Публикации с обличением сектантства (1910–1913 годы)
Глубоко-поучительный случай наказания Божия отступника от православия597
В деревне Адамове Велико-Цвильского прихода Новоград-Волынского уезда проживает мещанка Мария Дудкевич, сорока лет. Рождённая и воспитанная в православии, она по убеждению штундо-баптистов назад тому три года перешла к ним. Вскоре после этого у Марии Дудкевич стали наблюдаться проявления тихого умопомешательства, а спустя немного времени она совсем сошла с ума. В минуты, когда несчастная приходила в сознание, её посещали православные той же деревни, которые и убеждали её возвратиться в лоно Православной Церкви, говоря, что и самое её умопомешательство тогда пройдёт. Долго штундо-баптисты удерживали у себя больную, но последняя увидела, что с переходом в штунду она не только не приобрела «нового знания» и «озарения свыше», но и потеряла тот природный ум, которым она обладала в православии. И вот Мария Дудкевич решила перейти в свою родную веру. Будучи привезена к родным в местечко Горошки Житомирского уезда, она дала тамошнему священнику обещание перейти в православие, что действительно исполнила. К радости православных, живущих в нашем обуреваемом штундой крае, над Марией Дудкевич опять проявилось действие Всемогущего Бога, – больная вдруг стала выздоравливать. Но, к несчастью, это продолжалось недолго; штундо-баптисты, пользуясь отдалённостью деревни Адамова от ближайшей церкви (село Великая Цвиля в десяти верстах), начали опять подговаривать Марию Дудкевич перейти к ним. Мария Дудкевич, поддерживаемая односельчанами православными, некоторое время оставалась истинной овцой Православной Церкви, но потом начала посещать собрания штундо-баптистов и мало-помалу опять перешла к ним; отступница от православия стала открыто хулить православную веру и её святую Церковь, доказывая, что только у «евангеликов» (штундистов) вера Христова – истинная. Дерзость отступницы доходила до того, что на собраниях она вступала в споры с православными миссионерами и защитниками родной веры и, заглушая всех, кричала о своей новой, правой вере. Но это продолжалось недолго; Бог Сам решил спорный в Адамове вопрос – у кого истинная вера – у нас ли, православных, или у штундистов. Мария Дудкевич опять впала в умопомешательство, сначала в тихое, а потом и буйное. Православные тогда опять, в минуты умственного просветления больной, уговаривали её покаяться и возвратиться в православие. Благодаря частым посещениям больной православными ревнителями той же деревни, последняя дала обет навсегда отречься от штунды. Дивный в Своих делах Бог скоро опять сподобил обещавшую обратиться к Нему Своей милости, – у Марии стало наблюдаться умственное просветление, и спустя немного времени Мария Дудкевич стала чувствовать себя уже настолько здоровой, что стала приготовляться ко святому причастию, каковое и сподобилась со слезами принять 10 сентября в Велико-Цвильской церкви.
Дай Бог, чтобы вышеописанное поучительное событие предостерегло «колеблющихся всяким ветром учения» от увлечения этой богомерзкой и антихристовой ересью, называемой штундой, а зараженных уже ею заставило бы подумать о том наказании, которое может постичь их ещё на земле, и которого уже никак не избежат они в жизни загробной598.
О длинных волосах православных пастырей599
Сектанты, чтобы хотя бы в чём-либо обвинить Православную Церковь, указывают даже и на то, что к делам веры уже никак не относится. Так, упрекают они православных пастырей в том, что те носят длинные волосы.
«На что это похоже, – восклицают сектанты, – чтобы мужчины носили длинные волосы? Да это позор для них! И Апостол Павел говорит, что, если муж растит волосы, то бесчестит себя (1Кор.11:14)».
Но, приводя настоящие слова Апостола, сектанты поступают так, как они привыкли всегда поступать, т.е. из всей главы выбирают стих-два, толкуют их по-своему, а остальное – опускают. Так точно они делают и здесь. Прочитав, что «когда муж растит волосы, то это бесчестие для него», дальнейших же слов: «А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни Церкви Божии» (1Кор.11:16) – этих слов сектанты не читают. Но эти-то слова и показывают, как относиться христианину к настоящему вопросу – растить ли мужу волосы или стричь.
В настоящем месте своего послания Апостол как бы говорит: «относительно ращения волос у нас такой порядок (обычай): муж волос не растит, а женщина растит; но, если бы кто пожелал доказывать и делать противное (наоборот), то мы с таковым и спорить не будем, ибо не имеем обычая спорить в таких маловажных делах».
Да и в самом деле разве не маловажный вопрос: стричь или запускать волосы? Разве в этом вера? Разве в этом Царствие Божие? «Царство Божие... праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14:17), а не длинные или короткие волосы.
Осуждение же сектантами православных пастырей и показывает, что у них (сектантов) Царства Божия – правды и мира с людьми – нет, ибо если бы у них это было, то никогда бы они не обращали своего внимания на то маловажное, о чём даже и Апостол Павел спорить не хочет; ибо стрижение или нестрижение волос не правило веры, а обычай.
