29 Января. Поучение о том, что мы все свободны лишь как рабы Христовы
Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов (1Кор.7:22)
Великая весть, которую Христианство каждый день объявляет миру, – то, что все в полной мере оценивается не по внешнему виду, а по сущности. Вещи оцениваются не по цвету и форме, а по значению. Человек оценивается не по его положению и состоянию имущественному, а по сердцу – сердцу, в котором соединяются чувства, ум и воля.
По этому учению, для мира всегда новому, раб – не тот, кто внешне пленен, и свободный – не тот, кто имеет телесную свободу. Согласно мирскому пониманию, раб – тот, кто получает наименьше наслаждений от мира, а свободный – тот, кто получает наибольше наслаждений от мира. Согласно христианскому пониманию, раб – тот, кто менее всего пользуется жизнью и милостью Христа, а свободный – тот, кто более всего пользуется жизнью и милостью Христа. А еще, согласно мирскому пониманию, раб – тот, кто менее всего осуществляет волю свою, а более всего осуществляет волю чужую, свободный же – тот, кто более всего осуществляет волю свою, а менее всего – чужую. Согласно же христианскому пониманию, раб – тот, кто в большей мере творит волю свою и в меньшей мере – волю Божию, свободный же – тот, кто в большей мере творит волю Божью и в меньшей мере – свою. Быть рабом Господа – это единственная настоящая и достойная человека свобода, а быть рабом мира и своих страстей, греха и порока – это единственное смертоносное рабство. О царях на престоле человек может думать: есть ли более свободные люди на земле? Однако же многие из царей были самыми низкими и самыми недостойными рабами земли. О заключенных в темницы христианах человек может думать: есть ли более несчастные рабы на земле? Однако же христианские мученики в темницах чувствовали себя свободными людьми и, духовной радостью исполненные, пели псалмы, возносили благодарственные молитвы к Богу. Свобода, связанная со скорбью и печалью, – не свобода, а рабство. Лишь свобода во Христе связана с радостью несказанной. А радость продолжительная – это признак настоящей свободы.
О Господи Иисусе, Единственный Господин Благий, дающий нам свободу тогда, когда нас как можно прочнее привязываешь к Себе, сделай нас как можно раньше рабами Твоими, чтобы мы перестали быть рабами злых и немилостивых господ. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.