Слово в четвёртую неделю св. Великого поста70
И возмет крест свой (Мк.8:34).
Есть минуты, в которые люди ни о чём более не думают и ничего более не желают, как золотых крестов для украшения груди в вознаграждение своих заслуг и трудов; а бывают ли минуты, в которые бы мы помышляли и просили себе крестов, которые возлагает Бог и о которых написано: иже не приимет креста своего и в след мене (не) грядет, несть мене достоин (Мф.10:38). Остановимся на этом размышлении хотя здесь, в храме Божием, где наиболее случается слышать слово о кресте.
Заповедь Господня о кресте, данная ученикам Христовым, а в лице их всем нам, не требует от нас, чтобы каждый взял тот великий крест, который несён был Иисусом от Иерусалима на Голгофу, не требует, чтобы каждый распинал себя и умирал поносною смертию; но заповедует взять крест тех скорбей, страданий, искушений внешних и внутренних, какие каждому в особенности ниспошлёт премудрое и всеблагое Провидение. Наш крест должен быть только подобием креста Христова.
У каждого из нас есть или может быть свой крест внутренний, подобный внутреннему кресту Христову, кресту самоуничижения, кресту духовных скорбей (Мф.26:38): надобно взять его! Какой крест? Есть довольно крестов. Благочестивая печаль о своих грехах – что, как не крест внутренний? Изнурительная борьба с искушениями плоти и мира – что, как не крест невидимый? Скорбные подвиги в умерщвлении своих страстей – что, как не кресты душевные? Возьмите и несите. Так, никто не достигал успеха в самоотвержении без скорбей сердца, и никто не побеждал никакой страсти без страданий души. Ни один шаг вперёд на пути за Христом не достаётся даром, и ни одна добродетель не приобретается ленью и беспечностью. Наши страсти злы и мстительны; наши пристрастия к земным благам неотвязчивы и неумолимы; наши навыки ко греху упорны и жестоки. Чего стоит обуздать страсть, пресечь пристрастие, победить навыки? Здесь плоть и кровь восплачутся и восстенают, не дадут покоя своими искушениями и измучат. А обуздав хотя одну страсть, прекратив хотя одно пристрастие и победив хотя один навык, можем ли оставаться в покое на одно мгновение? Не требуется ли новый крест непрерывного бдения, чтобы укрощённая страсть опять не возникла и не ожесточилась, – крест прилежной молитвы, чтобы Господь не оставил без подкрепления и помощи, – крест неусыпных забот и попечений, чтобы не опустеть добрыми делами. Взять этот крест заповедовал сам Господь, говоря Своим ученикам: бдите и молитеся, да не внидите в напасть (Мф.26:41); ношению этого креста учил христиан и ап. Павел, говоря: трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит иский кого поглотити (1Пет.5:8).
У каждого из нас есть или может быть свой крест внешний, подобный кресту Христову. Кому из нас, христиане, неизвестно, сколь он был беден? Кто не знает, как преследовал Его, ещё суща младенца, Ирод? как Иудеи поносили Его учение, бесчестили Его дела и клеветали на Его чудеса? Кто не читал в Евангелии, как Иудеи старались уловить Его словом, низринуть Его с горы и побить камением? Кому неизвестны Его жесточайшие страдания на Голгофе и поносная смерть? Всё это – бедность, нищета, гонения, поношения, поругания, клевета, преследования, биение, распятие и позорная смерть: какой тяжёлый и великий крест! И из какого множества разнообразных крестов был составлен он! Подобный крест надобно взять и нам, христиане. Где этот крест? Он в руках Провидения, и так близок к нам, как близки к нам обстоятельства нашей жизни. Взять крест – значит так принимать скорбное посещение Божие, как обыкновенно принимаем неизвестные нам врачевства, в надежде исцеления от болезни; взять крест – значит не убегать его и не сопротивляться ему. Что же значит взять крест свой? И это нетрудно понять. Приходит ли к кому нищета и бедность, да терпит благодушно, без ропота лишения и скорби нищеты и бедности; лишился ли кто своих родных, друзей, благодетелей, да благословит Господа, – постигла ли кого болезнь, подвергся ли кто оскорблениям, клевете, преследованиям, да памятует, что всем сим управляет любовь Божия и да приемлет с благодарением дар промышления Господня, устрояющего спасение души. Таким образом, у каждого из нас будет свой крест, хотя одинаковый с другими крестами по цели, но различествующий по происхождению. Нередко случается, что вслед одного креста идёт другой, третий, четвёртый, что беда следует за бедою, как стрела за стрелою и пронзают сердце со всех сторон. Что тут делать? Не отчаиваться и не роптать на промысл Божий. Да возмем многосложный крест с покорностию воле Божией и понесём с терпением. Если благодать Божия, по слову Апостола, избыточествует там, где умножается грех: то не паче ли должна избыточествовать, где увеличиваются скорби и страдания? Чем неослабнее и терпеливее несём бремя креста, тем обильнее ниспосылаются дары Божии, приобретённые крестом Христовым: якоже избыточествуют страдания Христовы в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше (2Кор.1:5). Пример утешительной помощи Божией видим в Иове. Сколько бед имел он! И сколько зол приражалось к его сердцу! Но он устоял в преданности воле Божией, вытерпел, за всё благословляя имя Господне, и стяжал сугубое благословение Господне. Образ приимите, братия моя, злострадания и долготерпения, пророки иже глаголаша именем Господним. Се блажим терпящие: терпение Иовле слышасте и кончину Господню видесте, яко многомилостив есть Господь и щедр (Иак.5:10–11).
