Глава 56. Спасение всех по благодати Божией. Призвание язычников
1–2. Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду; ибо близко спасение Мое и откровение правды Моей. Блажен муж, который делает это, и сын человеческий, который крепко держится этого, который хранит субботу от осквернения и оберегает руку свою, чтобы не сделать никакого зла. (Сия глаголет Господь: сохраните суд и сотворите правду, приближися бо спасение Мое приити и милость Моя открытися. Блажен муж творяй сия, и человек держайся их, и храняй субботы не оскверняти, и блюдый руце свои не творити неправды).
Возвестив народу непреложное обетование об оправдании и спасении, а вместе с ним и об откровении полноты благ в Новом Завете, пророк побуждал уже «искать Господа и призывать Его», убеждал всех оставить свои мысли и дела нечестия (гл.55:6–7). Теперь Он решительнее утверждает, что искомое всеми «спасение» приблизилось прийти или уже наступает и милость Божия в даровании спасения и соединенных с ним всяческих благ готова открыться, как дверь сокровищницы щедрого царя. В виду этого, народ должен творить суд и правду, как они выражены в законе, который есть прямое выражение воли Божией (ст.4). «И блажен муж, который делает это!» восклицает пророк. Так как в Ветхом Завете, по прямому указанию четвертой заповеди, делам Божиим был посвящен исключительно седьмой день – субботний; то пророк определённее, в частности, убеждает соблюдать субботу и поясняет, как собственно нужно хранить субботу, – чтобы не творить неправды в субботу и так не осквернять или святить ее.
Это учение о субботе еще точнее разъяснил Христос-Спаситель: по Его учению, не тот освящает субботу, кто ничего не делает, а тот, кто не делает неправды, и творит суд и правду, как говорит и пророк Исаия.
3–5. Да не говорит сын иноплеменника, присоединившийся к Господу: «Господь совсем отделил меня от Своего народа», и да не говорит евнух: «вот я сухое дерево». Ибо Господь так говорит об евнухах: которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего, – тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится. (Да не глаголет иноплеменник приложивыйся ко Господеви: еда отлучит мя Господь от людей Своих? и да не глаголет каженик, яко аз есмь древо сухо. Сия глаголет Господь кажеником: елицы сохранят субботы Моя и изберут, яже Аз хощу, и содержат завет Мой, дам им в дому Моем и во ограде Моей место именито, лучшее от сынов и дщерей, имя вечно дам им, и не оскудеет).
Если спасение людей открывается по милости Божией и достойным милости, за их правду, и все призываются ко спасению; то никто не должен отчаиваться в наследии благ блаженства, ни иноплеменник чуждый Израилю по крови, ни каженик – скопец (евнух). – Иноплеменник, как не произошедший от Авраама по крови, может подумать, что он не наследник и обетований, и благословений, данных Аврааму и его потомству: пусть же он не думает так – милость Божия распространится и на все народы. – Скопец, хотя и принадлежал к Израилю, как лоза к винограднику Божию (гл.5), но мог о себе сказать: «я сухое древо» – я не имею и не могу иметь детей, как засохшая лоза в винограднике Божием; а следовательно, я не наследник обетований и благословений Божиих в будущем. Нет, и он не должен так говорить, – милость Божия распространяется и на скопцов. И о скопцах, отчаивающихся в наследии благ блаженства, Господь говорит: если они сохранят субботы от осквернения или будут святые дни освящать делами правды и суда (ст.1–2) и вообще будут содержать или, иначе, исполнять волю Божию; то и скопцы, не имеющие своего дома и семейства, будут иметь место и в доме Божием и в Его ограде, и будут иметь здесь место именитое – такое, на котором будет обитать их потомство, которое и сохранит их имя и оно вместе с потомством не истребится во веки. Речь отчасти образная. Дом Божий с его оградой, это – Церковь Божия, духовный град, где и скопцы-евнухи могут иметь духовное потомство, и наследие вечных благ.
Пророчество об именитых евнухах-скопцах относится исключительно к царству Христову. По слову Господа, есть скопцы, которые оскопили себя ради царства Божия, то есть, духовно. В Церкви Христовой, действительно, во все времена были люди, которые, ради высших духовных влечений, ради совершеннейшей свободы духа, отрешались от плотских влечений и волей отсекали в себе влечение телесной природы. За этот подвиг в борьбе плоти и духа, они справедливо получали право на лучшее место и высшее имя или почитание в царстве Христовом. Таков священнейший сонм христианских иноков, которые живут по чину равно-ангельскому и – что особенно знаменательно – они преимущественно обитают при доме Божием, в ограде храма, согласно слову сего пророчества. В этом сонме, как в едином семействе Божием, есть свои духовные отцы и свое духовное потомство с наследием благ вечного блаженства.
6–8. И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего, Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов. Господь Бог, собирающий рассеянных Израильтян, говорит: к собранным у него Я буду еще собирать других. (И иноплеменником приложившимся Господеви работами Ему и любити имя Господне, еже быти ему в рабы и рабыни, и вся снабдящыя субботы Моя не оскверняти и держащыя завет Мой, введу я в гору святую Мою и возвеселю я в дому молитвы Моея: всесожжения их и жертвы их будут приятны на требнице Моем: дом бо Мой дом молитвы наречется всем языком, глаголет Господь, собираяй разсеянныя Израилевы, яко соберу к нему собор).
