Пастырская калива498

Ах, Феодул мой, как плохо будет мир судить обо мне и о тебе! Скажет мир, что я досадил тебе своими рассказами и не дал тебе сказать ничего. Осудит мир и тебя, потому что ты меня с таким агнчим терпением слушаешь. Но, как и всегда, мир и в этом случае заблуждается. Не знает мир, что ты мне больше досаждаешь твоими вопросами, чем я тебе моими ответами. Но это досаждение для меня слаще меда.

Сегодня воскресенье. Дадим друг другу слово молчать сегодня весь день и, что нам более подобает, слушать кого-нибудь третьего. Невелик мех499 мудрости всякого человека, быстро он опустошается. Необходимо доливать ее или из вечного и неиссыхающего источника Божественной мудрости, или от людей, напоенных Духом Божиим. Вон там виднеется какая-то пастырская калива. Пойдем туда, чтобы молчанием и размышлением наполнить свои мехи.

Что ты говоришь, слуга Божий, это церковь? Говоришь, что видишь крест на этой ветхой каливе и могилы вокруг нее? Тем лучше. Проведем этот день, как христиане, по-христиански – в храме Божием и, возможно, услышим утешительную речь служителя Божия алтаря.

Действительно, это церковь. Маленькая сельская церковь. Меньше всех домов в селе. Настоящая пастырская калива. И глянь, она полна народа. Войдем, Феодул, мы немного опоздали. Вот священник выходит с крестом сказать слово. Мы как раз этого и хотели. Сам Бог привел нас сюда.

Проповедь в маленькой сельской церкви

Христолюбивые братия!

Мало село наше и неизвестно. Но велик Творец, создавший его и просвещающий его Своим солнцем, как просвещает Он и самые большие города на свете.

Малы и мы все в этом селе, малы и нищи. Но богат и пребогат Отец наш Небесный, Который нас через Сына Своего, Господа Иисуса Христа, призвал к тому, чтобы стать нам причастниками и наследниками Его вечного богатства славы, жизни и радости. Если мы теперь малы и нищи в этом веке, то будем великими и богатыми в Небесном Царстве, по слову Господню500, если только сохраним веру, надежду и любовь: веру в Сына Божия, Спасителя людей; надежду на жизнь вечную, приходящую от Него и через Него; и любовь к Богу и к ближним. Потому нам заповедано святыми апостолами и святыми отцами, близкими друзьями Христовыми, чтобы мы тесно прильнули всем сердцем и всей душой к Отцу любви, к Сыну мудрости и к Духу силы, а это значит ко Святой Троице, Единосущной, Нераздельной и Животворящей, Богу Единому, Живому, всесильному и всемилостивому.

Чем могут величаться и хвастаться жители больших городов без великого Бога? И каким богатством могут гордиться богачи этого мира без Царствия Божия на небесах и в сердце своем? Блаженны они, если могут сказать о себе: «Мы велики Богом и богаты Богом». Ведь все величие земное без Бога – мерзостнь пред Ним, и все богатство земное без Отца Небесного – на погибель богачам. Мы же знаем, что мы сыны Божии и что Отец наш Небесный глаз Своих не сводит с нас ни днем ни ночью. Послал Он нас в этот мир, как на воинскую службу, и ждет нас в Своих светлых чертогах в Небесном Царстве. Вы знаете, что сыновья даже самых богатых родителей мучаются на воинской службе и терпят лишения, тяготы, всякие страдания и беды, но утешаются и ободряются, вспоминая богатый дом своих родителей, и считают дни, остающиеся до срока, когда они демобилизуются из армии и вернутся в отчий дом.

Мал этот храм наш, братия мои. И многие из вас, жалуясь, что он слишком мал, требуют построить больший храм в нашем селе. А разве тело человеческое не много меньше этого храма? И Господь наш говорит: «Царствие Божие внутрь вас есть»501. А Господень апостол объясняет это коринфянам, говоря: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1Кор. 3, 16). А где Дух Божий, там и Царство Божие. Немного дальше он снова объясняет и говорит: «Не знаете ли, что тела́ ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою» (1Кор. 6, 19–20). Куплены мы, братия, муками Христовыми, и Крестом Его, и смертию. Праведник пострадал за нас, неправедников, чтобы нас растрогать и умилить Своею любовию, чтобы нас освятить Своею Жертвою любви и еще чтобы нас очистить, всыновить Отцу Своему и ввести в Царство вечной жизни – не в языческую нирвану или гадес, не в шеол или тартар, но в Царство вечной жизни, вечного света и радости.

