Слово в пятую неделю св. Великого поста72. О причащении
Приимите, ядите: сие есть тело Мое. Пийте от нея вси: сия бо есть кровь Моя новаго завета (Мф.26:26–28).
Вот что даёт нам, братия, Господь Иисус за наше пощение и исповедание во грехах!
Стоят ли этой Божественной пищи все наши горькие слёзы раскаяния? Стоят ли этой высочайшей награды все наши духовные подвиги? Если сделали мы что приятное и благоугодное Господу, то сделали только повеленное, должное; а такие делатели, по слову Христову, суть раби неключими, то есть, ничего не стоящие (Лк.17:10). Но, братия, любовь Господа к нам так велика, что Он, несмотря на несоразмерность наших трудов с Его наградою, призывает к общению с Собою, и предлагает нам в снедь и питие Своё Тело и Свою Кровь.
Призываясь к Святейшему таинству, мы не нарушим благоговения пред Ним, если вникнем в учредительные слова Господа. Тем паче благоугодим Божественному Учредителю, если смиренным размышлением умножим хотя несколько веру нашу и любовь к Таинству.
Как Господь Иисус учреждал таинство Причащения? Не спешно, но постепенно, приготовляя учеников Своих к принятию его то чудесами, то учением. Какую, например, высшую цель имел Иисус, претворяя воду в вино на браке в Кане Галилейской? Дабы расположить учеников к верованию в возможность преложения хлеба в тело, и вина в кровь. С каким особенно намерением напитал пять тысяч народа пятью хлебами? Дабы приготовить к принятию Божественной пищи в таинстве Причащения. Когда насыщенный чудесным образом народ стал ходить за Ним толпами с тем, чтобы опять увидеть подобное чудо: тогда Господь говорил ему: ищете Мене, не яко видесте знамение, но яко яли есте хлебы, и насытистеся. Делайте не брашно гиблющее, но брашно пребывающее в живот вечный, еже Сын человеческий вам даст (Ин.6:26–27). На какое брашно указывал им, как не на Тело и Кровь Свою? И когда народ просил у Него небесной пищи, подобной манне, тогда Он говорил уже прямо: Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки. И хлеб, егоже Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира (Ин.6:51). Говоря таким образом, Он возводил мысли учеников и народа к такому хлебу, который сойдёт не с неба, а со Креста. Здесь он созреет, и отсюда соберётся в пространнейшую в мире житницу, в Церковь Христову.
Как Он установил таинство, где и когда? Установил в горнице, где совершил последнюю вечерю, пред самым страданием. Совершив последнюю Пасхальную вечерю, Он взял хлеб, благословил его, преломил и, подавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть тело Мое. Потом взял чашу, воздал хвалу Богу и, подавая её ученикам, сказал: пийте от нея вси: сия есть кровь Моя. Причастив таким образом учеников Своего Тела под видом хлеба, и Своей Крови под видом вина, присовокупил: сие творите в Мое воспоминание (Лк.22:19–20).
Очевидно, что Спаситель дал заповедь – совершать таинство не одним ученикам, но и преемникам их для всех верующих до скончания века. Он хотел, чтобы Сионская горница никогда не преставала существовать на земле, вечеря – никогда не прекращалась, трапеза – никогда не оскудевала, хотел навсегда присутствовать в Сионской горнице, и – присутствует; всегда распоряжать вечерию, и – распоряжает; всегда давать Себя в снедь и питие верующим в Него, и – даёт.
В самом деле, не Сионскую ли горницу представляет сей св. храм? Не таинственная ли вечеря происходит во время Божественной литургии? Не трапезу ли Господню изображает престол? Не Тело ли и Кровь Христовы лежат на трапезе? Не Сам ли Он есть приносяй и приносимый, приемляй и раздаваемый? Не истинного ли Тела и истинной Крови приобщаются все верующие в Него?
