Глава 44. Величие единого Бога-Спасителя и ничтожество идолов
1–5. А ныне слушай, Иаков, раб Мой, и Израиль, которого Я избрал. Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней: не бойся, раб Мой, Иаков, и возлюбленный [Израиль], которого Я избрал; ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих. И будут расти между травою, как ивы при потоках вод. Один скажет: «я Господень», другой назовется именем Иакова; а иной напишет рукою своею: «я Господень», и прозовется именем Израиля. (Ныне же слыши, рабе Мой Иакове, и Израилю, его же избрах. Сице глаголет Господь Бог сотворивый тя и создавый тя из утробы: еще поможет ти: не бойся, рабе мой Иакове, и возлюбленный Израилю, его же избрах. Яко Аз дам воду в жажду ходящым в безводней, наложу дух Мой на семя твое и благословения Моя на чада твоя, и прозябнут аки трава посреде воды и яко верба при воде текущей. Сей речет: Божий есмь: и сей возопиет о имени Иаковли, и другий напишет рукою своею; Божий есм: и о имени Израилеве возопиет).
Ныне же – когда народ Божий, не имея чем оправдаться перед Богом и потому находясь в сугубом страхе перед Ним и могущественным своим врагом – завоевателем, теперь он тем с большей радостью и благодарностью должен выслушать весть о своем спасении. Подобно тому, как некогда, при изведении избранного народа из Египта, Господь помог ему многими знамениями и чудесами; так и теперь еще поможет ему – выйти из плена халдейского: и как тогда, так и теперь Господь даст воду для утоления жажды ходящим в безводной пустыне, т.е. сохранит Свой народ от всех лишений и смертельных опасностей. И не только: Он наложит Дух Свой на семя его... Это семя народа, его младшее поколение, по действию Духа Божия, как благословенное, возрастет, умножится и укрепится для новой, благодатной жизни, – подобно тому, как, при действии влажного ветра; произрастают травы, сеющие семя, и, размножаясь, покрывают всю землю, свидетельствуя тем о благословении Божием. Потомки спасенных размножаясь по благословению Господа и укрепляясь действием Духа Божия, будут праведны – и потому будут наслаждаться полнотою сил, как трава среди воды, как верба (или ива) при источнике (Пс.1:1–3). Живя в полном довольстве, и тот будет говорить, что он Божий, т.е. находится в завете с Иеговой, и этот воскликнет, что ему принадлежит имя Иакова, т.е. он потомок этого благословенного патриарха и наследник данных ему обетований; и иной напишет рукой своей: «Божий есмь», т.е. принадлежит Богу, как семя избранного родоначальника: и напишет это, если потребуется увековечить свое право наследства (для этой цели и существовали родословные таблицы у евреев).
6–7. Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога, ибо кто как Я? Пусть он расскажет, возвестит и в порядке представит Мне все с того времени, как Я устроил народ древний, или пусть возвестят наступающее и будущее. (Сице глаголет Бог царь Израилев, и избавлей его Бог Саваоф: аз первый и аз по сих, кроме, Мене несть Бога: кто якоже аз? да станет и да призовет, и да возвестит и да уготовит Ми, отнележе сотворих человека во век, и грядущая прежде неже приити им, да возвестят вам).
Единый истинный Бог есть Владыка – Избавитель Израиля: Он вечен и всеведущ и тем без всякого сравнения бесконечно превосходит бездушных богов языческих. По Своему бытию Он первый, т.е. Он существовал до начала всего; Он и по сих, т.е. будет и после всего существующего: или Он есть вечен и вместе с тем един и превосходящий всех. Никто не станет или не восстанет равный Ему; никто не призовет или не вызовет ничего из небытия к бытию, как это сделал Он – Творец всего; никто не возвестит наперед того, что будет впоследствии; никто не уготовит или не устроит будущих судеб мира по своему совету, так, чтобы это осуществилось непреложно, – как это все предвозвещал, предуготовлял и устраивал Господь со времени сотворения человека и в течение всех прошедших веков в жизни древних народов. Только Он, а никто другой, предвозвестил и осуществит дело спасения избранных от всех народов (ср.гл.42:6–12).
8–10. Не бойтесь и не страшитесь: не издавна ли Я возвестил тебе и предсказал? И вы Мои свидетели. Есть ли Бог кроме Меня? нет другой твердыни, никакой не знаю. Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены. Кто сделал бога и вылил идола, не приносящего никакой пользы? (Не укрывайтеся, ниже заблуждайте: не исперва ли внушисте, и возвестих вам: свидетелие вы есте, аще есть бог разве Мене. И не послушаша тогда созидающии, и ваяющии еси тщетно, творящии желания своя, яже не упользуют их: но посрамятся еси созидающии бога и ваяющии вси неполезная).