Обычай же носить некоторыми мужами длинные волосы – обычай не новый и не людьми заведённый, а древний, Богом установленный. Ещё в Ветхом Завете Бог дал Своё повеление, чтобы посвящённые Ему «назореи» носили длинные волосы. В книге Чисел вот что мы об этом читаем: «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решиться дать обет назорейства... во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он: должен растить волосы на голове своей» (Чис.6:1,2,5). Такими назореями были Самсон, Самуил, Илия и др. Все они в силу заповеди Божией носили длинные волосы, как знак своего посвящения Богу. Подобно тому, как жена не стрижется и покрывается, по слову Апостола, в знак власти над нею мужа (1Кор.11:10), так точно и назорей не стриг волос в знак особой над ним власти Бога и своего особого Ему подчинения и посвящения.
Этот, Богом положенный благочестивый обычай назореев, перешёл и в Новый Завет. Особо посвящённые Богу новозаветные назореи – православные пастыри стали растить волосы, памятуя своё особое назначение и имея примером сему Апостола Павла, который носил длинные волосы, которые он снял только по особому обету в Кенхреях (Деян.18:18).
Итак, братие, не смущайтесь сектантскими осуждениями православных пастырей за их длинные волосы. Не длинные волосы священников препятствуют сектантам быть в лоне Православной Церкви, не они играют важную роль в вере, и не потому их затронули сектанты, что они нововведение, несогласное с Евангелием, а потому, что им хочется осудить православных пастырей, посмеяться над ними. Ведь есть и православные пастыри (за границей), которые стригут волосы, однако же сектанты и к ним не идут. И там, где православные пастыри с короткими волосами, там сектанты находят новые для них обвинения, следуя всегда одному и тому же своему правилу: «порази пастыря и рассыпятся овцы».
Следуя сему правилу, сектанты всегда стараются обесчестить, опозорить православного пастыря, подорвать к нему доверие его паствы, и тогда паства, как стадо, лишённое своего пастыря, сама нагонится на волка-сектанта, который и погубит её600.
Кто первый продал свою православнню веру?601
В сектантском журнале «Баптист» проповедник В. Павлов пишет следующее: «Баптизм появляется одновременно в двух различных местностях Южной России, именно: в Любомирке Херсонской губернии, и в городе Тифлисе (в Закавказье). Толчок этому великому евангельскому движению дали немецкие баптисты. Первым распространителем наших принципов в Херсонской губернии был крестьянин, житель с. Любомирки Иван Григорьев Рябошапка»602. А сей Рябошапка познал истину от немца кузнеца Мартина Гюбнера.
Подумай только, христианин, какие счастливцы эти кузнец и мужичок! Более 1000 лет стояла Русская земля и не было достойного человека, которому бы Бог открыл Свою истину. А тут возьми да появись какой-то кузнец да Рябошапка, которые оказались достойнее всех раньше их живших людей, и Бог то, что хранил от нечестивцев русских (так выходит по-сектантски), открывает им.
Да кто же, скажите, был этот Рябошапка, которому Бог открыл то, что Он скрывал в продолжение многих лет от всего русского народа? Быть может, он был какой-нибудь учёный; или это был человек праведной жизни; быть может, Бог его прославил чудотворениями или нетлением тела?.. Ничего этого мы не видим. Не был Рябошапка и учёным, как об этом говорят сами же сектанты; да и о святости его ничего не слышно, а об мощах его или чудесах и говорить лишне, ибо сам сей лжеучитель, будучи не в силах истинность своего учения подтвердить какими-либо сверхъестественными доказательствами, например, чудесами, везде и всех уверял, что мощей и чудес не может быть.
Итак, православный христианин, теперь ты знаешь, кто первый, как выражаются сектанты, «познал истину». Это простой мужичок, малограмотный притом, – Рябошапка, наученный таким же, как и сам безграмотным кузнецом-немцем! Вот каковы гуси первые русские штундисты! И не Бог открыл им Свою веру (чего сектанты никак не докажут), а они сами её себе выдумали, ибо по гордости своей они не хотели подчиняться Богоучреждённой Православной Церкви с её истинными пастырями. Как когда-то гордость низвергла с неба ангела, так и этих несчастных та же гордость отколола от Единой Христовой Церкви.
А об этом страшном грехе – отделении от Христовой Церкви – св. Ириней, живший чрез 200 лет после Спасителя, так говорит: «Всякий, отделяющийся от Церкви, чужд для неё, он непотребен ей, он враг её. Не имеющий матерью Церкви, не может иметь Отцем своим Бога. Хотя бы сии люди предали себя смерти за исповедание Христа, грех их не смоется и самою кровию, неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже и страданиями».
