Типы

Как чудесно звездное небо, Феодул!

Как прекрасно цветущее поле!

Как прелестны стадо овец или стая птиц!

Как страшен шум волнующегося моря, раскат грома в бурю и клокотание тяжелых градовых облаков!

Все это упоминается в Евангелии Божием, но как нечто второстепенное, вспомогательное и символическое; никогда как главное. Главное – Бог и человек; все остальное – декорации на сцене жизни.

Какие люди вошли в жизнь Спасителя мира! Поистине, Феодул, и это одно из многих чудес Божиих, из которых соткана вся жизнь Его.

Все они типы, и они все типы человеческие.

Возьмем Ту, Которая есть первая страница Евангелия и первая таинница217 Божественных тайн, – Святую Пречистую Богоматерь Марию. Вся Она предана воле Божией: «cе, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему»218. Она вся в Боге, как и весь Бог в Ней. Беспримерная преданность воле Божией, судьбе Божией, стыд девичий, смирение, прославление Бога (величит душа Моя Господа» [Лк. 1, 46]) и молчание («а Мария сохраняла все слова сии», сказанные Ангелами и пастухами, «слагая их в сердце Своем»219). Это тип – прототип – праведной и святой девы.

Иосиф праведный – тип человека законнической правды. Поняв, что Дева Мария непраздна, он надумал тайно отпустить Ее. И тем самым как бы и Ее позора не обнаружить, и себя уберечь от законных последствий. Однако он отказался от своих намерений, когда Ангел Божий явился ему и объяснил, что Дева зачала от Духа Святаго220.

Захария-священник, отец Предтечи Иоанна, был человек хотя набожный и без порока221, но усомнился в благовестии Архангела Гавриила о том, что у него родится сын. «Я», говорит, «стар, и жена моя в летах преклонных»222. Из-за этого сомнения – вестник ли небесный явился ему в святыне храма? – поразил его Архангел немилостью, и он был нем все то время, пока не родился сын его. Захария – тип тех священников, что исправно исполняют свое служение, но слабо веруют в надприродную силу всемогущего Бога.

Елисавета, праведная супруга Захарии и мать святого Иоанна, являет собой благую старицу и сердечную сродницу: когда приходит Пресвятая Дева Мария, чтобы поздравить ее с тем, что она зачала чадо во чреве своем, Елисавета радуется и задерживает свою юную Родственницу у себя в гостях на три месяца223.

Мудрецы с востока, звездочеты, по необычной звезде пришедшие в Вифлеем на поклонение новому Царю224, – типичные ученые-мистики, испокон веков по звездам и сочетаниям звезд толковавшие судьбы людей и народов и видевшие за всеми природными изменениями тайную руку премудрого Промысла Божия. Никогда мир не оставался без таких ученых, и в наше время тоже. Только некогда это были серьезные и набожные мыслители, а теперь это чаще всего астрологи-гадатели.

Ирод-царь, названный Великим, – тип властителя-злодея, удерживающегося у власти благодаря хитрости и насилию. Такие тираны-властители были и на Востоке, и на Западе, и неизвестно, где их было больше, хотя высокомерные историки европейские и привыкли все тиранство приписывать одним только восточным сатрапам225. Почти все кесари римские были такими тиранами. При известии о новом Царе Ирод показал себя и как лукавая лисица, и как кровожадный волк. Как лисица, говорил он звездочетам: «пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему»226.

А когда звездочеты, наученные Ангелом Божиим, не вернулись в Иерусалим, а отошли другим путем в свою страну, разъярился Ирод, как бешеный волк, и послал палачей, и заклали всех младенцев в Вифлееме и во всей его окрестности227. Много-много невинных детей – первых мучеников Христа ради. Блаженны души их!

Святой Иоанн Предтеча. Он весь был свят; от самого рождения до смерти был свят. Как Святая Дева подготовлена была Божиим Промыслом к тому, чтобы родить Мессию, так и Иоанн в пустыне был подготовлен к тому, чтобы возложить руку свою на главу Мессии и крестить Его во Иордане. Ни хлеба не ел он, ни вина не пил и никогда ни одной заповеди Божией не преступил. Чистый, как песок пустыни, и алчущий правды Божией среди людей, как голодный лев, ищущий ловитвы, он дерзал бесстрашно призывать людей: «Покайтесь, порождения ехиднины!»228 И ничто не могло заставить его промолчать и не обличать царя Ирода в кровосмешении229. Во все века христианские святой Иоанн был примером и вдохновителем для бесчисленных отшельников, пустынников и аскетов, равно как и для отважных изобличителей людских неправд.

