообще по первоисточникам (в изложениях историков-прагматиков все чудесное обычно опускается). Преподобный Сергий трижды является во сне Минину, призывая его на спасение Отечества; он же является святителю Арсению, томившемуся в тяжком плену во время польского владычества в Москве, и возвещает ему, что «предстательством Богоматери суд Божий об Отечестве преложен на милость и Москва назавтра же будет освобождена», что и исполнилось; а сколько ободряющих, укрепляющих видений было во дни шестнадцатимесячной осады Троицкой Лавры! То видят достойные видения, как преподобный Сергий ходит по ограде и монастырю и все окропляет святою водою; то он устрашает врагов, то предупреждает и ободряет находящихся в опасности осажденных, то грозно вразумляет нерадящих о своем спасении: «и под стенами обители моей всех пришедших врагов истреблю, и во обители моей нечисто и двоемысленно живущих погублю же, и со осквернившимися управлюсь». Горько плачет в тихой келье о бедствиях Отечества ключарь Московского Успенского собора Иван Наседка, страдая сердцем за Православие, но лишь только забылся в изнеможении от плача, как слышит в окно голос: «Кто ты, который так думаешь, будто не быть на Руси Православию и хочешь испытать судьбы Божии? А того не знаешь, что за вас молит Бога Василий Великий, Дмитрий Солунский, да и ваш преподобный Сергий чудодействующий? И будет Православие на Руси по-прежнему!» И лишь бы русские люди не изменяли родной Церкви, не изменяли православной вере, лишь бы доверялись больше заступлению Царицы Небесной и святым ходатаям своим – угодникам Божиим, чем своим собственным силам, да каялись в грехах своих, – Русь победит, Русь останется крепким оплотом правды Божьей на земле для всех, угнетаемых неправдою, народов, против всех рабов неправды, слуг отца лжи, сатаны, будут ли то немцы, турки, или еще какие народы-богоотступники!..
В том-то и беда наша, в том-то и опасность, что наша так называемая интеллигенция, лучше сказать, – полуинтеллигенция, в большинстве своем, на протяжении двух веков господства немецких влияний оторвалась в своем миросозерцании от народа и перестала понимать его. Для нее все эти сказания летописей и житий святых только благочестивые легенды, вымыслы фантазии народной, а для народа это – непререкаемые факты его родной истории, истории его религиозного самосознания, его непрерываемого общения со своими предками, к Богу отшедшими, и с небожителями, и с Самим Господом. Ведь вся история Руси тесно, неразрывно сплетается с историей родной Церкви Православной, а ради Церкви Православной Господь и мир хранит, и земля стоит, и суд Божий всемирный, христианами ожидаемый, отлагается. И наш народ твердо помнит это, и ни к какой обиде так не чуток, как к оскорблению его святынь, чрез которые он соприкасается с благодатью спасающей. Как жаль, что наши отщепенцы этого не понимают! Не знают этой тайны общения народа с небом, живут, в сущности, жизнью язычников и судят о народе нередко хуже иностранцев, как это видно, например, из отзыва английской газеты о послании нашего Святейшего Синода. Газеты пишут, что архиепископ Лондонский недавно, в день моления за короля, за страну, за армию и флот, сражающиеся со врагом, произнес замечательную проповедь, в которой сказал о нашем Отечестве, что «Россия никогда не будет побеждена, и это не столько благодаря обширной своей территории, сколько благодаря душе своего народа, которая все будет гореть и страдать, страдать и гореть. Русские могут потерять весь мир, но они сохранят свою душу». Настоятель англиканской церкви в Петрограде, в письме на имя члена Святейшего Синода архиепископа Сергия, от лица своей церкви выражает желание избранные нашим Святейшим Синодом дни покаяния отметить «говением, принесением великих Таин и всеобщим молением». Очевидно, и добрые союзники наши согласны с нами в том, что молитва и покаяние особенно благопотребны в наши дни. Только нашим полуинтеллигентам не по душе призыв к покаянию. Повторяю: и Бог с ними! А народ наш в вере и уповании на милость Божию переносит самые тяжкие испытания: как наказание милующей десницы Божией принимает он войну, веруя, что егоже любит Господь, того и наказует и, наказуя, милует и от бед избавляет. В этой вере народ и черпает силы для перенесения всяких бед и напастей; в ней же он обретает и ту бодрость духа, которая нужна для победы над врагом. В бедах он не отчаивается, в победах не превозносится над врагом, относится к нему великодушно и самую победу приписывает Богу: не нам, не нам, Господи, а имени Твоему! Прекрасно эта вера выражена знаменитым русским Златоустом, архиепископом Иннокентием в составленном им акафисте Живоначальной Троице: Свят еси, Господи Боже наш, наводяй и отъемляй брани, венчаяй победою правое оружие, неправое же, посреде самых побед, предопределяяй к сокрушению!
