Крест и светлые символы нашей веры
Удивительным примером страдания за веру и за правду служит пример великого просветителя и духовного отца нашего святого Саввы 21. В то время, когда он находился в Жиче, на земле своего отца и своих братьев, там царили страшные интриги и клевета. Но он пережил все это, утешаясь словами Христа: «Блаженны изгнанные правды ради...» (Мф. 5:10).
Нам известно, что и князь Лазарь 22 был гоним знатью, князь Лазарь старался всех объединить и примирить, призывал дворянство к согласию и защите родины от внешних врагов. А когда он узнал, что на Сербию идет турецкое войско, что он чувствовал? Конечно же, он думал не об интересах своих родных и друзей, а об интересах государства и готовился к отражению нападения врага. Однако именно тогда он подвергался самым жестоким нападкам и гонениям за правду. Но он вышел на Косово поле защищать веру и защищать правду, не оглядываясь на клевету и неправду... Посмотрим дальше. Деспот Стефан Лазаревич 23 был гоним своим братом Вуком, который ходил к турецкому султану, чтобы свергнуть собственного брата. Итак, и Стефан был гоним за правду. Вы знаете, что Султан II приговорил Вука к смертной казни, Сам Господь помог Стефану, Он наказал Вука. Перед смертью рядом с Вуком не было священника, а он хотел причаститься, тогда он с одним своим другом разломил пополам яблоко и так причастился...
А каким жестоким гонениям за правду подвергался наш народ. Он бежал из городов в пещеры, – в пещерах жил серб, в пещерах жил его священник и его гайдук. Рядом с пещерами были монастыри, а рядом с монастырями жил народ. Сербский народ вынужден был скрываться, ибо был гоним турками, был гоним сербский народ и немцами, и латинянами в Далмации. Но все он вынес и пережил...
Часто человек терпит гонения за свою неправду. Однажды я разговаривал с одним заключенным, который был приговорен к 12 годам тюрьмы.
– Что ты чувствуешь? – спросил я его.
– Внутри мука, и вокруг мука, – ответил он.
– Как же это!
– Лучше бы я умер, сразу после приговора, чем так страдать и душой и телом. Кто знает, выдержу ли я...
Я утешал его нашей верой, говорил ему, что это – вера мучеников и именно поэтому прекрасна, а в вере, в которой нет страдания, – нет Христа, и что он своим страданием спасает душу.
Недавно был у меня один словенец, который принял православие, и я спросил его, почему он выбрал именно православную веру, когда есть несколько вероисповеданий, а православие – вера мучеников. Он ответил мне, что именно поэтому выбрал ее, потому что это вера страдания.
Я видел людей, которые страдали внешне, телесно, в то время как в их душах был мир, ибо страдали правды ради. Мы никогда не чувствуем большего подъема, чем когда страдаем за правду. Блаженны страдающие правды ради, говорил апостол Павел..
Жаловалась мне женщина, что муж истязает ее за то, что она зажигает в доме лампадку и празднует Славу, что топчет икону и совершает другие кощунства и беззакония. Но подкосила его болезнь, и когда он слег в постель, то начал плакать и плакал непрестанно, а когда она спросила его, что с ним, он ответил, что его адский, дьявольский грех не дает ему покоя, и просил прощения. «Ты простила меня, – сказал он, – но простит ли мне Бог?» «Я страдала за правду, и буду молиться за тебя, и Бог простит тебе».
Один человек мне рассказывал, что в последнее время он чаще стал посещать храм и в этом году праздновал Славу так, как это делали его старики, позвал друзей и вместе с друзьями позвал и бедняков, и накормил всех. Некоторые из друзей обвинили его в «клерикализме», я бы ответил его друзьям, что клерикализм связан только с Католической Церковью и означает слияние политики и церкви, когда Христов наместник хочет получить еще и светскую власть...