Вот как велик грех изменить православной вере, его ты не искупишь ничем!603
Как на Руси появились штундисты?604
Не верьте, православные, что будто штундисты (евангелики) ведут свою веру от Христа! Если же кто-либо вам будет говорить, что вера штундистов уже существует многие сотни лет, то вы ответьте ему так: а зачем в вашем сектантском журнале «Баптист» ваши проповедники пишут, что баптизм (штундизм) появился чуть только в 1611 году от немцев-лютеран605; значит и существует он всего лишь 300 лет?
А вот тебе, христианин, и самое повествование сектантов о том, как первый русский изменник православной вере получил «крещение» или, вернее сказать, купание. «Немецкие братья (штундисты), – пишется в «Баптисте», – по причине гонения крестить русских боялись, но русские (штундисты) всё-таки получили крещение. Дело было так. В 1869 году новоменонитский проповедник (запомни, христианин, не штундовский даже) Екатеринославской губернии немецкой колонии Эцналоге Абрагам Унгер крестил тридцать колонистов-немцев при колонии Старый Данцик»606. В число крестящихся немцев вмешался «некто». И тот некто был первый русский сектант Ефим Цымбал.
Видишь ли, православный христианин, каким нечестным путём первый русский баптист получил крещение! Заметь, во-первых, то, что крещение Цымбал получает не от штундиста, которого веру он содержал, а от какого-то менонита. Это всё равно, что если бы православный человек да пошёл креститься в католическую веру у штундиста. Это раз.
Кроме сего обрати, православный, внимание и на то, каким путём первый русский перевертень получает крещение. Не поехал Цымбал к немцам за границу и не крестился там, а просто-напросто обдул чужого проповедника, – вмешался между людьми иной веры и потому, что на него пала капля воды, стал считать себя крещённым.
Рассуди, христианин, разве так крестятся истинные христиане?
Нет, ни один христианин обманом не получал отпущения грехов и дара Святого Духа; не получили их и сектанты, принявшие крещение обманом, украдкой!
Помни же всё это, христианин, и берегись сектантов!
От кого и когда появились штундисты (евангелики)?607
Когда спросишь у простого деревенского штундиста: когда появилась его вера, то он убеждённо ответит, что её принёс Сам Христос. Но оказывается не так; не от Христа-Бога их вера, а от еретика-немца. Об этом простые тёмные штундисты и не догадываются, но этого не скрывают их главари-безбожники.
Так, в 1911 году на всемирном съезде баптистов в городе Филадельфии (Америка) один заграничный сектант во всеуслышание заявил, что их вера существует только с 1611 года, и выродилась из веры немецких лютеран608.
Итак, христианин, вот сколько лет этой вере! Не Христова она, а Лютерова! Лютера же, как это вероятно тебе известно, прокляло католическое общество, а католическое общество за ереси отлучила от себя единственно-истинная Православная Церковь.
Итак, вот откуда произошла штундовская вера: из дважды проклятой лютеровой, немецкой веры! А потому в этой вере нет спасения!
Не забывай, христианин, и того, что только тёмные деревенские сектанты веруют, что их вера от Спасителя, а их бессовестные главари-«наставники»609 даже и того теперь не утверждают, сознаваясь в том, что веру им выдумали немцы.
Пусть же немцы и держатся этой веры; не тебе, православный и русский человек, оставлять отцовскую, родную и государственную веру и перенимать новую, нехристову, немецкую!610
Сектантский обман611
Много раз тебе, православный христианин, приходилось слышать от сектантов о том, что твои пастыри с каждого берут и берут без конца. И когда это говорят сектанты, то говорят с таким видом, как будто их лжепастыри ничего не берут. Но не думай, христианин, что сектанты не платят своим главарям. Нет, и у них есть плата, да ещё получше и побольше, чем у православных.
Вот, послушайте, что они пишут в своём сектантском «Братском Листке». А там мы читаем следующее: «Община признаёт представителей церкви и принимает их на своё иждивение»612. Как видите, своих представителей, т.е. лжепресвитеров сектантская община должна содержать, а чуть только подымется вопрос о содержании православных пастырей, сектанты из кожи вон лезут, доказывая, что пастыри должны сами снискивать себе пропитание.
Почему же сектантский проповедник – вчерашний сапожник, кузнец или хлебороб – имеет право кормиться от паствы, а православный священник, подготовлявшийся к пастырству более десяти лет, такого права уже не имеет?
Подумайте, сами православные, разве есть тут правда?
А вот вам и другие слова сектантов. Их проповедник В. Павлов пишет так: «Наши сёстры во всей России могли бы дать хороший взнос в нашу кассу, если бы они пожертвовали все яйца, снесённые курами в воскресный день, Господу. Один брат получил для нашей кассы от сестёр 12 рублей, собранных таким образом»613.
Видишь ли, христианин, для сектантских главарей мало десятой части всего достояния их пасомых, которую у них все непременно должны давать, иначе их исключат из общения614, давай им ещё и яйца, снесённые в праздничный день.
