Источник

Глава 54. Многочадие Церкви Божией и господство её в мире

1–3. Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь. Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длиннее верви твои и утверди колья твои; ибо ты распространишься направо и налево, и потомство твое завладеет народами и населит опустошенные города. (Возвеселися, неплоды нераждающая, возгласи и возопий, нечревоболевшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа. Рече бо Господь: разшири место кущи твоея и покровов твоих, водрузи, не пощади, продолжи ужа твоя и колия твоя укрепи, еще на десно и на лево простри: и семя твое языки наследит, и грады опустевшыя населиши).

Пророк обращается к неплодной и не рождающей, и потому, конечно, горюющей вдове и, утешая ее, восклицает: «возвеселись, воскликни и возгласи, хотя ты не мучилась родами и не болела чревом»! – Ибо хотя ты и пустая, или праздная, не беременная, потому что не имела мужа; но у тебя будет детей на много более, нежели у той, которая имела мужа. Речь образная. Вдова, это – церковь Иудейская, её муж – Господь, Бог Завета: она оставлена была Господом и оставалась как бы вне брачного союза, как бы вдовой, на немногое время плена Вавилонского (ст.7–8), и скорбела. Её скорбь снова обратила на нее милость Господа, и Он снова приемлет ее в союз с собою и союз уже вечный (ст.8). А в силу этого союза, дарует ей множество детей, какого не было у неё от первого её брака, т.е. в прежнем её союзе с Богом, до плена Вавилонского (или – в Ветхом Завете). А соответственно многочисленности детей, должно быть и более распространенное жилище. Поэтому, теперь утешаемая вдова, по слову Господа, должна разширить место кущи своей – занять наибольшее пространство для более обширной палатки, куда войдут её дети, и расширить сами покровы палатки, соответственно её месту; она должна водрузить, не щадя, или не стесняясь местом, она должна глубже и крепче вбить сами колья и к ним протянуть и покрепче прикрепить канаты, на которых держатся покровы палатки, – глубже и крепче потому, что канаты будут длиннее и толще, а покровы на них шире и тяжелее. Распространив раз, она должна будет потом распространить ее еще направо и налево. Все это нужно сделать с местом и жилищем потому, что семя или племя, потомство вдовы языки наследит, как бы по наследству получит себе многие племена языческие, завладеет, ими и, вместе с ними, должна будет населить города, опустевшие в течение многих лет Вавилонского плена, и не только иудейские, но и языческие, опустошенные по суду Божию (гл.26).

Основанием такого обетования и утешения служит откровение о смерти Искупителя. Через Пророка Господь сказал верующим: «когда душа Раба Моего (Спасителя) принесет жертву умилостивления, вы увидите потомство долговечное... Раб Мой оправдает многих, и грехи на Себе понесет. Потому Я дам Ему честь между великими, и с сильными Он будет делить добычу»... (гл.53:10–12). Соответственно такому смыслу пророчества, точное исполнение его последовало только по установлении Нового Завета. Тогда только язычники стали наследием Израиля; а также истинно верующие уже не собирались только в одной скинии Моисея или в одном только храме Соломона, Зоровавеля, Ирода: церковь Божия распространилась на десно и налево – на Восток и Запад, и стала под всемирным покровом небес; царство Божие перестало быть в пределах иудейского народа, оно стало вселенским; между тем, иудейство осталось и, наконец, погибло в рабстве у Римлян. Христова Церковь стала Матерью всех народов, как и Бог есть Отец всех (ст.5; ср. Гал.4:25–28).

4–5. Не бойся, ибо не будешь постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании: ты забудешь посрамление юности твоей и не будешь более вспоминать о бесславии вдовства твоего. Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф – имя Его; и Искупитель твой – Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он. (Не бойся, яко посрамлена ecu, ниже устыдися, яко укорена ecu: понеже срамоту вечную забудеши и укоризны вдовства твоего не помянеши ктому. Яко Господь творяй тя, Господь Саваоф имя Ему: и избавивый тя, святой Бог Израилев, всей земли прозовется).

Вера Церкви в пророческие обетования могла умаляться (уменьшаться) чувством страха и стыда, при временном отчуждении её от Бога, в состоянии её рабства. Утешая ее, как вдову, Господь говорит: «ты не будешь постыжена, не будешь в поругании», как бывают в том и другом обыкновенные вдовы, ибо их укоряют и стыдят их неплодием. Нет, Церковь-вдова не потерпит более укоризн от разных народов мира, она забудет свою срамоту вечную, или посрамление давнее... Ибо Господь есть творец её: ее устроит, вступит с ней в новый союз, даст ей многочисленное потомство, новое благоустройство и тем избавит ее от укоризн Сам Бог Всемогущий. – И Он свят – верен Своим обетованиям. И Он назовется Богом всей земли, – не только Иудейской, но и всей вселенной.