При сознании величия единого Истинного Бога и своей виновности перед Ним, люди не должны, однако же, страшиться будущего и, в безумном страхе, как бы укрываться от Бога (подобно тому как это некогда сделал Адам): они не должны заблуждаться – в понимании того, что их жизнь всецело находится во власти их Истинного Бога. Им внушено и возвещено ещё исперва – сначала, как только их праотцы вступили в завет с Богом при Синае, именно тогда еще Господь Своим перстом начертал на скрижалях завета то, что произнес громовым гласом во всеуслышание: Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии разве Мене (Исх.20:2–3). И свидетелем этого гласа Божия был сам народ, стоявший при подножии горы. Но вскоре тогда же народ обнаружил свое непослушание в том, что, следуя своему преступному желанию, создал жертвенник и поставил перед ним тельца, вылитого из золота. Вскоре же оказалось, что это преступное деяние бесполезно и вместе с тем позорно.
11. Все участвующие в этом будут постыжены, ибо и художники сами из людей же; пусть все они соберутся и станут; они устрашатся, и все будут постыжены. (И вcu, отнюдуже быша, изсхоша: и глусии от человек да соберутся вcu и да станут вкупе, и да посрамятся и устыдятся вкупе).
И вcu отнюдуже быша, т.е. все участвовавшие в том преступном деле отливания тельца и поклонении ему, как богу, изсхоша: быв истреблены мечем ревнителей благочестия, они пали костьми в пустыне и смешали свой сухой прах с её раскаленной почвой. Так оказалось бесполезным и гибельным своеволие мятежной толпы. И теперь – глусии от человек, т.е. нежелающие слушать слова пророка или – слыша его, нежелающие его слушаться (гл.42:19–20), также, как и прежде, пусть соберутся вместе против Бога и Его вестника; – они снова будут посрамлены, как некогда в пустыне при Моисее.
12–13. Кузнец делает из железа топор и работает на угольях, молотами обделывает его и трудится над ним сильною рукою своею до того, что становится голоден и бессилен, не пьет воды и изнемогает. Плотник [выбрав дерево], протягивает по нему линию, остроконечным орудием делает на нем очертание, потом обделывает его резцом и округляет его, и выделывает из него образ человека красивого вида, чтобы поставить его в доме. (Яко наостри древоделатель сечиво, теслою содела оное, и свердлом состави е, и длатом издолбе е, и содела е крепостию мышцы своея: и взалчет, и изнеможет, и не напиется воды. И избрав древоделя древо, постави е в меру, и клеем сострои е, и сотвори е аки образ мужеск и, аки красоту человечу, постави е в дому).
Древоделатель – плотник берет железо, приготовляет из него сечиво – топор, и на угольях делает его теслом – с широким и тонким лезвием – (плотничий топор), для обтесывания и выглаживания дерева; из того же железа составляет, как бы свертывает свердло или сверло (бурав); и длатом издолбе е – и долотом (точнее – молотом) выбивает силой своих мускулистых рук. При такой работе он и алчет, и притом, затрачивая много силы, изнемогает, и, находясь постоянно перед огнем, жаждет, но не пьет воды, спеша окончить работу. – Другой древоделя – плотник (художник), избрав дерево, постави е в меру – определяет ему меру, протягивая по нему нить. Затем, обделав его резцом, склеивает его части и так образует подобие человека, мужественного и красивого, водружает его в доме, и чтит как бога. – Стольких то хлопот и усилий требует идол, чтобы его произвести из небытия к бытию! – Тогда как истинный Бог сам есть Творец всего неизмеримо великого мира – неба и земли и всего обитающего в них (гл.40:12–23).
14–17. Он рубит себе кедры, берет сосну и дуб, которые выберет между деревьями в лесу, садит ясень, а дождь возращает его. И это служит человеку топливом, и часть из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним. Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта, а также греется и говорит: «хорошо, я согрелся; почувствовал огонь». А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: «спаси меня, ибо ты бог мой». (Посече древо в дубраве, еже насади Господь, сосну, и дождь возрасти, да будет человеком на жжение: и взяв от него, согреся, и изжегше я, испекоша ими хлебы, из оставшаго же сотвориша боги и покланяются им: сотвори е изваянное, и преклоняется им. Пол его сожже огнем, и пол его сожже на углие, и испече в них хле6ы, и на них испече мясо, и яде, и насытися, и согревся рече: сладко мне, яко согрехся и видех огнь. Из оставшаго же сотвори бога изваянна, преклоняется ему, и поклоняется и молится ему глаголя: избави мя, яко бог мой еси ты).