Правда, в журнале они пишут, что эти яйца пойдут в дар Богу, но из приложенного далее адреса видно, что будет их уничтожать обыкновенный смертный.
О, обманщики-сектанты, да у вас ещё больше нужно давать, чем в древности у евреев! Очень многого вы хотите; подавай вам десятину, да в придачу ещё яйца, снесённые в праздник. Не будет ли это для вас жирно? Не думаете ли вы со своих содрать своими поборами шкуру? Ведь, вот сколько вы требуете! А православных пастырей за гроши пачкаете грязью. Сами то рубли берёте и говорите, что это де Бог приказал, а чуть только православный священник протянет руку, то вы уже кричите, что Христос велел даром всё делать. Так нельзя!
Какою мерою мерите других, такою же мерьте и себя!615
Чему учат и как поступают сектанты616
Поздно вечером в с. Городках закончилась беседа православного священника с сектантами. Предметом беседы было почитание и молитвенное обращение к святым. Из всех сил лезли сектанты, доказывая, что святых почитать не следует, но все их старания оказались напрасны. Думая выиграть хоть бы на чём-нибудь, сектанты напали на православных за то, что те обращаются к Богородице со словами: «Пресвятая Богородице, спаси нас!»
– Где сказано, – приставали они к православным, – чтобы к Деве Марии взывать: «спаси нас»? Только один Христос спасает.
Много говорилось им на это о том, что Христос есть Спаситель по преимуществу, Который спас людей чрез Свою смерть, но это не значит, что Богородица не может вымолить нам спасения у престола Своего Сына и Бога. Но упорные сектанты, срезанные на всех пунктах, хотя и ничего не могли на это возразить, но не хотели и согласиться с православными. Тогда один православный привёл слова Апостола Павла: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор.9:22). Если Апостол Павел может спасти, то почему не может Пресвятая Богородица спасать, т. е. помогать нашему спасению. Сектанты со стыдом умолкли.
Было предложено пропеть молитву «Достойно есть», что православные с особенным воодушевлением исполнили, и все стали расходиться по домам.
Село Городки разделено рекой на две части. Через речку переправлялись двумя путями: на лодке и по бревну, оставшемуся от старого моста. Оскандалившийся сектантский проповедник, чтобы не быть более с православными, отправился к кладке; православные же и несколько сектантов стояли на берегу, ожидая лодки. Вдруг от реки послышались душераздирающие крики: «Спасите, спасите!»
– То штундер, – спокойно сказал кто-то из православных, – нехай тоне!
– Нет, – ответил стоявший здесь батюшка, – хотя то и штундер, а спасти его нужно, ибо и он человек, – и первый бросился на всё ещё продолжавшиеся крики.
С помощью подоспевших людей сектанта удалось спасти.
– Вот ты недавно говорил, – обратился к вытянутому из воды сектанту священник, – что к Богородице нельзя взывать: «Спаси нас!» А зачем к нам взывал: «Спасите»? Мы то, грешные, можем тебя спасти, а Царица Небесная не может? Ничего не ответил на это сектант; стыдно ему стало и, понурив голову, медленно побрёл он к лодке.
Надолго памятен жителям Городков остался этот случай. Православные говорили: «То Сама Богородица наказала его. Небось не будет уже говорить, что Её нельзя призывать!»617
Как сектанты обманывают православных618
Православные христиане! Сектанты вам чуть не на каждом шагу говорят о том, что ваши священники берут, берут и берут. «Где ни повернёшься, – говорят они, – всюду давай священнику. А вот у нас этого нет».
Но в ответ на это спроси у сектанта, верит ли он своим проповедникам и слушается ли их? Конечно, на это он тебе ответит: «Верю и слушаюсь». Тогда ты ему скажи: а вот послушай, что ваш проповедник Иванов пишет в вашем же сектантском журнале: «Господь Иисус Христос даже укорял книжников и фарисеев за то, что они, давая десятину со всего, «оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать и того не оставлять» (Мф.23:23). В этих словах Господа ясно видно, что десятины не отменяются, а утверждаются; сие должно делать и того не оставлять, т.е. десятины должно приносить. Десятины должны считаться для христиан обязательны... Поняв это, пусть каждая община сделает постановление о том, что принесение десятин обязательно для всех членов и за неисполнение этого постановления пусть каждая община отлучает членов от церкви, так же как она отлучает их за неисполнение других заповедей Божиих – ибо и это заповеди Божии и ничуть не меньше других»619.
Итак, обращаюсь к сектанту, ты говорил, что слушаешься своих проповедников. Значит, у вас существуют десятины, т.е. десятую часть всего вы отдаёте своим проповедникам.
Теперь вы, православные, скажите по правде, разве вы даёте своим пастырям десятую часть всех своих доходов? Конечно, нет! Да и пастыри от вас этого не требуют.
А сектантские проповедники, которые на словах ваши первые друзья, готовые распинаться за каждую данную вами православному священнику копейку, сами от своих овец требуют не какую-нибудь сотую или двухсотую, (как это у православных), а десятую часть всех их доходов. И горе тем из них, кто не даст этим лжепастырям десятины – отлучат их от общения!