6–8. Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и как жену юности, которая была отвержена, говорит Бог твой. На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя. В жару гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостью помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь. (Не яко жену оставлену и малодушну призва тя Господь, ниже яко жену из юности возненавидену, рече Бог твой. На время мало оставих тя, а с милостью великою помилую тя: в ярости мале отвратих лице Мое от Тебе, но милостью вечною помилую тя, рече избавивый тя Господь).

Если бы обыкновенный муж оставил свою жену и, по закону, дал ей разводное письмо (гл.50:1), огорчил бы ее таким отпуском, и особенно, если бы так возненавидел ее от дней юности, с первых дней брака, а потом решился бы взять ее к себе опять, восстановить с ней супружеский союз, то это, конечно, было бы делом какой-либо необходимости, холодного расчета, а не делом пламенного чувства первой чистой любви юности, следовательно, восстановленный союз был бы слабым, не обещал бы счастливых дней. Но Господь не так воссоединяет с Собою свою церковь: не с меньшей, а напротив, с большей любовью Он вступает в новый союз с нею. На малое время Он оставил Свою Церковь, в сильном гневе, а именно на время плена Вавилонского, но с милостью великою, прямо вечной милостью Он воспримет ее в Новый Завет с Собою.

9–10. Ибо это для Меня, как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя. Горы сдвинутся и холмы поколеблются, – а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь. (От воды, яже при Нои, сие ми есть, якоже кляхся ему во время оно на землю, не разгневатися о тебе ктому, ниже во прещении твоем горы преставити, и холми твои не предвигнутся: тако ниже, яже от Мене к тебе, милость оскудеет, ниже завет мира твоего преставится: рече бо милостив к тебе Господь).

Основание Нового и вечного Завета Бога с Церковью подобно основанию завета Его с патриархом Ноем. Вода при Ное, во время потопа, была образом и орудием гнева Божия на всю землю. Но, по прекращении потопа, Господь клялся Ною, что «вода», или – что то же гнев Его, более не придет на землю, как он приходил, т.е., чтоб опустошить ее совершенно. Так и теперь, через пророка Исаию, Господь возвещает, что Он, вступив в Новый Завета с Церковью, уже не предаст ее погибели, во гневе Своем: и как горы и холмы земли обетованной не переставятся и не передвинутся; так и милость от Бога, а с нею и мир Церкви не оскудеют; так и сам Завета Бога с Церковью не переставится – не переменится. Так говорит милостивый Господь! – прибавляет Пророк.77

11–13. Бедная, бросаемая бурею, безутешная! Вот, Я положу камни твои на рубине и сделаю основание твое из сапфиров; и сделаю окна твои из рубинов и ворота твои – из жемчужин, и всю ограду твою – из драгоценных камней. И все сыновья твои будут научены Господом, и великий мир будет у сыновей твоих. (Смиренная и колеблемая не имела еси утешения: се, Аз уготовляю тебе анфракс камень твой и на основание твое сапфир: и положу забрала твоя иаспис, и врата твоя камения кристалла и ограждение твое камения избранная, и вся сыны твоя научены Богом, и во мнозе мире чада твоя).

Оставленная и на малое время, Церковь, как безутешная вдова, стала смиренной или бедной и униженной, а жилище её палатка колебалась от всякого ветра, т.е. при разных обстоятельствах... Но, по Своей неоскудевающей милости, Господь даст Своей Церкви, в Новом Завете с нею, наилучшее и совершеннейшее устройство. Для здания церкви Господь приготовляет камень – анфракс (драгоценный камень, на, подобие горящего угля, иначе рубин), а для основания – сапфир (камень темно-голубой, небесного цвета); даже забрала или заборы, стены будут из ясписа, иначе из яшмы, (камень кремневой породы), а врата из кристалла (горного хрусталя), и всякое вообще ограждение из отборных камней. – Речь образная: все эти анфраксы, сапфиры, ясписы и кристаллы, суть добродетели членов новозаветной Церкви. Почему возникнет такое совершенство во внутреннем здании Церкви? – Потому что все сыны новой Церкви будут научены Богом, в Его совершеннейшем законе, и потому будут жить в невозмутимом мире, как если бы их жилище было из твердейших драгоценных камней, как великолепный дворец, окруженный нерушимой стеной крепости.

Совершеннейшее устройство церкви и превосходные свойства сынов её, по словам этого пророчества, отнюдь не могут принадлежать ветхозаветной Церкви, ни в какой период её истории, ибо только самые избранные и весьма немногие сыны её были научены Самим Богом, а именно пророки, первосвященники и цари, стоявшие непосредственно под влиянием даров благодати Святого Духа, при своем помазании. Во всей точности пророчество получило значение только в Церкви Христовой. Наученные непосредственно Богом-Словом и наставляемые на всякую истину Духом Святым, сыны новозаветной Церкви явили миру всевозможные добродетели в таком совершенстве, какого не достигал ни один член церкви ветхозаветной, ибо не был в союзе совершеннейшей любви с Богом. Истинная христианская любовь, чуждая привязанности ко всему земному, небесно-чистая, как сапфир, вот – основание, а вера, несокрушимо твердая, как яспис, вот ограждение внутреннего мира души всякого истинного сына новозаветной Церкви. Но, во всем блеске совершеннейших добродетелей своих, Церковь Христова явится в конце времен, как небесный Иерусалим, по пророчеству Апостола-Тайнозрителя, Иоанна (Откр.21:10–14).