Ничтожество идола открывается еще более в том, что его делают иногда так, как и всякий другой предмет житейских потребностей: пищу, одежду и т.п. Приходит человек в дубраву – кедровый и дубовый лес, срубает Богом насажденное и посредством дождей выращенное дерево – сосну (или кедр и дуб), как смолистое и крепкое, менее поддающееся гниению, назначенное людям на сожжение. Взяв часть этого дерева, сжигает его, при этом печет себе хлеб; на оставшихся угольях жарит мясо: ест, насыщается, – согревается, ощущает живительную теплому. А из оставшегося, посредством резца, делает изваяние – идола, признает его за бога, повергается перед ним лицом на землю, молится ему, как своему спасителю...
18–19. Не знают и не разумеют они: Он закрыл глаза их, чтобы не видели, и сердца их, чтобы не разумели. И не возьмет он этого к своему сердцу, и нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: «половину его я сжег в огне и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо и съел; а из остатка его сделаю ли я мерзость? буду ли поклоняться куску дерева?» (Не уведаша смыслити, яко стемнеша очи их, еже видети и разумети сердцем своим. И не помысли в души своей, ни уведе смышлением, яко пол его сожже огнем, и испече на угли ях его хлебы, и испек мяса снеде, и оставшее его в мерзость сотвори, и покланяются ему).
Человек сам может видеть, как в поле или дубраве естественно из земли, при действии дождя, вырастает обыкновенное дерево (кедр, дуб, сосна), постоянно употребляемое в виде дров на сожжение; видит, как оно постоянно, на его же очаге, действием огня превращается в пепел; видит, что из остатка этого же самого дерева он приготовляет себе идола-бога: видит, что его бог возник из праха, им же самим превращается в прах – пепел и, однако же, не понимает этого очевидного ничтожества его. Так глубоко падение человека, так сильно его ослепление, и от такого-то гибельного падения Господь избавляет Свой избранный народ.
20–22. Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: «не обман ли в правой руке моей?» Помни это, Иаков и Израиль, ибо ты раб Мой; Я образовал тебя: раб Мой ты, Израиль, не забывай Меня. Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя. (Увеждь, яко пепел есть сердце их, и прельщаются, и ни един может души своея избавити: видите, не рцыте, яко лжа в деснице Моей. Помяни сия, Иакове, и Израилю, яко раб Мой ecu ты, сотворих тя раба Моего, и ты, Израилю, не забывай Мене. Се бо отъях яко облак беззакония твоя и яко примрак грехи твоя: обратися ко Мне, и избавлю тя).
Израиль, издавна наученный вере в единого истинного Бога (ст.8), должен понять и знать, что существо идолов пепел, а не дух, что идолопоклонники находятся в жалком обольщении, так как ни один из них не может избавить души своей от позора и погибели (ст.9,10). Видя это, Израиль не должен говорить, что в деснице Божией ложь, т.е. что Господь не спасет его Своей десницей от сильных врагов, поклоняющихся идолам: идолы – ничто и поклоняющиеся им ничто. Только Господь – Избавитель: Он грядет с силою, и мышца Его с властью; награда Его с Ним, и воздаяние Его пред лицом Его (гл.40:10,17,23,27–28). Израиль, по самому этому наименованию своему, должен помнить, что он – избранный народ Божий, – что ради этого избрания, Господь снимает с него грехи и беззакония его так быстро и бесследно, как действием солнечных лучей очищается утром небо от тени облаков, как рассеивается ими мрак ночного тумана над глубокой долиной.
23. Торжествуйте, небеса, ибо Господь соделал это. Восклицайте, глубины земли; шумите от радости, горы, лес и все деревья в нем; ибо искупил Господь Иакова и прославится в Израиле. (Возвеселитесь небеса, яко помилова Бог Израиля: вострубите, основания земная, возопийте, горы веселие, холми и вся древеса, яже на них: яко избави Бог Иакова, и Израиль прославится).
Бог помиловал Израильский народ – простил ему грехи, и потому избавил его из плена, а вместе с тем и прославил его: прежде он был в крайней нищете и позорном рабстве, а теперь будет свободным и довольным среди всех благ своей родной земли. Радость Израиля, по слову Пророка, должны разделять небо и земля: – небо светлым сиянием озаряет землю и, орошая, оплодотворяет ее; а земля должна прорастать растительность и покрывать холмы и долины роскошным цветоносным покровом, как бы радостной праздничной одеждой, вместо праха развалин, которым как вретищем, она была покрыта в дни печали, во время плена (ср.гл.45:8). При наступлении «дня спасения» земля должна вострубить и возопить веселие – подобно тому, как трубили перед наступлением праздника, и как по звуку труб громкими кликами оглашало окрестность ликующее население городов расположенных по горам и холмам: так должно быть, ибо Иерусалим и другие города Иудеи возградятся (отстроятся) (ст.26) и будут снова населены.
