Азбука веры Православная библиотека протоиерей Николай Извеков Московские кремлевские дворцовые церкви и служившие при них лица в XVII веке

Московские кремлевские дворцовые церкви и служившие при них лица в XVII веке

Источник

Содержание

Введение

Глава I Соборная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы Церковь во имя Рождества Пресв. Богородицы, что у государыни царицы на сенех Cpетeнский собор Екатерининская церковь Евдокиинская церковь Соборная церковь Воскресения Христова Распятская церковь Bepxoспасский собор Церковь святого великомученика Иоанна Белоградского, а после святого Иоанна Предтечи Церковь во имя Положения ризы Богоматери во Влахерне Церковь во имя Похвалы Пресвятой Богородицы Церковь во имя Нерукотворенного Спасова образа, что у царевен на сенех Церковь Успения Пресвятой Богородицы Церковь во имя Сошествия Святаго Духа Петропавловская церковь Глава II. Лица, служившие при московских кремлевских церквях в XVII в. Священно-церковно-служители дворцовых церквей в XVII в. и наиболее известные из них Причт Благовещенского соборного храма Причт придельной церкви св. Василия Кесарийского Собор Архангела Гавриила Причт придельной церкви св. великомученика Георгия Причт придельного храма во имя Входа Господня в Иерусалим Причт придельной церкви Собора Пресвятой Богородицы Причт придельной церкви преп. Михаила Малеина Причт Рождественской церкви Причт придельной церкви преподобного Никиты, Переяславльского чудотворца Причт Сретенского собора Причт Екатерининской церкви Причт Евдокиинской церкви Причт соборной церкви Воскресения Христова Причт Верхоспасского собора Причт церкви св. И. Белоградского Причт церкви св. Иоанна Предтечи Причт Ризположенской церкви Причт Похвальской церкви Причт церкви Спаса Нового Причт Успенской церкви Причт Сошественской церкви Причт Петропавловской церкви Глава III. Состав причтов дворцовых церквей и их содержание Состав и содержание причта соборной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы и приделов при ней Состав причта Рождественской соборной церкви и содержание его Состав причтов придельных храмов Рождественского собора и содержание их Состав и содержание причта Сретенского собора Состав причта Екатерининской церкви и его содержание Состав причта Евдокиинской церкви и его содержание Состав и содержание причта соборной церкви Нерукотворенного Спасова Образа Состав и содержание причта придельной церкви св. Иоанна Белоградского, с 1683 г. св. Иоанна Предтечи Состав и содержание причта Ризположенской церкви Состав и содержание причта Похвальской церкви Состав и содержание причта Успенской церкви Состав и содержание причта Воскресенского собора Состав и содержание причта соборной церкви Сошествия св. Духа Состав и содержание причта Петропавловской церкви Глава IV. Государевы певчие дьяки Глава V. Крестовые священники и дьяки Глава VI. Нравы н обычаи служивших при дворцовых церквах лиц Приложения № 1-й к 99 стр. Письмо царицы Евдокии Лукьяновны к бывшему духовнику, протопопу Максиму и ответ его с описанием Новгородских святынь № 2 к 102 стр. Челобитная протопопа Стефана Ванифатьева о выдаче издержанных им денег на постройку палатки для странной братии № 3 к 113 стр. Подорожная грамота в Соловецкий монастырь священнику Благовещенского собора Алексею и певчим дьякам, находившимся в свите митрополита Никона, во время поездки его для перевезения в Москву мощей св. Филиппа митрополита № 4 к 121 стр. Список со ставленной грамоты данной патриархом московским Питиримом Сретенского собора диакону Никите Парфеньеву № 5 к 143 стр. Одежда протопопу Максиму № 6 к 144 стр. Платье жене протопопа Максима – Ульяне № 7 к стр. 144. Платье детям протопопа Максима № 8 к стр. 144. Одежда племяннице протопопа Максима № 9 к стр. 144. Одежда старцу Моисею – бывшему прот. Максиму № 10 к стр. 145. Одежда протопопу Никите № 11 к стр. 145. Одежда протопопу Стефану № 12 к стр. 146. Товары, отпускавшиеся из казны протопопу Андрею Савинову № 13 к стр. 147. Одежда протопопу Никите Васильевичу в 1682 г. июня 2 № 14 стр. 149. Челобитная сторожей Благовещенскаго собора № 15 стр. 152. Одежда дьякону Благовещенскаго собора Якову Переильеву в 1631 г. № 16 стр. 152. Одежда Благовещенскаго собора, священнику Василию в 1644 г. № 17 стр. 156. Челобитная стряпчаго Кускова № 18 к стр. 156. Челобитная стряпчего Чекалова № 19 стр. 159. Челобитная вдовы ключаря Благовещенского собора о пособии N° 20 стр. 163. Челобитная причта придельной церкви Благовещенского собора Архангела Гавриила о сукнах № 21 стр. 165. Челобитная дьякона Рождественского собора о вознаграждении за кликанье № 22 к стр. 166. Шуба Рождественскому протопопу Якову № 23 к стр. 166. Товары на платье Рождественскому протопопу Андриану № 24 к стр. 166. Одежда Рождественскому священнику Иосифу № 25 к стр. 166. Одежда Рождественскому дьякону Якову в 1641 г. № 26 к стр. 170. Платье причту Сретенского собора № 27 к стр. 170. Челобитная священника Сретенского собора о земле № 28 к стр. 171. Кафтан дьякону Екатерининской церкви Феодулу в 1633 г. № 29 к стр. 174. Одежда дьячку Евдокиинской церкви Ивану в 1633 г. № 30 к стр. 174. Челобитная дьячка Евдокиинской церкви о пособии № 31 к стр. 176. Одежда протопопу соборной церкви Нерукотворенного Спасова Образа Артемию Феофилактову № 32 к стр. 177. Челобитная священников и диаконов Верхоспасского собора на недодачу жалования № 33 к стр. 179. Челобитная дьякона Верхоспасского собора Якова Семенова о пособии на постройку дома № 34 к стр. 179. Челобитная Верхоспасского собора пономаря Федора Осипова о пособии № 35 к стр. 179. Одежда священнику и дьячку церкви Св. Иоанна Белоградского № 36 к отр. 180. Челобитная священника Предтечевской церкви Василия относительно оклада жалованья № 37 к стр. 185. Челобитная причтов Воскресенского, Верхоспасского соборов и церкви св. Иоанна Предтечи, по поводу неисправной выдачи жалования № 38 к стр. 186. Одежда протопопу, священникам и дьяконам Сошественского собора, сделанная в 1682 г. 10 апр. № 39 к стр. 176. Относительно выдачи годовых сукон причтам дворцовых церквей № 40 к стр. 187. Челобитная священников и дьякона Петропавловской церкви о выдаче ряс № 41 к стр. 195. Челобитная певчих 2-й станицы о тафте № 42 к стр. 197. Челобитная о разрешении женитьбы № 43 к стр. 197. Челобитная вдовы певчего дьяка об определении на службу сына № 44 к стр. 201. Челобитная крестовых дьяков о подарках № 45 к стр. 206. Одежда крестовым дьякам № 46 к стр. 213. Поступная запись священника Успенской церкви Фомина на своих крепостных людей № 47 к стр. 213. Челобитная дьячка Рождественского собора по поводу примирения с Кадашевцом № 48 к стр. 218. Челобитная дьячка Евдокиинской церкви на портного мастера Объяснительный словарь  