А если тело наше или сердце наше нетесно для Бога всемогущего, то как же будет Ему тесен наш старый храм? А если Всевышнему нетесно в этом храме, то почему будет тесно нам? Хорошо сказал царь Соломон, когда воздвиг величественный храм Богу Живому в Иерусалиме: «Если небо и небеса небес не вмещают Тебя, тем менее храм сей, который построил я» (2Пар. 6, 18). Пространный храм не может заставить Бога обитать в нем, также и пещера вифлеемская, и сердце человеческое, и эта деревянная сельская церковь не могут воспрепятствовать Ему вселиться в них по Его благоизволению.

Языческие народы воздвигали своим ложным богам храмы большие и дорогие, изобилующие мрамором, золотом, серебром и дорогими камнями, но не могли приневолить истинного Бога вселиться в них. Обитали в этих храмах гады, адские и земные, звери, скоты и вымышленные чудовища – все, только не истинный Бог. Пустыми были эти разукрашенные храмы, лишенными всего, что разум человеческий ищет и что сердце человеческое жаждет, – лишенными познания Бога единственного, лишенными истины, любви, утешения и силы, лишенными света, радости и малейшей надежды на более светлую и отрадную жизнь после смерти. Человеческие существа входили в эти храмы с бременем своих несчастий и выходили из них с тем же бременем. Снаружи эти храмы были разукрашены, живописны и привлекательны, но внутри их была пустота, бездуховность, потому что их наполненяли только ложь, мерзость, нечистота и тоска.

Посмотрите теперь на наш маленький храм, на эту бревенчатую избушку, эту пастырскую каливу. Снаружи ничего, а внутри всё. Снаружи нищета – внутри богатство: внутри возглашение Радостной Вести о том, что Бог явился людям в чистоте и свете, рожденный от Пресвятой Девы Марии, что Собой внес в скверный, лишенный святости мир чистоту и святость. И возглашает Радостная Весть чрез Сына призыв Отца Небесного к людям – стать сынами Его, царевичами великого Царя, наследниками вечной жизни и вечной славы. Это Радостная Весть о любви Божией к людям, об Отеческой заботе Его о них. Сыновство, и Царство, и воскресение, и праведный Суд Божий, и жизнь, жизнь и жизнь в сообществе Ангелов Божиих, в радости всех праведников Божиих, жизнь вблизи Создателя и Отца, жизнь без края и радость без конца. Здесь из литургии в литургию повторяется драма Сына Божия, Мессии и Спасителя мира: Его слово, Его дела, Его любовь, Его Жертва во свидетельство любви, Его воскресение и вознесение. Здесь Его Тело и Кровь, которых мы причащаемся для очищения и освящения нашего и для достижения близкого сродства с Ним, и Отцом, и Духом Его, а всё ради жизни вечной и Царства Небесного. Еще здесь крест Его, знамение победы над адом и смертью. И освященная вода, и освященный хлеб, и всякая вещь, освященная крестом и Духом Святым. Здесь больные исцеляются, печальные утешаются, беспокойные успокаиваются, грешные каются, враждующие братаются, покаявшиеся принимаются, – и все, все оживляются единой верой, укрепляются единой надеждой, соединяются единой любовью.

Вот, братия мои, внутреннее содержание этого маленького храма нашего, вот его богатство и неизреченная красота его. Какой вы хотите храм лучше этого? Я думаю, что лучше глиняный горшок, в котором золото, чем самый тонкий фарфор, в котором грязь. Христу Богу нашему благодарение и слава со Отцем и Духом Святым, ныне и вовеки. Аминь.

* * *

498

Кали́ва (греч.: καλύβη – хижина), небольшой домик, в ко­тором живут обычно один или два монаха-отшельника.

499

Мех, кожаный мешок для хранения воды или вина.

Комментарии для сайта Cackle