Источник

§ II.

Успенский собор построен был первоначально в XIII веке в княжение Василия Ярославовича Костромского; но неоднократные пожары и переделки совершенно изменили его первоначальный вид; даже кладка его стен, насколько можем судить о том по нашим наблюдениям и впечатлениям, вынесенным из осмотра его подвалов, носит на себе следы позднейшего времени. Предметов отдаленной старины сохранилось в этом соборе немного. Находящаяся здесь чудотворная икона Федоровской Божьей матери представляет важнейший и древнейший памятник не только Успенского собора, но и всей Костромы (табл. ХXХIII). Явление её относится к XIII в. и соединяется то с именем костромского князя Василия Ярославовича Квашни, брата Св. Александра Невского, сына Ярослава Всеволодовича, то с именем Василия Георгиевича, сына Юрия Ярославовича. Год явления в точности неизвестен. Неопределенность показаний первоисточников по этому предмету замечена уже давно и в ХVIII в. она была удовлетворительно разъяснена в том смысле, что наименование князя в рукописях Василием Георгиевичем есть явная ошибка, непримиримая с течением исторических событий, и что вместо него нужно читать «Василий Ярославич» (род. 1241 г.); а явление чудотворной иконы следует относить не к 1239 году, а к концу 50-х годов или даже к 60-м г.г. XIII в. 32 . Икона мерой 1 аршин 2½ вершка, в ширину 12 вершков украшена массивной золотой ризой и имеет рукоять, указывающую на то, что в Городце – первоначальном месте её нахождения, она была запрестольной иконой. Краски иконы сильно потемнели, повреждены и исправлены неоднократно. Точных снимков с этой иконы нет. Находящиеся у нас под руками снимки с неё без металлической ризы – один изготовленный лет 15 тому назад г. Поспеловым, другой г. Кларком по копии, сделанной художником Полторацким по поручению Комитета попечительства о русской иконописи, 33 не внушают особенного доверия к себе, они значительно различаются между собой, и это тем более неизбежно, что г. Полторацкий копировал лик Богоматери с оригинальной чудотворной иконы, а доличное с другой иконы Фёдоровской Богоматери, подаренной Государем Михаилом Фёдоровичем в Костромской Успенский собор (табл. XXXIV). В виду этого мы ограничиваемся лишь фотографическим снимком с чудотворной иконы в ризе. Воспроизвести в настоящее время подлинный первоначальный вид иконы едва ли возможно, не нанеся ей ущерба. Но идеальная научно-художественная репродукция её, с деяниями и чудесами, представляла бы немаловажный интерес. Подходящих материалов для выполнения этой задачи имеется налицо немало. Укажем некоторые из них. Две иконы – в том же Успенском соборе и одна в Ипатьевском монастыре (табл. XIII); в Троицкой церкви две очень хорошие иконы XVII в.; из них одна с деяниями, в церкви Козьмы и Дамиана (близ р. Костромы), в Воскресенской церкви на Дебре с деяниями; то же в Ильинской церкви, в Московской церкви Рождества Богородицы, что на сенях. В иконостасе Фёдоровской церкви в Ярославле находится икона Фёдоровской Богоматери с деяниями, хорошей сохранности; часть деяний на этой иконе относится к явлению и истории Фёдоровской Богоматери:

1) князь Василий Костромской с охотничьими собаками стоит перед образом Богоматери, поставленным на дерево;

2) отражение татар, напавших на Кострому;

3) пожар в Успенском соборе;

4) перенесение чудотворной иконы из Запрудненского леса в город.

Остальная часть деяний относится к истории иконы Одигитрии – это обычное явление на всех иконах Фёдоровской Божьей Матери с деяниями. С наибольшей пышностью разработаны эти деяния в стенописях той же Фёдоровской церкви в Ярославле 1087 – 1091 гг. исполненных, быть может, той же артелью костромских и ярославских иконописцев, во главе которой стоял Гурий Никитин, здесь на южной стене:

1) представлен князь Василий Костромской на коне, с конной свитой и собаками, перед ними – икона Богоматери на дереве; на заднем плане город Кострома – пышный шаблон, надпись: «в 15 день (августа?) во дни Великого князя Василия Георгиевича (!)»;

2) Фёдор Стратилат несет икону Божьей Матери;

3) соборное перенесение чудотворной иконы в Кострому: роскошный город с кремлем, напоминающим Московский кремль, на заднем плане собор с золотыми главами, ворота в соборную ограду скопированы с натуры;

4) чудо Пресв. Богородицы, како благоверный князь Василий Георгиевич победи прегордаго царя Батыя: грандиозная крепость; на стенах и в амбразурах пушки, воины с ружьями и пиками, иные бросают камни в толпу татар, осаждающих город; возле города – молодой князь на коне, держит в руках икону Фёдоровской Б. М; татары конные и пешие в ужасе бегут и падают... 34

Следующее изображение представляет уже отражение Темир Аксака молитвами Богородицы, стоящей на облаках (влахернской)...

