Слово в Неделю сыропустную о посте95
От всякого древа, еже в раи, снеси: от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него (Быт.2:16, 17).
Вот и великий пост уже пред нами! Немного времени остаётся для наслаждений нашему чувственному человеку. Пройдёт ночь, и – св. Церковь возгласит: прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство ангелов и спасение человеков (стх. на ут. в понед.).
Нельзя не встретить с радостию такого дивного гостя. Он идёт с проповедию покаяния и несёт для нас врачевство против недугов душевных и телесных. Как встретим его и с чем? – Древние встречали пост, облекшись во вретище и посыпав главу свою пеплом; а мы встретим его с сыновним послушанием Церкви, с смирением в сердце и молитвою к Богу.
Чтобы ближе и короче ознакомиться с посетителем я предложу вашему усердному вниманию поучительное слово о важности и святости поста, о его силе и действии.
Кто установил пост? – Не человек – это немощное существо, но Творец человека премудрый и всеблагий Бог. Он, создав человека по образу и подобию Своему, тотчас дал заповедь: от всякаю древа еже в раи, снедию снеси: от древа же еже разумети доброе и лукавое не снесте от него. Эта заповедь, по учению св. Отцов Церкви, обязывала человека к высочайшему воздержанию – посту. Для чего установлен пост? – Дабы служил оградою невинности от нападений врага со стороны невоздержания. Дабы был средством к усовершенствованию дарованных от Бога умственных и нравственных сил и способствовал к очищению и как бы одухотворению тела, для обессмертения его. Но человек не соблюл заповеди, нарушив пост, пал: что же делает Всемогущий Бог, заповедав ему поститься? Не изменяя Своей любви к человеку, Он обращает то средство, которое долженствовало предохранять его от падения в спасительный способ врачевания. Тот же самый пост, который обеспечивал душевное и телесное здравие человека в раю, делается врачевством для души и тела. Таким образом первая заповедь о посте изменилась только в предмете, но осталась навсегда в своей спасительной силе. И ныне в приложении к нашему посту действует как коренное начало поста.
Со времен Моисея заповедь о посте подтверждается ясным законом и проповедуется в учении пророков. Нужно ли было приступить к каким чрезвычайным предприятиям? – Употребляли пост. Так Моисей, для принятия закона, по повелению Господню, взошёл на гору Синайскую, и бе тамо четыредесять дней и четыредесять нощей, ни хлеба яде, ни воды пи (Исх.34:28). Нужно ли было приготовиться к принятию каких важнейших откровений? – Употребляли пост. Так, пророк Даниил, готовясь к принятию важнейших откровений, облекся во вретище и постился. Постигало ли какое народное бедствие? Употребляли пост. Так Царь Давид и все бывшие с ним, услышав о смерти Саула и Нафана и поражении Израильтян на горах Гелвуйских, раздраша ризы своя, плакаша и постишася до вечера (2Цар.1:11–12). Требовалось ли раскаяние во грехах? – Употребляли пост. Так Царь Ахав, услышав упрёки и угрозы от пророка Илии по случаю убиения Навуфея, растерзав ризы свои, постился.
Итак вот первая заповедь, развитая в примерах; вот примеры, олицетворяющие заповедь. Эти примеры прошли чрез многие тысячелетия и не потеряли однако же своего таинственного влияния на человека. И ныне есть усердные последователи Моисея в подвигах поста и молитвы, и ныне есть ревностные подражатели Давида, в слёзном раскаянии в своих грехах; и ныне есть чадолюбивые матери, нежные супруги, верные друзья, которые, оплакивая смерть близких своему сердцу, не только прибегают с молитвою к Богу, но и налагают на себя добровольный пост; и для чего? дабы пост споспешествовал молитве возноситься скорее и удобнее к престолу милосердия Божия.
В учении Христовом нет особой положительной заповеди о посте; да и нужно ли было повторять то, что пришло в законную силу? В пришествие Христово на землю пост уже был в большом употреблении. Спаситель освятил пост и подтвердил своим Божественным примером, постився четыредесять дней и четыредесять нощей в пустыне (Мф.4:2). И для кого же Он постился? Не для себя: ибо Он, как безгрешный, не имел нужды в посте, как во оружии против греха; но для нас, дабы мы последовали Его примеру. – Он постился не для очищения себя, ибо был весь чистота и святость; но в пример нам, нечистым и грешным. Судите же после сего, не достойна ли нашего полного уважения наша Четыредесятница, которая учреждена Церковию на основании примера сорокадневного поста Христова? Не свят ли наш пост святостию поста Его? И не велик ли наш пост величием также поста Его?
Св. пост, будучи правильно употребляем, действует сперва на тело, облегчая его от тяжести и грубости плоти, потом на душу, приводя наклонности её в стройный порядок, наконец на дух, доставляя ему свободу и господство над чувственностию. Таким образом наш внутренний человек, который для поста бывает рабом внешнего человека, становится во время поста владыкою я перестаёт раболепствовать чувственным пожеланиям. Не думайте, что это одна только мечта. Если будете поститься, как должно, постом духовным и телесным, то увидите это на своём собственном опыте. Вы увидите умирение всех телесных чувств; заметите прекращение яростных действий той или другой страсти; услышите голос пробуждённой совести; ощутите тишину и спокойствие в сердце; убедитесь в просветлении ваших мыслей и улучшении ваших чувствований; словом, вы испытаете большие перемены во всём существе вашем. Скажете, что все эти качества мы можем иметь и без поста, храня только воздержание. Нет одним воздержанием нельзя довольствоваться. Конечно, где пост, там и воздержание, но не наоборот. Воздержание служит к сохранению здравия, а пост руководствует к покаянию и к умилостивлению Бога. Воздержание потребно всегда, а пост – назначается временно. Первое есть правило благоразумия, а последний – заповедь. Свойство воздержания – умеренность во всяком роде пищи и пития, а принадлежность поста – количество, качество и время в принятии определённой Церковию пищи. Видите, как наше воздержание далеко не то, что пост, и в деле покаяния оно весьма недостаточно. Чтобы очистить себя от грехов в той мере чистоты, которая требуется пред принятием св. Христовых Таин, необходимо требуется сугубый пост, телесный и духовный. Св. мужи, Моисей, Давид, Илия были несравненно воздержнее нас, но и они, чтобы удостоиться общения с Богом, всегда постились. Св. апостолы были несравненно совершеннее нас; но и они в ожидании сошествия Св. Духа не ограничивались одним воздержанием, но пребывали в посте и молитве. Смотря на таких великих постников – кто скажет, что пост ему не нужен? Разве тот, кто не сознаёт нужды в умерщвлении своих страстей.
Молю Бога, да благопоспешит Он нам всем начать и провести Св. Четыредесятницу в душевном здравии, в посте, молитве и покаянии, да совершит Он свою силу в наших немощах! Аминь.
* * *
Произнесено февраля 23, 1845 года.