 
Введение

Предметом настоящего нашего изследования служит, по возможности, полное и обстоятельное описание столь важных в историко-археологическом отношении Московских Кремлевских придворных церквей и быта служивших при них лиц в XVII столетии. Правда, в отечественной литературе можно найти немало описаний Московских Кремлевских святынь и между ними дворцовых церквей. Особенною известностию среди этих описаний пользуется труд известного археолога Снегирева: «Памятники Московской древности». С присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы. Москва, 1841 г. – труд, составленный, между прочим, на основании рукописного материала, извлеченного от разных архивов. Тем не менее, настоящий наш труд по описанию Московских придворных церквей XVII в., как думаем, не будет излишним. Ближайшее знакомство с архивными делами, хранящимися в Московском Отделении Общего Архива Министерства Императорского Двора, привело нас к тому заключению, что Снегирев не воспользовался в надлежащей полноте в своем описании дворцовых церквей материалом, содержащимся в этом архиве, а потому и труд его не без значительных недостатков уже хотя бы в отношении полноты исследования. Так, о некоторых придворных церквах Снегирев ограничивается одним лишь упоминанием, тогда как, на основании документов Московского Дворцового Архива, он мог бы дать более подробные и обстоятельные сведения о них. Таковы церкви: Сретенский собор, Спасо-Нерукотворенного Образа, что у царевен «на сенех», Успения Пресвятой Богородицы – на сенех, Похвалы Пресвятой Богородицы на Потешном дворе, Сошествия Св. Духа – на сенех, и Св. Апостолов Петра и Павла.

Немало дополнений и поправок пришлось сделать и к описаниям других дворцовых церквей, составленных Снегиревым1.

