Азбука веры Православная библиотека Николай Иванович Кедров Духовный регламент в связи с преобразовательною деятельностью Петра Великого

Духовный регламент в связи с преобразовательною деятельностью Петра Великого

Источник

Содержание

Введение

Глава I. Очерк преобразовательной деятельности Петра в области церковной в связи с государственными его реформами до времени учреждения Синода Глава II. Церковно-административные реформы Петра Великого – центральные и областные со времени учреждения Синода Глава III. Заботы Петра Великого относительно устройства и положения белого духовенства Глава IV. Меры Петра Великого относительно образования духовенства Глава V. Заботы Петра Великого относительно образования монашествующего духовенства Заключение  

 
Введение

В нашей церковно-исторической литературе последний, так называемый синодальный или петербургский церковный период совсем не имеет своей истории в научном смысле этого слова. Не говоря уже о том, что темная, непроницаемая завеса почти совершенно покрывает собой ближайшую к нам по времени послепетровскую историю нашей церкви, сама церковная реформа Петра Великого, несмотря на все важное значение, которое имеет она в последующих исторических судьбах отечественной церкви, доселе представляется, если и не совсем уже неразгаданным сфинксом, то во всяком случае далеко не вполне уясненным предметом. Тогда как светская, государственная деятельность великого преобразователя имеет за собою обширную историческую литературу, слагавшуюся в продолжение почти целых двух веков, тогда как относительно исторической оценки гражданских реформ Петра успели создаться определенные, хотя правда далеко не всегда и во всем согласные между собою, положительные научно-исторические воззрения, – церковные реформы Петра далеко не пользовались и не пользуются таким вниманием историков. Гражданские исследователи-историки, имевшие в виду специальную цель – изучение государственной, гражданской жизни преобразовательной эпохи, большей частью лишь косвенным образом касались вопроса о церковно-преобразовательной деятельности Петра и изучали этот вопрос постольку и с тех сторон, с каких и поскольку представлялось им необходимым это изучение для выяснения ближайших специальных задач, которые они себе ставили. Красноречивое подтверждение этому мы находим в том, что даже такие корифеи русской исторической науки, как историки С.М. Соловьев и Устрялов, посвящавшие целые тома своих исследований специальному изучению так называемого преобразовательного периода Русской истории, отводили в этих томах лишь отдельные страницы вопросу о состоянии церковной жизни в указанный период времени. Но мы с глубокой благодарностью должны отнестись и к тому немногому, что находим в трудах поименованных историков по вопросу о церковно-преобразовательной деятельности Петра, потому что собственно в церковных историях известных наших церковных историков-специалистов мы находим едва ли не меньше, чем сколько в трудах светских историков. Внимание весьма немногочисленных наших церковных историков доселе сосредоточивается лишь на отдельных частных вопросах церковно-преобразовательной деятельности Петра. Благодаря трудам таких исследователей вопрос о церковно-преобразовательной деятельности Петра исчерпывается по частям все более и более глубже и всестороннее. Настоящее исследование имеет в виду рассмотрение не какого-либо частного, специального вопроса из области церковно-преобразовательной деятельности Петра Великого, а очерк и уяснение смысла этой деятельности во всей ее совокупности и притом в связи с гражданскими реформами Петра.

Известно, что свое окончательное завершение и полное выражение церковная реформа Петра Великого получила в так называемом синодальном устройстве высшего центрального церковного управления, существующем с тех пор неизменно в своей сущности до настоящего времени, и связанных с этим устройством перемен в других сферах церковной жизни. Всестороннее, официальное определение нового, данного великим преобразователем церковного устройства, изложено в так называемом Духовном Регламенте. Духовный регламент есть прежде всего официальный акт, определяющий устройство и положение церкви в государстве в момент произведенной преобразователем в ее среде реформы. В этом своем качестве Духовный регламент, несмотря на то, что изображенные в нем идеалы церковного устройства никогда не были во всей своей точности фактически осуществлены в последующей церковной жизни, представляется весьма важным и так сказать коренным даже историческим памятником при изучении различных сторон петровской церковной реформы. Прежде всего, как официальный акт, содержащий в себе определение планов преобразователя относительно всестороннего переустройства церковной жизни, Духовный регламент весьма важен при историческом изучении церковной реформы Петра уже в том отношении, что он объединяет, полнее выражает и завершает собою почти все отдельные отрывочные законодательные постановления Петра относительно церкви. Эти последние сведены здесь, так сказать, в одну общую сумму, а потому, при свете Регламента, несравненно легче уловить те основные идеи, которые проходят по всем предшествовавшим ему законодательным постановлениям Петра относительно церкви. Но самые важные и существенные стороны Духовного регламента при историческом изучении церковных реформ Петра открываются из того значения, какое представляет собой регламент как учредительный акт новой формы церковного правления и как полный организационный акт духовного сословия. С этих сторон Духовный регламент представляет особенную важность в том отношении, что, намечая основные начала административного и социального строя, которые желал ввести в сферу церковной жизни преобразователь, он дает прямой ответ на вопрос, насколько отразилось на этих новых началах церковной жизни влияние начал тогдашнего государственного, гражданского быта и в какой мере сохранены были при этом начала старорусской церковной жизни.

Ближайшая задача, разрешение которой имеет в виду настоящее исследование, и состоит именно в том, чтобы рассмотреть начертанный в Духовном регламенте план устройства русской церкви в связи с устройством государства, созданным реформами Петра; показать какие начала и формы регламент вносил в церковное устройство под влиянием создававшегося тогда государственного порядка и в чем он отступал от начал и форм последнего, сохранял ли самобытность строя и жизни церкви. Но при этом мы не входим в подробный анализ содержания Духовного регламента, не рассматриваем его специально как историко-юридический акт; мы пользуемся только готовым материалом, заключающимся в регламенте, и при помощи его в связи с другими актами, дополняющими и объясняющими этот материал, пытаемся поставить церковные преобразования Петра в связь с гражданскими его реформами. А так как материал, заключающийся в Духовном регламенте, положен в основу нашего исследования, так как, с другой стороны, материал этот, как мы заметили, объединяет в себе почти все связанные с учреждением Синода законодательные распоряжения Петра относительно церкви, то поэтому мы озаглавили свое исследование таким именем: «Духовный регламент в связи с преобразовательною деятельностью Петра Великого».


Источник: Кедров, Н.И. Духовный регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого. – М.: Унив. тип. (М. Катков), 1886. – 244 с.

Комментарии для сайта Cackle