Из других икон Успенского собора можем отметить лишь немногие. Икона Фёдоровской Богоматери (6×6 вершков) над северными дверями XVII в. (табл. XXXIV) в серебряном окладе с цатой, украшенной жемчугом. Внизу на серебряной дощечке подпись: сей св. образ Пресв. Богородицы Фёдоровской пожаловал вкладу в костромской Успенской собор Государь царь Михаил Фёдорович всея России. На окладе подпись с боку: построен оклад сей 1769 году; весу 144 золотника. Очевидно, оклад иконы, а равно и другие украшения не современны самой иконе. На окладе, на серебре, изображены Михаил Малеин и Фёдор Стратилат. Другая икона Фёдоровской Богоматери в деяниях: здесь находится, между прочим, изображение самого собора и костромского кремля в стилизованных формах. Иконы: Толгской Богоматери в деяниях, Скорбящей Божьей Матери и Тихвинской Божьей Матери – XVII в.

Икона Апокалипсис Ев. Иоанна Богослова с подписью внизу: писан сей святого откровения Иоанну Богослову образ при державе даря и великого князя Иоанна Васильевича всея России самодержца при Макарии, митрополите московском в лето от Рождества Христова 1559. Подпись эта исправлена, а может быть и сделана вновь в XIX в. но икона сохранила на себе следы древности, если не XVI -го, то XVII века.

Икона святителя Николая Чудотворца Можайского в деяниях, конца XVII в.; в руке Святителя храм, написанный в стиле Московской архитектуры XVII в.; и часть Кремлевской стены с башнями.

Большая икона, на которой находятся 171 образ Богоматери разных явлений. Подпись: писал сей св. образ г. Костромы иконописец Дмитрий Васильев Серебряников 1794 г.

Деисис XVII в. прекрасной работы.

Икона Казанской Богоматери в стиле и манере царских иконописцев конца XVII в. (табл. XXXV).

Над южными алтарными вратами икона Владимирской Богоматери в окладе, цате и венце, с надписью: обложен сей св. образ Пресв. Богородицы Владимирской окладом лета 7206 (1698) декабря дня.

По стенам собора размещены знамена костромского ополчения 1812 года и Севастопольского.

В ризнице хранятся рясны и цаты чудотворной иконы Фёдоровской Богоматери, подаренные, по преданию, Государем Михаилом Фёдоровичем.

В новом зимнем соборе предметов отдаленной старины нет. Отметим лишь осеняльный крест, украшенный жемчугом, XVIII в., иконы прекрасного письма Страсти Христовы, Геннадий Костромской и Любимоградский, Макарий Унженский, Сильвестр Обнорский – все XIX в.

Церковь Воскресения на Дебре (табл. XXXVI) обращает на себя внимание не только со стороны её древнего внутреннего убранства, но и со стороны архитектурной. Построена она в 1652 г. в обычном для того времени архитектурном типе, многочисленные образцы которого сохранились в Москве, Ярославле, Ростове и в других местах, куда проникало московское влияние: устроена она на подклете с тремя русскими крыльцами, с галереями с трех сторон. 35 Наружная орнаментика его весьма характерна (табл. XXXVII): здесь находятся рельефные изображения единорога, сирен, льва, пеликана (неясыть), раздирающего свою грудь, чтобы напитать своих птенцов, геральдических орлов; орнаменты в виде плетения, звездочки и т. п. В галереях сохранились фресковые живописи, в которых ясно различаются старинные глубокие графьи, составляющие одну из технических примет именно фресковой живописи.

В южной галерее – отдельные моменты из истории миротворения, Каина и Авеля; Недреманное око (табл. ХXХVIII): Иисус Христос на одре, возле Него Богоматерь и ангелы – один с орудиями страданий, другой с рипидой; 36 сцены из апокалипсиса (табл. XL): видение коней – рыжего с всадником, имеющим большой меч в руке, вороного с всадником, держащим в руке мерило (весы) и бледного с всадником, которому имя смерть (апокал. VI, 4 – 8). Внизу ад в виде страшной пасти и груда людей умерщвленных. Рядом находится семиглавый зверь с семью коронами (апокал. ХIII; табл. XLI). Видение храма Божия, ковчега завета, жены облеченной в солнце с луной под ногами и венцом из 12 звезд на главе (апокал. ХI, 19; ХII, 1 – 2; табл. XLII). Часть картины Страшного суда – лоно Авраамово: души праведных представлены в недрах Авраама, Исаака и Иакова (табл. XLIII). Стенописи эти хорошего стиля середины ХVII века.

