VII. Старший Братский Кружок
Когда член Младшего Братского Кружка настолько духовно окрепнет в добре, что может с пользою для младших товарищей принять их под свое попечение, возникает вопрос о принятии его в члены Старшего Братского Кружка.
Главные условия для поступающего: вера достаточно сознательная для христианской оценки склада ума, симпатий и поступков младшего, цельность христианского настроения, достаточная для того, чтобы не только делом, но и словом не уронить духовное достоинство С. Б. К. и не послужить соблазном для других, и любовь к Богу и Его созданиям, достаточная для того, чтобы с радостною энергией работать на святое дело Его, ревниво ограждая принятого на свое попечение младшего, от всякого зла, любовью согревая и развивая в нем слабые в начале ростки добра.
Конечно, не всегда и не все члены С. Б. К. оказывались на высоте этих требований; были случаи, когда С. Б. К. был поставлен в прискорбную необходимость не только громко признать свою ошибку, но и признать свое бессилие исправить эту ошибку иначе, как отказавшись от брата и сотрудника, выключив его из своей среды; были случаи, когда сами избранные, не соответствуя С. Б. К. по настроению духа, тяготились любовью братьев и делом любви, просили сложить с них тягостные для них обязанности и добровольно выходили из той среды, которую еще не умели ни любить, ни уважать, ни вообще ценить по достоинству.
Членам С. Б. К. я всегда старался внушить сознание высокого значения для церкви и христианского общества того дела, которое они делают и постоянно поддерживаю в них это сознание настойчивыми напоминаниями и соответствующей тому требовательностью. Считаю себя вправе сказать, что большинство членов С. Б. К. доросло до этого сознания и понимает всю святость, все величие и всю ответственность своего дела, считает для себя за высокую честь и великое счастье служить ему.
Предвидя, что многим может показаться преувеличением такая высокая оценка деятельности подростков из крестьян в низшей с.-х. школе, повторяю, что все сказанное мною по этому поводу я говорю вполне сознательно и с глубоким убеждением. Да, эти подростки из детей народа делают несомненно самое великое и святое дело, возможное на земле, дело озарения умов и сердец светом от Света Небесного, дело пробуждения вечных душ живых к вере, любви и вдохновенной решимости честной жизни по вере, делают, одним словом, единое, вечное, неизменное дело Божие, становясь соработниками ангелов хранителей.
Предвидя, что многие предположат, что внушать молодые людям такое высокое мнение о своей деятельности, непедагогично с моей стороны и может развить в них антихристианские чувства самомнения и гордости, я с убеждением говорю, что не только понимать вечное значение, величие и святость этого дела полезно для тех, кто к нему приступает, но и абсолютно необходимо, чтобы быть в состоянии сколько-нибудь удовлетворительно выполнить принимаемые на себя обязанности.
Тут всякие недомолвки с педагогическими целями неуместны и были бы грубою ошибкою.
Не только сознание это не может развивать гордость, но, напротив, является лучшею гарантиею от этой страшной язвы, возможной только при слабой и слепой вере.
Одно из двух: или это дело Божие, обязательное для всякого христианина, коль скоро он может его делать, или это не дело Божие, которое христианин должен оставить, чтобы найти настоящее дело Божие и ему посвятить и духовные силы и жизнь свою. Если это дело Божие, как может христианин, сознательно приступая к нему, не сознавать его величия и святости, как может не сознавать, что дело это делает Господь, что сам он лишь орудие ничтожное в руке Его, что вся личная заслуга его состоит в доброй воле отдать и ум и сердце и жизнь свою на дело Божие, в доброй воле возможно меньше мешать Господу Богу в великих немощах наших творить силу, совершать великие и чудные дела Свои. Если это не дело Божие, то, во-первых, христианин не должен его делать, а, во-вторых, если он его делает и делает с увлечением, сознавая, что это не есть дело Божие, а его личное дело, это само по себе уже есть дело неверия и грубой гордости и каждый успех в этом деле логично должен быть приписан самому себе и воспитывать преуспевающего от гордости к гордости.
При сознании, что делаешь дело Божие и неразрывно с ним связанном сознании величия и святости этого дела, нет места для гордости, личность делателя вполне исчезает в лучах славы дела Божия, укрепляясь и вдохновляясь на дальнейшую деятельность этими же лучами святой славы, пронизывающими душу насквозь, воспитывая ее от смирения к смирению; не к тому смирению, которое граничит с презрением к себе и всегда готово улизнуть от Бога и святого дела Его, прикрываясь знаменитою формулою отречения от Христа: «Уж где нам грешным», а к тому доброму христианскому смирению, при которой, веруя в Творца, уважаешь в себе Его творение и не мудрствуя лукаво признаешь, что Господь дал нам достаточно разума, чтобы понять святые слова Откровения и что Дух Святой, сообщая нам дары Свои, дает и силы духа, потребные для выполнения мудрой и благой воли Творца.