Как скопцам-евнухам (ст.4–5), так и иноплеменникам даст Господь отрадные обетования. Если иноплеменник присоединится к Господу, т.е., вступит с Ним в завет (ср.ст.4), чтобы служить Ему, любить имя Его или с любовью к Его славе исполнять Его закон и вообще соблюдать все по завету; то Господь возведет его на Свою святую гору – на Сион и здесь, – в Своем храме, как в доме молитвы, возвеселит или обрадует его, именно тем, что исполнит Его молитву, подобно тому, как Господь обрадовал некогда бесплодную и печальную Анну, даровав ей, по молитве её в храме, благословенного сына, впоследствии знаменитого в сонме пророков, Самуила. – Иноплеменники, ища спасения, будут обращаться к Богу еще и в храме ветхозаветном, будут еще сюда, на жертвенник сего храма, приносить свои всякие жертвы, и жертвы их будут приятны Богу, ибо они будут приносимы с верой в обетование о наступающем оправдании и спасении (ст.1). И дом Божий, т.е. храм Его, дом молитвы наречется всем языком, или назначен будет домом молитвы для всех народов, к нему будет собираться не один Израиль (как это было в великие праздники), а собор народов.
Давид пророчествовал о всемирной славе храма Божия (Пс.21:26,28–30); прозревал эту славу и Соломон, объятый молитвенным восторгом, при освящении созданного им храма на Сионе. О всемирной славе храма пророчествовал неоднократно пророк Исаия и др. Но храма ветхозаветного нет во вселенной. Итак, обетование о всемирной славе храма принадлежит храму христианскому. В нем и только в нем даровал Господь радость всем народам, – в нем преподаются все дары благодати ради оставления грехов и вечного спасения. Именно такое назначение храма и обетование о нем подтвердил и Христос Спаситель при изгнании торгующих из храма.
9. Все звери полевые, все звери лесные! идите есть. (Вся звери девия приидите, ядите вся звери дубравныя).
Так как спасение грешных людей есть дар милости Божией (ст.1), и храм Божий, как дом молитвы об этой милости, открыт для всех (ст.5,7); то Господь и призывает к Себе всех, – даже диких и звероподобных людей, которые, следуя влечениям своей греховной природы утратили в себе подобие Божие и дошли до скотоподобия (Пс.48:13): взаимная непримиримая злоба, при постоянном кровопролитии, вот выражение людского зверства. Но даже эти и такие люди должны будут изменить свои нравы, войти на гору Господню и, вместе с другими, составить одно царство Божие (гл.11:5–10; гл.65:1,23–25).
По точному значению слов этого пророчества, действительно, не в иудейскую, а только в христианскую церковь истинного Бога обратились и до сих пор обращаются полудикие и дикие племена во всех странах мира: по действию благодати Божией, они существенно изменяют здесь свои нравы и наследуют благо блаженства вместе с избранными из народа Божьего.
10–12. Стражи их слепы все и невежды: все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать. И это псы, жадные душею, не знающие сытости; и это пастыри бессмысленные: все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть; приходите, говорят, я достану вина, и мы напьемся сикеры; и завтра то же будет, что сегодня, да еще и больше. (Видите, яко ecu ослепоша, не разумеша смыслити, вcu пси немии не возмогут лаяти, видяще сны на ложи, любяще дремати, и пси безстуднии душею, не ведяще сытости: и суть лукавии, не ведяще смысла, вcu путем своим последоваша, кийждо уклонишася в лихоимство свое, от первого и до последнего. Приидите, да возьмем вино и наполнимся пиянства, и будет яко днесь, тако и заутра, и много множае).
Общее понятие о зверонравии и скотоподобии язычников, в особенности диких, пророк раскрывает в подробных чертах. – Все они слепы, не разумеют смыслити: их слепота состоит в потери здравого смысла. Этот недостаток, в его полнейшей мере и в безотрадной степени, открывается в том, что язычники, вместо Бога-Творца, почитают жалкое создание своих рук из обломков дерева, превращаемого ими же в прах – пепел (гл.44:13–20). – Вси пси немии не возмогут лаяти. Псами народ еврейский обыкновенно называл язычников, за их нечистоту (так как пес и до сих пор на Востоке признается самым нечистым). Они немы, потому что не лают, т.е., не могут обращаться разумно с просьбой-молитвой к своему хозяину – Господу, в Его доме – храме, на Сионе. Они видят сны и любят дремать: их мечтание и гадание о будущем есть как бы дремание в полузабытьи, как грезы в полусне, а не пророчественное прозрение будущих судеб Божьих. И пси безстуднии душею, не ведяще сытости: они утратили чувство стыда, а потому и совершают всякие дела плоти с полнейшим бесстыдством, открыто, как псы; при этом, они постоянно алчны и без сытости, – никогда не довольны хищением, грабежом, убийством и терзанием, – в разбоях или на охоте, в набегах или на войне. – И суть лукави, не ведяще смысла: они злы до безумия; злодейство, это – их исключительная страсть, поработившая все их силы, омрачившая и здравый смысл. – Вси путем своим последоваша, кийждо уклонишася в лихоимство свое: будучи зверски злы, они, вместе с тем, и своевольны, обязательного закона для них нет; своя воля и сила, вот их закон. А воля и сила их направлены только к лихоимству – к наживе на средства бессильных. Наконец, последнее проявление скотоподобия в плотоугодии, это пьянство. Они говорят: приидите, да возьмем вино и наполнимся пиянства. Обогатившись посредством злодейства, они торжественно празднуют свой успех и предаются плотоугодию, чему более всего служит пьянство, безмерное и непрестанное. Таково торжество насилия, такова радость плоти. И столь падших людей, Господь, однако, призывает к духовной радости, к вечному спасению!
Это призвание глубоко падших людей к спасению совершил Христос Спаситель. Явившись в уничиженном виде на землю, Он призывал в Свое царство, прежде всего именно обремененных грехами всякими и, наконец, предал Себя на смерть, чтобы спасти погибших.