Г. Баженов замечает, что «стенописи галерей служат памятником настенной живописи XVI – ХVII в.» (стр. 8); замечание это, конечно, имеет свое значение, как показатель общего направления русских стенописей в блестящую эпоху московского искусства; но оно не точно. И сам автор старается ближе подойти к точному решению вопроса, когда замечает, что стенописи эти исполнены теми же самыми царскими мастерами, которые расписывали Ильинскую церковь в Ярославле и Ипатьевский собор в Костроме 37 и во главе которых стоял известный царский иконописец первой статьи, костромич по происхождению, Гурий Никитин. Эта догадка точнее определяет время происхождения рассматриваемых стенописей; жаль только, что она совсем не мотивирована. Несомненно, что Гурий Никитин и Сила Савин с товарищами исполняли росписи Ильинской церкви в Ярославле и Ипатьевском соборе, но эта деятельность их относится уже к 80-м годам ХII в. Между тем стенописи Воскресенской церкви, построенной и освященной в 1650–1652 г. нет оснований отодвигать к концу XVII в; скорее их следует относить к 50-м. годам ХVII в. Но в 50-х годах указанная выше артель иконописцев, с Гурием Никитиным во главе, еще не существовала. Гурий Никитин (Кинешемцев) и Сила Савин, кажется, в первый раз были вызваны в Москву для царских иконописных работ в 1660 г. и 1659 г. 38 и если сами они могли работать в Воскресенской церкви в 50-х годах, то, во всяком случае, не с той артелью, во главе которой они стояли, только в 80-х годах, как можно полагать на основании документов Оружейной палаты и записей на стенах ярославских церквей.

В среднем храме и алтаре, также в приделах и в ризнице сохранилось много предметов старины. Иконостас главный, устроенный в XVII в. сильно поновлен. Возле правого клироса находятся иконы XVII в: I. Предтечи в деяниях, свыше пророки с деяниями, Скорбящая Богоматерь – Петровских времен, икона Алексея человека Божия и святителя Николая Чудотворца в деяниях. В алтаре находятся 12 икон прекрасной работы в басменных окладах XVII в. В приделе великомуч. Екатерины -– старинный иконостас (XVII в.), украшенный басмой; здесь же прекрасные царские резные врата с басмой XVI – XVII в. (табл. XXXIX), и две древние иконы – великомуч. Екатерины, с цатой и венцом, и св. Димитрия Солунского. В приделе трех святителей – реставрированный иконостас ХVII в. с ценной иконой – «Единородный Сын Слово Божие»; в алтаре образ трех Святителей и икона Фёдоровской Богоматери с деяниями, искаженными поновлениями и поздними приписками (коронование Богоматери); здесь же в алтаре над царскими вратами находится надпись, указывающая на устроение и освящение придела в 1650 г. «по Душе Кирилла Исакова» 39 . Оставляем в стороне иконы иконостасов, находящиеся под чеканными металлическими ризами и потому недоступные для научной оценки и обратим внимание еще на предметы старины, хранящиеся в ризнице Воскресенской церкви. Здесь, кроме воздухов, шитых золотом и серебром, находится напрестольный благословляющий крест с надписью: «лета 7190 (1682) декемврия в день постройся сей честный крест в церковь Воскресения, зовомый на Дебре подаянием приходских людей за повелением пресвитера Антипа Павлова тщанием иеродиакона Афанасия Чудова монастыря, что на Москве. Серебряный потир с клеймом на поддоне в виде подковы с крестом, с буквами М. М. и с арабской датой 1552. Полагать нужно, что потир этот западного происхождения; он переделан: верх его с славянской надписью «пийте от нея вси»... сделан вновь. 40 Отметим, наконец старинную икону ХVII в. «благоразумный разбойник, свет невечерний» (табл. XLIV), бывшую некогда северной алтарной дверью.