Не слушайте же, православные, после всего этого сектантов, если они отговаривают вас не платить вашим пастырям и переходить к ним, у которых всё даром! Всё это ложь! Перейдёте к ним, в десять раз больше станете платить. Конечно, если в селе 2–3 сектанта, то они никому не платят, потому что и некому платить; но пусть появится у них «пресвитер», тогда они из кожи полезут, а должны платить ему, ибо иначе их отлучат от общины620.
Как оскандалились сектанты621
На хутор Караваевку приехал штундовский проповедник. Ещё за дня два сектанты оповестили своих о важном госте. В воскресенье дом, в котором шла беседа, был битком набит; было много и православных. На кафедру взошёл одетый в пиджак, бритый немец. Долго говорил он, примешивая к русским словам какие-то непонятные, вероятно немецкие. Много раз, по обыкновению, он ругал православных священников и закончил тем, что призывал всех слушаться только его, самозванца.
– Не слушайте, братья, – вопил на весь дом сектант, – не слушайте православных пастырей! Они скрывают от вас истинное учение Христово. Повыдумывали себе какие-то предания и мутят ими тёмный народ! А истинным христианам не нужно никаких преданий. Вот что вам нужно – одну только Библию! В ней всё, чему учил Спаситель; в ней записаны все заповеди Христа и Его Апостолов, и другого чего-либо нам не нужно!
Видя, что его слова произвели впечатление, сектант победоносно обвёл своим взором слушателей и уже не таким страшным голосом спросил:
– Может быть, кто из вас имеет о чём меня спросить?
Минута молчания... Вдруг из задней части комнаты раздался голос Андрея Школки, ревностного православного:
– Вы, господин проповедник, говорили, что в Евангелии записано всё, чему учил Иисус Христос и Его Апостолы. Будьте же добры, укажите нам в Евангелии учение Апостола Андрея. Я сам ношу имя этого Апостола и потому очень желал бы знать то, чему он учил?
Сектант несколько смущённо ответил:
– Апостол Андрей учил тому же, что и другие Апостолы, а потому и учение его не записано.
– А покажите нам, где в Евангелии сказано, – не унимался Андрей, – что Апостол Андрей учил тому же, что и другие Апостолы, и потому его учение не записано.
Сектант, весь красный, озирался по сторонам, как бы ища поддержки; но в это время из другого угла комнаты послышался голос самого страшного врага сектантов Фомы Ковальчука:
– Господин проповедник, а не знаете ли вы, чему учил Апостол Фома?
Или, быть может, вам известно учение Апостолов Филиппа, Варфоломея, Симона Кананита?.. У Спасителя было ещё и семьдесят Апостолов. Где же их писания? Есть ли они у вас?
Пойманный и уличённый во лжи сектант, как в клетке зверь, поворачивался со стороны на сторону, лихорадочно водя глазами.
– Ну, нечего бегать глазищами, – уже возмущённо закричал на него Фома, – умел врать, умей и выворачиваться; говори: где записано то, чему учили Апостолы Фома, Андрей, Филипп и другие ученики Христовы?.. Где, в каких книгах записано учение семидесяти Апостолов?.. Есть ли оно у вас?.. Ну, говори!.. Сознавайся, что ты врал, когда говорил, что в Библии записано всё!..
Сектант стал что-то говорить, но слова его уже не имели никакого значения.
– Пойдём, – сказали слушатели, – довольно, уже научил нас. Думали, что, приехав Бог весть откуда, он справди скажет нам что-либо важное от своей учёной головы, а он спасовал перед нашими же мужичками.
– Не перед мужичками, – поправил кто-то говорившего, – а перед правдой.
Поражение сектантов было окончательное. Православные с радостными лицами уходили к себе622.
О молитвенном призывании Святых623
Православная Церковь, как это изложено в «исповедании» её, учит о молитвенном призывании святых так: «Мы призываем святых в посредничество между Богом, чтобы они молили Его за нас, призываем их не как богов каких, но как другов Его, которые служат Ему, славословят Его и поклоняются Ему. Мы требуем помощи их не потому, чтобы они могли помогать нам собственною силою, но поскольку ходатайством своим они испрашивают нам от Бога благодать... Они (во время земной жизни своей) молятся за других и ходатайствуют не только частно, в тайне, но и всенародно, открыто, как это подтверждают писания... тем более по смерти своей молят о нас Бога».
Будучи послушны голосу своей Матери – Православной Церкви, и мы, православные христиане, на каждом шагу своей многотрудной жизни обращаемся к святым Божиим с молитвой. Примеров призывания в молитвах к Богу святых множество, как в Священном Писании, так и в чуть ли не двухтысячной истории Православной Церкви.
Священное Писание не только повествует о призывании в молитвах святых, но и свидетельствует, что призывание святых заповедано Самим Богом.
