Об аде и рае
Что такое ад? Царство тьмы, в котором сатана хранит власть смерти. Христос мог смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола (Евр. 2:14). Сошествие Христа в ад заставило сатану затрепетать и бежать от лица Его. Мириады человеческих душ, страдавших в аду, радовались пришествию Христа.
Может ли творить добро то, что не существует? Смотрите, сколько добра сделал человеку ад! Сколько злодеев обратил к покаянию; сколько грешников обратил в святых; скольким преступлениям не дал совершиться! Может ли творить добро то, что не существует? Смотрите, сколько добра принес человеку рай: вдохновил на множество добрых дел! Сколько печали обратил в радость! Сколько осушил слез! Сколько вызвал молитвенных вздохов! Сколько душ устремил к Богу, в скольких душах пробудил божественную жажду! Может ли сотворить добро то, что не существует?
Жизнь будущего века – это жизнь в славе и радости, в Царстве Создателя, в объятиях Родителя, в Раю; жизнь, не колеблемая страхом, без бремени забот, без изнурительных болезней, недоступная тлену и смерти. Все земные страдания по сравнению со славой райской словно капля соленой воды в реке сладости, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор. 2:9). Земная жизнь по сравнению с иной жизнью словно тень от дерева по сравнению с деревом. Тень напоминает дерево, но тень не дерево. Так и земное существование человеческое напоминает жизнь, но еще не жизнь. Или как сон и явь. Переходя в ту, истинную жизнь, мы словно просыпаемся от сна и возвращаемся к яви, попадаем в Царство яви. Это Царство яви и есть бессмертное Царство Божие. Нет в нем уже смешения лжи и истины, но только истина. Нет смешения правды и неправды – только правда. Нет смешения красоты и уродства, но только красота. Нет смешения света и тьмы, но только свет. Нет смешения радости и печали, но только радость. Нет смешения жизни и смерти, но только жизнь.
Как предречено и сказано: и узрят лице Его, и имя Его будет на челах их (Откр. 22:4). О, наслаждение из наслаждений, о, сокровище из сокровищ, о, красота из красот – взирать на лицо Бога живого, единого, истинного! Это и есть желанный рай. Рай: имя это – одно из сладчайших имен Царства Небесного. Рай – ваша родная сторона, в которую вы, уставшие путники, возвращаетесь из дальних краев, с нив тернистых.
Какова цена блаженства, спрашиваете вы? Если бы кто-то из вас имел солнце, луну и звезды и отдал бы их за него – ничего бы не отдал. Как за прах можно купить вечность? За какое преходящее сокровище можно приобрести непреходящее? Но есть одно сокровенное, вечное сокровище, которое каждый наследник блаженства в себе носит. Носит его под покровами преходящего. Вот маленький, колеблющийся огонек любви к Господу. Этот огонек любви не умирает со смертью плоти, но живет и светит. Этот огонек любви удостоит праведных предстать, облачившись в воскресшее тело небесное, пред лицом Бога живого. Вот цена. За сей малый дар Богу любящие Его получат как ответный дар и Царство, и сыновство, и жизнь вечную. Одним словом – Рай.
Разве не слышали, что рай снова открыт? Но не на земле, а на небесах. Не временный, а вечный, и что в этот вечный рай вошли преступник, и разбойник, и нищий. Преступник Адам, разбойник с креста и нищий Лазарь. Христос воскрес и воскресением Своим отверз врата небесного рая детям Адама. И многие уже вошли в этот рай, который никогда впредь не будет утрачен, из которого уже не будет изгнания. Если вы слышали об этом и вас продолжает угнетать страх смерти, то тщетно слышали. Если же вы слышали и приняли эту радостную весть в сердце, тогда воскресение ваше уже на пороге: воскрешение уже началось и закончится воскресением. Разве вы не слышали? Разве вы еще не слышали, что Воскреситель исполнил обетование Божие, данное Адаму, первому изгнаннику? От семени Жены явится Некто, Кто сотрёт главу лукавой лжи, главу змия преисподней (см.: Быт. 3:15). И явился Богочеловек – Бог, умалившийся до человека, и Человек, вознесенный до Бога; явился в юдоли слез и рыданий изгнанников из рая. И принес освобождение рабам, жизнь – мертвым, здоровье – больным, радость – печальным, любовь – озлобленным, то есть самые драгоценные дары и сладчайшие плоды с Древа жизни. Убрусом милости осушил Он слезы плачущим. Силой Божественной воскресил дочь Иаира, сына наинской вдовы, Лазаря четверодневного, души грешников и умы апостолов. Если вы слышали об этом, почему вы до сих пор печальны? Почему ходите, низко склонив головы, ступая по собственным слезам? Если вы сердцем приняли эту радостную весть, положите конец рыданиям.