Молитва
Молитва – это соприкосновение, Феодул. Соприкосновение души с Богом. На этом свете, в этом Пестром городе, нет более возвышенного и более благородного соприкосновения, чем это. Звезда соприкасается со звездой лучами. Как удивительны звезды, Феодул! Кажется, невозможно насытиться, любуясь звездами, этими чудесными лампадами Божиими. Но есть для меня нечто более чудесное, чем все звезды небесные, – это человек на молитве.
Далеко тянутся лучи звезд; лучи солнца проникают еще дальше. Но лучи человека на молитве простираются несравненно дальше.
Что такое звезда в сравнении с солнцем? Холмик против горы. И была бы она темным холмиком, если бы солнце не осияло ее, то есть если бы не прикоснулось своими светоносными лучами к ней и она не отразила бы их дальше, к остальным звездам и человеку.
Что такое человек в сравнении со звездой? Точка против горы. Но эта точка принимает луч от Отца света и посылает Ему свои лучи. Превосходство человека над звездами в том, что человек может принять свет из большей дали и проникнуть лучами своей молитвы в бо́льшую даль, чем все звезды, причем сознательно и целеустремленно.
Благодаря этим светлым «точкам», которые мы называем людьми, и существует вся звездная высь. Благодаря этим сознательным молитвенным точкам, Феодул, а не благодаря тем холмикам и горам, что над нашей головой сверкают, но не умеют светить, прикасаются друг к другу, но не чувствуют, что прикасаются.
Человек на молитве – это единственная картина, которую великая вселенная не видит, не понимает, не ощущает. Ее видят, понимают и ощущают только невидимые интеллигенции758 духи света: Ангелы, души многих упокоившихся людей и, более всех, Сам Господь Бог.
Иисус на молитве.
Это исключительная картина, исключительная тайна, исключительная красота.
В какое время Иисус обычно молился Богу?
На рассвете и днем, вечером и ночью. Во всякое время. Как учил других, так и Сам делал. А Он учил, что «должно всегда молиться и не унывать»759.
Молитва для Него была тем же, что дыхание. Душа Его сознательно дышала Духом Святым, как легкие бессознательно дышат воздухом. И душа Его поддерживала через молитву в любви непрерывное соприкосновение с Отцом Небесным.
Однако Он часто удалялся в пустыню и уединенные места для особенных, усиленных молений Отцу Своему.
«А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился»760. Когда это произошло? После исцеления множества больных от разных болезней и изгнания множества бесов из людей. Так записал святой евангелист Марк.
«Когда же настал день, Он, выйдя из дома, пошел в пустынное место»761. Когда это произошло? Тогда, когда Он при заходе солнца исцелил всех приведенных к Нему больных, возлагая руки на них. Это записал святой евангелист Лука.
«И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один»762. Когда это произошло? После чуда с пятью хлебами, когда Он накормил пять тысяч людей. Так записали святой евангелист Матфей и другие.
«А Он уходил в пустынные места и молился»763. Это происходило много раз. Но божественный Лука сообщает об этом Иисусовом удалении в пустыню на молитву после исцеления человека прокаженного и других больных.
«В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу»764. Когда это случилось? После исцеления человека с сухой рукой, когда Господь сказал ему: «протяни руку твою»765. И стала рука здорова, как и другая. Так пишет святой Лука.
Из этих нескольких примеров ясно, что Господь постоянно удалялся в пустыню и уединенные места после совершенных Им чудесных дел. Ясна – хотя до сих пор и не замечена – причина этого: Предвечный Сын уходит в пустыню, чтобы в одиночестве благодарить Отца Своего за содействие, ибо как Отец все передал во власть Сыну, так Сын со Своей стороны все приписывает Отцу. Поэтому ясно, что эти молитвы Иисусовы после совершенных Им чудес суть выражение нераздельного единства и неслыханной любви Отца и Сына.