Так, в книге Бытия рассказывается о том, как Герарский царь Авимилех взял к себе Сарру, жену Авраама, и Бог явился ему и приказал отпустить Сарру, ибо «Авраам пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив» (Быт.20:7).
Подобное же приказание о том, чтобы богоугодный человек помолился за грешников, мы встречаем в книге Иова. В 42-й главе её повествуется о явлении Бога осуждавшему Иова другу его Елифазу Феманитянину. Выражая порицание ему и его двум друзьям за осуждение безвинного страдальца, Господь говорит ему такие слова: «Горит гнев Мой на тебя и на двух твоих друзей за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. Итак, возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву, и раб Мой Иов помолится о вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас» (Иов.42:7–8).
Что Богу приятны молитвы праведников, в этом после приведённых мест из слова Божия не может быть и тени сомнения. В этом же нас убеждает и здравый смысл. Если мы, грешные, надеемся на свои молитвы и ими думаем приблизить к себе Бога, то сколь действеннее и сильнее должны быть молитвы тех избранников Божиих, которых Сам Спаситель назвал Своими друзьями (Ин.15:14). Если по молитвам нас, живущих часто не как друзья Божии, а как враги Его закона, посылает Господь на землю Своё благословение, то как не послать Ему его, если об этом просят праведники, молитва которых по слову Апостола (Иак.5:16) «много может»? Вот, потому-то и Священное Писание говорит, что Сам Бог иногда ищет праведного человека, который бы мог вознести достойную Бога молитву за погибающее человечество.
Когда еврейский народ находился на краю погибельной пропасти, в которую его влекло отпадение от истинного Бога, то Господь чрез Своего пророка Иезекииля говорит такие слова: «Сын человеческий! Дом Израилев сделался у Меня изгарью; все они – олово, медь и железо и свинец в горниле, сделались, как изгарь серебра... Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил её, но не нашёл. Итак, изолью на них негодование Мое...» (Иез.22:18, 30–31). Из этих слов ясно видно, что Сам Бог ищет такого человека, который бы стал стеною между Ним и Израилем или, другими словами, ходатайствовал бы пред Богом за нечестивый народ.
Если же Богу приятны ходатайства святых, если их Он даже Сам ищет, то нам грешным не остаётся ничего другого, как просить у праведных, чтобы они неумолчно воссылали к Богу свои молитвы о нас, коснеющих и ежечасно погрязающих во грехах.
Для нас не должно иметь значения то обстоятельство – живут ли святые на земле, или наши ходатаи уже перешли на небо; мы должны знать только одно, что для Бога, внимающего их молитвам, а также и для их любящего сердца пространства не существует. Как они, живя на земле, могли знать даже и то, что грешным людям невозможно знать и ведать (см. Деян.5:3–4.; 4Цар.5:23–27, 6:8–13), так сами, переселившись в жизнь лучшую и совершенную, они не могли потерять того, чем наделил их ещё здесь Господь. А раз так, то, будучи ближе к Престолу Божию, они дерзновеннее просят и молят Бога о тех, кто к их помощи прибегает. Как воины, указывая на раны, полученные ими от врагов, с дерзновением беседуют с царём, так и они, неся на руках отсечённые головы и члены, или выставляя на вид свои изнуренные постами и подвигами тела, легко могут испросить у Царя Небесного всё, чего не пожелают.
Наша вера в молитвы святых, перешедших на тот свет, имеет основание и в Священном Писании. В откровении Иоанна Богослова повествуется о том, как тайнозритель видел, что пришёл к Престолу Божию святой ангел «и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознёсся дым фимиама с молитвами святых от руки ангела пред Бога» (Откр.8:3–4). А в другом месте этой же книги (Откр.6:9–10) записано, что святые на небе молят Бога, чтобы Бог наказал злых людей, живущих на земле.
История же христианства сохранила множество фактов, доказывающих действительность ходатайств почивших святых.
Из множества их приведу следующий чудесный случай. В житии преподобного Петра Афонского рассказывается, что он, будучи в мирском звании воеводою, попал в плен к сарацинам и содержался в темнице. Здесь он стал усердно молить святителя Николая о помощи. И вот однажды Святитель явился узнику в сонном видении и сказал ему, что Бог не благоволил скоро разрешить его от уз за то, что он не исполнил своего обета. Тогда вспомнил узник, что он некогда дал обет постричься в монахи и тут же решил сейчас же после освобождения из плена принять монашество. Пётр ещё пламеннее стал молить угодника Божия, и святитель Николай в другой раз явился ему и сказал, чтобы он ещё молился и праведному Симеону Богоприимцу, который вместе с Богоматерью и Иоанном Крестителем находится ближе всех к Престолу Божию. Пётр молитву ещё усиливает; ещё жарче, ещё пламеннее из глубины его наболевшего сердца несётся вопль к Богу. Уже наряду с дорогим и сладостным ему именем святителя Николая, всё чаще и чаще призывает он на помощь себе Пресвятую Владычицу и Богоприимца Симеона. И пламенная молитва страдальца привлекла к нему, по ходатайству святых, Божию милость. Пётр уже наяву видит святых Симеона Богоприимца и Николая Чудотворца, видит, как они освобождают его от оков и выводят из земли агарянской. Возблагодарив Бога и Его святых угодников, Пётр удалился на Святую Гору Афон и там принял монашество.
