VIII. Старшины
Кроме так называемых «Старших», т. е. членов С. Б. К., имеющих и на школу и на младших своих исключительно нравственное влияние без всяких особых начальнических прав и какого-либо привилегированного положения, в каждом из пяти классов имеется Старшина, облеченный властью, ответственный за порядок и имеющий право требовать беспрекословного повиновения своим распоряжениям. Власть Старшины старшего класса распространяется на всю школу.
Существование этих выбранных товарищами, облеченных властью и ответственных перед начальством школы Старшин я нахожу полезным не столько для водворения и поддержания порядка в школе, сколько для воспитания в детях сознания необходимости и привычки добровольно, беспрекословно и быстро повиноваться выбранным лицам.
Это сознание необходимости повиновения и умения повиноваться, как известно мало свойственны представителям славянской расы. Входить в подробное рассуждение о причинах этого прискорбного явления считаю здесь неуместным, скажу только, что у народов, не привыкших к свободе и самостоятельности в деле организации своей жизни, не может выработаться привычка добровольного подчинения. Для водворения порядка в жизни может быть только два основания: страх или любовь. При отсутствии свободы о любви и речи быть не может, может быть только корыстная комедия притворной любви; все основано на страхе, привычке добровольного подчинения неоткуда взяться и, как только исчезает страх, исчезает тотчас и обманчивый мираж любви. Напротив, чем более человек становится свободным, тем более он нуждается в привычке добровольного подчинения, без которого невозможно никакой стройной организации, возможна одна анархия, которая, как хаос, долго существовать не может и ведет фатально к деспотизму.
В обществе свободных язычников основою порядка на место страха может временно стать корысть, понятие о выгодности. Разумеется свобода при этом только кажущаяся; в действительности переменился только господин и рабы власти стали рабами капитала.
Для христиан, жизнь которых обязательно должна быть основана на любви, для которых свобода устраивать жизнь по вере составляет насущную потребность их верующего и любящего духа, умение добровольно повиноваться более необходимо чем для кого-либо.
Напрасно думает гр. Толстой, что достаточно одной любви и неразрывно связанной с ней доброй воли для того, чтобы водворился в жизни золотой век без всякой дисциплины и организации. Неумение владеть собою, духовная распущенность и неряшливость, непременно помешают устойчивости доброго настроения, той неизменной верности Богу и добру, без которой не может Господь без насилия вселиться в нас и сделать из нас храм Свой, а до этого духовного перерождения, под влиянием святого таинства причастия Духа Святого, мы не найдем в себе той силы вдохновения любви, при которой, действительно, не нужно никакой регламентации. Для вас слабых, грешных людей, от колыбели воспитанных в антихристианских привычках ума и сердца, нужна, напротив, суровая дисциплина духа и стройная организация жизни по вере, чтобы бы могли постепенно отвыкать от антихристианских привычек, ставших для нас, как результат частого упражнения в них, второю натурою; только при таких обстоятельствах мы можем в течение этой кратковременной земной жизни, путем частого переживания доброго христианского настроения, настолько сродниться с добром, что будет «Царствие Божие внутри нас» и мы дадим право Богу Святому и Праведному по неизреченной милости, несмотря на остатки великих немощей наших, признать нас братьями Ангелов и Святых и допустить нас стать по смерти причастниками блаженства вечного в Великом Братстве Царства Небесного.
Для тех, которых смутит то, что я говорю о таких великих вещах по поводу столь незначительных обстоятельств, как существование Старшин в низшей с.-х. школе, я повторю, что в деле Божием все стройная гармония, самое малое находится в органической связи с великими конечными целями, и что нельзя служить на дело Божие, не сознавая этого.
Именно, дело стройной организации добра в жизни и честной жизни по вере и не может обойтись без глубокого сознания необходимости добровольного повиновения и умения повиноваться на степени привычки. Отсутствие этих добродетелей, возмещаемое в языческом обществе страхом наказаний или невыгодных последствий, непременно внесло бы элементы разложения в Христианское Трудовое Братство и во всякую иную христианскую организацию.
Если бы старшины в школе назначались начальством школы, а не выбирались, повиновение им не имело бы характера добровольного признания власти равноправного товарища, добровольного подчинения лицу излюбленному большинством и упражнения в доброй привычке уважительного отношения и беспрекословного повиновения этому избраннику.
Старшины избираются каждым классом ежемесячно, причем нередко то же лицо избирается много раз и даже целые годы подряд. Забаллотирование Старшин случается гораздо реже, чем добровольный отказ Старшины от должности. Обязанность эта настолько ответственна и хлопотлива, что нередко утомляет избранника, что я нахожу тоже полезным для внушения детям сознания, что высшее, почетное положение налагает на христианина тяжелую ответственность, а не служит для него источником праздности и привилегии.
В старших классах естественно Старшинами выбираются неизменно члены Старшего Братского Кружка.
Старшина обязан наблюдать за порядком в своем классе и в той отрасли школьной жизни, заботы о которой ему поручены. Все воспитанники обязаны ему повиноваться во всем, что касается принятых им на себя обязанностей. Если требование старшины кажется ему почему-либо неосновательным и особенно неудобоисполнимым, воспитанник может, соблюдая должное уважение, высказать старшине свое мнение, при повторенном требовании он должен беспрекословно повиноваться.
В субботнем кругу каждый воспитанник не только может, но и должен заявить неудовольствие на Старшину, в случае гордого или грубого отношения к товарищам или неосновательных требований и необдуманных распоряжений, понимая, что сделать это он обязан из элементарной доброжелательности, чтобы не дать развиться в нем дурным привычкам, или дать возможность доказать свою правоту.
Таким образом вредное влияние исключительного положения на молодого человека, не доросшего духовно до чести быть в положении избранника, тотчас обнаружится и в результате получится для не выдержавшего искус почетного положения, только добрый урок и новый шаг на пути к самопознанию.