Ну, и апостолы Христовы. Все они типы разных людей и разных человеческих характеров. Андрей, Иаков и Симон Зилот – типы людей, которые не говорят, а делают. Петр – тип людей, которые быстро воодушевляются на всякое добро, но столь же быстро устрашаются всякой напасти. Юный Иоанн – молчаливый, как и брат его Иаков, но прямолинейный и последовательный до конца. Он стоит и перед Крестом своего Учителя, невзирая на угрозу смертельной опасности. Филипп – тип открытого и общительного человека. Через него хотели некие эллины войти в общение с Иисусом230. Он приводит Нафанаила ко Господу. Его [Филиппа]231 Господь спрашивал: «где нам купить хлебов, чтобы их накормить?» – то есть пять тысяч людей (см.: Ин. 6, 5). При последней беседе Иисусовой он задал вопрос: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас»232. Фома – тип человека неустрашимого, но реалистичного. Когда Господь услышал о смерти Лазаревой, Он сразу распорядился идти из Галилеи, куда они только что пришли, в Иерусалим, где смертельная ловушка очевидно была Ему уже приготовлена; тогда сказал Фома перед лицом перепуганных учеников: «пойдем и мы умрем с ним»233. А когда ему сказали, что Иисус воскрес, он не хотел верить: «если не увижу», говорит, «на руках Его ран от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его»234. А когда воскресший Победитель смерти явился во второй раз и Фома уверился, тогда он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!»235 Апостол Фома был и остается типом храброго реалиста.

Иуда Искариотский – типичный предатель Бога, души́, духа и всего идеального и возвышенного. Материалист и сребролюбец. Был он кем-то наподобие кассира в святой дружине апостольской: носил ковчежец для пожертвований, из которого крал и присваивал себе. Лицемерно притворялся он приятелем нищих, но все знали, что он вор (см.: Ин. 12, 4–6). За тридцать сребреников предал он Господа своего еврейским старейшинам, которые были то же, что он.

Сотник римский из Капернаума и жена-хананеянка представляют тех язычников, что имели крепкую веру в силу Христову. Ради такой их веры Господь исцелил больного слугу сотника, а у хананеянки – сошедшую с ума дочь236. И в наше время нередко случается, что нехристиане сильнее веруют в христианские святыни, приносят своих болящих в монастыри, где по вере получают исцеление быстрее и чаще, чем многие христиане со слабой верой.

Марфа и Мария со своим братом Лазарем представляют хорошую семью с идеальной любовью братской и сестринской. Марфа более хозяйка, которая трудится, чтобы как можно лучше угостить своего Божественного Гостя, а Мария больше ученица Христова, которая слушает Его слова и этими словами, словно сладостным яством, питает свою душу. Господь похвалил Марию перед Марфой, сказав: «Мария же избрала благую часть» (Лк. 10, 42). Лазарь237 представляет преданного и верного друга Христова238. Он оставался преданным и по отношению к Богоматери до смерти, подобно Иоанну апостолу.

Фарисеи – типичные лицемеры всех времен. Хотя они внешне и набожны, но грабят имение вдов. Когда постятся, делают лицо свое жалостным; когда молятся, останавливаются на улицах, чтобы люди их видели; когда творят милостыню, трубят на все стороны. Хотят побить камнями жену-грешницу, а сами тайные развратники239.

Книжники и саддукеи – типичные мелочные люди и циники. Их кичение своим мнимым величием делает их настоящими шарлатанами.

Священники еврейские, как и фарисеи, полны лицемерия, но в большинстве своем они типичные завистники. Ослепленные завистью ко Христу, они говорят одни только глупости. Когда Христос лечит больных, они кричат: «Он богохульствует»240. Когда Он изгоняет из людей бесов, они говорят: «изгоняет бесов силой князя бесовского!»241 Когда Господь творит великие и славные дела на пользу людям, они завистливо вопят: «Неужели в субботу?»242.

