Источник

Глава 58. Страждущий Христос, как искупительная Жертва за грехи мира

1. [Господи!] кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? (Господи, кто верова слуху нашему, и мышца Господня кому открыся?)

Все пророки или предызображали, или предвозвещали устроение вечного спасения рода человеческого через страдания и смерть Искупителя. Но их откровение, высокое по своему предмету, таинственное по своему значению, отдаленное по времени своего исполнения, всегда находило мало ему верующих. И вот от сонма всех пророков, как величайший представитель их, Исаия обращается к Господу и с чувством глубокой грусти говорит: Господи, кто верова Слуху нашему? – разумеется, слуху или свидетельству пророков о грядущем Спасителе веровали очень немногие. Свое откровение Исаия называет свидетельством, ибо он, в состоянии вдохновенного пророческого видения, созерцал грядущего Христа, как уже пришедшего. Но его слушатели с недоверием относились к его свидетельству. – И мышца Господня кому открыся? – Пророк сказал уже, что в деле устроения спасения Израиля Господь откроет свою мышцу – явит всему миру свое всемогущество (гл.52:10); но теперь, до наступления предсказанных событий, дело спасения Израиля, а тем более всех народов, представляется вероятным еще только для очень немногих. Почему же – для немногих? – потому что и пророки предвозвещали, что Спасителем мира будет Раб, презреннейший в мире (Ис.49:7), и Апостолы свидетельствовали, что Спаситель мира есть Распятый на кресте Сын Божий. А это было соблазнительным для иудеев и казалось безумным для эллинов. Поэтому-то скорбели о малом успехе проповеди о спасении не только Исаия, но и Сам Христос Спаситель и величайшие из Апостолов христианства, Иоанн и Павел (Ис.42:18–20; Иоан.12:37–43; Деян.13:40–41; Рим.10:16).

2–3. Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. (Возвестихом, Яко Отроча пред Ним, яко корень в земли жаждущей, несть вида Ему, ниже славы: и видехом Его, и не имяше вида, ни доброты; но вид Его бесчестен, умален паче всех сынов человеческих: Человек в язве сый и ведый терпети болезнь, яко отвратися лице его, безчестно бысть, и не вменися).

Возвестихом, говорит Исаия, яко Отроча пред Ним (т.е. Господом), яко корень в земле жаждущей. И сам Исаия, и другие пророки (Захария) предызображали Спасителя, как отрасль – ветвь от усеченного корня праотца Иессея (гл.11:1). И хотя на этой Отрасли почиет Дух Божий, во всей полноте даров Своих, тем не менее внешний вид Его будет чужд величия. Отрок Божий появится на служение перед Своим Господом, как корень в земле жаждущей, или как ветка на почве пустыни, а именно – без вида, без славы – без внешнего убранства, как тощая ветка без листьев и цветов, иначе – как всякий обыкновенный, даже бедный человек, который не привлекает ни чьего внимания и расположения внешним видом.

И не только: Он будет умален паче всех сынов человеческих, будет презрен даже нижайшими из низких сынов человеческих, т.е., людей крайне грешных, как отверженный Богом. – Причиной такого презрения послужит то, что Раб Божий, как человек, будет не только в язвах, но изведает с терпением и всякую болезнь. А такое злострадание признавалось прямо свидетельством Божьего проклятия над человеком страждущим. Поэтому-то будет отвратительным, презренным Его лицо и ни во что вменится оно у «сынов человеческих».

Изображая так живо, картинно и в подробных чертах лицо страждущего Иисуса Христа, Исаия, в состоянии возвышенного пророческого видения, созерцает Его именно в последние дни Его суда и предсмертных страданий, когда ланиты Его подверглись заушению, лицо заплеванию, когда голова Его обагрена была струями крови из язв от тернового венца, когда, обнаженный, истерзанный бичами, Он, наконец, пригвожден был к кресту, позорнейшему из всех орудий казни. – Такое пророческое предызображение равносильно свидетельству очевидца – Евангелиста. И оно тем более важно, что сопровождается далее глубоким изъяснением значения, цели, характера и следствий страданий Спасителя.

4. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. (Сей грехи наша носит о нас болезнует, и мы вменихом Его быти в труде и в язву от Бога и во озлоблении).

Представив крайнюю степень страданий Искупителя, пророк изъясняет значение их. Сей – в столь великой мере страждущий – грехи наша носит: Он носит грехи или язвы и болезни за грехи, возложенные Им на Себя, по воле Божией, подобно жертвенному Агнцу, на которого, по указанию Закона Моисеева, также возлагались грехи народа, через возложение рук Первосвященника. – И о нас болезнует – или, за нас, за наши грехи Он переносит болезни, чтобы искупить нас от наших грехов и спасти от погибели. – И мы вменихом Его быти в труде, – мы, все люди, грешные перед Богом, не исключая и достойнейших из людей, как очевидно, и самого пророка Исаию, все как бы заменили себя Им, чтобы Ему, вместо нас, быть в труде – страдании, и в язве, от Бога, – в сильной язве, неизлечимой, и во озлоблении – в перенесении всякого зла от людей, чтобы избавить их, от всякого зла.

Если грешные люди так заменили себя страждущим Искупителем (как обыкновенно, по Закону Моисея, жертва заменяла собою приносившего жертву), то Он есть истинный Агнец Божий, взявший на Себя грехи мира, как свидетельствовал именно о Христе Предтеча Его, Иоанн Креститель.

5. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. (Той же язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша, наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы изцелехом).

Страждущий Искупитель язвен был – страдал телесно и мучен был – страдал душевно за грехи и беззакония. Язвы и мучения – это наказание за грех, как сознательное противление воли человека Божьей воле. Но ради чего на Нем это «наказание»? – наказание мира нашего на Нем – наказание, Им понесенное за нас, понесено ради нашего мира, как посредство примирения грешного мира с Богом. – Язвою Его мы изцелехом: та язва от Бога, которую Он понес, была средством для исцеления нашей смертельно больной природы. Природа человека, зараженная грехом, могла быть освящена и исцелена только святой кровью из язв пречистой плоти Божественного Страдальца подобно тому, как кровь жертвенного агнца предочищала верующих Ветхого Завета.

Кровь Христа, безусловно необходимая для освящения самого существа грешной природы человека, раз пролитая на кресте, как на едином всемирном жертвеннике, действительно очищает нас от всякого греха, и потому необходимо принимается всеми верующими таинственно из чаши Евхаристии.

6. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. (Вси яко овцы заблудихом: человек от пути Своего заблуди, и Господь предаде Его грех ради наших).

По слову Пророка, все грешные люди, на суде правды Божией, взамен себя, как бы представили Искупителя, и Он понес на Себе или исполнил приговор суда Божия. Но почему сами люди не могли найти себе оправдание перед Богом, – не могли представить удовлетворения правде Божией? – Все яко овцы заблудихом, говорит Пророк: все, следовательно и лучшие люди в Израиле, как и сам Пророк, более или менее далеко блуждали – уклонялись от Закона Божия, как он изложен в книгах Моисея, этого великого пастыря своего народа, и был народ, как стадо овец без пастыря... Человек от пути своего заблуди: если Израиль уклонился от закона, данного Моисеем, то всякий другой человек – язычник, оставленный на своем пути или предоставленный своему закону, руководству разума и совести, тем более и далее уклонился от своего назначения. И вот, когда все люди были безответно повинны перед Богом на суде Его вечной Правды; то, спасая людей от вечной гибели, Господь, по благодати милосердия Своего, и предал Его, т.е. Христа, на страдания и мучение для искупления грехов всякого человека, заблудившего от пути своего: Господь именно предал Его, как жертву, образом которой всегда служил ветхозаветный агнец.

7. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. (И Той, зане озлоблен бысть, не отверзает уст Своих: яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен, тако не отверзает уст своих).

Приемля свое назначение от Бога с беспредельной покорностью, Господь-Искупитель переносил и страдания свои с беспрекословной кротостью. Зане озлоблен бысть или, быв истязаем, Он не отверзал уст своих – никого из врагов своих Он не порицал. – Яко овча на заколение ведеся: Его вели на смерть насильственно, как агнца на заклание; но Он и кроток был, как агнец: и как агнец пред стригущим его, связанный и положенный на землю, безгласен; так и Он, быв связан и даже пригвожден ко кресту, не открывал уст для порицания своих судей-злодеев.