Возноси же и ты, православный христианин, пламенные молитвы к тем, кто их слышит и может исполнить, т.е. к Богопрославленным праведникам! Не забывай Божиих угодников, и они не забудут тебя! В радости ли, в горе, всегда прибегай к ним, ибо они не чужие нам, но близкие наши хранители, молитвенники и ходатаи, которые чутко своим исполненным любви сердцем прислушиваются к стонам и воплям нашей страдающей земли!624
Как узнать истинную Христову веру?625
Когда сектанты станут говорить тебе, православный христианин, о своей вере, что она истинная, христова, то ты им ответь так:
Господь наш Иисус Христос, как это записано в Его святом Евангелии, говорил такие слова: «Дела, которые Я творю во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне» (Ин.10:25), т.е., что чудеса, которые Он творил, доказывали Его Божественное посланничество и истинность Его учения.
Передав Апостолам Своё учение, Иисус Христос даёт им и это сверхъестественное доказательство истинности Его учения: «Больных исцеляйте, прокажённых очищайте, мёртвых воскрешайте, бесов изгоняйте» (Мф.10:8); и Апостолы, действительно, совершали многие чудеса.
Итак, чудеса – это первое и самое неоспоримое доказательство истинности и божественности учения, ибо Сам Спаситель сказал, что «уверовавших (в Него) будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк.16:17–18).
Итак, только в той вере, в которой совершаются чудеса – истина.
Покажите же нам, сектанты, у себя хотя бы одно чудо. Кто и когда из вас – сектантов – воскрешал мёртвых, изгнал беса, или выпивал без вреда для жизни яд?.. Конечно, у вас такого никогда не было, и теперь нет!
Мало того, что никто из вас чудес не творил, но вы ещё вопреки словам Спасителя (Мк.16:17), проповедуете, что чудес теперь не может быть. Да, конечно, у вас, сектанты, чудес не может быть, ибо у вас и вера не от Христа; но у истинных христиан они вечно должны существовать, как доказательство истинности их веры. На вас слова Спасителя не исполняются, у вас не было и нет угодных Богу людей, чрез которых бы Он благоволил творить чудеса, зато у нас, православных христиан, милостью Божиею бывают люди, которые и при жизни своей творят чудеса (например, недавно почивший о. Иоанн Кронштадтский) и по смерти не забывают нас грешных своею помощью, подавая её, подобно пророку Елисею (чит. 4Цар.13:20–21), исцеляют больных и воскрешают мёртвых (например, святые Серафим Саровский, Феодосий Черниговский и другие праведники)626.
«Бог поругаем не бывает»627
Велико долготерпение Божие, велика и любовь Его к согрешающему человеку! Ради этой любви Он с неба сошёл на землю, жил, страдал и принял самую постыдную смерть. Единственно только любовь Божия держит наш погрязший во грехах мир. Стань на смену этой любви одно только правосудие Божие – и тогда от земли с живущими на ней ничего бы не осталось; всё бы погибло в той бездне, в которую всё ниже и ниже опускается преступный мир. Величием и неизмеримостью любви Божией, желающей не смерти грешника, а возрождения его и покаяния, и объясняется то, что на свете, наряду с добрыми христианами, наряду с доброй пшеницей вырастает и живёт гнилая пшеница и плевелы-неверы, сектанты и многое множество богохульников. Наслаждаясь земными благами, данными им Богом, эти слепцы вместо благодарности своему Творцу и Промыслителю, вместо постоянного благоговейного о Нём памятования – на всяком месте бесчестят Его, поносят и оскорбляют. Эти невежды не боятся осмеивать и ругаться над тем даже, что освятил Сам Бог.
У них пост, – этот подвиг, без которого не мог обойтись даже Сам Сын Божий (постясь сорок дней), считается ненужным, излишним и даже вредным. Святые иконы – эти портреты нашего Владыки Господа или Его избранников – они считают идолами, кумирами; храмы – капищами; законных пастырей – наёмниками, фарисеями и т.п.
Но до поры до времени милосердие Творца щадит этих безумцев, до поры до времени сдерживает Он Свою правосудную карательную десницу. Но всему бывает предел. Бывает, что и Бог, видя, что долготерпение Его не вразумляет нечестивцев, прибегает к иным мерам вразумления их. Эти меры на нашем языке называются Божиим наказанием. Собственно, это не есть наказание Божие, но страшная мера вразумления грешника. В данном случае Бог действует как доктор, который, дабы спасти больного от неминуемой ему смерти, решается на болезненную для него операцию и тем спасает своего пациента. Желая заставить людей если не любовью и милостью, то, по крайней мере, строгостью и бедствиями оглянуться на себя, Бог и насылает на них кары. Быть может, теперь они покаются?