Несколько дней назад я произносил проповедь в церкви Ружица (небольшая церковь в центре Белграда. – Прим. перев.) о том, как святой Савва принес нам Христову веру и основал церковь. Церковь, которую создал святой Савва, это наша родная церковь, народная церковь, огромное сокровище, великое добро, которое не могут создать самые великие страны на земле, хотя и стараются. Не могут создать её ни англичане, ни немцы, хотя они пытаются освободиться от римского влияния…
Святой Савва страдал за истину. Есть три ступени восхождения к истине. Первая – познание, вторая – явление, третья – страдание, эта ступень самая высокая. За наши страдания нет другой награды, кроме Божией награды назваться Его сынами, это величайшая награда, которую Он дает человеку. В нынешние времена человек может страдать и терпеть гонения от всех, от жены, от друзей, от всей семьи, всего дома, всего села, всего города.
Я не знаю, есть ли на свете другой народ, который страдал больше нашего. Страдал под турками, страдал под немцами, в Далмации страдал от латинян.
Блаженны гонимые, но горе гонителям, горе отныне и до века.
Вы знаете, как часто матери молятся о своих детях и беспокоятся о них, где они сейчас. Что с ними, не случилось ли с ними что-то плохое. – Не бойтесь, матери, если есть у вас вера и если вы страдали за правду.
Гонят не только люди, но и бесы. Вспомните, что случилось с апостолом Павлом, на которого нападал диавол.
Один старик из Лесковца говорил мне, что в жизни его укрепляла книга Иова многострадального, который во всех скорбях остался твердым в вере. Потому и сейчас те, кто гоним и кого притеснял сатана, будут близки Богу и устоят в жизни, как устоял тот добрый лесковчанин и мученик Иов.
Одна монахиня рассказывала мне, что она вернулась к вере под влиянием своего брата и пересказала диалог, который произошел между ними. Но самым интересным был диалог, который она вела с собой после того, как она под влиянием брата начала верить.
Нет Бога, – говорило что-то в ней, – нет веры... истинно ли православие и нужно ли держаться именно православной веры?
Она думала об этом днем и ночью, по ночам ей снился ее отец, и он во сне сказал ей, что Бог есть и православие – истинная вера, и тогда она приняла монашество.
Когда-то я читал Коран. В нем обещана награда тем, кто гонит иноверцев, кто мечом распространяет веру. В нашей вере наоборот. Господь обещает награду гонимым, а кто из нас не гоним? Когда гонят Церковь, тогда мы все гонимы. А кто гонит? Те, кто хотел договора с хорватами и бил по сербам, те, кто хотел договора с папой, кто хотел конкордата и бил по сербству, по сербской церкви.
Веками сербский народ страдал и был гоним, но он все выдержал, и Господь наградил его, гонимого правды ради, воинством праведников, бесконечно превосходящим в численности все видимые воинства безбожников, восстающих ныне на сербский народ.
Блаженны изгнанные правды ради, ибо их есть Царство Небесное.
* * *
Святитель Савва – (1237 г., память 12/27 января, 30 августа/12 сентября), в миру Растко (Ростислав) Неманич, младший сын Сербского царя Стефана Немани. Первый архиепископ Сербский, святой покровитель Сербии, один из самых почитаемых сербских святых, креститель и просветитель сербского народа. Даже после своей кончины святитель был страшен и ненавистен врагам Православия. Поэтому Синан-паша в 1595 г. похитил его нетленные мощи из монастыря Милешево в Сербии и сжег их в Белграде. В настоящее время на этом месте стоит крупнейший православный храм в Европе во имя Святителя Саввы Сербского. – Прим.перев.
Князь Лазарь – великомученик (1389, память 15/28 июня), с 1371 г. – Сербский князь (король) из династии Неманичей, один из величайших правителей Сербии. Святой Лазарь был великим храмостроителем и основателем многих монастырей, в том числе и монастыря святого целителя Пантелеймона на Афоне. Боролся за независимость Сербии. В битве с турецким султаном Амуратом у Косово 15 июня 1389 г. (знаменитая Косовская битва – переломное событие в истории Сербии) был захвачен в плен и принял мученическую смерть. Святой Лазарь был обезглавлен, и его мощи были перенесены в монастырь Раваницу, основанный им в 1380 г. и посвященный Вознесению Господню. – Прим. перев.
Стефан Лазаревич – Сербский правитель (1389–1427 гг.). В результате распрей, возникших между ним и его властолюбивым братом Вуком, Сербия была разделена между обоими братьями, и к ней была присоединена часть Боснии. – Прим. перев.