Христос учил о блаженстве кротких, свидетельствовал Сам о своей кротости и, наконец, в страданиях при крестной смерти показал все беспредельное величие этой добродетели, когда не только не укорял никого из своих врагов и не отвечал на порицания злодеев, но и молился за своих распинателей. Таков был истинный Агнец Божий!

8. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. (Во смирении Его суд Его взятся: род же его кто исповесть? яко вземлется от земли живот Его, ради беззаконий людей Моих ведеся на смерть).

Искупитель переносил свои страдания со смирением, хотя страдал невинно, не за свои грехи; но, при этом смирении, суд Его взятся, иначе: Ему не было дано возможности оправдаться от возводимых на Него несправедливых обвинений. И это так произошло именно по причине Его смирения, а не по слабости Его воли или по бессилию в деле оправдания, как низкого раба. Ибо Он, Сам в Себе, во всем несравненно выше всех, – и само происхождение Его неисповедимо. Род же Его кто исповесть? – Его род или происхождение, по родословию Его, никто не может произвести от начала, в этом Он превосходит всех людей, знаменитых своим происхождением: этот «неисповедимый» род имеет свое высшее, божественное начало. – Лишенный суда, Он насильственно был предан смерти. Яко вземлется от земли живот Его: Его жизнь восхищена, а именно насильственно похищена Его врагами. – Ради беззаконий людей Моих ведеся на смерть: и по причине беззаконий, и для заглаждения (искупления) беззаконий, страждущий Спаситель отведен был на смерть; именно отведен, как отводили непорочного агнца в жертву за грехи (ст.7).

9. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. (И дам лукавыя вместо погребения Его и богатыя вместо смерти Его: яко беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех его).

Где страдает правда на суде человеческом, там открывается суд Божий. И так: если Христос, страдавший в глубочайшем смирении, лишен был суда у людей (ст.8), то Господь Сам совершит Свой праведный суд. Он даст лукавыя вместо погребения Его, или Он предаст казни лукавых – хитрых и злых вождей народа за смерть невинного Раба Божия. Он даст и богатых вместо смерти Его, или богатых и счастливых в богатстве своем Он предаст на смерть за то, что они предали смерти невинного Страдальца. Так Господь сделает именно потому, что ими предан на смерть Страдалец, который беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его, иначе – Он не совершил зла ни делом, ни словом.

Известно, что лукавые и сильные своим богатством судьи – предатели Христа, первосвященники иудейские, обвиняли Его в том, что Он разоряет закон Божий и обольщает народ, искали свидетелей, чтобы доказать это. Но не было указано «беззакония», и «не нашлась лесть во устах Его»!

10. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. (И Господь хощет очистити его от язвы: аще дастся о гресе, душа ваша узрит семя долгоживотное).

Если правда Божия требует наказать злых судей, за неправду их в суде (ст.8); то она же требует и оправдать невинного Страдальца, ставшего жертвой за грехи беззаконных. Так как этот Страдалец не сотворил греха ни делом, ни словом (ст.9), и, следовательно, совершенно чист в душе; то Господь и хощет очистити Его от язвы: Господь, возложивший на Него смертельную язву (ст.4), Сам же потом и очистит Его от язвы. – Если же Он, будучи совершенно чистым от греха, однако, дастся о гресе – будет жертвой за грехи людей; то, по суду правды Божией, эта святейшая Жертва низведет на людей высшее благословение Божие: душа ваша, говорит Пророк, узрит семя долгоживотное – увидит свое долгожизненное (долговечное) потомство.

И это обетование о долговечном потомстве спасенного Израиля должно было быть для него непререкаемо верно. Ибо, если Аврааму, за приношение им в жертву своего любимого сына, Исаака, даровано было благословение с обетованием о многочисленном потомстве; то несравненно более должно было снискать благословение от Бога действительное принесение Единородным Сыном Божьим Самого Себя в жертву за грехи мира. И эту божественную истину высказал даже враг истины, первосвященник Каиафа, хотя и помимо своей воли (Иоан.11:50–52; ср.гл.12:24).

11. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. (И хощет Господь рукою Своею отъяти болезнь от души Его, явити ему свет и, создати разумом, оправдати праведнаго благо служаща многим, и грехи их Той понесет).

Но требованию правды Своей, Господь определил не только «очистить от язвы» тело страждущего Искупителя (ст.10), но и отъяти болезнь от души Его – избавить от скорбей душевных, которые для невинного Страдальца должны быть прямо смертельны (каковыми действительно и были скорби Христа в саду Гефсиманском). Также определил Господь явити Ему свет и создати разумом – возвратить Ему жизнь после смерти или воссоздать Ему жизнь своей творческой Премудростью, – воскресить Его. А это дело Премудрости и Правды Божьей и послужит совершеннейшим оправданием Праведника-Страдальца, которого, за Его чрезвычайные язвы и муки, презирали даже нечестивейшие из «сынов человеческих» (ст.3). – Так определил Господь оправдать Страдальца, как благо служаща многим или во благо послужившего для многих; чем послужившего? – тем; что грехи их Он понес на Себе, как агнец, ведомый в жертву; почему же только для многих, а не для всех? – потому что не все уверовали свидетельству пророков об этом Агнце (ст.1), не все, следовательно, достойны были и получения обетований, данных отцу верующих, Аврааму, и, следовательно, не могли быть наследниками через него даров благодати и вечного спасения.

12. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем. (Сего ради Той наследит многих и крепких разделит корысти, зане предана бысть на смерть душа его, и со беззаконными вменися, и Той грехи многих вознесе и за беззакония их предан бысть).

Если правда Божья требует оправдать невинного Страдальца, то благость Божья требует и вознаградить Его за все лишения, телесные страдания и душевные скорби, подобно тому, как по справедливости и милости обыкновенного царя награждаются герои, понесшие труд воинских подвигов и раны от копья и меча на поле битвы за своего повелителя. Сего ради и Той наследит многих – и Тот божественный Страдалец получит наследие у многих народов; и крепких разделит корысти, или – и с могущественными завоевателями будет делить их добычи. Иначе: Господь-Спаситель, за самоотверженный подвиг спасения падших детей Божиих, заблудивших с пути Его святого закона и за приведение их на этот путь, получит в награду власть над всеми этими народами и над всем, что в их обладании (гл.11:10).

Высказанное через Пророка, это обетование столь великой и славной награды за подвиг страданий и смерти Христа исполнилось после Его воскресения. Тогда Господь Сам сказал своим Апостолам на Галилейской горе: «дана Мне всякая власть на небе и на земле!» (Мф.28:18).

С очевидной и поразительной ясностью Пророк Исаия представил здесь святейший образ Христа-Искупителя, как Агнца Божьего, принявшего смерть за грехи мира. Открытые здесь все подробные черты этого образа, с их глубоким значением, воплощены были в действительном Лице Господа так точно, что, по истине, слово Исаии можно назвать ветхозаветным Евангелием. С другой стороны, содержащаяся в этом образе идея искупления мира есть главная и незыблемая основа и ветхого и нового завета, безусловно господствующая над всеми другими понятиями и в самой религии христианской. Сама истинность предсказанных здесь событий несомненна потому, что идея их безусловно верна. Не может быть иной высшей основы религии, как идея о примирении человека с Богом смертью совершенно невинного Страдальца, Богочеловека, и о даровании этому Искупителю власти над миром, который приобретен Им ценой Своей жизни.


Источник: Святые пророки ветхого Завета. Последовательное изъяснение славянского текста. Т 1. Книга пророка Исайи. Н.И. Троицкий. Тула. Тип. Н.И. Соколова, 1889. С. 154. Книга пророка Исайи. Последовательное изъяснение славянского текста. Выпуск 2-й. Н.И. Троицкий. Тула. Тип. Н.И. Соколова, 1891. С. 614.

Комментарии для сайта Cackle