Так, недавно кара Божия постигла одно штундовское семейство.
В деревне Сергиевке (Рябушинской волости Саратовской губернии) во главе штундистов стоит некий Бесчастнов. Как и все штундисты-проповедники, он чуть ли не каждый Божий день ругает православную веру и её установления и этому же учит и своих детей. Долго терпел милосердный Господь поругание Своих заветов Сергиевскими штундистами, но наконец их решил образумить небесною карою.
Однажды Бесчастнов послал своего сына Тихона к тестю своему Бугаеву пригласить его к себе. Вошёл Тихон в дом деда, и первое, что он увидел, была икона Святителя Николая. Слыхавший от своего отца-богохульника, что иконы – «мерзость» и «идолы», и привыкший уже и сам кощунствовать над ними, Тихон и здесь не выдержал и разразился на образ Святителя Божия руганью. Забыл он и Бога, от Которого не утаится всякое наше слово; не побоялся он оскорбить и своих родных старичков; не посовестился он и Святителя Николая – и изрыгнул страшную хулу на угодника Божия.
Бугаевы, конечно, были очень огорчены и обижены поступком внука-кощунника, и от приглашения отказались.
Выходя из избы, Тихон почувствовал резь в глазах, а спустя минуту-две из глаз его полились слёзы, и он перестал видеть. Призвали лекарей – ничего не вышло; повезли его к докторам, но те объявили болезнь его неизлечимой.
Вот как, православные христиане, Бог учит людей! Не хотели сектанты в радости да довольстве вспомнить Бога, не хотели они исполнять Его установлений, не хотели они подчиняться Его единственно-святой Православной Церкви – и послал за это на них Бог горе, послал Свою кару: быть может, теперь образумятся?
Памятуй же, православный христианин, этот случай, и не только сам никогда не дерзай идти против установлений Православной Церкви, но и встречающихся тебе невер и сектантов отговаривай от их погибельного пути, за который, если не в этой жизни, то неизбежно в будущей, они понесут страшное наказание.
Бог поругаем не бывает!628
* * *
Волынские епархиальные ведомости – 1910, 11 ноября, № 46, стр. 825.
Статья подписана: Аркадий Остальский.
Почаевский листок – 1912, 27 августа, № 64–65, стр. 3.
Статья подписана: Свящ.-миссионер Аркадий Остальский.
Статья опубликована в «Противосектантском отделе» Почаевского листка, 1913 – 4 февраля, № 5, стр. 5.
Баптист, 1908, № 11, стр. 35.
Статья подписана: Мисс.-свящ. А. Остальский.
Статья опубликована в «Противосектантском отделе» Почаевского листка, 1913 – 4 февраля, № 5, стр. 5–6.
Баптист, 1911, № 31, стр. 242.
Баптист, 1908, № 11, стр. 35.
Статья опубликована в «Противосектантском отделе» Почаевского листка, 1913 – 4 февраля, № 5, стр. 6.
Читай об этом в сектантском журнале Баптист, 1911, № 31, стр. 242.
Как это читаем в их журнале Баптист, 1911, № 31, стр. 242.
Статья подписана: Мисс.-свящ. А. Остальский
Статья опубликована в «Противосектантском отделе» Почаевского листка, 1913 – 4 февраля, № 5, стр. 6–7.
Братский Листок. Приложение к Христианину, 1907, № 10, стр. 6, третий параграф.
В. Павлов. Божия касса. // Баптист, 1909, № 17.
См. Баптист, 1910, № 34, стр. 265.
Статья подписана: Мисс.-свящ. А. Остальский
Статья опубликована в «Противосектантском отделе» Почаевского листка, 1913 – 21 марта, № 10, стр. 6.
Статья подписана: Мисс.-свящ. А. Остальский
Статья опубликована в «Противосектантском отделе» Почаевского листка, 1913 – 21 марта, № 10, стр. 6–7.
Иванов. Царствие Божие // Баптист, 1910, № 31, стр. 265.
Статья подписана: Мисс.-свящ. А. Остальский
Статья опубликована в «Противосектантском отделе» Почаевского листка, 1913 – 21 марта, № 10, стр. 7.
Статья подписана: Мисс.-свящ. А. Остальский
Статья опубликована в «Противосектантском отделе» Почаевского листка, 1913 – 30 марта, № 12, стр. 5–6.
Статья подписана: Свящ.-мис. Аркадий Остальский
Статья опубликована в «Противосектантском отделе» Почаевского листка, 1913 – 30 марта, № 12, стр. 6–7.
Статья подписана: Свящ.-мис. А. Остальский
Статья опубликована в «Противосектантском отделе» Почаевского листка, 1913 – 30 марта, № 12, стр. 7–8.
Статья подписана: Миссионер свящ. А. Остальский