И мы верим, веруем, что временные успехи нашего врага уже предопределены Господом к сокрушению его же самого, лишь бы мы покаянием, постом и молитвою, наипаче же делами любви и милосердия потщались, по мере сил наших, быть достойными милостей Божиих.
Светлый луч среди туч
Кто был 25 августа у всенощной, тот не мог не утешиться духовным утешением, какое дала ему Церковь в песнопениях службы в честь чудотворной иконы Матери Божией, нашей небесной Заступницы. Вот что поется в стихире на «Господи воззвах»:
Твоим рождеством адова крепость разорися, ныне же Твоими молитвами врагов наших шатание низложи, и крепость их сокруши, и людем Твоим победы на враги даруй, да посрамятся еси, являющии рабом Твоим злая. – Богородице Владычице, державная Помощнице, укрепи славящаго Тя Императора на враги, да яже древле спасла еси царский град (Москву) от нахождения поганых, тако и ныне спаси страну Российскую от нахождения вражия... Подаждь утешение рабом Твоим, Чистая, напастьми одержимым... варварская шатания низложи, и нас, рабов, Твоих, Безневестная, хвалящих Тя, спаси!.. О чудо велие и преславное и пребольши ума! Како пришествием честнаго Ея образа супротивнии побеждаются и скипетр Царя нашего утверждается...
В тропаре Церковь взывает: О пречудная, Владычице Богородице! молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит вся грады и страны христианския невредимы от всех наветов вражиих!..
И так далее; мысль о заступлении, о защите от нашествия иноплеменных проходит чрез всю службу, чрез канон, стихиры до конца. Как будто нарочито и служба эта написана для тех дней покаяния и усиленной мольбы к Заступнице нашей Матери Божией, когда власть церковная заповедала пост и молитву по случаю нашествия иноплеменных...
А между тем Св. Синод, внимая благочестивым просьбам верующих душ, имел в мысли день строгого поста на Усекновение Предтечи Господня; затем пришел к мысли предварить сей день покаянной молитвы трехдневным постом, и вот, начало этого поста совпадает с воспоминанием спасения России от нашествия Тамерлана и с умилительными мольбами к Матери Божией о заступлении и помощи от нашествия супостат.
Случайно ли это? Не есть ли это знамение некое, некое небесное утешение скорбящим русским душам, с верою и любовью притекающим к покрову Девы Матери в дни горькой обиды на тех, которые не чтут ни образа Ее, ни Ее Самой?..
Не есть ли это – светлый луч надежды на всесильную помощь, Самою Помощницею нашей нам посылаемый?
Укрепимся в вере и уповании, православные русские люди, что есть у нас стена необоримая, упование непостыдное, покров и заступление, никогда еще нашу Русскую землю в бедах не оставлявшая – Пречистая Дева Матерь Христа Бога нашего! Будем только взывать к Ней словами нынешнего канона: Приими Твоих раб мольбы, Пречистая Дево Богородице, и советы противных врагов разжени, нападающих на стадо Твое, Всенепорочная Владычице!
* * *
Подпись стоит Паозерский. Это бывший священник, поправший, следовательно, благодать священства. Тем стыднее ему не знать родной истории.