О Втором пришествии Христа
Мессия – Судия мира, ибо по правде судить будет. Тот же Иисус – Которого Ирод в колыбели младенческой мечом судил, Которого Иуда за тридцать сребреников продал, Которого старейшины иудейские унижали и бичевали, Которого Пилат признал невиновным и на кресте распял, Который на кресте в страшных муках умер, Который в третий день славно воскрес из гроба, Который в сороковой день вознесся на небеса и сел одесную Отца, – Тот же самый Иисус приидет вновь в силе и славе. Приидет как высший Судия и будет судить живых и мертвых. Приидет как Царь бессмертный, чтобы открыть Царство бессмертия для праведников. И воссияют праведники в том Царстве, словно солнце.
Он приходил однажды и придет вновь. Первый раз пришел Он в уничижении, а второй раз в славе приидет. Первый раз пришел как Искупитель мира, а другой раз приидет как Судия его. Разница между первым и Вторым пришествиями Его велика; при первом пришествии Он оставался на земле тридцать три года, а Второе пришествие Его будет равно мгновению: как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф. 24:27). Таким внезапным и молниеносным будет пришествие Господа. Потому Он и напоминает верным Своим: бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет (Мф. 24:42). Первый раз пришел Он как сеятель-труженик, а второй раз приидет как скорый собиратель жатвы.
Существуют ли небесные свидетельства о Его Втором пришествии? Существуют. В момент Его вознесения явились два ангела и сказали апостолам: мужи галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1:11).
Дорожа временем (Еф. 5:16) – так говорит святой отец наш апостол Павел. Спрашиваешь, что означают слова дорожа временем? Блаженный Иероним толкует их так: «Когда используем время на добрые дела, мы дорожим временем»; святитель Феофан Затворник говорит: «Обращайте время на пользу себе и своим вечным целям». Слова апостола Божия имеют значение, подобное словам Господа: торгуйте, пока Я не вернусь (Мф. 25:27). А когда Он вернется, то есть когда Христос придет снова, чтобы судить мир, то спросит нас, как распорядились мы данными нам талантами? Как использовали мы время своей жизни? Поддались ли соблазнам этого времени и продали душу за сладкую земную горечь или все отдали за душу свою? Потому исполняй заповеди Христовы каждый день. Так ты будешь дорожить днями, которые даровал тебе Бог. Ибо дорожить буквально означает платить. Стань ненадолго поденщиком, чтобы царствовать вечно. Ибо Творец наш обещал нам вечное Царство в вечной жизни.
Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа явится во всем своем величии и торжестве. Если в момент Его первого пришествия, Его рождения, над вифлеемской пещерой явилось множество ангелов и возвестило своей песней благую радостную весть, то картина Его Второго пришествия будет намного величественнее. Вот как пишет об этом апостол Павел: Сам Господь при возвещении, при гласе архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут (1Фес. 4:16). Господь гласом труб архангельских соберет Своих избранных со всех сторон света, с одного края земли на другой, и тогда праведники воссияют, словно солнце, в Царстве Отца своего. А множество ангелов станут жнецами Божиими на ниве Господней.
Величественным будет Второе пришествие Господа в блеске славы: тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мф. 24:30). Его пришествие воистину будет достойным Царя царей. Пред Ним, под Ним, вокруг Него будут кружиться лучезарные воинства ангелов. Будут трубить трубы и огненные молнии вспыхивать впереди шествия их: и пошлет ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их (Мф. 24:31). Так говорил Господь о Своем грядущем пришествии. А прозорливый пророк, которого даже евреи не отвергают, писал: престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь; огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему, и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги (Дан. 7:9–10). Так писал пророк, которого даже иудеи не отрицают. Внезапным будет пришествие Судии в силе и славе.
Суд его таким будет, как Сам Он описал его: когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую (Мф. 25:31–33). Разделит Он людей на две стороны – на правую и на левую, так же как пастырь разделяет овец и козлов. Тем, что по правую сторону, скажет Праведный Судия: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25:34), А тем, что по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25:41). Простым и ясным будет праведное мерило Его. Тем, первым, уготованы жизнь вечная и блаженство. Поэтому Он говорит им: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25:35.36). Спросят Его благословенные, когда они видели Его в беде и помогли Ему, ответит им праведный Судия:истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25:40). А тех, других, что по левую сторону останутся, прогонит в муку вечную, уготованную диаволу и ангелам его. Спросят Его изгнанные, когда они видели Его страждущим и не помогли Ему; ответит им праведный Судия: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне (Мф. 25:45).
Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть (Мф. 25:35), – скажет Господь на Страшном Суде милостивым. Ты удивляешься, читая Евангелие: когда Господь алкал на земле? Он говорит это не только о времени Своего телесного пребывания на земле, но о всех временах, до конца. И не только о милостивых людях того времени, но о милостивых всех времен. Он и ныне чувствует голод алчущих, как Свой голод. Он голодает в каждом нищем на земле, в каждом сироте, в каждом отверженном и презренном. Их голод – Его голод. Пусть они отвержены миром, но они Богом избраны, чтобы испытывать сердца богатых. Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25:40). Он, великий и неисчерпаемый, отождествляет Себя с самыми бедными и слабыми в этом мире, называет их Своими братьями, чтобы умягчить сердца богачей и привести их ко спасению. Ибо с помощью слабейших Он хочет спасти сильнейших мира сего. Таков Его путь спасения людей. За беззащитными – Его могущественная рука. Он хочет, чтобы все зависели друг от друга и помогали друг другу. Но тот, кто дает, пусть дает со страхом, как будто опускает в ладонь Самому Христу. Подающий пусть подаст ради Христа, а приемлющий да приемлет ради Христа, чтобы благословение Божие имели и тот и другой, но слышнее Творцу молитва нищего. Когда подаешь бедному, скажи: «Помолись обо мне Господу Иисусу Христу!»