14–15. Ты утвердишься правдою, будешь далека от угнетения, ибо тебе бояться нечего, и от ужаса, ибо он не приблизится к тебе. Вот, будут вооружаться против тебя, но не от Меня; кто бы ни вооружился против тебя, падет. (И правдою возградишися: удалися от неправеднаго, и не убоишися, и трепет не приближится тебе. Се, пришельцы приидут к тебе Мною и вселятся у тебе и к тебе прибегнут).

Представив картину совершеннейшего устройства новой Церкви, Господь открывает ей прямое значение той. – Правдою возградишися, или утвердишься в правде, как в крепкой ограде; иначе – для Церкви, вместо обыкновенных крепких стен, необходимых городам и государственным границам, будет служить правда, точнее Богом дарованное оправдание. При таком ограждении, церковь будет вне всякого страха (ср.гл.26:1–4 и сл.). – Видя дарованный Богом мир Церкви, народы устремятся к ней и, ведомые самим Богом, точнее – Его благодатным законом (гл.2:2–3; ср.56:7), они придут к ней, как пришельцы, будут приняты с миром и поселятся вместе с ней, как члены одной семьи (ст.1–3) и, наконец, найдут здесь совершенную безопасность, как спасающиеся бегством находят безопасность в местах убежища.

Так, действительно, в конце ветхозаветной жизни Израиля, народы, прежде чуждые ему по крови и вере, потом влекомые совершенством его религиозных понятий, через иудейство, как бы через врата, делались пришельцами народа Божия; а потом, просвещенные благодатью евангельского закона, становились сынами Церкви Христовой.

16–17. Вот, Я сотворил кузнеца, который раздувает угли в огне и производит орудие для своего дела, – и Я творю губителя для истребления. Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, – ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь. (Се, Аз создах тя, не якоже кузнец раздуваяй углия и износя сосуд на дело: Аз же создах тя не на пагубу, еже истлити. Всяк сосуд соделан на тя не благопоспешу, и всяк глас, иже на тя востанет на прю, одолееши им всем: повиннии же твои будут в нем. Есть наследие служащим Господеви, и вы будете Мне праведни, глаголет Господь).

Новозаветная Церковь будет наслаждаться вечным миром (ст.10,13), потому что она будет устроена непоколебимо, нерушимо, неодолимо (ст.11–12,14). Вот, говорит Господь, Я создал тебя не так, как кузнец, раздувая угли в горне, изготавливает какой-либо сосуд для какого-либо дела, – Я создал тебя не на погибель, чтобы истлить – разбить, как обыкновенно разбивается сосуд кузнеца. Нет, напротив: какой бы ни был сделан сосуд (орудие боевое) против тебя, медный или железный, в битве он не будет благоуспешен – не разобьет твердых стен Церкви. И всякий глас, иначе – голос противника в суде, не одолеет кроткого гласа истины, которой ограждена будет Церковь (ст.14); напротив, она одолеет им всем или их всех – и того, кто вооружится боевым орудием в сражении, и того, кто изощрит свой злой язык в судебном прении. И, прибавляет Господь, повиннии твои будут в нем, точнее – виновные перед тобой будут виновны в суде, и именно в том, что восставали против Церкви Божией. Представив Церковь, как неодолимое прибежище спасаемых, Господь усугубляет уверение в том. Так говорит Он, есть наследие служащим Господеви – вообще всем истинным рабам в доме Божьем, – и вы будите мне праведнии – следовательно, это наследие рабов Божиих есть оправдание их от Бога и соединенное с ним благо вечного мира.

Совершенное оправдание перед Богом есть наследие только истинных христиан, как истинных детей Божиих, не по плотскому происхождению от благословенных патриархов, а по непосредственному их рождению от Духа Святого: как таковым это наследие принадлежит им именно по праву рождения от Бога, как свидетельствует Евангелист-Богослов Иоанн (гл.1:12–13).

* * *

77

Образное выражение, «завет мира не переставится» объясняется обычаем древних, при заключении договора о мире ставить столб, как памятник клятвенных обещаний; отсюда – положить, поставить или, наоборот, переложить, переставить завет – договор.


Источник: Святые пророки ветхого Завета. Последовательное изъяснение славянского текста. Т 1. Книга пророка Исайи. Н.И. Троицкий. Тула. Тип. Н.И. Соколова, 1889. С. 154. Книга пророка Исайи. Последовательное изъяснение славянского текста. Выпуск 2-й. Н.И. Троицкий. Тула. Тип. Н.И. Соколова, 1891. С. 614.

Комментарии для сайта Cackle