Но, кроме этих благодарственных молитв, у Иисуса были и молитвы другого типа: это молитвы, называемые в Православной Церкви просительными.
Так, когда Он принял от учеников пять хлебов, чтобы накормить пять тысяч людей, Он, «воззрев на небо, благословил их и преломил»766. «Воззрев на небо» означает молитву, молитвенное соприкосновение со Своим Отцом Небесным; испрошение согласия на то, чтобы совершить чудо умножения хлебов. И эта Его просительная молитва была Отцом принята. И Божественное, никогда не случавшееся чудо произошло.
То же самое повторилось и в другом случае, когда Он семью хлебами и несколькими рыбками накормил четыре тысячи людей.
«И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу»767. Что означают слова «воздал благодарение»? Они означают молитву – молитвенное соприкосновение Сына с Отцем.
И тогда, когда к Нему привели глухонемого и просили Его возложить руки на него, Господь Иисус прежде всего приступил к молитве и затем уже исцелил этого беднягу.
«И, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа́», то есть: отверзись»768. И глухонемой тотчас стал слышать и говорить. Что означают слова «воззрев на небо, вздохнул»? Без сомнения, они означают молитву Отцу Небесному, просительную молитву о соизволении на то, чтобы чудо совершилось и больной исцелился. И когда предложение было принято и согласие получено, тогда Сын во имя Отца произнес: ««еффафа́»». И глухонемой начал слышать и говорить.
К третьему типу относятся Иисусовы хвалы и славословия.
«В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение»769.
В Вифании, до того как воскресить Лазаря, молился Иисус тайно Отцу Своему и эту Свою тайную молитву завершил явно такими словами: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня»770.
Наконец, на Тайной вечери Господь «благословил» и преломил хлеб и, «благодарив», подал чашу771, – что в обоих случаях означает похвалу Отцу Небесному. А после вечери, говорится, «воспев» хвалу, «пошли на гору Елеонскую»772.
Все эти похвальные и славословные молитвы обнародовали евангелисты по дальновидному Божию Промыслу, дабы и мы научились и навыкли славить и благодарить Отца Небесного за все добро и все дары, приходящие к нам от Него.
Самая продолжительная молитва Иисусова из записанных – это молитва перед Его страданиями, которую записал только четвертый евангелист. Эта молитва может быть названа молитвой о Церкви. В ней Спаситель молит Отца Своего, да сохранит Он Его апостолов: «Отче Святый! соблюди их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, чтобы они были едино, как и Мы»773. Апостолы представляют первую Церковь Христову. Об этой Церкви молится Он перед Своей смертью. Но Он еще молится и о Церкви Своей в ближайшем и далеком будущем, и о нас, наиболее удаленных от того времени. «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня»774.
Как родитель молится о детях своих и как сеятель молится о посеве своем, так Иисус молится о всех тех, кто после Него остается, но в Него верует, через века и через все поколения. Божественный урок того, как должен родитель молиться о своих детях, учитель – о своих учениках, сеятель – о своем посеве.
Трижды Иисус молился Отцу Своему о Себе.
В первый раз в Своей молитве после Тайной вечери:
«Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира»775.
Это сказал Господь из-за евреев, делавших все ради славы человеческой. А Он им и ранее говорил: «Не принимаю славы от человеков»776. «Меня прославляет Отец Мой»777, – чтобы и мы прославляли Бога и ожидали вечной славы от Него, а не гнались за преходящей и обманчивой славой от людей.
Во второй раз молился Иисус о Себе в Гефсиманском саду перед самым арестом Своим и страданиями: Он «пал на лице Свое», молясь и говоря: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты»778.
Так было трижды.
«Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его»779.
«И был пот Его, как капли крови, падающие на землю»780.
Это была самая страшная молитва Иисуса. Вот как описывает ее святой Павел следующими словами: «Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти» (Евр. 5, 7).