24. Так говорит Господь, искупивший тебя и образовавший тебя от утробы матерней: Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю. (Сице глаголет Господь избавляяй тя и создавшый тя от чрева: аз Господь совершаяй вся, распрострох небо Един и утвердих землю).
Господь только избавитель Израиля из плена, ибо Он же есть и Создатель его от чрева праматери его – Сарры; Он только и может все сотворить, что Ему угодно и что Им предопределено, – может погубить народ и спасти его. Он может совершить это один, ибо Он один распростер небо и утвердил землю, т.е. создал видимый мир; Он может тем легче воссоздать и населить священную землю Израиля, опустошенную и безлюдную во время плена.
25–28. Который делает ничтожными знамения лжепророков и обнаруживает безумие волшебников, мудрецов прогоняет назад и знание их делает глупостью, Который утверждает слово раба Своего и приводит в исполнение изречение Своих посланников, Который говорит Иерусалиму: «ты будешь населен», и городам Иудиным: «вы будете построены, и развалины его Я восстановлю», Который бездне говорит: «иссохни!» и реки твои Я иссушу, Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: «ты будешь построен!» и храму: «ты будешь основан!» (Кто ин разсыплет знамения чревоволшебников и волшбы от сердца, отвращаяй мудрыя вспять и советы их обуяяй, и уставляя глагол раба своего, и совет вестников своих истинен творяй? глаголяй Иерусалиму: населишися, и градом иудейским, возградитеся, и пустыни его просияют, глаголяй бездне: опустееши, и реки твоя изсушу, глаголяй Киру смыслити, и вся воли моя сотворит, глаголяй Иерусалиму: возградишися, и храм святый Мой осную).
Никто иной, как только Бог рассыплет знамения чревоволшебников и волшбы от сердца, – Он покажет, что знамения или приметы, по которым судили и волхвовали прорицатели Вавилонские (по внутренностям животных, по звездам и пр.) совершенно ложны и бессвязные предречения их не имеют смысла, как отдельные бессвязно брошенные слова безумных (гл.47:12–14). Именно это покажут грядущие события, какие предопределил, предсказал и исполнит Господь. – Только Господь отвращает мудрыя вспять: они выступают со своими мудрыми советами, а Он показывает их неразумие, посрамляет их, и они должны бывают удаляться назад. Так некогда Господь посрамил Египетских волхвов; так потом посрамил и Халдейских, открыв тайные судьбы царю Навуходоносору через Своего пророка Даниила. – Наоборот, глагол раба Своего и вестников воли Своей Господь уставляет – делает устойчивым так, что он не рассыплется, т.е. показывает истинность предсказаний пророков Своих через исполнение предсказанных ими событий. Только Господь может заранее сказать Иерусалиму: «ты будешь населен», и городам иудейским: «вы будете построены снова», и что пустыни народа иудейского просияют, т.е., места, где города были превращены в развалины, а поля опустошены и лежат под покровом праха, снова просияют: города обстроятся и украсятся каменными зданиями, нивы покроются золотистой пшеницей, обнаженные прежде холмы станут цветоносными пастбищами. – Господь скажет бездне – глубине моря: «ты опустеешь» – «иссохнешь», и она иссыхает, – как это произошло с бездной Красного моря. Он скажет: «реки твои я иссушу» и они иссохнут, – как это совершилось с Иорданом. Так иссохнут обширные озера и реки Халдеи – Евфрат с его притоками и каналами (и действительно, Кир со своими войсками вступил в Вавилон по сухому руслу Евфрата). Господь есть глаголяй Киру смыслити: Он даст понять Киру Свою верховную волю, и Кир, поняв, всякое требование этой воли исполнит: позволит построить Иерусалим и создать храм, на его прежнем основании – Так как Господу Вседержителю Покорны все народы и цари, то покорится Ему и Кир, царь Персидский. И подобно тому, как Навуходоносор царь Халдейский был избран орудием опустошения и разрушения земли Иудейской и её священного города; так избирается и Кир орудием разрушения Халдеи и столицы её Вавилона и избавления Израиля ради устройства святой земли и воссоздания храма.
Как избавитель народа Божия, Кир представляет собой и прообраз Иисуса Христа, и – тем точнее, что само имя «Кир» значит «солнце» – источник света и жизни, (с персидского языка); а также и поручение, возлагаемое на Кира – исполнить всякую или всю волю Божию, возможно вполне только для Сына Божия.