Идти за Христом хочется; но взять креста – не хочется: вот что наиболее происходит в нашем сердце – борьба желаний! Странное дело! Неужели последователи мира, идя по широкому и пространному пути, живут без скорбей и страданий? Посмотрите на честолюбца, как он мучится и страдает от одного оскорбительного слова, на сластолюбца, как он расстраивает своё здоровье, дав полную волю своему сластолюбию господствовать над собою, на корыстолюбца, как он трясётся, мучится и леденеет, потеряв какую-либо часть из своего имения, неправдою приобретённого! Как же хотеть, чтобы путь Христов был усеян радостями и наполнен удовольствиями! Как хотеть, чтобы последователи Христовы наслаждались всегда спокойствием, довольством и счастием! Подумайте и судите: не лучше ли променять скорби и страдания, причиняемые нам грехом и страстями, на скорби и страдания, возлагаемые на нас правдою и благостию Божиею?
Крест Христов послужил нам избавлением от грехов и средством примирения с правосудием Божиим. Для подобной же цели заповедует нам Господь взять крест свой. Наш крест скорбей и страданий предохраняет нас от рассеянности и забвения о заповедях Христовых; возбуждает внимательность к себе и к путям промысла Божия. Видим пример в царе Давиде. Благо мне, говорит он, яко смирил мя еси, да научуся оправданиям твоим (Пс.118:71). Наш крест попирает наше самолюбие и гордость, и научает смирению и покорности воле Божией. Видим пример в ап. Павле. Дадеся мне, говорит он, пакостник плоти, ангел сатанин, да ми пакости деет, да не превозношуся (2Кор.12:7).
Наш крест укрощает вожделения плоти. В этом уверяет нас св. ап. Пётр своим словом: пострадавый плотию, преста от греха (1Пет.4:1). Наконец, наш крест есть несомненный залог любви Божией к нам: его же любит Господь, наказует. Биет же всякаго сына, его же приемлет. В убеждении в пользе от действия скорбей и страданий, Царь-пророк молился: искуси мя Боже и увеждь сердце мое, аще путь беззакония есть во мне (Пс.138:23). А св. апостол хвалился скорбями и радовался во страданиях. Не довольно убеждений и примеров: обращаюсь к опыту. Когда мы бываем благочестивее, прилежнее к молитве, усерднее ко храму Божию, смиреннее и покорнее судьбам Всевышнего? Во дни счастия, или во дни бедствия? Под крестом, или без креста? Что скажете на сие?... Мы ещё не научились радоваться в скорбях и страданиях? Но рано ли требовать, чтоб мы скорбели о своих грехах скорбию по Бозе (Деян.14:22), скорбию искреннего и постоянного покаяния? Рано ли требовать, чтобы скорби, которыми посещает нас Господь, мы принимали с терпением, и, когда изнемогает терпение, подкрепляли оное молитвою к Богу? Мы не младенцы, которых учат, как надобно Богу молиться, мы, благодарение Богу, уже далеко прошли по пути христианской жизни. Пора, пора подумать о спасении души, о будущей жизни, о Царствии Божием.
христиане! Предложенные теперь размышления да побудят нас встречать крест скорбей и страданий не как врага и мучителя, но как врага душевных болезней, как посланника Божия, как вестника любви Божией: его же любит Господь, наказует. Аминь.
* * *
Произнесено марта 2-го, 1847 года.