Источник

Обсуждение доклада

В. В. Зеньковский. Во – первых, мне хочется пустить в оборот выражение Феррьера из его знаменитой книги «Духовный прогресс». В этой книге автор полагает, что утверждение о свободе воспитания является мифом. Процесс воспитания состоит в освобождении ребенка от случайных преходящих настроений. Свободу надо воспитывать. Во-вторых, в педагогике чрезвычайно много реальных антиномий. Многое верное может вредить детям и наоборот.

С этой точки зрения хочется задать вопрос: возможно ли допускать «перерыв в дисциплине»? Можно ли допускать отступления от дисциплины? Может быть, эти отступления даже очень полезны? Иногда ровный, тихий учитель в школе бывает менее удачен, чем непоследовательный и с противоречиями, но с живостью. В некоторых случаях отклонения от дисциплины ведут к ее поддержанию.

И. К. Кр. Когда вы воспитываете ребенка, вы должны обосновать свое миросозерцание так, чтобы ребенок сам именно его бы и выбирал.

В. В. Зеньковский. Существует три типа миросозерцательной школы: 1) советская, 2) фашистская и 3) религиозная.

Советская школа не допускает свободы мысли, фашистская школа движется ставкой на энтузиазм (под влиянием большого философа Gentile). Христианская же школа ищет глубины, ищет раскрытия «бремени» свободы, она ставит человека перед вопросом личного выбора, и этот последний акт должен быть произведен самим человеком, без всякого давления. В наше время даже католики (несмотря на свой отрицательный опыт до сих пор) начинают понимать всю неустранимость свободы в жизни христианина.

И. К. Кр. Когда ребенок рождается, рождается ли он анархистом, или же он требует дисциплины? Ребенок находится под влиянием семьи, улицы и школы, школа же воспитывает очень мало. Но вопрос о школьной дисциплине и школьной свободе стоит все время. Классические понятия о дисциплине сейчас отмерли. План Дальтона о самоуправлении школы, вмешательство учеников в школьные дела – все это не вяжется с классическим понятием о дисциплине. Классическое понятие отводило слишком мало места индивидуальности ученика. Дисциплина всегда должна быть разумна, если она груба, неразумна, тогда она не достигает своей цели, жестокая дисциплина всегда вызывала протест.

Вопрос о дисциплине стоит и вне школы, в самой жизни, является вопросом нации. (Есть дисциплинированные нации и недисциплинированные.) Но не дана ли дисциплинированность нации, наоборот, как раз школой? Наряду с благородством и свободой духа надо одновременно воспитывать и формальную дисциплину. Я понимаю дисциплину как способность подчиняться.

В. В. Зеньковский. Надо отметить потребность у человека в дисциплине (хотя и не у всех). Есть натуры с явным противлением всякому подчинению, другие легче живут, когда им приказывают, и между этими двумя крайностями есть много переходных стадий. В педагогике нужно всегда иметь в виду, насколько данная натура хочет дисциплины. Нельзя забывать, что есть и такие дети, которые живут только в рамках дисциплины. В педагогической практике это необходимо учитывать. Во-вторых, надо помнить, что, исходя из иерархического понятия о строении человека, проблему дисциплины надо рассматривать иначе, чем в понятии о гармоническом строении человека. В-третьих, о границах дисциплины. Есть вещи, на которые дисциплина не может и не должна распространяться. Особенно важно воспитывать в педагоге сознание того, что есть вещи, на которые даже родители не имеют права посягать, и надо, чтобы дети и воспитатели знали это. Многие семьи не всегда воспитывают в своей среде уважение друг к другу. Уважение к личности – холодный, но глубочайший духовный фактор: у детей есть священные вещи, на которые родители не имеют права посягать, – это и задает границы дисциплине. В тех семьях, где родители это чувствуют и воплощают на практике, создается исключительно здоровая атмосфера. В-четвертых, скажу, что как больных нужно лечить индивидуально, так и воспитывать надо индивидуально. Ужасная вещь – самоуверенность педагога, ему необходимо смирение. Дисциплина должна быть всегда инструментальна, т. е. служить высшей цели. Отсутствие дисциплины иногда даже больше воспитывает, чем самая строгая дисциплина.

Принципиально признавая дисциплину, надо еще сказать, что лучше недисциплинированный свободно-божественный путь человека, чем дисциплинированный небожественный. Дисциплина имеет свои извращения, надо бояться в ней элементов садизма, даже не в смысле наказаний. В каждом из нас не угасли элементы извращенности.

Антиномии дисциплины особенно явно сказываются на опыте духовной жизни. В отношении церковной дисциплины этот вопрос довольно прост, но в духовной жизни дисциплина часто разрушает именно духовность. Η. Н. Афанасьев. По – моему, дисциплины в стоянии перед Богом в глубине духовной жизни быть не может. Дисциплина есть явление социальное и служит для достижения порядка. Задача школы как раз в том и состоит, чтобы создать потребность дисциплины. Беда той школе и нации, которые не приучают к дисциплине, не рождают потребности в ней. Я согласен с утверждением, что дисциплины должно быть как можно меньше, как можно меньше должно быть и правил. Цель дисциплины только в том, чтобы поддерживать порядок.


Источник: Церковь Божия во Христе : сборник статей / протопресвитер Николай Афанасьев ; [сост.: А. А. Платонов, В. В. Александров] ; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2015. - 699 с. ISBN 978-5-7429-0982-8

Комментарии для сайта Cackle