Спасская церковь за Волгой (табл. XLV) построена в 1685 – 1688 г.г. Архитектурный тип её близко подходит к типу Троицкой церкви – она пятиглавая, с кокошниками у основания трибунов, окна с полуколоннами и карнизами в виде валиков с мысками в середине. Стены были украшены изразцами, теперь уже закрашенными. С западной стороны к ней примыкает трапезная церковь и шатровая колокольня, через которую – вход в храм. Другой вход – прямо в главную (холодную) церковь с северной стороны – здесь находится вырубленная на камне запись о построении храма (табл. XLVI): «изволением Господа нашего Бога Отца и Сына и Св. Духа зачата бысть сия церковь Божия каменная во имя Преображения Господне лета 7193 году августа в 20 день, а совершена бысть сия церковь Божия во 100 году генваря в 29 день. А строил сию церковь Божию по своей вере и по обещанию тояж церкви прихожанин (?)……. 41 с приходскими людьми ради своего душевного спасения и на вечный поминок.

В главном храме старинный иконостас XVII в.; но тябла царских и других врат переделаны. По своим размерам иконостас этот не подходит для этой церкви: – он велик, так что некоторые иконы по необходимости отнесены на стены – северную и южную; а потому нужно предполагать, что иконостас этот перенесен сюда из другой церкви. В ряду иконостаса, известном под названием «деисис», все иконы с металлическими венчиками и цатами.

Все внутренние поверхности храма – алтаря, жертвенника, диаконика, среднего храма и притворов расписаны фресковой живописью, у целейшей доселе без крупных исправлений. Запись о времени изготовления фресок и именах исполнителей не сохранилась. По-видимому, фрески эти захватывают конец XVII в. и весьма возможно, что в числе имен мастеров находились, по крайней мере некоторые, знакомые нам имена, прямо или косвенно принадлежавшие к славной группе костромичей мастеров царской школы. Правда, мы не можем приравнять эти стенописи к Ипатьевским: в них нет той широты и цельности художественного воззрения, они гораздо суше, в них больше педантизма и склонности к модернизации, все же они после Ипатьевских и фресок Воскресенской на Дебре церкви, почти сполна переписанных, занимают первое место, как по древности, так и по исполнению. В своде алтаря находится изображение «О тебе радуется», на стене выше царских врат София Премудрость Божия по новгородскому переводу, ниже – Святители. В своде жертвенника «Се агнец Божий» и Господь Саваоф, а по стенам св. диаконы и «чудо архистратига Михаила в Хонех». В диаконике – И. Христос и апостолы в цветочных медальонах – это «Союзом любве связуеми апостоли». В сводах среднего храма повторена четыре раза одна композиция на апокалипсическую тему: трехкупольный храм, в котором стоят 3 ангела со скипетрами. Это те ангелы, которые стоят на четырех углах земли и держат четыре ветра земли; в руках их скипетры – печать Бога живаго 42 (Апокал. VII, 1 – 2). Изображения на стенах представляют 5 рядов: в 1-ом (сверху) – праздники: Сретение, Богоявление, вход И. Христа в Иерусалим, Сошествие И. X. в ад, Вознесение И. X. на небо, Успение, Покров Пресв. Богородицы и др.; во втором ряду некоторые события Евангелия; в третьем Страсти Христовы, в четвертом события из книги Деянии апостольских – крещение народа ап. Петром (табл. XLVII), в пятом – нижнем изображения символические, поучительные из Пролога (видение Козьмы игумена) и др. Для образца отметим «Плоды страдании Христовых» или живой крест (табл. XLVIII). Изображен крест с распятым на нем И. Христом; крест этот «процвел»: верхняя ветвь, вышедшая из верхнего конца, образует букет, из которого выступает рука с ключом и открывает райские двери; выступающая из десной ветви рука возлагает венец на Церковь Божию, представленную в виде пятиглавого храма московской архитектуры; в храме стоят 4 евангелиста; из ветви, идущей от шуйцы И. Христа, выступает рука держащая меч и поражает смерть (скелет), сидящую на коне: рука, выступающая из процветшего подножия креста, держит молот и поражает скованного цепью дьявола (эта часть сильно пострадала от времени); возле подножия И. Христа – мертвые встают из гробов и в числе их – Адам, погребенный, по апокрифическому преданию, на Голгофе и очищенный от греха кровью из язв И. Христа, падавшей на его «череп». Ангел принимает кровь из прободенного ребра И. Христа в чашу; другой ангел – держит орудия страданий И. X. Вверху над крестом в облаках – ангелы с орудиями страданий И. X., нерукотворным образом и проч.

Многосложная и замысловатая картина снабжена многими надписями, из которых приведем главнейшие в виде, «виршей»:

***

Бог Отец премилосердый

Залог даде людем твердый,

В любви посла в мир нам Сына

Христа за благость Едина;

На кресте Сын терпе страсти,

Свободи мир сей напасти.