Князь Иаир, умоляющий Иисуса спасти его умирающую дочь243; жена кровоточивая, ищущая исцеления от прикосновения к одежде Иисусовой244; прокаженные, слепые, парализованные, немые, глухие, сгорбленные, иссохшие, горячечные и другие бесчисленные люди, взывающие ко Господу о помощи, представляют всех страдальцев и несчастных от тех времен и доныне, которым весь мир не в состоянии помочь и которые прибегают ко Христу Богу за помощью с полной верой и надеждой.

Вдовица, стыдливо245 и украдкой пожертвовавшая на храм свои последние две лепты, представляет те благородные души, что жертвуют на святыню или сироте Бога ради, а не ради похвалы человеческой: Бог видит – люди видеть не должны.

Князь Никодим, тайно посещающий и слушающий Иисуса, страшащийся своих еврейских друзей246, – представитель тех ученых господ, сербских и чужестранных, которые остерегаются, как бы им не оказаться осмеянными или не понести ущерба от своих неверующих приятелей.

Ирод Младший, убийца Иоанна Предтечи247, представляет тип человека, ненасытного в плотских наслаждениях, который в этой своей ненасытности готов переступить через все законы Божии и человеческие. Умер он, изъеденный червями248.

Иродиада и дочь ее, танцовщица Саломия249, – тривиальные блудницы из так называемых аристократических кругов250.

Понтием Пилатом251, наместником римского кесаря в Иерусалиме, руководили в делах два чувства: ненависть к евреям и страх перед кесарем. Это тип всех бюрократов, готовых попирать каждого, кто меньше их, чтобы угодить своему начальнику и получить продвижение252.

Богач, спрашивавший Иисуса, что ему делать, чтобы стяжать Царство Небесное, услышав ответ Спасителя: «пойди, продай имение твое и раздай нищим... и следуй за Мною»253, опечалился весьма, ибо был очень богат. Типичный пример людей, в чьих душах идет борьба за выбор между Царством Небесным и земным; придавленные гнетом богатства, они остаются приверженцами земного.

Жена-самарянка254, Фотина255, представляет женщину-грешницу, которая под воздействием Иисусова лица и голоса переживает духовное очищение и постепенно изменяясь, становится Его вдохновенной последовательницей.

Жена Зеведеева, мать апостолов Иакова и Иоанна, просит у Иисуса почетных мест для своих сыновей в Его Царстве256. Она типична для всех матерей, по тщеславию считающих своих детей лучше прочих людей и требующих для них первых мест и высших почестей.

Жена Пилатова предупредила своего мужа, когда он судил Христа: «не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него»257. Она представляет тех многих жен, которые знают о духовном мире и ощущают его, но вынуждены мученически покоряться неверующим мужьям.

Многие из учеников Христа оставили Учителя своего из-за того, что не поняли Его слов: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную... и пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 54, 56). Они представители так называемых интеллектуалов всех времен, которые отрицают непостижимые тайны Божии и бегут от Христа только потому, что их мозговые извилины не в состоянии постичь страшных высот и глубин неба и земли.

Книжник некий сказал Иисусу: «Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел». Он представляет тип людей, из которых одни не задумываясь, легко принимают закон Христов, а другие так же бездумно и легкомысленно идут в монастырь, чтобы стать монахами и быть со Христом, но скоро пугаются и отшатываются от тернистого пути, едва наступят на какое-нибудь терние. Потому Иисус предупредил этого книжника и сказал ему: «лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову»258. Он хотел этим сказать ему: «Поразмысли хорошенько: тяжек путь, на который ты решаешься, как бы ты так же быстро не свернул с этой стези, как вступил на нее. Когда возлагаешь руку свою на плуг, намереваясь пахать, не озирайся назад»259.

Мария Магдалина260, которую исцелил Иисус от семи бесов261, семи демонских страстей, была вдохновенной и бесстрашной последовательницей Христовой до Его смерти и после нее262. Это образец женского воодушевления и благодарности.