Это Он как Человек молился, а не как Бог, дабы было ясно миру, что Иисус как Человек страдал и умер за людей, а не как Бог.
Эта молитва может быть названа молитвой перед страданиями. Мученикам Христа ради являлись Ангелы Божии и Сам Господь, чтобы их укрепить в их страданиях.
В третий раз молился Он с Креста о Своей душе. Эта молитва может быть названа молитвой предсмертной или молитвой расставания с этим миром.
«Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух»781.
Чтобы и мы в предсмертный час знали, как должно предавать душу свою и в Чьи руки ее предавать, дабы душа наша отошла к Отцу Небесному, а не к зверям преисподним.
Вспомним еще одну молитву Иисуса с Креста: это молитва о врагах Своих. Когда распяли Его евреи между двумя разбойниками, Иисус, весь в крови и ранах, молился Отцу: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают»782.
Чтобы и мы имели Духа Христова и в смертный час простили врагам своим и молились Богу, чтобы и Он им простил.
Не думаешь ли ты, Феодул, что мы этим перечислением исчерпали все молитвы Господа Иисуса за весь Его земной век? Даже приблизительно – нет. Представь себе море, чьи глубины исполнены жемчуга. Евангелистам было дозволено от Духа Божия вынести и открыть миру только одну горсточку этого жемчуга, в то время как все горы жемчуга остались в глубине морской, ведомые только Отцу, и Сыну, и Духу Святому. Открыты, причем вкратце, только типичные молитвы, которые могут нам быть понятны и полезны в разных случаях нашей жизни. Все, что сверх этого сказал вечный Сын Божий вечному Отцу Своему, было бы опасно для смертных людей даже слышать. Едва лишь одну часть этих тайн, более древних, чем сотворение мира, и более широких и глубоких, чем весь сотворенный мир, – едва лишь одну часть этих тайн, говорю, могут воспринять и понести наисовершеннейшие бесплотные духи на небесах, каковы Престолы, Начала, Серафимы и Херувимы.
Посмотрим теперь, Феодул, на Христову науку о молитве. Прежде всего мы должны признать, что Он примером Своих молитв показал эту науку на деле. А словами изложил ее следующим образом.
Сказал Ему некто из учеников: «Господи! научи нас молиться»783.
Тогда Господь изрек известную молитву Господню – «Отче наш».
«Когда мо́литесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах!»
Этим подтверждается, во-первых, наитеснейшее сродство между человеком и Творцом и, во-вторых, наитеснейшее сродство между человеком и человеком. Святое отцовство и святое братство. Из этого сродства рождается любовь к Богу и любовь к ближним, чем исполняются две самые главные заповеди Божии. Приблизься к нам и приблизь нас к Себе, Отче Всевышний.
«Да святится имя Твое» выше всякого другого имени на небе и на земле. Чтобы для нас никакое другое имя не было ни святее, ни милее, ни славнее. Когда имя Отца нашего свято для нас, тогда и мы чувствуем себя святыми, как Его дети, и возрастаем в святыне, и поистине бываем святыми, как и Он свят. И любовь наша к Богу и ближнему сияет ореолом святости. И мы смотрим один на другого, как на святыню Святаго Бога; как бог на бога. Неблагословенны те, кто превозносит имена человеческие, а имя Божие хулит. Неблагословенным будет и труд, и плод их. А Ты нас благослови святостью имени Твоего страшного, Отче наш Святый.
«Да приидет Царствие Твое», Царство святой истины и святой любви, в котором нет ни лжи, ни насилия, ни смерти. Вечная истина, вечная любовь и вечная жизнь да вселятся в нас от Христа через Духа Святаго. Да воцарится Христос в сердцах наших и да дышим мы Духом Его, Духом Святым, Царю наш и Отче наш.