Приимите. Это значит, что мы нуждаемся в чём-либо, – ибо Господь не даёт ничего без нужды, значит, что мы не можем жить долго, если не примем. Так и есть. Аще не снесте, говорит Христос, плоти Сына человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе (Ин.6:53). Ядите. Видно, что нуждаемся мы в духовной пище. И подлинно, ничто земное не насыщает нашей бессмертной души: она при всех благах земных и удовольствиях всегда алчет и жаждет благ совершеннейших. Но как ясть, спросите? Часто или редко, мало или много? Тело Христово есть хлеб животный; а хлеб редко ли вкушаем? Кровь Его есть питие жизни; а в питии редко ли нуждаемся? Тело и Кровь преподаются во исцеление души и тела; а врачевство не должно ли быть употребляемо часто, как часты болезни душевные? Мало ли, много ли ядим – это всё равно. Если примем и одну крупицу хлеба животного, и одну каплю пития жизни: то и капля сильна погасить весь пламень страстей и очистить всю горечь грехов, и крупица сильна напитать всю душу и сердце: потому что в них мы приемлем – всего Христа.
Сие есть Тело Мое. Не испытуй, возлюбленный, как хлеб прелагается в Тело. Это есть высочайшая тайна всемогущества Божия, Его премудрости и любви. Веруй и благоговей пред нею.
Пийте от нея вси. Слова понятны; но есть одно, в котором сокрывается глубокая мысль. Примечаете ли это слово? Самое малое: вси. Знаете ли, почему Спаситель, говоря: ядите, не присовокупил – вси? Потому, что многие могут не иметь крепости и сил, чтобы ясть; например, младенцы и некоторые больные. И почему, говоря: пийте от нея, прибавил вси? Не потому ли, что предвидел, что явятся самочинцы, которые не допустят до св. Причастия младенцев и малолетних до известного возраста, и заповедал: пийте от нея вси? Не потому ли, что предвидел, что найдутся люди, которые признают справедливым и нужным отнять у мирян чашу жизни вечной, и повелел: пийте от нея вси? Говорят, где тело, там и кровь. Но такое мнение – не самопроизвольное ли мудрование? Учит ли так Иисус Христос, учреждая Таинство? Изъясняют ли так Его ученики и апостолы, говоря о вкушении Тела и Крови Христовой? Напротив, Спаситель, где ни говорит о сем предмете, везде заповедует приобщаться Тела и Крови: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин.6:56). Апостол Павел повторяет то же: да искушает же человек себе, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет (1Кор.11:28). Не спорь же, самочиние, чтобы Причащение было полно и совершенно под одним видом. Не почитаешь ли мирян недостойными Святейшей Крови? Но Спаситель пролил её на кресте за всех – за владык и рабов, богатых и бедных, старцев и младенцев. Не думаешь ли усвоить себе большую святость пред меньшею братиею? Не усвояешь, а лишаешься и той, которую думаешь иметь, отнимая у них неоценённый дар Крови Христовой.
Сия есть кровь Моя новаго завета. Известно, что Ветхий Завет был утверждён кровию тельцов и козлов, которая, заимствуя силу от крови, имевшей пролиться на Кресте, очищала от грехов. Иисус Христос, учреждая новый завет, утвердил его и запечатлел Своею Кровию; и сия-то кровь преподаётся нам в таинстве Причащения во очищение грехов. Не любопытствуй, повторяю, и здесь, как прелагается вино в Кровь: это недоступно не только уму человеческому, но и ангельскому. Св. вера, одна она, может видеть сквозь видимое невидимое.
В таинстве Причащения заключается вся полнота даров духовных. Хотите ли, чтобы таинство озаряло ваш ум и согревало ваше сердце? Веруйте, – ибо Тот, кто называет себя хлебом животным, есть свет миру. Хотите ли обрести в таинстве мир, правду, радость о Дусе Святе (Гал.5:22), чистые наслаждения сердца, святые восторги духа? Веруйте, – ибо Тот, кто даёт себя в снедь, есть источник всякого блага. Хотите ли иметь новый ум, новое сердце, новую жизнь? Веруйте, – ибо Тот, с кем входите в общение, есть наш Творец и Искупитель наш. Отец, не пощадивший Сына Своего, но предавший Его за всех нас, даровал с Ним, по слову апостола, вся (Рим.8:32). Сын, приобщая нас Своего Тела и Крови, не дарует ли с сим также всего?
Исполним, братия, заповедь Христову, и удовлетворим вашим духовным потребностям. Вкусим Тела Христова и испием Крови Его, – испием вси. Аминь.
* * *
Произнесено марта 12, 1839 года.