Христос умер за нас
Господь и Спаситель наш Иисус Христос пришел, чтобы умереть за всех нас. «А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2Кор. 5:15). Так святой апостол Павел объясняет главную цель Пришествия нашего Господа Иисуса Христа на землю.
Существует много рассказов о том, как один человек погиб за другого, любимого им, существует множество рассказов и песен об этом в истории всего мира.
Недавно в Нью-Йорке произошел такой случай, приехала в этот большой город бабушка, навестить дочку и внучат. Однажды в отсутствие дочери дом загорелся, бабушка, схватив одного из внуков, передала его в окно пожарникам, затем вернулась в комнату и таким же способом спасла второго. Но от дыма и огня она потеряла сознание, упала и погибла. Какой героизм, сколько любви к своим близким, какое возвышенное самопожертвование!
Есть множество рассказов и о тех, кто жертвовал своей жизнью за свое племя или народ. Известный русский герой Иван Сусанин попал в плен к полякам, они пытали его, он героически вынес все мучения и, чтобы спасти русское войско, завел врага в болота и погиб.
Греческий герой Леонид добровольно принял гибель со своими 300 спартанцами, защищая Спарту. Лорд Байрон уехал в Грецию, чтобы бороться и умереть за ее свободу. История сербского народа полна имен великих патриотов, которые отдали жизнь за «Крест и свободу» своего народа.
Эти примеры благородства и самопожертвования согласуются со словами из Евангелия: «Нет любви больше, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13).
Все это говорится о смертном человеке, но не о Боге. Христова любовь была несравнимо больше человеческой, ибо Христос был одновременно и Богом, и человеком. И потому, насколько небо далеко от земли, настолько Христова любовь выше любви обычного человека.
Помните, что Христос умер не за друзей, не за родственников, не за свой народ или племя. Нет, он умер за всех – за друзей и врагов, за все народы и поколения, за все человечество, за живых и мертвых от Адама, за всех, кто был рожден когда-то и кто родится когда-то, за всех до конца мира. Поэтому смерть Христа отличается от смерти любой другой личности. Любого героя, любого полководца, вождя или политика во всей истории человечества. Это всечеловеческая жертва, всеобъемлющая искупительная жертва нашего Спасителя.
Вот новозаветное свидетельство об искупительной жертве Господа Иисуса Христа: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29).
Изо дня в день в Иерусалимском храме приносился в жертву агнец за человека или за народ, но никогда за грехи всего мира.
Христос от вечности знал, что Ему надлежит умереть за грехи мира, и это свое предзнание Он часто предсказывал Своим ученикам, что «Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мк. 8:31).
Он знал Свои грядущие страдания и смерть на кресте во всех подробностях и сказал: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет» (Мф. 20:18–19).
И к великому удивлению, все сбылось так, как было предсказано, каждое слово.
Он называл Свою смерть знамением и чудом, сравнивая ее со знамениями и чудесами из Ветхого Завета, подобно знамению Ионы пророка или чуду медного змия в пустыне. Когда фарисеи искали от Него знамения, Он ответил им: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:39). Так и произошло. Он умер на кресте, был погребен и на третий день воскрес из мертвых. О втором знамении Он говорит Никодиму, это был медный змей, которого Моисей вознес в пустыне, чтобы все, кого ужалила змея, смотрел и на него и исцелялись (см. Чис. 21:8–9). И как был вознесен змей, «так должно было вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:14–16).
Это значит, что Он должен был распят на кресте за грехи всех; но лишь тот, кто будет взирать на крест Его с верой, кто будет почитать и любить Его, будет иметь жизнь вечную в Его вечном царстве, а тот, кто не уверует, умрет навечно.
Он сравнивал Свои страдания и с явлениями природы: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12:24).
Подобно тому, как целое зерно пшеницы должно сначала само расколоться, чтобы прорасти и принести сотни новых зерен, так же и Христос Своей смертью принес обильный плод. Самый совершенный плод. И не сотни, а миллионы плодов, от дня Своей смерти до дня сегодняшнего. И каждый из нас должен спросить себя: «хочу ли я быть среди Его плодов в вечной жизни?», по слову Его: «когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12:32). Он, конечно же, говорит о тех, кто уверует в Него и с любовью будет исполнять Его заповеди. Смерть Христа была выкупом за весь грешный человеческий род. Сказал. Он: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления» (Мф. 20:28). Господь смирился до смерти на кресте, чтобы Своей кровью омыть человеческие грехи, и мои, и твои. Об этом пишет галатам апостол Павел: «...Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего» (Гал. 1:4). Об этом свидетельствуют и Евангельские слова: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Ин. 10:17–19).