«Да будет воля Твоя и на земле, как на небе». Того, что угодно Тебе, да хотим и мы. То, что заповедуешь Ты, да исполняем мы без сомнения и роптания, быстро и радостно, как делают это Ангелы Твои на небесах. Твоя воля праведна и спасоносна. Дай нам сил исполнять волю Твою, а не волю плоти и волю адскую. Ведь Ты – Святый Отец наш. И свято имя Твое. И свято Царство Твое. И свята воля Твоя, Отче наш всемудрый.
«Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день», хлеб небесный и хлеб земной; для души и для тела. Слово Твое – хлеб небесный, данный нам Тобою через Сына Твоего Иисуса Христа. Сладко слово родительское, которое ни заранее не подготавливается, ни искусно не составляется, а рождается из родительского сердца, переполненного любовью! Благослови труды наши и плоды земные, дабы мы, видя милость Твою, радостно Тебя славили и величали, как Отца нашего, Отца любви и всякой доброты, и дабы все мы, как единодушная и святая братия, святили имя Твое, чаяли Царства Твоего и исполняли волю Твою, Отче наш всебогатый.
«И прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему». Ты прости нам, как Отец чадам Своим, мы прощаем, как братья братьям своим. И еще больше прости нам, молимся Тебе, и устыди нас бескрайней милостью Твоей, дабы мы тогда, пристыженные, поспешили стереть долги братьев наших. Да видят язычники добрые дела наши и прославят Тебя, Отца нашего Небесного, и вместе с нами, склонив головы и вознеся сердца свои горе́, воскликнут Тебе: «Отче наш всемилостивый!».
«И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого». Искушал лукавый Сына Твоего Единородного Иисуса Христа и был побежден. Искушал лукавый некогда праведного Иова, и был Иовом посрамлен. Искушал лукавый и святого Павла, и был Павлом одолен. Не попусти лукавому искушать нас, немощных. Да не оступимся мы и не станем его добычей. Но поставь Ангела с мечом между ним и нами, да защитит нас и сохранит. Ведь для Тебя все возможно, Отче наш всесильный.
«Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки». Лукавый – голодранец и вор: пока он не украдет у Тебя, нет у него ничего. Твое все Царство, вся сила и вся слава, причем Царство вечное и бессмертное, сила неодолимая и святая и слава непреходящая, непостижимая, Отче наш всеславный. «Аминь»784.
Еще Господь Иисус учил о молитве так.
Молитва тайная – это молитва искренняя. Чадо просит родителя протянуть ему руку, чтобы поцеловать ее. «И, когда молишься, не будь как лицемеры»785, которые молятся Богу не для того, чтобы Бог их услышал, но чтобы люди их видели. Ведь они ожидают награду не от Бога, а от людей. Самый ужасный вид безбожия! А ты ни за что не будь как лицемеры. Даже в обычной жизни, когда мы просим кого-нибудь о чем-нибудь, мы не хотим, чтобы третий видел и слышал это, тем более пред Господом Богом. Потому ты, «когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно»786.
Молитва о врагах: «Молитесь за обижающих вас»787. Этим вы передаете свое дело в крепкие руки. Возьмите Бога в защитники. И если разъярившегося соседа ты не исправишь молитвой, то чем же ты его исправишь? А ты, как христианин, должен желать ему исправления, а не погибели.
Вера в молитву: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам»788.
«И всё, чего ни попросите в молитве с верою, полу́чите»789.
«Всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам»790.
«И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне»791.
Молитвой изгоняются бесы: «Сей же род» (бесовский) «изгоняется только молитвою и постом», сказал Господь792. И доныне бесноватые, то есть одержимые бесами, и сумасшедшие исцеляются только молитвой во имя Христа и с помощью креста, как знамения Христова. И ничем больше. Ведь мрачная и живая сила не может быть изгнана из обезумевшего порошками и микстурами, а только крепкой, светлой и живой силой. Потому сумасшедших никто на свете и не лечит фармацевтическими средствами, а только изолируют их от людей и прячут по сумасшедшим домам.
