Закон любви
Однажды к Господу Иисусу Христу подошел некий законник и спросил Его: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?» (Мф. 22:35–36).
Почему же он спросил о наибольшей заповеди в законе?
Среди еврейских раввинов и книжников не было единодушного ответа на этот вопрос. Одни из них учили, что наибольшая заповедь – это первая из десяти заповедей Моисеевых: «Аз есмь Господь Бог твой. Да не будет тебе бозии инии разве Мене». Другие учили о том, что основною заповедью закона является четвертая заповедь о почитании субботнего дня. Иные в своих измышлениях доходили до того, что заповедь об умовении рук и ног считали наибольшей. Среди учителей иудейских был знаменитый Гамалиил, который проповедывал о том, что наибольшей заповедью закона должна быть заповедь о любви.
Чтобы разрешить эти споры, один из книжников и обратился к Спасителю. Спаситель ему ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф. 22:37–38).
Почему же эта заповедь – наибольшая? Потому что Бог – это высочайшее благо; это начало и конец всего; нет предмета для любви выше Бога. И любить Его надо всем сердцем – всеми движениями чувства, всей душой – всеми стремлениями воли, всем разумением – всеми действиями ума; любить всем существом.
Продолжая Свою речь, Господь Спаситель сказал: «Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя». Эта вторая заповедь неразрывно связана с первой: кто любит Бога, тот не может не любить брата своего. «Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец», – учит св. ап. Иоанн Богослов (1Ин. 4:20).
Христос указал и мерило, которым измеряется наша любовь к ближнему: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Чего хочешь себе, того желай и ближнему; чего себе не хочешь, не делай ближнему. Тебе больно, если над тобой насмехаются, тебя оскорбляют, тебе говорят в глаза и за глаза неправду, клевешут, осуждают тебя, – не делай этого и ближнему твоему. Тебе горько, если в минуты скорби никто не спешит к тебе, чтобы разделить с тобой скорбь, и ты должен сам в себе переживать ее, – так, когда ты увидишь горе и слезы другого, поторопись утешить его и разделить с ним его скорбь. И закончил Спаситель ответ Свой книжнику словами: «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:40).
Эти заповеди – сущность всего закона Божия. Так говорит и св. ап. Павел: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны..., а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор. 13:2–3).
Вскоре после вознесения Господа Иисуса Христа на небо невдалеке от ворот Иерусалима можно было видеть страшное зрелище: человека побивали камнями. Люди бросали в него камни с ожесточением, с насмешками и проклятиями. Человек стоял, обливаясь кровью, пока не упал. Глаза его были подняты к небу, а окровавленные уста повторяли одну и туже молитву: «Господи, не вмени им греха сего» (Деян. 7:60). Это был первомученик архидиакон Стефан. Он умирал за Христа, он жаждал своего вечного спасения и, желая того же своим палачам, молился о прощении их греха.
Вот истинная любовь к ближнему своему, вот истинная вера в Того, Кто обещал всякого Своего верного слугу взять к Себе по скончании земного пути!
Почему в нас так мало бывает любви к ближнему? Потому, что мало у нас веры в Небесного Отца, мало сознания того, что мы, имея одного Небесного Отца, друг другу братья. А если нет любви друг к другу, разве мы можем быть наследниками вечной жизни? Царство Небесное – это царство любви, и войдут в него только те, кто исполнит первую и наибольшую заповедь нашего закона и вторую, ей подобную.
Пусть огонь нашей веры к Богу, зажженный в сердце каждого из нас Духом Святым, разгорается в пламя, которое никакие ветры на земле не смогут потушить, и эта любовь наша к Богу пусть зовет нас к такой же любви друг к другу, которая сделает нас истинными детьми своего Небесного Отца.
* * *