И действительно, вступая в С. Б. К. молодые люди не только не попадают в обстановку, способную развить или поддержать в них гордость, но, напротив, сознавая ничтожность собственных сил по сравнению с величием того дела, на которое служат, видя как часто разбиваются все их старания о равнодушие и злую волю младшего, как жестоко, с каким оскорбительным неуважением к ним и самым святым чувствам их отвергают иные из младших и любовь их и просьбы, и убеждения и самые вдохновенные призывы к Богу и добру, чувствуя всем существом своим свое бессилие и силу Божию, они на опыте переживают сознание ничтожности человека, оторванного от благодати Божией и всемогущества Бога, в немощи нашей творящего чудеса, когда Он может творить их, не насилуя свободы воли нашей, привыкают в духовной атмосфере С. Б. К., и в горе и в радости обращаться к Единому Источнику разума, любви и всякой гармонии и таким образом постепенно воспитываются к сознательному смирению, по крайней мере те из них, которые любят свое святое дело и с радостною энергией стараются честно выполнить принятые на себя обязанности.
Вступающему в С. Б. К. не сразу поручают младших; сначала его только допускают присутствовать при всех собраниях кружка и, только убедившись в его духовной солидарности с кружком, его торжественно, с молитвою принимают в число членов кружка и поручают ему нескольких младших.
Во время этого духовного торжества прочитывают и подробно объясняют личное значение для него, как вступающего на вторую ступень согласования жизни с верою и принимающего во имя Христа «Малых сих», соответствующих стихов главы XVIII Евангелия от Матфея и дивное наставление, данное Христом Спасителем апостолам, когда Он впервые посылал их на проповедь, наставления, записанные в X главе того же Евангелия и имеющее, как и всякое слово изшедшее из уст Божиих, вечное, непреходящее значение для всех, искренно желающих быть учениками Единого Учителя и Спасителя для всех. Кроме того, сообща по очереди читается всеми членами С. Б. К. совместно с вновь поступающим, изложенная в главах XIII–ХVII Евангелия от Иоанна, последняя беседа Христа Спасителя с Апостолами перед страданиями и крестною смертью за нас, как бесконечно дорогой для нас завет братства и любви Спасителя и Бога нашего.
Старшие живут с младшими своими в самом тесном общении, в дортуарах спят рядом с ними, причем постель старшего находится в средине между постелями младших, за обедом сидят с ними за одним столом и в остальное время стараются как можно чаще быть для них доступными. Несмотря на это, есть младшие очень далекие от старших, не имеющие с ними почти никакого общения, так как мы не находим полезным, чтобы старший навязывал свое влияние и ежеминутные попечения младшему, пока тот сам того не пожелает. Конечно, если такое положение продолжается слишком долго, старший просит о переводе младшего к другому брату по кружку, опасаясь как бы не ушло время, которое другой мог бы лучше использовать, внушив младшему больше любви и доверия к себе.
Ежедневно, по очереди, один из членов С. Б. К. приходит ко мне со своими младшими, как я уже сказал об этом в главе «Попечитель».
Каждую субботу С. Б. К. собирается вечером у меня на дому, мы говорим о поведении младших, обсуждаем отношения к ним старших, иногда занимаемся общим чтением, музыкою и пением.
Кроме того бывают и экстренные собрания по мере надобности.
В дни рождения членов С. Б. К. все собираются на общие молитвы. Прежде в эти дни, при особенно торжественной обстановке, виновнику торжества прочитывали составленную братьями по кружку характеристику. В этой характеристике высказывались подчас очень горькие истины, но высказывались всегда с таким очевидным доброжелательством и любовью, что слезы раскаяния, примешиваясь к слезам умиления и радости, не нарушали, а увеличивали сердечность и тихую радость общего настроения. Теперь, по недостатку времени и по причине большого числа членов С. Б. К., характеристики не пишутся, а высказываются на словах в общей дружеской беседе, что я, по многим причинам, не могу признать за прогресс в этом деле.
К 1 января каждого года все старшие пишут подробные характеристики своих младших. Около 7 января на собрании С. Б. К., продолжающемся почти непрерывно два–три дня сряду, прочитываются эти характеристики и братья по кружку высказывают свое мнение о том, насколько верно понят и изображен характер того или другого из младших.
В таких трудах, в молитве, в беседах о слове Божием, в любовном попечении о благе, во имя Христа принятых на свое попечение малых сих, в сознательном служении на дело Божие, воспитывающее и возвышающее «с любовью и ревностью труждающихся», протекают дни юности членов С. Б. К., те дни юности, в которые для большинства наших современников начинается позорное пьянство жизни, по излюбленной, ходячей формуле отречения от Христа «в молодости перебеситься надо».
И эти юноши не тяготятся воздержанием от бешенства; они любят Бога, любят Его святое дело, любят друг друга, любят младших своих, довольны, находят удовлетворение и радость в тихой скромной жизни, полной веры, любви и.... самоограничений.
И на эту высоту вознесла их добрая воля служить по мере сил на дело Божие. Да, воистину «Жив Господь Бог творяй чудеса».
Н. Неплюев