Молитвой исцеляются все болезни, как Господь показал это. Если врач будет лечить кого-нибудь в больнице и вылечит, то пусть приписывает это не себе, а Богу. Ведь в то время как он больного лечил, кто-то молился Богу о больном: или сам больной, или его родня, или же Церковь Божия. Ведь в церквах христианских по всему свету ежедневно, утром и вечером, возносятся молитвы о болящих: «недугующих, страждущих, плененных и о спасении их»793. Поэтому всякий разумный врач, знающий это, должен благодарить Господа Бога всегда, когда ему удается вылечить какого-нибудь больного, и этим признать, что Бог – истинный Врач превыше всех врачей, а он только орудие Божия Промысла и Божией милости.
Молитва отводит напасти: «молитесь, чтобы не впасть в искушение», сказал Благий Иисус794. Молитвой святой Павел предотвратил крушение корабля, на котором его везли с двумястами семьюдесятью шестью душами (см.: Деян. 27, 21–25, 37).
Молитва о даровании Духа Святаго. Наибольший дар, который человек может получить от Троичного Бога, – это Дух Святый. Кто Его получит, тот получит все. А Бог дает Духа Своего тем, кто просит Его у Него. «Какой из вас отец», сказал Иисус, «когда сын у него попросит хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него»795.
Подготовка к молитве. Сказал Господь: «И когда стоите на молитве, прощайте, если что́ имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши»796. Это отвечает общему и сущностному евангельскому правилу: «Что делаете вы, то сделают и вам. Давайте, и дастся вам. Прощайте, и простится вам. Какой мерою мерите, такою и вам отмерят»797. Святой Иоанн Милостивый798 не захотел причаститься на литургии, пока прежде не помирился с братом, имевшим нечто против него.
Апостолы и святые отцы Церкви разумели Иисусову науку о молитве. Потому и сами молились непрестанно, и верных научали: «Непрестанно молитесь» (ср.: 1Фес. 5, 17).
Молитва о больных. Апостол Иаков пишет: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего»799.
Молитва о здоровье. Тот же апостол, святой Иаков, заповедует: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного»800. Пророк Илия заключил небо, и не было дождя три года и шесть месяцев801. И апостол Иоанн пишет Гаию: «молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем» (3Ин. 1, 2).
О молитве друг за друга см.: Кол. 1:3, 9; 4:3; 1Фес. 5, 25; Рим. 15, 30; 2Кор. 1, 11; Флп. 1, 4; Флм. 1, 4.
Молитва об умножении любви. Апостол Павел пишет филиппийцам: «молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве» (Флп. 1, 9).
Молитва о даре назидания (см.: 1Кор. 14, 13).
Молитва против сатанинских сил (см.: 2Кор. 12, 8).
Молитва о совершенстве верных (см.: 2Кор. 13, 9).
Молитва о всех людях (см.: 1Тим. 2, 1).
Молитва о Пришествии Господа Иисуса (см.: 2Фес. 2, 1).
Молитва о встрече с друзьями (1Фес. 3, 10): «чтобы видеть лице ваше», пишет святой Павел.
Молитва духом важнее всего (см.: Еф. 6, 18; 1Кор. 14, 14–19).
Молитва общая в храме (см.: Деян. 3, 1). И так далее, без конца и края.
Святые отцы – наследники апостолов – составили молитвы, в соответствии с накопленным опытом, на всякую потребу человеческую и на все случаи жизни. Православная Церковь хранит этот опыт, называя его Священным Преданием. А Священное Предание – первостепенная вещь на свете. Ведь оно подтверждает Священное Писание из века в век и из поколения в поколение. Священное Писание не дополняется ничем и никак, оно остается навеки таким, каким было, с его примерами и событиями. Священное же Предание дополняется все новым и новым опытом и сокровищами духовными, и этим все больше освещается и раскрывается Священное Писание Божие. Благодаря своему богатому Преданию Церковь Православная превосходит все Церкви. Протестанты, не имеющие Священного Предания, являют собой отчаяние и убожество. Ведь без Священного Предания тяжело принять Священное Писание как Книгу жизни. Жизнь течет как река: где-то тихо, а где-то с грохотом, с водопадами, с наводнениями. Все эти изменения жизненной реки предначертаны Священным Писанием и глубоко освещены и показаны в Священном Предании.