Сын Иисус истощися,

Бог человек нам явися;

В любви Его всяк спасется,

Верный в небо вознесется,

Христос отверз рай собою,

Идите в онь правотою. 43

Из древа крестна венец просияет,

Терпящим в церкви оный подает,

И кто аде о страсти размышляет крестне,

Приимет венец жизни непрелестне.

Греховная смерть ныне упразднися

Прозябшим древом в конец погубися;

Добродетели тщитесь творити,

Злобный вам грех не имать вредити.

***

Основная мысль этого изображения: И. Христос Своей крестной смертью побеждает смерть и дьявола, создает церковь Христову и отверзает людям райские двери. Изображение это появилось у нас только в XVII веке – скорее во 2-й половине этого века, чем в первой, и основная мысль его навеяна была западноевропейской иконографией. В музее Клюни в Париже находится подобная картина XV в.: более крупные особенности её, по сравнению с нашей, заключаются в следующем: – церковь представлена в виде женщины (олицетворение); вместо нашей смерти – скелета там женщина, олицетворяющая синагогу, с завязанными глазами; под крестом цельный костяк. Русский мастер превосходно комментировал западную картину; заменил в ней необычные иконографические формы своими для всех понятными и, следуя обычному в то время дидактическому направлению иконописи, ввел в композицию объяснительные надписи. Западная картина получила у нас иной вид. Композиция её переработана; живописный стиль приближен к иконописному. 44

В Спасской церкви находится старинный напрестольный крест с мощами: обложен он серебром н жемчугом, а на левой стороне обозначены частицы мощей, в нем содержащихся: Ев. Иоанна, ап. Тита, Спиридона, Сергия, Николая, Антипы, Андрея Стратилата, Иоанна Нового, Моисея Нового, Арсения, князя Михаила, Александры и « кннїлшыкши». Можно догадываться, что здесь написано «княгини Анны Кашинской», и эта догадка тем более вероятна, что и вышеупомянутые мощи «князя Михаила и Арсения» – также тверского происхождения. Указание это представляет в настоящее время некоторый интерес современности: из надписи на кресте видно, что крест этот устроен вскоре после большого Московского собора, приостановившего полное церковное чествование вел. кн. Анны Кашинской: «во славу Св. Троицы построен крест сей святый с мощьми Святых, обложен на Костроме, в церковь Всемилостивого Спаса, что за Волгой той же слободы житель Филипп Максимов в вечное поминовение по себе и сродников его от сотворения мира 7213, а от Р. X. 1704.

* * *

32

Прот. II. Ф. Островский, Историч. опис. Костр. Усп. соб. Москва, 1855, стр. III-XV, И. В. Миловидов, Очерки из истории Костромы, Кострома 1886 г., стр. 33. Прот. И. Я. Сырцов, Сказание о Феодоровской Чудотворной иконе Божией Матери, Кострома. 1908.

33

Снимок сообщен нам прот. И Я. Сырцовым.

34

См. снимок: Стенные росписи древних храмов, табл. XXIV.

35

Автор археологического очерка о Воскресенской церкви И. В. Баженов, допускает недостаточно мотивированное и нарушающее цельность архитектурного тона предположение, что галереи храма были сперва открытыми, но что в XVIII в. они были заделаны (стр. 5). Напрасно также автор сближает этот храм с шатровым храмом Василия Блаженного (стр. 3). С точки зрения стиля между этими двумя храмами нет сходства.

36

Ср. стенопись церкви Иоанна Златоуста в Ярославле. Стенн. росписи табл. XXVI.

37

Нужно заметить, что эти две артели сходны, но не тождественны, в той и другой имеются имена и особых иконописцев.

38

Ровинский Д.А., Иконописные школы. Успенский А.И. Словарь царских иконописцев, стр. 136.

39

Приведена сполна у г. Баженова, стр. 13.

40

О предметах ризницы см. у И. В. Баженова, стр. 15 – 18.

41

Имя стерто.

42

В старину печать Бога живаго в руках ангела изображалась в виде шара или круга, на котором начертаны слова Іс. Хс.

43

Стертые места надписей воспроизведены нами на основании других однородных памятников.

44

Подробное исследование об этом изображении см. в соч. Н. В. Покровского, О стенных росписях древ. храмов греч. и русск., Москва 1890; стр. 142 и след. ср. Еванг. в иконогр. М. 1892, стр. 314 – 385.


Источник: Покровский, Н.В. Памятники церковной старины в Костроме. – СПб.: Синод, тип., 1909. – 59 с.

Комментарии для сайта Cackle