Слово в пятую неделю св. Великого поста71
Не веста, чесо просита (Мк.10:38).
Выслушав Евангелие, которое читалось за час пред настоящею минутою, спросим самих себя, братия, какие слова и мысли особенно подействовали на наше сердце?
По моему чувству, упрёк Спасителя, сделанный двоим ученикам за неприличное прошение, и наставление Его, как нужно достигать высших степеней славы, весьма поучительны. Вникнем и увидим.
Двое учеников, как выше сказали, Иаков и Иоанн просили себе первых мест в Царствии небесном. Даждь нам, говорили они, да един одесную Тебе и един ошуюю Тебе сядева во славе Твоей (Мк. 10, 37). Прошение было не без основания. Просить заповедал Сам Учитель; искать Царствия Божия, и искать прежде всего приказал Он; посадить их на двенадцати престолах в Царствии Своем обещал Он же. За что бы, казалось, упрекать учеников в незнании? Все это так по суду нашему, но не так по суду Христову. Прошение их оказалось несообразным ни с духом смирения, коему учил Спаситель, ни с обстоятельствами, в которых они находились. Прилично ли вам, как бы так говорил Учитель, прилично ли вам желать первенства пред другими? Не Я ли говорил, когда вы спрашивали Меня, кто больше в Царствии Небесном, – не Я ли говорил вам, что кто умалится, как дитя, тот и больше (Мф.18:1–5)? Не внушал ли, что всяк возвышающий сам себя, унизится; а унижающий себя, возвысится (Лк.18:14)? Но вы позабыли. Не веста, чесо просита. Притом время ли теперь просить первых мест в славе Моей, когда настает время страданий и смерти? Се восходим во Иерусалим, и Сын человеческий предан будет архиереом и книжником, и осудят Его на смерть, и предадят Его языком, и поругаются Ему (Мк.10:33). Сколько раз Я говорил вам, что Сын человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его (Мк.9:31). Но вы забыли. Не веста, чесо просита.
Сколь справедливо был сделан упрёк ученикам, столь же справедливо может он быть приложен и к нам. Не часто ли мы просим и ищем, чего сами не знаем? Так, одни домогаются вольности, тогда как жить под надзором и распоряжением доброго и благоразумного господина гораздо спокойнее и безопаснее, нежели жить по своей необузданной воле; другие желают иметь более и более сокровищ, тогда как некуда девать и того, что имеют; одни просят лучших, выгоднейших мест, имея у себя все выгоды и удобства в жизни; другие ищут иноземных произведений природы и искусств, имея обилие в своих родных произведениях, не менее полезных и приятных. Что сказали бы вы таковым просителям и искателям, если бы они стали просить у вас, или чрез вас, об удовлетворении своих желаний? Не знаете, чего просите.
Иисус Христос, отказав ученикам в прошении, спрашивал их: можета ли пити чашу, юже Аз пию, и крещением, им же Аз крещаюся, креститися (Мк.10:38), то есть, можете ли участвовать в моих страданиях и кресте? Сказали решительно можева (Мк.10:39). Но что случилось? Когда Иисус Христос отходил на молитву и говорил им: пождите зде, и бдите со Мною (Мф.26:38), они не могли и единого часа пробыть с Ним во бдении; а когда Иудеи возложили на Него руки, тогда они вместе с прочими оставльше Его, бежаша (Мк.14:50). Где обещание? и куда девалась возможность?
Как часто недостаток в знании себя и меры своих сил и способностей примечается во многих просителях и искателях! Спросите их: можете ли выполнять со всею точностью ту должность, которую просите? Можем. Имеете ли к тому силы и способности? Имеем. Но определите их к должности по их желанию, и увидите, как многие из них пусты и далеки от возможности. Позволительно просить лучших, выгоднейших мест, искать высших степеней чести и могущества, – только надобно и знать хорошо, чего просим и ищем, и уметь хорошо тем владеть и пользоваться, что получим и найдём. Рабам нравится свобода, которою пользуются их владельцы; но сделайте их свободными, они испортятся, не зная, как управлять собою. Людям незнатным нравится быт благородных людей; но сделайте их благородными, они потеряются среди приличий света, не зная, в чём состоит истинное благородство духа. Не давайте меча, кто не умеет владеть им; не давайте пера, кто не умеет писать им. Тот и другой не знают, чего просят. Пусть силы и способности будут выше звания; но никогда не должно домогаться звания выше сил и способностей. Должность по силам приятна, а должность сверх сил скучна и изнурительна. Опыт говорит: не бери на себя тяжести, под коею падешь; разум говорит: не принимайся за дело, которого сделать не умеешь; Слово Божие говорит: высших себе не ищи (Сир.3:21). Как всё это нужно и полезно знать людям, которые просят и ищут!
Ученики, Иаков и Иоанн, пожелав первых мест, нарушили мир между прочими учениками. И слышавше десять, начаша негодовати о Иакове и Иоанне (Мк.10:41). Вот каково желание первенства! Возродясь в двоих, оно потрясло десятерых. Не видно, что говорили они искателям первых мест, но вероятно, обличали их в неблаговременном стужении Учителя, а может быть представляли и свои права на получение первенства.
Не подобное ли негодование происходит и между нами, когда видим в ком, особенно равном себе, дух превозношения и честолюбия? Этот дух всегда соприкасается нашему самолюбию. Чем оно сильнее, тем прикосновение его чувствительнее. Мы не любим превозношения в других, равно и другие не любят в нас. От этого никогда не бывает взаимной любви между людьми честолюбивыми. Один другого ненавидит; один другому не уступает; один другого старается очернить и низринуть; и за что? За один шаг вперед, за одно первое место впереди. О! Как мало ума в человеке, который оскорбляется мелочами! Неужели может существовать, когда равенство во всём между людьми? Надобно же быть первым кому-либо одному; а всем быть первыми невозможно.
Иисус не оставил искушения, коему подвергались Апостолы, без уврачевания. Он даёт им наставление: иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга (Мф.20:26), и поставляет Себя в пример: ибо Сын человечь не прииде, да послужат ему, но да послужит, и даст душу Свою избавление за многи (Мф.20:28).
Видишь ли, христианин, какая высокая мысль сияет в наставлении Спасителя? Видишь ли, какая высокая добродетель светит в Его примере? Чтобы быть первым, надобно быть последним; чтобы быть старшим, надобно быть слугою всех. Вот каково врачевство противу духа превозношения и преобладания!
В самом деле, в чём должно состоять истинное величие христианина, как не в смирении духа? В чём должно заключаться преимущество наше и совершенство, как не в преимуществе служения нашего пред другими благу ближнего? Для чего поставлены разные степени власти и чести, одна другой выше? Для того, дабы удобнее видеть в них нужды ближнего и помогать ему. Для чего возводят нас с одной степени на другую? Дабы возводить нам ближнего от одной добродетели к другой. Благо ближнего должно предшествовать благу собственному, – и ближний должен быть всегда выше нас в наших заботах, какое бы место ни занимали мы в обществе.
Вот сколько мыслей доставило нам чтенное ныне Евангелие! Вспомним об них, если вздумаем просить чего и искать, и воспользуемся ими, если выпросим что и найдём. Утешительно быть в чести у ближнего, но утешительнее быть в любви у него. Послужим, братия, друг другу любовию, честию друг друга больша себе творяще (Флп.2:3). Аминь.
* * *
Произнесено апреля 4, 1837 года.