Чем, например, протестанты смогли бы доказать истинность слов Спасителя: «и больше сих чудеса сотворите» (ср.: Ин. 14, 12)? Совершенно ничем. Этим они приравнивают Христа ко лжецам. Между тем в течение двадцати столетий было явлено множество свидетельств того, что святые люди Божии во имя Христа творили чудеса даже бо́льшие, чем Сам Христос. Не от себя и не своей силой, а от Христа и помощью Христа. Это мы знаем из Священного Предания. И только Священное Предание доказало правдивость этих слов Христа, как и всех других Его слов, и этого Его пророчества, как и остальных Его пророчеств.
Я знаю, Феодул, что тебе жаль Индию. А если ты жалеешь ее, помолись о ней, дабы Господь просветил ее светом истины. Когда она позна́ет правду, тогда позна́ет и правую жизнь и научится в молитве обращаться к Богу со словами: «Отче наш». Не будет больше молиться бесам и не будет приносить им жертвы, как приносят жалкие рабы злым господам; не будет слушать Будду, не знавшего о молитве, потому что он не знал о Боге как об Отце Небесном. И сотни миллионов индийцев повеселеют, когда услышат Радостную Весть Христову о том, что переселения душ из тела в тело не существует, что души человеческие переходят в Царство Отца света и любви. Тогда все эти миллионы человеческих существ будут искать молитвенную связь, молитвенное соприкосновение с Отцом своим Небесным. И невеста Индия станет святой Индией; не будет в ней больше непонятной молитвы «ом, ом, ом», но будет возноситься по всей стране умная802 и радостная молитва: «Отче наш»!
* * *
Слово интеллигенция в русском словоупотреблении понимается как известный слой общества. Этот смысл специфичен и уникален: на Западе «интеллигенции» нет, ее заменяет слово «интеллектуалы». В настоящем контексте слово «интеллигенция» также употребляется не в устоявшемся у нас смысле, а в философском, то есть как мыслящая, разумная, понимающая субстанция, что и означает латинское слово intelligens. Слово «интеллигенция» происходит от греческого «энтелехия» – неологизма, изобретенного Аристотелем для обозначения актуальной действительности чего-либо в отличие от его потенции, возможности; то есть мысль – подлинный акт, действие, а вся остальная деятельность человека и все сущее вообще второстепенно: оно есть лишь потенция мысли.
Лк. 18, 1; ср.: Мф. 26, 41; Мк. 14, 38.
Ср.: Мф. 14, 19.
Ср.: Лк. 11, 2; ср.: Мф. 6, 9–13.
Слова из великой ектении, возносимой на вечерни, утрени и литургии.
Лк. 11, 11–13; ср.: Мф. 7, 9–11.
См.: Лк. 6, 38; Мф. 6, 14–15; 7, 2.
Святитель Иоанн Милостивый († 619; память 1225 ноября), патриарх Александрийский (611–617), отличался крайней сострадательностью и милосердием. Он кормил бедняков и много заботился о беженцах, скопившихся в Александрии после персидского завоевания Сирии и Палестины. Народ так почитал его, что за годы его патриаршества паства Александрии увеличилась в 10 раз. Однажды святитель Иоанн был глубоко оскорблен одним вельможей за защиту обездоленных и в тот же день послал своему оскорбителю письмо со словами: «Скоро зайдет солнце, давай помиримся». Вельможа был сильно тронут этим поступком, помирился с ним и принял решение избегать распрей с кем бы то ни было.
В оригинале: «интеллигентная».