Никто не принуждал Его отдавать жизнь за грешников. Он дал ее добровольно из любви к Своему отцу и любви к грешному человечеству, которое оказалось во власти диавола.
Господь не просто умер за нас добровольно, Он был невинно осужден на казнь. Он спросил фарисеев: «Кто из вас обличит Меня в неправде? Если Я говорю истину, почему вы не верите Мне?» (Ин. 8:46). Фарисеи молчали, ибо не могли найти ни капли греха на Нем. На суде в претории Пилат спросил евреев: «В чем вы обвиняете Человека Сего?» (Ин. 18:29), и сказал: «Я никакой вины не нахожу в Нем» (Ин. 18:38).
Но именно потому, что был Он без греха, без греха и вины, Он мог быть жертвой искупления за грех Адама и всего потомства его. Об этом устами великого пророка Исаии было сказано еще в Ветхом Завете такими словами: «Он был презрен и умален пред людьми, Муж скорбей, изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем; и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих, как овца; веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис. 53:3–8). Это звучит для нас так же, как если бы мы читали Евангельские слова о страдании Христа: «Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор. 6:20).
Если бы невиновный человек пришел в суд, где судят убийцу, и сказал – «отпустите этого человека на свободу, он невиновен, я – убийца». И если бы судьи на самом деле освободили виновного и осудили невинного, это бы потрясло и огорчило нас. Но это просто бледный символ безгрешного невинного страдания Христа за чужие преступления.
Вспоминая невинные страдания своего Учителя, апостол Павел говорит: «Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1Пет. 1:18–20). И далее: «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно, страдая не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших!» (1Пет. 2:22–25).
Если бы простой человек умер за грешников, он заслужил бы славу и похвалу. Но нет человека без греха, явного или тайного, в помышлениях, чувствах или делах. Христос был чист и не имел никакого греха. Его жертва не была ограничена ни временем, ни местом, ни количеством людей, об этом свидетельствует и тот, кого любил Иисус: «Он есть умилостивление за грехи наши и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1Ин. 2:2). Тот же Апостол в книге Откровение возвещает о Его таинственной миссии: «И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» (Откр. 5:8–10). Именно поэтому апостол Павел говорит: «Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор. 6:20).
Дорогая цена, о которой говорит апостол Павел – смерть Иисуса Христа, предвечного Сына Божия, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, обетованного Мессии и единственного Спасителя мира. Когда мы говорим – Спаситель, нас могут спросить: «От чего нас спас Христос?» – а мы ответим: «Он спас нас от греха, смерти и диавола, Он спас нас от первородного греха, страха смерти, от нашей беспечности и расслабленности в противостоянии злу и заботе о нашем спасении».
Вот что говорил Спаситель тем, кто не слышал и не понимал слова Божия: «...ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины... ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44). Господь Иисус Христос Своей Крестной смертью разорил дела диавольские и его царство на земле, как свидетельствует апостол Павел: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2:14–16).
В песнопениях Православной Церкви Господь Иисус Христос часто называется человеколюбцем. Как человеколюбец Он распялся за нас и как Бог воскрес из мертвых. Святой апостол Иоанн на острове Патмос слышал речь своего Господа: «...И был мертв и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи от ада и смерти» (Откр. 1:18).
Господь умер за нас, чтобы мы спаслись и имели Жизнь Вечную: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:12), но, к сожалению, есть те, кто не принимают их. Они предпочитают оставаться рабами греха и смерти и диавола, вместо того, чтобы стать свободными чадами Божиими.
Но при Втором Пришествии Христовом, «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне...Тогда скажет и тем, кто по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:31–41).
Потому будем со страхом и трепетом бодрствовать и заботиться о спасении наших душ, ибо Господь Своей добровольной и невинной жертвой – великой жертвой искупления – предоставил свободный выбор: Вечной жизни или Вечной смерти.