Что касается вопроса о лицах, служивших при дворцовых церквах в XVII в., и их быте, то этот вопрос, если не считать обстоятельной, составленной по документам Московского Отделения Общего Архива Министерства Императорского Двора – статьи покойного протоиерея Димитрия Разумовского: «Государевы певчие дьяки, XVII века»2 и весьма краткой статьи покойного архимандрита Леонида (Кавелина): «Духовники великих князей и царей всея Poccии»3, доселе еще не подвергался специальному обследованию. Между тем изучение сего вопроса имеет глубокий интерес и составляет одну из неотложных задач современной историографии, так как в нем кроется ключ к пониманию разносторонних явлений нашей старинной не только придворной, но и общегосударственной жизни, тесно примыкавшей к формам церковного строя. Идя на встречу к посильному удовлетворению указанной задачи современной историографии, мы и взяли на себя труд не одного только описания придворных церквей, но и быта служивших при них лиц. Что касается причины, по которой мы ограничились в своем настоящем исследовании о Московских придворных церквах и служивших при них лицах – одним лишь 17 веком, то она заключается, с одной стороны, в обширности самого взятого нами вопроса, а с другой – и особенно, в том соображении, что старинный быт русского государя, в тесной связи с которым только и возможно надлежащее обследование показанного выше вопроса, со всеми своими уставами, положениями, формами, со всею порядливостию, чинностию и чтивостию, постепенно развиваясь в течение XVII века, наиболее полно выразился к концу оного. Это была, как справедливо замечает И. Е. Забелин, эпоха последних дней для нашей домашней и общественной старины, когда все, чем была сильна и богата эта старина, высказалось и закончилось в такие образы и формы, с которыми по тому же пути дальше идти было невозможно. Москва, сильнейшая из жизненных сил старой Руси, в эту замечательную и любопытную эпоху отживала свой век, при полном господстве историческаго начала, которое ею было выработано и водворение которого в жизни стоило стольких жертв и такой долгой и упорной борьбы4. История же придворных Московских церквей и служивших при них лиц в XVIII и XIX в. будет обследована нами во втором томе нашего труда.

Что касается источников, доставивших нам необходимый материал для составления настоящего труда, то ими были преимущественно и, главным образом, описные книги старинных дворцовых приказов5, а также столбцы XVII века, хранящиеся в Московском Отделении Общего Архива Министерства Императорского Двора. Для пополнения сведений по интересовавшему нас вопросу, мы воспользовались и тем, хотя небогатым материалом, который заключался в архивах Московской Синодальной Библиотеки и Министерства Иностранных Дел. Из печатных трудов наиболее ценными и полезными для нас были ученые произведения маститого исследователя русской старины XVI и XVII века И. Е. Забелина: Домашний быт русских царей и цариц в XVII в. т. 1 и 2; Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. Ч. 1 и 2, составленные под его ученым руководством В. И. и Г. И. Холмогоровыми, и его же: История города Москвы. Ч. I. Москва 1902 г. и др. Вообще же указание всех источников, как рукописных, так и печатных, которыми мы пользовались при составлении нашего труда, будет делаемо попутно, в своем месте. По самому содержанию взятого для исследования вопроса, наш труд будет состоять из двух частей. Предметом первой части будут – дворцовые церкви XVII в., а второй – лица, служившие при этих церквах.

В приложениях к книге мы помещаем, прежде всего, наиболее характерные и интересные в археологическом и других отношениях извлечения из документов Московского Отделения Общего Архива Министерства Императорского Двора, которые служат дополнением и пояснением к тексту самого исследования, и затем – указатель лиц, упоминаемых в ней и, наконец, пояснительный словарик наиболее затруднительных для понимания названий лиц и предметов.

* * *

1

Известный ученый И. Е. Забелин в своей книге: «Опыты изучения русских древностей и истории», Ч. 2. Изд. 1873 г. Москва, 120 и 121 стр., дает такую строгую оценку археологических трудов Снегирева: «Наука отметила, что археологические труды г. Снегирева, не смотря на видимую эрудицию, на весь внешний образ учености, значительно слабы именно в ученом отношении. Исследователи не находили в них именно того, что дает сочинению крепость и твердость, не находили в них основательности, отчетливости, точности не только исторической, т. е. фактической, но и логической; вовсе не находили этого существеннейшего, важнейшего свойства всякой ученой работы, именно непрестанной проверки и самих фактов и своих соображений по поводу сообщения и сличения этих фактов. Исследователи после долгих и очень тяжелых, трудных операций над сочинениями г. Снегирева могли вынести одно только непреложное убеждение, что пользоваться этими сочинениями нужно с великою осмотрительностию и осторожностию».

2

Эта статья помещена в Сборнике 1873 г., изданном Обществом Древне-русского искусства, при Московском Публичном Музее.

3

Чтения в Император. Обществе Истории и Древностей российских, 1876 г. Кн. I, стр. 218–219.

4

Забелин. Домашний быт русских царей в XVII в. Ч. I. Изд. 3-е. Москва, 1895 г. 1 стр.

5

К этим книгам составлен покойным Викторовым указатель под заглавием: «Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов 1584–1725 гг.», Москва. 1877 г. Выпуск 1 и 2, который служит полным руководителем для всякого лица, имеющего дело с указанными описными книгами.


Источник: Московские кремлевские дворцовые церкви и служившие при них лица в XVII веке / Церк.-ист. археол. исслед. прот. Моск. придвор. Благовещ. собора Н.Д. Извекова. – Москва : Печ. А.И. Снегиревой, 1906. - [6], II, 268, [1] с., [8] л. ил. (Московская церковная старина : Труды Комис. по осмотру и изуч. памятников церк. старины г. Москвы и Моск. епархии, изд. под ред. пред. Комис. А.И. Успенского; Т. 2).

Комментарии для сайта Cackle