Жены-мироносицы, все, как Мария Магдалина, служившие Христу, стояли на Голгофе во время Его страданий и ходили ко Гробу Его после Его смерти263. Блестящий пример преданности своему Учителю и Господу и блестящий пример женской храбрости, которому лишь позже последуют испугавшиеся апостолы.

Два разбойника на своих крестах возле Христа, один раскаявшийся, а другой богохульник264, – типичные примеры двух категорий грешников: тех, что и перед смертью не каются, но хулят Бога, и других, что перед смертью раскаиваются во всех грехах своих.

Мародерами были римские воины под Крестом Христовым. Не обращая внимания на Его Крестные муки, они спокойно решали, что им взять из Его одежд. И разделили между собой одежды Его, и о хитоне Его бросали жребий265. Типичный пример мародерства и сатанинской бесчувственности к страданиям ближних.

Сотник стерег Иисуса, а когда увидел, что при кончине Христовой солнце померкло, земля сотряслась и камни расселись, воскликнул: «воистину Он был Сын Божий»266. Это был святой Лонгин267, впоследствии мученик за Христа – пример человеческой чуткости, проницательности и духовности.

Выбирай, Феодул, типы, которые близки тебе, твоему сердцу и твоей натуре. По Божию Промыслу весь мир собрался вокруг Мессии в типах своих, все человечество – целый микрокосмос в маленькой стране Израилевой, дабы все проявили свое отношение к Нему и нашли себя среди сходных себе, добрых или злых, дабы и мы научились распознавать людей по этим типам.

* * *

217

Таи́нник, тайноведец, тот, кому открыты священные тайны.

225

Сатра́п, деспот, самодур, управляющий по собственному произволу.

231

Здесь и далее текст в квадратных скобках добавлен редактором русского издания. – Ред.

237

Праведный Лазарь Четверодневный, епископ Киттийский (память 1730 октября и в Лазареву субботу), после сво­его воскрешения удалился на Кипр и здесь был епископом в течение 30 лет. По преданию, Пресвятая Богородица передала ему омофор, сделанный Ее пречистыми руками. Мощи праведного Лазаря были перенесены в 898 г. императором Львом Философом в Царьград.

248

См.: Деян. 12, 23. Ирод Младший, или Антипа, за домогательство царского достоинства вместе с Иродиадой был сослан императором Калигулой в Галлию, в Лион (юг современной Франции).

250

Иродиада была внучкой Ирода Великого. Она вступила в незаконный брак со своим дядей, сыном Ирода Великого, Иродом Филиппом I, а потом – в кровосмесительное сожительство с другим своим дядей, Иродом Антипой, братом своего незаконного мужа.

252

Понтий Пилат, по свидетельству историков, отличался во время своего прокураторства в Иудее жестокостью и несправедливостью по отношению к местному населению. Был низложен за злодеяние, совершенное им над иудеями в храме во время их жертвоприношения, когда он смешал их кровь с их жертвами (ср.: Лк. 13, 1). По одной из версий, был сослан в Вену по определению суда, где был заточен и сам лишил себя жизни.

255

Мученица Фотина (Светлана, † ок. 66; память 20 марта2 апреля), за распространение христианства была убита при Нероне: брошена в колодец.

260

Равноапостольная Мария Магдалина (память 22 июля4 августа, Неделя святых жен-мироносиц), дошла до Рима, преподнесла императору Тиверию крашеное яйцо, возвестив: «Христос воскресе!», и рассказала о злодеянии, совершенном над Иисусом Христом. Прошла многие страны Азии с благовестием Христовым; вернувшись в Ефес к святому Иоанну Богослову, блаженно почила. Мощи ее были перенесены в Царьград при императоре Льве Мудром и поставлены в монастыре святого Лазаря.

267

Мученик Ло́нгин (память 1629 октября), после казни Христа, возвратившись на свою родину, в Каппадокию, стал проповедовать Евангелие. Воины, посланные Пилатом, обезглавили его, а голову принесли в Иерусалим во свидетельство, а затем выбросили за стенами города. Обрела ее ослепшая женщина, получив при этом исцеление. Честна́я рука мученика Лонгина хранится в соборе святого Павла в Риме.

Комментарии для сайта Cackle